Лента новостей
0

Классификация пособий по праву социального обеспечения

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 04.08.2010 20:17 Фото: zakon.kz

Автор Диссертант Института Философии, социологии и права НАН Азербайджана Мехман Годжаев предлагает в качестве критериев классификации системы пособий взять следующие критерии: социально-правовые основания; целевое назначение пособий, сроки выплаты, источники финансирования; круг лиц; участие в той или иной форме занятости.

Классификация пособий по праву социального обеспечения

 

Автор Диссертант Института Философии, социологии и права НАН Азербайджана Мехман Годжаев предлагает в качестве критериев классификации системы пособий взять следующие критерии: социально-правовые основания; целевое назначение пособий, сроки выплаты, источники финансирования; круг лиц; участие в той или иной форме занятости.

В науке права социального обеспечения было высказано мнение, что пособия — это ряд видов социального обеспечения, различающихся по целям, источникам выплат, характеру оснований предоставления, субъектам. Объединяет их лишь то, что все это денежные выплаты из социальных фондов. Одинаковые же наименования используются в силу отсутствия иного термина (12, с. 123).

Тем не менее, для всех видов денежных выплат, которые называются пособиями, характерен ряд как общих признаков, позволяющих относить их к одному виду социального обеспечения — пособиям, так и ряд признаков, устанавливающих существенные различия между отдельными видами пособий. В Российском законодательстве предусмотрено более 20 видов различных пособий, а в азербайджанском законодательстве предусмотрено более 15 видов социальных пособий.

Многообразие видов и различие в правовом режиме предоставленная пособий вызывают необходимость сгруппировать их по определенным признакам. Выявить взаимозависимость между определенными частями этой системы, в данном случае между различными видами пособий, и прежде всего, с помощью критериев классификации разбить пособия на группы, отличая черты сходства и выявляя различия» (4, с. 155).

Другими словами, можно классифицировать все пособия. В науке права социального обеспечения уже выработался определенный подход к критериям классификации пособий. В советский период это цель предоставления; продолжительность выплаты; круг лиц, имеющих право на обеспечение; источники выплаты (6, с. 6) правовые основания алиментации; сроки выплаты; целевое назначение; нормативные акты, регламентирующие порядок назначения пособий; порядок установления законодательства (централизованное и локальное регулирование); действие в пространстве (на территории СССР, республики, региона) (5, с. 30-32) группы социальных случаев (временная утрата заработка, повышенные расходы); (11, с. 97) по конкретной цел оказания помощи (возмещение утраченного заработка, дополнительных расходов, в качестве источника существования); по временным меркам; (2, с. 26) по целевому назначению; по юридическим фактам; по кругу обеспечиваемых; по периодичности выплаты; по источникам финансирования (8, с. 4-6).

И.В. Гущин, различая пособия внутри каждой группы по конкретной цели, отличает их по фондам, из которых они выплачиваются, по кругу лиц. Кроме того, в основу классификации пособий, по мнению И.В. Гущина, могут быть положены и другие основания: специфика юридических фактов и правовой режим фондов (10, с. 44-45).

В науке права социального обеспечения определяющим критерием классификации пособий одни авторы (5, с. 368) называют социально-правовые основания обеспечения, другие авторы (9, с. 85) - сроки выплаты, третьи авторы (1, с. 387) - целевое назначение пособий.

Социальноправовые основания, т.е. те жизненные обстоятельства, которые вызывают необходимость предоставления помощи со стороны государства, не утратили, на наш взгляд, своего значения в качестве главного, определяющего критерия при классификации пособий и в современных условиях. Однако перечень таких оснований для классификации пособий изменился.

Р.И. Иванова в свое время, анализируя законодательство советского периода, выделила шесть социально-правовых оснований обеспечении пособиями: временную нетрудоспособность; инвалидность; старость; несовершеннолетие; деторождение; охрану бюджета семьи при неординарных обстоятельствах.

Факторы, указанные Р.И. Ивановой, олицетворяющие выделение данного социально-правового основания назначения пособий, такие как смерть члена семьи, призыв на военную службу, увольнения с нее и т.п., не утратили своего значения и сегодня, К этому перечню добавились новые неординарные обстоятельства, наступление которых, как правило, негативно сказывается на бюджете семьи. Это прописывание в местности, где супруги военнослужащих не могут трудоустроится; повреждение здоровья вследствие получения увечья, травмы, ранения лицами, проходившими военную службу, или гражданами, привлекаемыми к борьбе с терроризмом, гибель или смерть указанных категорий граждан от вышеназванных причин; ухудшения здоровья вследствие поствакцинальных осложнений, при заражении вирусом иммунодефицита человека; вынужденная смена жительства и другие.

