Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Июль, № 7,2009
Соискатель

Развитие института социального обслуживания семьи и детей в Азербайджанской Республике

 

Проблемы семьи и детства в нашей республике приобрели общегосударст­венные масштабы, имеют общенациональный характер, а также свиде­тельствуют о том, что сфера семьи и детства находится в кри­зисном состоянии. Автор Диссертант Института Философии, Социологии и Права НАН Азербайджана Малахат Гаджиева считает, что в последнее время общество и государство не используют все имеющиеся у них возможности для обеспечения должной заботы о своем буду­щем — детях.

  

Положение семьи и детства в Азербайджанской Республике — один из важных реформ проводимых в стране. Потому что в первых годах переходного периода росло число социальных сирот, преступность несовершеннолетних, пьянст­во, наркомания и другие формы нестандартного поведения, инфекции, снижение посещаемости школ. Одновременно число детей в домах интерната увеличилось. Но самое страшное в том, что эти явления происходят на фоне равнодушия, непро­фессионализма, жестокости взрослых, неэффективности существующих институтов социальной защиты и реабилитации семьи и детства.

Существующий экономический кризис, существующий в первые годы независимости пагубно влиял прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно было из таких показателей, как увеличение число бедных семей в стране; увеличение числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолет­ними; рост числа детей, оставшихся без родителей; рост числа несовер­шеннолетних убегающих из дома и др.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны государства. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни. Государство гарантирует защиту прав детей, находящихся в труд­ной жизненной ситуации.

На XX международном Конгрессе «Семья на пороге тысячелетия», в одном из выступлений было емко и точно сфор­мулировано понятие взаимосвязей семьи и государственной семейной по­литики: «политика семьи — политика государства» (4, с. 124-142), т.е. подчеркнута неразделимость и взаимообусловленность политики государства в отноше­нии семьи, и семьи — по отношению к государству.

Мировой исторический опыт свидетельствует, что семья в периоды любых потрясений и кризисов остается наиболее устойчивой социальной структурой.

Государство заинтересовано в нормальной, активно действующей се­мье, способной выработать новую жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание в условиях нестабильного трансформирующегося общества, но и успешно развиваться.

В переходный период, когда государство еще не выработало эффек­тивных механизмов регулирования рыночной экономики, и только начал­ся процесс формирования гражданского общества, возрастает роль семьи в развитии государства, становлении гражданского общества и патриоти­ческом воспитании гражданина АР.

Как отмечает М.Д. Демирчиева, семья является бесспор­ной общечеловеческой ценностью, транслятором культурного наследия, национальных традиций и этических норм, значение которых сегодня возрастает не только для каждой отдельной личности, но и для страны в целом (4, с. 124-142).

К сожалению, в нашей республике не становится меньше детей, которым требу­ется особая защита и поддержка взрослых. Если в прошлые времена боль­шую часть таких детей составляли дети-сироты, то в последнее время мы наблюдаем активный рост количества социальных сирот, детей, которые брошены родителями или отобраны у родителей, не выполняющих свои обязанности по их воспитанию и содержанию.

В настоящее время необходимо создание социальных служб для таких детей. Службы будут разрабатывать индивидуальную программу социаль­ной реабилитации каждого такого ребенка, включающую оценку состоя­ния его здоровья, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры социальной реабилитации. В случае установления су­дом вины родителей или лиц, их заменяющих в нарушении прав детей, компенсация вреда, нанесенного детям, будет определяться судом с уче­том проведения обязательных мер по социальной реабилитации и адапта­ции ребенка.

Значительное место в профилактике детского и семейного неблагополучия отводится системе социального обслуживания семьи и детей, формированию оптимальной сети учреждений социального обслуживание предоставляющих разнообразные услуги детям, семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В правовой литературе понятие социального обслуживания не­редко отождествляется с оказанием государством различного рода услуг лишь лицам престарелого возраста и инвалидам (2, с. 158-162). Я. М. Фогель рассматривает социальное обслуживание как са­мостоятельную систему, предназначенную для удовлетворения разнообразными услугами специфических потребностей нетрудо­способных членов общества в целях восстановления и повышения их трудоспособности, сохранения и развития ими социально-обще­ственных, трудовых, бытовых и других отношений и связей с об­ществом (9, с. 31).

