Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Ноябрь, № 11,2008
Акцент

«Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и

энергию для дела, то позаботьтесь, чтобы он

не испытывал финансовых трудностей»

Генри Форд

 

 

Социальные отчисления недропользователей,

имеющих стабильность контракта на недропользование

 

Законодатель, понимая важность достигнутых договоренностей с инвестором на стадии становления экономики страны, давая льготы и преференции, не дал четкого урегулирования вопроса об увеличении налогового бремени с 2005 по 2007 годы, исправив ситуацию лишь 2008 году. Что делать в таком случае недропользователю (читай работодателю) Вопрос ставит юрист ТОО «KMGC» Т. Айтхожин.

 

Зачастую, при возникновении спорных ситуаций субъекты налогообложения в РК впутываются в судебные тяжбы, длящиеся долгое время - месяцами, а то и годами, что негативно отражается как на субъектах недропользования, так и на экономике страны в целом.

Несовершенство налоговой системы порождает недопонимание между органом налоговой службы и недропользователями - работодателями, осуществляющими свою деятельность согласно контракту на недропользование, имеющего стабильность налогового режима.

В данной статье хотелось бы осветить проблему, затрагивающую не только недропользователя как собственника компании (работодателя), но и его работников. Проблема заключается в выплате социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования (далее - ГФСС), который необходим для существования механизма защиты работника от материальной необеспеченности, при наступлении случаев социального риска.

Так, в 2005 году вступил в силу Закон РК от 25 апреля 2003 года № 405-II «Об обязательном социальном страховании» (далее - Закон о страховании), по которому обязательному социальному страхованию подлежат все работники, осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан, за исключением пенсионеров, осуществляющих трудовую деятельность. Уплата социальных отчислений в ГФСС производится по установленной ставке социальных отчислений. За наемных работников социальные отчисления уплачиваются работодателем из его расходов на оплату труда работника. Самостоятельно занятыми лицами, обеспечивающими себя работой приносящей им доход, социальные отчисления уплачиваются в свою пользу из получаемых ими доходов.

То есть с 2005 года в Казахстане вводиться новый вид обязательного платежа. В тоже время стабильный налоговый режим Контрактов на недропользование предусматривает защиту от вновь вводимых платежей.

Но возникает парадоксальная ситуация, когда Законодатель обязывает выплачивать суммы дополнительных платежей, не предусмотренных в стабильности налогового режима в Контракте на недропользование, в связи, с чем возникают спорные взаимоотношения между недропользователями и государством в лице налогового органа.

Для понимания данного вопроса немного раскроем понятие стабильности. Стабильность контракта, или налоговая стабильность это регламентирование неизменности налогового режима существовавшего на момент заключения соглашения (Контракта) между недропользователем и государством в лице компетентного органа. Другими словами Государство предоставляет инвестору-недропользователю гарантию того, что последний будет уплачивать налоги и платежи, которые существовали в момент заключения контракта и такие налоги будут неизменны. Изменение налогов, ставок ит.д. будет возможно лишь по взаимному согласию сторон. Такой подход дает право инвестору просчитать риски и примерную будущую прибыль, что является положительным фактором во время поиска наиболее выгодных инвестиций.

Актуальным вопросом сегодня является отмена в соответствии с проектом нового налогового Кодекса РК стабильности контрактов на недропользование, что исключит такие проблемы как несоответствие действующего налогового законодательства нормам контрактов.

Однако за период с 2005 г. по 2008 г., налоговыми органами пока еще не осуществлялись полноценные проверки исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, что, несомненно, является причиной обсуждения этого вопроса.

Хотя в контрактах и содержатся нормы, регламентирующие стабильность, однако, на практике зачастую возникает очень много проблем, связанных с уплатой налогов, налоговых платежей.

Как уже было сказано выше, проблема касается социальных отчислений недропользователей со стабильностью контракта. Вот один пример того, какие противоречия могут возникнуть на практике.

Представим, что недропользователь заключил контракт с компетентным органом РК на осуществление разведки и добычи углеводородов на определенном месторождении.

Большинство контрактов предусматривает стабильность налогового режима, где указывается на то, что контракты согласованы и опираются на налоговую структуру, определенную в самом Контракте и Налоговом законодательстве в таком виде, в котором они существуют на Дату вступления в силу Контракта.

Компетентный орган и недропользователи также признают, что налоговые режимы, описанные в контрактах, действует неизменно на протяжении всего периода действия Контракта.

Из этого следует, что все налоги, существовавшие на момент заключения контрактов, будут уплачиваться недропользователем в неизменном виде на протяжении всего срока действия контрактов.

Но время идет, меняется экономическая ситуация в стране, и законодатель зачастую в корне меняет виды налогов, их структуру, ставки ит.п. То есть получается, что какой-то налог упразднили, а компания также продолжает его платить. Или существенно поменялись ставки, а компания платит по старым ставкам.