Добавились новые социально-правовые основания назначения пособий. С переходом на рыночные экономические условия, неотъемлемым атрибутом которых является наличие безработных, безработица была признана законодателем в качестве социально-правового основания для назначения и выплаты соответствующего пособия в целях оказания материальной помощи гражданам в период поиска ими подходящей работы.

К новым социально-правовым основаниям назначения пособий следует отнести малообеспеченность. Малообеспеченным признается одиноко проживающий гражданин или семья, среднедушевой доход которых ниже критерий нуждаемости.

Современные государства признает необходимым оказывать помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в самых различных формах и видах. Сиротство и отсутствие попечения родителей стало еще одним социально-правовым основанием назначения пособий.

Таким образом, анализ современного законодательства позволяет выделить шесть социально-правовых оснований для выплаты пособий, которые могут быть использованы в качестве критериев классификации. Это: временная нетрудоспособность; деторождение; охрана бюджета семьи при наступлении неординарных обстоятельств; безработица; малообеспеченность; сиротство.

Следующий критерий классификации пособий — их целевое назначение. Этот критерий в 70-е годы ХХ века был предложен В.С. Андреевым, который, признавая за всеми пособиями единую цель - оказание помощи гражданам в предусмотренных законом случаях, отмечал, что конкретная цель оказания этой помощи у определенных видов пособий будет разная.

На основании этого критерия В.С. Андреев классифицировал все назначаемые тогда пособия на З группы: пособия, имеющие цель оказание помощи работнику вместо утраченного по уважительной причине заработка в течение непродолжительного времени; пособия, представляемые в качестве помощи дополнительно к основным источникам средств существования с целью покрытия каких-либо дополнительных расходов, на которые основных источников существования законодатель считает недостаточным; и, наконец, пособия, предоставляемые в качестве помощи лицам, не имеющим источника средств существования (2, с. 25-26).

Рассмотрим возможность использования этого критерия классификации пособий в современный период. Все, предусмотренные действующим законодательством пособия можно в зависимости от конкретной цели выплаты разбить на определенные группы.

Первая - пособия, назначаемые при временном отсутствии заработка по уважительной причине. Конкретная цель таких пособий - возместить утраченный заработок полностью или частично. К ним можно отнести пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам; пособия при усыновлении ребенка и другие.

К рассматриваемой группе пособий авторы учебника «Право социального обеспечения» (3, с. 369) относят и пособие по безработице. На наш взгляд, вряд ли можно с этим согласиться, так как пособие по безработице в соответствии с действующим законодательством может быть назначено и выплачено только тем лицам, которые не имеют работы и дохода. Причем получателями пособия могут быть как лица ранее работавшие, так и ищущие работу впервые. Цель пособия по безработице - не возместить временно утраченный заработок, а оказать материальную поддержку лицам, признанным безработными, на период поиска ими подходящей работы.

Представляется более верным отнести пособия по безработице к тем пособиям, которые имеют своей целью быть помощью (временной) при отсутствии источника существования. Если опираться па классификацию, предложенную В.С. Андреевым, то пособие по безработице должно быть отнесено к третьей группе. Однако авторы современных учебников по праву социального обеспечения (9, с. 185; 3, с. З69) выделяют при классификации пособий по целевому назначению только две группы пособий: компенсирующие временно утраченный заработок полностью или частично и предоставляемые как дополнительная помощь к имеющимся доходам в связи с наступлением различных обстоятельств. Представляется, что такая классификация не соответствует целевому назначению выплачиваемых пособий.

Пособия могут быть классифицированы по источникам выплат.

В соответствии с действующим законодательством пособия выплачиваются из средств Государственного Фонда Социальной Защиты Азербайджанской Республики (например, пособие по безработицы и др.) и средств государственного бюджета (например, пособие по возрасту, по потери кормильца и т.д.), а также из средств работодателей (например, пособия по временному нетрудоспособности за первые 14 дни временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств работодателей).

Источником выплаты пособий, кроме бюджетных средств, могут быть и иные средства.

Возможность предоставления пособий как материальной помощи с определенными целями определенным категориям граждан может быть предусмотрена при заключении соглашений, коллективных договоров, трудовых договоров.