Аналогичную позицию занимал и А. II. Егоров. По его мнению, социальное обслуживание престарелых и инвалидов есть не что иное, как их социально-трудовая реабилитация, под которой он по­нимал осуществление комплекса мероприятий, при котором возни­кают регулируемые как нормами права, так и нормами морали об­щественные отношения между инвалидами и престарелыми, с одной стороны, и компетентными государственными органами — с другой по восстановлению (или поддержанию на должном уровне) меди­цинского, профессионального, трудового и социального статуса, а также их трудовое устройство, порядок выплаты продолжающим за­ниматься общественно полезной трудовой деятельностью престаре­лым и инвалидам пенсий и пособий и, кроме того, оказание им дру­гой помощи (5, с. 19).

М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова справедливо полагают, что соци­альное обслуживание нельзя сводить только к предоставлению со­циальных услуг престарелым и инвалидам, ибо это понятие более емкое, поскольку охватывает широкий круг лиц, предусмотренных в законе (6, с. 7).

Современный этап развития законодательства дей­ствительно существенно расширил как круг лиц, имеющих право на социальное обслуживание, так и виды социальной помощи, предос­тавляемой им. Вот почему в науке права социального обеспечения используется как узкое, так и широкое понимание термина «соци­альное обслуживание».

В узком смысле слова под социальным обслуживанием часто по­нимают предоставление социально-бытовых услуг определенным категориям граждан, указанным в законе: помощь в ведении хозяй­ства, предоставление бесплатного питания, помещение в учрежде­ния социальной защиты и др. В широком смысле социальное обслу­живание включает в себя все иные, помимо денежных выплат, виды социального обеспечения (7, с. 490-494). В этом смысле социальное обслужива­ние предполагает: охрану детства; охрану материнства; охрану по­жилых; охрану инвалидов; вопросы воспитания; консультации.

Опираясь на изученные материалы, следует гово­рить о многогранности подхода к самому понятию социального об­служивания. Правоведы считают, что цель социального обслужива­ния заключается в охране права на достойную жизнь. Политики часто используют понятие социального обслуживания в качестве политического лозунга. Экономисты понимают социальное обслу­живание как перераспределение доходов.

Закон АР от 22 июня 2001 г. «О социаль­ном обслуживании престарелых» определяет социальное обслуживание как деятельность совокупности уход на дому, организация медицинских, психологических, юридических и других помощь направленных на удовлетворение потребностей престарелых со стороны организации по социальному обслуживанию независимо от их формы собственности.

А закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определя­ет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социаль­но-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуа­ции» (3, с. 123).

Учитывая изложенное, понятие социального обслуживания сле­довало бы толковать в обоих указанных смыслах, ибо именно в та­ком толковании наглядно и полно прослеживается взаимосвязь со­циального обеспечения как целого и социального обслуживания как части этого целого. Сказанное вполне применимо к характеристике социального обеспечения и социального обслуживания с позиций не только семантического, но и правового содержания (как отрасли права и ее института).

В связи с этим под социальным обслуживанием, по нашему мнению, следует понимать один из видов социального обеспечения, направленный на предоставление специальными органами государ­ства (либо иными по его уполномочию органами) гражданам, попавшие трудное жизненное условию, раз­личных материальных услуг бесплатно или на условиях частичной оплаты с целью предотвращения наступления либо снижения нега­тивных последствий наступивших социальных рисков с целью уси­ления их социальной защиты.

В современной нашей республике много жителей вытеснены из гражданского состояния, пребывают в социальной изоляции и нищете, обделены в элементарных правах на нормальные условия существования и отчуждены от социума.