Ситуация парадоксальная, но она является не проблемой в полном смысле этого слова. Проблемы возникают, когда законодатель требует уплаты новых налогов или платежей, которые в контрактах не предусмотрены. Как мы уже говорили выше, нормы контракта не позволяют менять налоги или ставки без согласия на то сторон. Однако государство, не смотря на нормы Контракта, обязывает уплачивать недропользователями дополнительные платежи, ухудшая экономическое положение компании.

Так, нормами статьи 4 Закона «О Республиканском бюджете на 2008 год» (далее - Закон о бюджете на 2008 год) определено, что в доход соответствующего бюджета зачисляется по коду «Социальный налог» классификации доходов единой бюджетной классификации - задолженность по взносам, ранее перечислявшимся в Пенсионный фонд, Государственный центр по выплате пенсий, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд государственного социального страхования, Фонд содействия занятости, а также отчисления пользователей автомобильных дорог, ранее поступавшие в Дорожный фонд.

При этом налогоплательщики, осуществляющие деятельность по контрактам на недропользование, заключенным в установленном законодательством Республики Казахстан порядке до 1 января 2004 года, в которых предусмотрены гарантии стабильности налогового режима, уменьшают вышеуказанные отчисления или социальный налог на сумму отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленную в соответствии с Законом.

В соответствии со статьей 14 Закона социальные отчисления, подлежащие уплате в Государственный фонд социального страхования за участников системы обязательного социального страхования, устанавливаются в размере:

с 1 января 2007 года - 3 процента от объекта исчисления социальных отчислений;

с 1 января 2009 года - 4 процента от объекта исчисления социальных отчислений;

с 1 января 2010 года - 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

Из вышеприведенных норм следует, что недропользователи должны производить исчисление и уплату отчислений на социальное страхование как в соответствии с положениями контрактов, так и в соответствии с положениями действующего в настоящее время Закона, при чем сумма отчислений, в том числе в Фонд государственного социального страхования, исчисленная в соответствии с положениями контрактов, уменьшается на сумму отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленную в соответствии с Законом.

Однако в превалирующем большинстве в Контрактах термин «Налоги» означает все налоги и другие обязательные платежи, выплачиваемые в государственный бюджет Республики Казахстан, местные бюджеты и внебюджетные фонды.

Также в контрактах, заключенных в 90-х годах, зачастую указывались следующие нормы: «…при исчислении указанных в данной статье налогов и платежей Подрядчик обязуется руководствоваться Налоговым законодательством Республики Казахстан, состоящим из Указа Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24.04.1995 г. № 2235, изменений и дополнений к нему, имеющими законную силу на дату подписания Контракта, других Законов Республики Казахстан, Указов Президента Республики Казахстан, Постановлений Правительства (Кабинета Министров) Республики Казахстан, решений, постановлений и других подзаконных актов министерств и ведомств Республики Казахстан, имеющих законную силу и регулирующих налоги, платежи, пошлины, поступающие в бюджет Республики Казахстан, а также актов, инструкций, разъяснительных документов Главной налоговой инспекции Министерства финансов Республики Казахстан (или другого государственного налогового органа, в который может быть в будущем преобразована Главная налоговая инспекция Министерства финансов Республики Казахстан), которые изданы в разъяснение действующего налогового законодательства в пределах ее полномочий, а также положениями настоящего Контракта».

Основным моментом здесь является то, что законом, определяющим налоговую базу является Закон о налогах 1995 года с изменениями и дополнениями на дату подписания Контракта.

Хотелось бы обратить внимание на следующую норму, также встречающуюся довольно таки часто в Контрактах. Это предоставления гарантий. Так, недропользователю гарантируется защита его прав в соответствии с законодательством. Изменения и дополнения законодательства, ухудшающие положение Недропользователя, не применяются к положениям Контракта.

Изменения условий Контракта могут осуществляться только при наличии письменного согласия недропользователя и Компетентного органа и если они не противоречат требованиям Лицензии».

При этом для того чтобы применить нормы действующего Закона, т.е. уплачивать социальные отчисления в ГФСС за участников обязательного социального страхования по ставкам, согласно действующего на сегодняшний день законодательства (3%, а в дальнейшем 4% и 5% от объекта исчисления социальных отчислений), необходимо внести соответствующие изменения в главу, где указываются все налоги и платежи Контракта, для чего следует заключить Дополнительное соглашение к Контракту, что также зачастую предусмотрено положениями самих Контрактов.

Однако если соглашений об изменениях налогового режима, ставок отдельных налогов и платежей заключено не было, то и недропользователь, следуя нормам Контракта, не обязан уплачивать дополнительные отчисления.

