Лента новостей
0

Государственная система социального обеспечения

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 27.08.2010 22:26 Фото: zakon.kz

Аспирант Института Философии, Социологии и Права НАН Азербайджана Адил Мустафаев рассматривает понятие «форма социального обеспечения» и высказывает свою точку зрения.

Государственная система социального обеспечения

 

Аспирант Института Философии, Социологии и Права НАН Азербайджана Адил Мустафаев рассматривает понятие «форма социального обеспечения» и высказывает свою точку зрения.

 

В период социализма в зависимости от особенностей общественно полезной деятельности отдельных категорий трудящихся и видов обеспечения отечественные специалисты выделяли следующие организационно-правовые формы:

1) государственное социальное страхование рабочих и служащих, членов кооперативов и некоторых других лиц;

2) социальное страхование колхозников;

 3) социальное обеспечение колхозников за счет централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников;

 4) социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета;

 5) обеспечение за счет специальных фондов общественных организаций (1, с. 13).

Однако по вопросу

К.С. Батыгин рассматривал форму социального обеспечения в двух смыслах: как способ удовлетворения потребностей граждан в старости и при нетрудоспособности; как способ осуществления конституционного права (2, с. 19). В первом случае формами обозначены денежные выплаты и материальные блага, т.е. конкретные виды социального обеспечения.

М.И.Полупанов называл формой социального обеспечения «совокупность государственных и общественных мероприятий по обеспечению граждан в установленных законом случаях материальными благами, льготами и услугами алиментарного характера из общественных фондов потребления, характеризующихся единством круга обеспечиваемых лиц, тождеством системы формирования фонда обеспечения и самостоятельностью его организационной структуры» (3, с. 17).

По мнению И.В. Гущина, правовые формы социального обеспечения представляли собой составные элементы государственной системы, «являющиеся в то же время организационно обособленными комплексами опосредованных нормами права общественных отношений по социальному обеспечению отдельных контингентов трудящихся...» (4, с. 31). Объективным основанием для их разделения при социализме служило наличие двух форм собственности — государственной и колхозно-кооперативной.

В.Ш. Шайхатдинов рассматривал организационно-правовые формы лишь как способы образования фондов, предназначенных для социального обеспечения, которые включают только отношения по аккумуляции средств и управлению созданными фондами, но не охватывают отношений по предоставлению гражданам обеспечения и обслуживания (5, с. 13). Однако не ясно, почему особая организационно-правовая форма требуется только для сбора средств, а для распределения она не нужна. Гораздо логичнее считать, что как сбор средств, так и их распределение производятся в определенных организационно-правовых формах, отличающихся друг от друга по субъектам, содержанию, объектам и другим существенным признакам.

Любое страхование, как коммерческое, так и социальное, базируется на идее разделения убытков, возникших у одного застрахованного, между всеми участниками страхования. В этих целях создается денежный фонд за счет взносов заинтересованных сторон, из которого при наступлении установленного законом страхового случая (события) выплачивается пенсия, пособие или оказывается медицинская услуга. Если право на пенсию, пособие или услугу реализуется в рамках обязательного социального страхования, то наступает коллективная материальная ответственность за индивидуальный риск, которая выражается в «солидарности» участия в создании финансовой базы. Вред от наступления страхового случая покрывается не только потерпевшим лицом, но и всеми застрахованными, а также другими лицами, принявшими на себя ответственность за риск.

Еще в начале века профессор Воблый подчеркивал, что страхование от социального риска является особым видом деятельности, в котором социальный элемент выступает на первый план. Именно поэтому его целесообразно «передать в руки государства, которое по своей сущности и призвано содействовать благу всего народа, а не интересам определенной группы капиталистов» (6, с. 20).

Социальное страхование должно быть государственным по нескольким причинам. Во-первых, оно является более надежным, так как государство имеет настолько широкое страховое поле, что ему не страшны значительные количественные колебания страховых случаев, нередко приводящие частные страховые компании к банкротству. Во-вторых, социальное страхование более дешево, поскольку государство ставит своей целью не получение дохода, а наилучшую защиту населения от социального риска. В-третьих, социальное страхование охватывает некапиталоемкие и особо опасные страховые случаи, которые остаются за пределами коммерческого страхования (например, страхование по безработице, по временной нетрудоспособности, на случай инвалидности от трудового увечья или профессионального заболевания работников вредных и опасных производств). В-четвертых, помимо предоставления средств существования, социальное страхование выполняет также профилактические задачи, которые негосударственные организации не ставят перед собой.