Решать проблемы этих людей способно только государство при уча­стии гражданского общества. Люди, не имеющие определенного места жительства или работы, средств к существованию, потерявшие себя среди людей в государстве, относящем себя к социальному, должны быть соци­ально устроены в интернатах или центрах социальной реабилитации для адаптации, оказания им необходимой помощи и возвращения к граждан­ской жизни.

Пока же в стране не хватает на всех отверженных ни мест в интернатах, ни средств, ни внимания и заботы.

Столь же виртуальным в современных условиях является и «право на достойную жизнь».

М.Н. Алиев отмечает что, конституционно-правовая категория «дос­тойная жизнь человека» относится к числу развивающихся в российском праве, и поэтому критерии «достойная жизнь», «нужда», «уровень жизни» и т. д. Законодательно еще не определены. Практика пока пользуется ус­тановленным минимальным уровнем оплаты труда, доход ниже которого считается недопустимым» (1, с. 59). Но в том-то и содержится вся горечь положе­ния, что минимальная оплата труда столь ничтожна, что не может обеспе­чить «достойную жизнь», обрекая людей на недостойную жизнь. В таком же положении находятся семья и детство.

Социальное обслуживание детей — самостоятельный, обособленный вид социального обслуживания. Его специфика определяется особенно­стями контингента.

В Государственном Программе охватывающий 2006-2015 годов «Передаче детей к семям в государственных детских учреждениях (Де-институсионализация) и альтернативная забота Утвержденная Распоряжением Президента АР от 29 марта 2006 года указано о 21 000 детей в указанных учреждениях. Но независимые исследователи считают, что их число превышает 26 000 (8, с. 5). Наиболее распро­страненными являются социальные приюты для детей и подростков. Считаем целесообразным создание территори­альных центров социальной помощи семье и детям, отделения по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения, реаби­литационные центры для детей с ограниченными возможностями и др. А также приоритетное развитие должен получить социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

В качестве других структурных подразделений в учреждениях социального обслуживания семьи и детей должен функционировать: стационарные отделения для несовершеннолетних, отделения реабилитации для детей-инвалидов, отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

 

Литература

 

1. Алиев М.Н. Право на достойный уровень жизни - одно из основных прав граждан (на основе законодательства АР) // Вопросы трудового права, М., 2007, № 1

2. Алиев М.Н. Понятие и принципы социального обслуживания / Актуальные проблемы государственного и правового строительства в АР. Сборник научных статей. Выпуск 12. Баку, 2005 (на азербайджанском языке)

 3. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратева З.А.. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2008

4. Демирчиева М.Д. Влияние государства и его экономики на семью / Актуальные проблемы государства и права в АР. Сборник научных трудов. Баку: Адилоглы, 2007

5. Егоров А. Н. Социально-трудовая реабилитация инвалидов и престаре­лых (правовой аспект). М., 1985

6. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров. М., 1987

7. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2005

8. Исследование «Причины передачи детей в дома интернатов» проведенный организаций совместной помощи Азербайджана. Баку, 2004

9. Фогель Я. М. Социальное обслуживание инвалидов и лиц пенсионного воз­раста. М., 1980

 

Резюме

За последние годы государственная социальная политика в интересах детей, реализуемые целе­вые программы, прежде всего в области образования, воспитания, здраво­охранения, организации детского отдыха создали реальные предпосылки для положительной динамики охраны прав и законных интересов детей.

Однако принимаемые усилия оказались недостаточными для преодо­ления существующих трудностей, прежде всего, таких как увеличение ко­личества бедных семей, низкого уровня социальных выплат и льгот, адре­сованных детям, рост числа социально обусловленных заболеваний, сни­жения общедоступности качественного образования, предоставления медицинских и других услуг, предоставляемых детскому населению и семьям, имеющим детей.

д.ю.н. М.Н. Алиев

 

 Summary

This article highlights the development of the social service institution of family and the children in the Republic of Azerbaijan.

Здесь должны быть комментарий