Рассмотрим вопрос о возможности включения этих пособий в систему пособий по праву социального обеспечения. Они устанавливаются не законом, а появляются в результате заключенных соглашений, коллективных договоров, трудовых договоров, то есть на основании соглашений между работодателям и работникам. Несмотря на это, ответ должен быть положительным, т.к. в статье 38 Конституции АР поощряется создание дополнительных форм социального обеспечения.

При наступлении у работника или члена его семьи условий, определяющих права на получения пособий, предусмотренных соглашением, коллективным договором, трудовым договором, у него возникает субъективное право на пособия, а у работодателя - юридическая обязанность по его предоставлению.

Таким образом, хотя пособия этой группы нельзя отнести к государственным социальным пособиям, их можно включить в систему пособий по социального обеспечения в качестве дополнительных пособий.

Классификация пособий по кругу лиц. Все назначаемые пособия можно разделить по контингенту граждан, получателей этих пособий, на пособия, которые выплачиваются всем гражданам, независимо от участия в производстве, и пособия для работающих, в том числе для определенных категорий занятого населения (1, с. 364).

В науке права социального обеспечения предлагается распространить термин «социальные» на все виды пособий, выплачиваемые как из бюджета. так и из внебюджетных фондов (3, с. 446). Е.Е. Мачульская именует социальностраховыми пособия, предоставляемые на возмездно-неэквивалентной основе (7, с. 76) за счет средств внебюджетных фондов лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию.

Представляется, что приведенные точки зрения по классификации пособий не соответствуют сути самих пособий, так как использование разных определяющих терминов, на наш взгляд, не меняет сути этих пособий. Пособия за счет бюджета - это безвозмездная денежная помощь государства в случаях, признанных им социально-значимыми.

Таким образом, только пособия, финансируемые из государственного бюджета, средств работодателей, можно назвать социальными (не страховыми).

Все пособия же за счет страховых взносов из ГФСЗ следует именовать страховыми.

Подводя итог, следует отметить, что в качестве критериев классификации системы пособий могут быть взяты следующие критерии: социально-правовые основания; целевое назначение пособий, сроки выплаты, источники финансирования; круг лиц; участие в той или иной форме занятости.

Анализ используемых современным законодателем терминов, обозначающих пособия, - «государственные», «социальные», «дополнительные»,- позволил прийти к выводу, что в этом случае речь идет о пособиях выплачиваемых за счет бюджетных средств.

В целях упорядочения использования терминов предлагаем все пособия, выплачиваемые за счет бюджетных средств и средств работодателей, называть социальными, а за счет средств внебюджетных фондов — страховыми.

 

 

Литература

 

1. Алиев М.Н. Право социального обеспечения: Учебник. Баку: Адилоглы, 2007 (на азербайджанской языке)

2.       Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М., 1987

3. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: БЕК, 2001

4.       Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М.: МГУ, 1986

5.       Иванова Р.И. Советское право социального обеспечения: Учебное пособие / Под.ред. А. Д. Зайкина. М.: МГУ, 1982

6. Иванова Р.И., Тарасова В.А. Пособия по социальному обеспечению. М., 1977

7. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: Городец, 2000

8. Полупанов М.И. Пособия по социальному обеспечению в СССР. М., 1976

9. Право социального обеспечения Учебник / Под. ред. К.Н. Гусова М., 2001

10. Советское право социального обеспечения: Вопросы теории. Минск, 1982

11. Социальное страхование в СССР / Под. ред. К.С. Батыгина М., 1973

12. Шайхатдинов В.Ш. Теория социального обеспечения. Саратов: Издательство Саратовского Университета

 

Резюме

Классификация пособий по источникам выплат позволяет выявить, увеличившееся количество пособий за счет государственных бюджетов и средств отдельных предприятий. Хотя, как показывает практика, их роль в улучшении материального положения получателей незначительна. Пособия данной группы можно назвать дополнительными, входящими в систему пособий.

Нами предлагается, помимо существующей классификации пособий по кругу лиц как членам общества (вне связи с трудом) и как участникам общественного производства, классификация пособий по кругу лиц в зависимости от участия в той или иной форме занятости. Такая классификация имеет практическое значение при определении права на многие виды пособий.

Научный руководитель д.ю.н. М.Н. Алиев

 

Summary

In article it is analyzed questions of classification of grants by the right of social security. It is offered, besides existing classification of grants on a circle of persons as to members of a society (outside of communication hardly) and as to participants of a social production, classification of grants on a circle of persons depending on participation in this or that form of employment. Such classification has practical value at definition of the right on many kinds of grants.

 

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: