Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Сентябрь, № 9,2008
Точка зрения

О лицензированной судебно-экспертной деятельности в РК

 

Фундаментальными принципами судебно-экспертной деятельности, как и права в целом, являются законность, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники. Лицензированный судебный эксперт к.ю.н., доцент, заведующая кафедрой уголовно-правовых и специальных дисциплин университета «Туран», Г.Т. Алаева считает, что в настоящее время процессуальным законодательством РК, в частности УПК РК[1], ГПК РК[2] и КоАП[3] РК, а также законом РК «О судебной экспертизе»[4] на законодательном уровне демонополизирована судебно-экспертная деятельность.

 

В соответствии с общепринятыми нормами процессуального права задачей любой судебно-экспертной деятельности является оказание всемерного содействия судам, судьям, присяжным заседателям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Фундаментальными принципами судебно-экспертной деятельности, как и права в целом, являются законность, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Судебно-экспертная деятельность регламентируется уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, административным законодательством РК[5], Законом РК «О судебной экспертизе»[6]. В соответствии с нормами национального законодательства судебный эксперт обладает процессуальным статусом, включающим круг специфических прав и обязанностей, отличающих его от иных субъектов процесса. Согласно своему процессуально-правовому статусу судебный эксперт выступает в качестве самостоятельного, независимого субъекта процесса. Независимое положение эксперта среди других участников процесса, содействующих осуществлению правосудия, обеспечивается его функцией предоставления доказательств в виде заключения и особой процессуальной формой реализации этой функции. Эксперт, не обладая заранее какой-либо доказательственной информацией, изыскивает ее сам, проводя с этой целью специальные экспертные действия, результаты которых оформляет в форме письменного заключения.

Изначально казахстанская судебно-экспертная деятельность осуществлялась судебными экспертами, которыми являлись только сотрудники государственных органов. Судебно-экспертная деятельность Казахстана отсчитывает свою историю от распоряжения Совета Министров СССР от 30 декабря 1950 г., которым Министерству юстиции СССР разрешалось организовать в г. Алма-Ате научно-исследовательскую криминалистическую лабораторию для проведения экспертиз по делам, находящимся в производстве судебных и прокурорских органов. В апреле 1957 года на ее базе был создан Алма-Атинский научно-исследовательский институт судебной экспертизы Министерства юстиции Казахской ССР.

Постановлением Совета Министров Казахской ССР от 8 сентября 1966 года Алма-Атинский НИИСЭ был преобразован в Казахский научно-исследовательский институт судебных экспертиз - КазНИИСЭ, с декабря 1969 года начал работать его первый филиал в г. Целинограде.

Постановлением Правительства № 1245 от 11 августа 1997 года в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 22 апреля 1997 года «О дальнейшем реформировании системы правоохранительных органов Республики Казахстан» Казахский НИИСЭ был преобразован в Центр судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан.[7]

Современная государственная экспертная система Министерства юстиция Республики Казахстан представлена Государственным учреждением «Центр судебной экспертизы» Министерства юстиции РК, состоящим из аппарата управления, 17 региональных и областных территориальных подразделений.

Согласно законам большинства стран, например, США, России, Молдовы, судебные экспертизы проводятся как в государственных экспертных учреждениях, так и частными экспертами, аттестацию судебных экспертов проводят квалификационные комиссии министерств и ведомств.[8]

Позитивный опыт развитых демократических стран, поступательное развитие судебно-экспертной деятельности в целом, совершенствование ее нормативно-правовой базы национальным законодательством предопределило возможность и становление негосударственного сектора судебно-экспертной деятельности.

С введением в 1995 г. закона РК «О лицензировании»[9] стало возможным проведение судебно-экспертной деятельности вне государственного сектора физическими лицами на основании лицензии и в Казахстане. Процессуальным законодательством РК, в частности УПК РК[10], ГПК РК[11] и КоАП РК[12], а также законом РК «О судебной экспертизе»[13] на законодательном уровне демонополизирована судебно-экспертная деятельность, ее осуществление в настоящее время возможно тремя категориями участников, наделенными одинаковыми правами и обязанностями судебного эксперта, а именно:

1) сотрудниками органов судебной экспертизы;

2) лицами, осуществляющими судебно-экспертную деятельность на основании лицензии;

3) в разовом порядке иными лицами, привлеченными в процесс на основании вынесения постановления или определения правоохранительного органа.

Следует отметить, что законодателем далее намеренно не даны разграничения в правах и обязанностях этих трех категорий участников судебно-экспертной деятельности, правовой статус их тождественен, так как едина по своей процессуальной форме и оценке конечная продукция их деятельности - заключение эксперта. Разница заключается в процедуре назначения судебного исследования. Рассмотрим ниже процедуру назначения экспертизы в уголовном процессе, которая будет в основном аналогична, за некоторыми различиями, процедурам назначения в гражданском и административном процессах. Итак, в случае проведения судебной экспертизы в органах судебной экспертизы судом, правоохранительными органами выносится постановление о назначении судебной экспертизы, которое вместе с необходимыми материалами направляется руководителю органа судебной экспертизы. Далее «экспертиза производится тем сотрудником органа судебной экспертизы, который указан в постановлении. Если конкретный эксперт в постановлении не указан, выбор эксперта осуществляет руководитель органа судебной экспертизы, о чем сообщает лицу, назначившему экспертизу. … Руководитель органа судебной экспертизы организует производство экспертизы, устанавливает сроки ее производства, осуществляет контроль за качественным проведением экспертного исследования и обеспечением сохранности объектов экспертизы»[14]. Если производство экспертизы назначается лицу, не являющемуся сотрудником органа судебной экспертизы, то постановление вручается эксперту, разъясняются его права и обязанности, он предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. О выполнении этих действий делается отметка в постановлении о назначении экспертизы, которая удостоверяется подписью эксперта. Таким же образом фиксируются заявления и ходатайства, сделанные экспертом. «…Следователь до вынесения постановления о ее назначении должен удостовериться в личности лица, которому он намерен поручить экспертизу, его компетентности, выяснить его отношения с подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, лицом, подвергнутым экспертизе, и другими участниками процесса и проверить, нет ли оснований к отводу эксперта»[15]. При этом следует отметить, что выбор лица, которому может быть поручена экспертиза в обоих случаях, т.е. и в случае назначения судебной экспертизы в органы судебной экспертизы и вне его, законодательно возможен и участниками процесса, заинтересованными в выводах экспертизы: «Экспертиза может быть назначена по инициативе участников процесса, защищающих свои или представляемые права и интересы. Участник процесса, защищающий свои или представляемые права и интересы, в письменном виде представляет следователю вопросы, по которым, по его мнению, должно быть дано заключение эксперта, указывает объекты исследования, а также называет лицо (лица), которое может быть приглашено в качестве эксперта»[16], «лица, участвующие в деле, могут просить суд о поручении производства экспертизы конкретному лицу, обладающему необходимыми специальными научными знаниями. Производство экспертизы может быть поручено лицу из числа предложенных лицами, участвующими в деле»[17].

Анализ правовых норм, регулирующих правовой статус всех категорий участников, уполномоченных осуществлять судебно-экспертную деятельность, показывает, что процессуально-правовое положение государственных и негосударственных судебных экспертов, за исключением процедуры назначения, одинаковое, следовательно, тем самым обусловлено одинаковое процессуальное значение и статус выдаваемых ими заключений.

Таким образом, судебная экспертиза перестала быть продуктом государственной монополии, что явилось проявлением избранного Казахстаном курса приоритета демократии, защиты прав и свободы личности, эффективного и справедливого правосудия. Исторически известно, что любая монополия неприемлема для прогрессивного развития в целом, неизбежно приводит к стагнации деятельности, и, в конечном счете, к возврату тоталитарного режима государственной власти и контроля в жизнедеятельности гражданского социума.

Назначение судебно-экспертного исследования негосударственным, частным экспертам, осуществляющим свою деятельность на основании выданной уполномоченным органом лицензии, дает возможность участникам процесса, чьи права и интересы непосредственно затрагиваются судебным производством, реализовать свое право на выбор лиц, которым может быть назначено производство экспертного исследования. Здесь уместно провести аналогию с таким достижением в правовом аспекте для Казахстана - как введение с 2007 года в практику судопроизводства суда с участием присяжных заседателей, который позволил на практике реализовать возможность выбора обвиняемым отправления правосудия судом традиционной формы, включающим в состав только профессиональных судей или судом с участием присяжных, в составе которого выступают кроме судей и представители гражданского общества. Возможность выбора лица, которым будет произведено судебно-экспертное исследование, в дальнейшем приобретающее статус судебного доказательства в процессе, играет важную роль в обеспечении справедливого судебного разбирательства. Особенно актуально назначение судебной экспертизы, лицам вне системы органов судебной экспертизы, в случае назначения повторных экспертиз, если первичное заключение эксперта выполнено в структурном подразделении органа судебной экспертизы. Здесь одновременно решаются две задачи:

- увеличение степени объективности повторного исследования путем устранения фактора административной корпоративности производства повторной экспертизы;

- получение дополнительной гарантии качественного производства судебно-экспертного исследования экспертом государственного органа судебной экспертизы или независимым судебным экспертом в рамках наличия здоровой конкуренции, вынуждающей (или «подстегивающей») выполнять судебные экспертизы изначально на высоком профессиональном уровне.

Согласно Правилам лицензирования судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан, лицензированные судебные эксперты обладают следующими квалификационными требованиями:

«1) высшее образование;

2) специальные научные познания в области определенного вида судебной экспертизы;

3) стаж экспертной работы не менее пяти лет;

4) прохождение квалификационных экзаменов по дисциплинам: основные положения уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданского процессуального законодательства, законодательства об административных правонарушениях; криминалистика; правовые, научные, организационные и методические основы судебной экспертизы; научно-методические основы конкретного вида экспертизы; основы информатизации судебно-экспертной деятельности»[18].

5) отсутствие отрицательного мотива увольнения из органов судебной экспертизы.

Очевидно, что планка законодательных норм относительно требований, предъявляемых к лицу, пожелавшему заняться судебно-экспертной деятельностью вне структуры государственного органа на основании лицензии, очень высока и однозначно выявляет непрофессионализм, некомпетентность на любом уровне проверки.

Исходя из этого, можно утверждать, что лица, получившие государственную лицензию на осуществление судебно-экспертной деятельности, прошли жесткий отбор и, безусловно, отвечают требованиям обязательных критериев лицензирования, гарантирующих, что на этом поприще познавательной деятельности будут работать только профессионалы. По имеющимся сведениям, число судебных экспертов, работающих на основании государственной лицензии, составляет 57 человек, следовательно, можно утверждать, что на современном этапе в гражданском обществе сформирован и функционирует квалифицированный, опытный корпус судебных экспертов, осуществляющих судебно-экспертную деятельность на основании государственной лицензии, позволяющий обеспечивать альтернативную составляющую судебно-экспертной деятельности государственных органов судебной экспертизы.

Период функционирования судебно-экспертной деятельности вне государственного сектора составляет свыше 10 лет (первые выданные лицензии датируются 1998 г., последние - 2006 г.), что является репрезентативным сроком для проведения обобщения и некоторых заключительных положений.

При подготовке данного материала автором проведено совещание со своими коллегами, исполняющими судебно-экспертную деятельность на основании лицензии, итоги которого позволяют резюмировать следующее.

1. Лицензированные эксперты востребованы в современном сегменте оказания юридической помощи, привлекаются для проведения специализированных судебно-экспертных исследования по обращениям судов, правоохранительных органов, правозащитников, организаций и граждан. Трудности для участников процесса связаны с проблемами возможности доступа к получению информации о лицах, осуществляющих лицензированную судебно-экспертную деятельность, их специализации по видам судебной экспертизы, возможности получения информации об их опыте и стаже работы, ученых степенях и званиях, публикациях, видов научно-познавательной и экспертно-практической деятельности. Потребность в обращении к услугам лицензированных экспертов, обуславливает сосредоточения внимания на вопросе организации обеспечения возможностей привлечения негосударственных судебных экспертов путем достижения доступности и прозрачности сведений о них для участников процесса, защитников, правоохранительных органов и суда в Государственном реестре судебных экспертов, который также, в свою очередь, должен быть публично доступен, например, размещен на сайте МЮ РК или ЦСЭ МЮ РК, вывешен в качестве наглядной информации в помещениях судов, адвокатских контор.

На наш взгляд, важно нивелировать возможности привлечения в судебные процессы государственных и негосударственных судебных экспертов, в связи с тем, что:

- во-первых, методологические и формальные требования к их заключениям в целом являются результатом использования единых специальных научных знаний и методик, единой подготовкой стажировки и сдачей квалификационных экзаменов, гарантируется единой формой их государственной аттестации;

- во-вторых, обеспечивают предоставление возможности выбора органу, назначающему судебную экспертизу или лицу, права и интересы которого затрагиваются при производстве судебно-экспертного заключения, что, несомненно, повышает обеспечение конституциональных прав и свобод граждан, справедливое и объективное отправление правосудия.

Результаты правильно выполненной, методически обоснованной судебной экспертизы, проведенной любым судебным экспертом, сотрудником органов судебной экспертизы, или экспертом, работающим на основании государственной лицензии, должны быть тождественными, независимо от набора применяемого методологического инструментария, так как в гносеологической теории познания научные методы и подходы могут быть разными, а истина всегда будет оставаться одна. Если же результаты экспертных заключений будут различны, значит на лицо необходимость тщательного разбирательства, до единого нахождения истины. Особенно, это актуально для уголовного процесса, так как любое сомнение в виновности подсудимого всегда трактуется в его пользу, а его невиновность презюмируется.

2. Актуален вопрос вовлечения негосударственных экспертов в научно-методическое направление судебно-экспертной деятельности. Для унификации заключений судебных экспертов обязателен доступ к Государственному реестру судебно-экспертных методик всем уполномоченным лицам, осуществляющим судебно-экспертную деятельность. Есть рациональное зерно и в привлечении в состав рабочих групп при разработке методической базы судебной экспертологии лицензированных экспертов, которые в своем большинстве работают непосредственно в производственной сфере (допустим банковской, строительной), следовательно, они могут результативно использовать свой новый практический опыт, участвуя во внешнем рецензировании новых судебно-экспертных исследований, разработке судебно-экспертных методик.

3. На современном этапе однозначно встает вопрос о координации обучения и обмена опытом практикующих судебных экспертов в рамках ежегодных научно-практических конференций, практических семинаров, круглых столов, курсов повышения квалификации. Для проведения данных мероприятий следует организовать структурное подразделение, координирующее и обеспечивающее связь администрации, сотрудников государственных органов судебной экспертизы и лиц, осуществляющих судебно-экспертную деятельность на основании государственной лицензии, а также других заинтересованных лиц, например, судей, адвокатов, следователей, прокуроров, научной общественности высшей школы Казахстана, занимающихся научными исследованиями теории судебной экспертологии.

Хотелось бы активизировать возможность получения оперативной информации всеми вышеперечисленными лицами о новостях судебно-экспертной деятельности на сайте или форуме ЦСЭ МЮ РК или МЮ РК.

Решение обозначенных выше задач будет способствовать, на наш взгляд, поступательному развитию судебно-экспертной деятельности, соответственно быстрому и главное эффективному разрешению многих дел в системе национального судопроизводства, требующих привлечение специальных научных знаний, содействовать формированию сообщества квалифицированных государственных и негосударственных экспертов, действующих на основе единых научно-обоснованных и апробированных методик судебно-экспертного.

Несмотря на наличие и необходимость решения обозначенных проблем, хотелось бы завершить статью в оптимистическом ключе, который объективно заслужен. Судебно-экспертная система Казахстана вступила в свой новый уровень своего развития, который характеризуется:

- демонополизацией судебно-экспертной деятельности, обеспечивающей истинное воплощение в жизнь принципов состязательности, равноправия сторон в уголовном, гражданском и административном процессах судебной системы РК;

- многоуровневой системой лиц, которыми легально может осуществляться судебно-экспертная деятельность, открытая для взаимного сотрудничества, здоровой конкуренции, позволяющих обеспечить защиту прав и свобод личности, которые, согласно Конституции РК, являются главными ценностями демократического, светского, правового и социального государства РК;

- судебно-экспертная система, включающая гармонично сочетающие государственный и негосударственный сектора судебно-экспертной деятельности, характеризуется как самостоятельная, стабильно-развивающая отрасль судебно-правовой практики, которая отвечает современным требованиям демократических высокоразвитых цивилизованных стран;

- новая, лицензированная, форма осуществления судебно-экспертной деятельности негосударственного сектора, органично дополняет деятельность органов судебной экспертизы, обладает всеми необходимыми правовыми и методологическими основами, регулирующими ее функциональность, востребована и успешно применяется в судах и правоохранительными органами республики при разрешении уголовных, гражданских дел и административных производств, имеет большие потенциальные возможности своего дальнейшего развития.

 


[1] Ст. 243 УПК РК

[2] Ст. 91 ГПК РК

[3] Ст. 597 КоАП РК

[4] Ст. 10 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 1997 г. № 188 «О судебной экспертизе»

[5] Ст.ст. 96, 240-255, 354-355, 413, 489 Уголовно-процессуального кодекса от 13 декабря 1997 г. № 206 Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 23; ст.ст. 91-92, 205-206 Гражданско-процессуального Кодекса от 13 июля 1999 года № 411 Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., № 18, «Казахстанская правда» от 27 июля 1999 г. - 30 июля 1999 г., ст.ст. 611-612 Кодекса об административных правонарушениях от 30 января 2001 года № 155 Кодекс Республики Казахстан от 30 января 2001 года № 155 Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 5-6, «Казахстанская правда» от 13 февраля 2001 г. № 40-41; от 14 февраля 2001 г. № 42-43; от 15 февраля 2001 г. № 44-45; «Юридическая газета» от 21 февраля 2001 г. № 9-10; от 28 февраля 2001 г. № 11-12

[6] Закон Республики Казахстан «О судебной экспертизе» от 12 ноября 1997 г. № 188 Ведомости Парламента РК, 1997 г., № 21

[7] Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 августа 1997 года № 1245 О создании Государственного учреждения «Центр судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан»

[8] Информационно-аналитический отдел аппарата Сената «Информация к проекту закона Республики Казахстан «О внесении изменений в Закон Республики Казахстан «О судебной экспертизе»

[9] Закон РК от 17 апреля 1995 г. № 2200 «О лицензировании» ст. 9 п. 38

[10] Ст. 243 УПК РК

[11] Ст. 91 ГПК РК

[12] Ст. 597 КоАП РК

[13] Ст. 10 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 1997 г. № 188 «О судебной экспертизе»

[14] Ст. 245 УПК РК

[15] Ст. 246 УПК РК

[16] Ст. 242 УПК РК

[17] Ст. 91 УПК РК

[18] П. 3 Правила лицензирования судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан от 15.05.2007

 

Здесь должны быть комментарий