В связи с чем, какие либо изменения налогового режима, предусмотренного контрактом в одностороннем порядке невозможно, если только не соблюдена норма, где закреплено положение о том, что такие изменения не ухудшают экономического положения сторон.

До 2008 года в Законах о бюджете с 2005 по 2007 годы, не имелась оговорка касательно соразмерного уменьшения Социального налога на Социальные отчисления в ГФСС, что порождает очередную спорную ситуацию между недропользователями и Государством в лице Налогового органа.

То есть, получается, что в нормативных актах не было закрепления положения об уменьшении одного налога в пользу другого, а, следовательно, недропользователю было необходимо отчислять как платежи по коду социальный налог, так и социальные платежи в ГФСС. В данном случае налицо ухудшение экономической составляющей Компании, так как налоговое бремя увеличилось, а соответственно доходная часть уменьшилась.

Данная ситуация чревата возникновением таких проблем, как доначисления, штрафов, пени со стороны Налогового органа. А это в свою очередь, ведет к долгим судебным разбирательствам, несению больших расходов на судебные тяжбы ит.д.

Говоря об экономическом положении недропользователей, нельзя забывать о главном достоянии страны - это люди. Жизнь, здоровье нации - достояние, а ее социальная защищенность являются одним из главных приоритетов Республики. В связи с чем, и создавались меры по улучшению условий труда и гарантий безопасности работников.

Из нижеприведенных норм Закона О страховании, попытаемся выделить главное.

Обязательное социальное страхование - это второй уровень (обязательный) социальной защиты населения, который представляет собой социальные выплаты, осуществляемые за счёт обязательного социального страхования работающего (работавшего) населения. Источником социальных страховых выплат являются обязательные социальные отчисления работодателей. Уровень социального обеспечения в данном случае зависит от продолжительности и размеров участия каждого человека в системе страхования.

Обязательное социальное страхование - совокупность мер, организуемых, контролируемых и гарантируемых государством для компенсации части дохода в связи с:

• утратой трудоспособности

• и (или) потери работы,

• а также потерей кормильца.

Социальные отчисления - установленные законодательством об обязательном социальном страховании, обязательные платежи, уплачиваемые в Фонд, дающие право участнику системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, а в случае потери кормильца членам его семьи, состоявшим на его иждивении, получать социальные выплаты.

Обязательному социальному страхованию подлежат работники, за исключением работающих пенсионеров, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан.

Вывод здесь напрашивается сам собой. Такой закон быть должен и соблюдение его обязанность каждого работодателя.

Законодатель, понимая важность достигнутых договоренностей с инвестором на стадии становления экономики страны, давая льготы и преференции, не дал четкого урегулирования вопроса об увеличении налогового бремени с 2005 по 2007 годы, исправив ситуацию лишь 2008 году.

Что делать в таком случае недропользователю (читай работодателю), остается пока не решенным вопросом, также четкого ответа от уполномоченных органов получено не было. Если судить с моральной точки зрения, то присовокупление дополнительного социального платежа для работника является положительным моментом. Но только лишь для работника. Но Казахстан правовое государство, и мы обязаны неукоснительно соблюдать нормы законов. И следуя этой логике, получается, что недропользователь не обязан уплачивать социальные отчисления в ГФСС с 2005 по 2007 года, иначе будет нарушение норм Контрактных обязательств.

Как бы то ни было, компромисс можно найти всегда. И опасение вызывает не то, кто же все-таки окажется в выигрыше, а то, каким путем будет достигнут такой компромисс.

Будет ли это внесение изменений в действующее законодательство или же принятие нового закона, либо внесение изменений в Контракты на недропользование, не важно, главное чтобы вопрос был урегулирован как можно быстрее, в самые кратчайшие сроки. Потому как совершенно свободно может возникнуть такая ситуация, когда работник (к примеру беременная женщина) придет за законно причитающейся суммой социального платежа, начисление которого произведено не было по причине разногласий законодательства и норм контракта, и не получит законные деньги.

Согласитесь, такое положение вещей не будет устраивать работников, что сказывается на эмоциональном состоянии. В последнем, умный работодатель, заинтересован особо. Ведь человеческий ресурс также ценен в Казахстане, как и природный, в связи с чем растрата такого ресурса недопустима.

Стоит все же надеяться, что, обратив на этот вопрос внимание государства, мы внесем хоть какую-то лепту в урегулировании существующего положения, дабы избежать множества проблем, которые люди так любят создавать сами себе.

 

 

Литература:

1. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года);

2. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12 июня 2001 года № 209-II (Налоговый кодекс);

3. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая част, Особенная часть);

4. Закон РК от 25 апреля 2003 года № 405-II «Об обязательном социальном страховании»;

5. Закон РК «О Республиканском бюджете на 2008 год»;

6. Указ Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24.04.1995 г. № 2235;

7. Контракты на недропользование.

 

Здесь должны быть комментарий