При наступлении инвалидности от трудового увечья или профессионального заболевания наемный работник несет не только имущественные убытки, связанные с утратой прежнего заработка, но и дополнительные расходы по оплате лечения, лекарств, протезов и пр. Поэтому целью социального страхования является не только частичная замена заработка, но и покрытие вновь возникающих потребностей.

Что касается распределения финансовой нагрузки между лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, работодателями и государством, то аргументы в пользу трехстороннего участия в несении расходов можно рассмотреть на примере страхования от безработицы. Наемный работник сам выбирает профессию и совершенствует свои трудовые навыки, поэтому в случае отсутствия спроса на него, он должен нести часть материальных затрат на страхование по безработице. В свою очередь, работодатель, организуя производство, торговлю или бытовое обслуживание, может разориться, в результате чего некоторые из его бывших работников пополнят ряды безработных. Поэтому он обязан компенсировать часть расходов на выплату пособий по безработице. Государство также должно нести ответственность за общую социально-экономическую ситуацию, т.к. оно разрабатывает стратегию развития страны в целом, регулирует и контролирует ее воплощение.

Четко разграничить степень экономической ответственности между названными участниками рыночных отношений нельзя, поскольку все их действия и решения тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но можно создать механизм перераспределения материальных затрат между ними, т.е. механизм государственного социального страхования на случай безработицы.

Данная схема применима и к другим социально-страховым случаям, установленным законом.

Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, определяется в зависимости от степени подверженности социальному риску. Различные виды социальных опасностей в разной степени угрожают разным группам занятого населения, поэтому сфера охвата является неодинаковой для разных видов социального страхования.

Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат.

За счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования финансируются: трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); пособия (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.); услуги по оказанию бесплатной для потребителей медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.

Таким образом, государственное социальное страхование является формой организации осуществления каждым, входящим в сферу охвата, своего конституционного права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, потери кормильца и в других случаях, установленных законом, за счет средств внебюджетных фондов социального страхования.

Субъектами социальной помощи признаются малоимущие лица и семьи. Основанием для назначения социальных выплат или услуг служит уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи с учетом имущества. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.

Различные дополнительные виды социальной помощи (денежной и натуральной) могут предоставляться также с учетом индивидуальных потребностей членов семьи по усмотрению местных органов социальной защиты.

Видами социальной помощи являются: социальные пенсии; ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет; единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, и другие виды компенсационных выплат; бесплатное предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви); субсидии на приобретение протезно-ортопедических изделий; субсидии на оплату коммунально-бытовых услуг; помощь престарелым и инвалидам на дому; полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых; содержание детей в детских приютах; оказание бездомным первой помощи в домах ночного проживания и другие.

Некоторые из перечисленных видов государственной социальной помощи (например, социальные пенсии) по действующему законодательству предоставляются независимо от уровня доходов. Однако это не меняет их сущности как минимальной помощи лицам, не имеющим по объективным причинам источников средств существования, и является исключением из правила. В дальнейшем количество таких видов социальной помощи будет сокращаться.

Таким образом, государственная социальная помощь, представляет собой организационно-правовую форму осуществления конституционного права на социальное обеспечение малоимущими лицами, чьи доходы с учетом имущества не достигают величины прожиточного минимума.

Указанные организационно-правовые формы создаются в целях защиты каждого человека как члена общества от риска материальной необеспеченности при наступлении социально значимых случаев и позволяют ему реализовать одно из основных социально-экономических прав, установленных Конституцией. Они функционируют как взаимосвязанные элементы, образующие в единстве государственную систему социального обеспечения.

 

Литература

 

1. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М, 1987

2. Батыгин К.С. Развитие основных форм социального обеспечения в свете Конституции СССР // Советское государство и право, 1979, № 3

3. Полупанов М.И. Формы социального обеспечения в СССР и их развитие. Труды ВЮЗИ. Социальное обеспечение в СССР за 60 лет (правовые аспекты). М., 1979

4. Гущин И.В. Советское право социального обеспечения: вопросы теории. М., 1982

5. Шайхатдинов В.Ш. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения. Автореф. дис. доктора юрид. наук. М., 1985, с. 13

6. Воблый К.Г. Основы экономии страхования. М., 1993

 

Резюме

Рыночная экономика сама по себе не порождает никаких механизмов защиты населения от социального риска. Полное невмешательство государства в экономические процессы на раннем этапе развития капитализма, получившее название периода, показало, что экономический беспредел воспроизводит бедность, снижает внутренний спрос, а следовательно, усиливает социальную напряженность и ведет к материальным потерям.

д.ю.н. М.Н. Алиев

 

 

 Summary

The given article highlights the State system of social insurance.

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: