Лента новостей
0

Академическая свобода - как импульс развития ведущих вузов республики

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 30.07.2009 21:04 Zakon.kz

Интервью ректора Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова, профессора Е. Кубеева журналу «Юрист»

Академическая свобода - как импульс развития ведущих вузов республики

 

Интервью ректора Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова, профессора Е. Кубеева журналу «Юрист»

 

Академическая свобода - как импульс развития ведущих вузов республики, фото - Новости Zakon.kz от 30.07.2009 21:04Родился в городе Караганде, где с отличием окончил среднюю школу. В 1981 году также с отличием окончил юридический факультет Карагандинского государственного университета. Профессиональному и научному росту в значительной степени способствовало успешное обучение в аспирантуре МГУ им. М.В. Ломоносова и докторантуре Московской государственной юридической академии. Вся профессиональная деятельность Е. Кубеева связана с системой высшего образования Казахстана. Свою трудовую деятельность начинал в качестве преподавателя, затем доцента, заведующего кафедрой, заместителя декана, декана юридического факультета, проректора по учебной работе КарГУ, ректором которого является с 2004 года. С ноября 2000 года по апрель 2001 года работал проректором по учебной работе Евразийского национального университета.

Женат. Супруга Шаекина Жанат Михайловна - доктор экономических наук, профессор КарГУ им. Е.А. Букетова. Дочь Айсулу - студентка третьего курса МГУ им. М.В. Ломоносова.

 

- Еркин Кинаятович, ваши главные учителя по жизни

- Да, о них надо особо сказать. Это в первую очередь Олег Емельянович Кутафин - научный руководитель и консультант моих кандидатской и докторской диссертаций. Доктор юридических наук, профессор, академик Российской академии наук, ректор Московской государственной юридической академии Олег Емельянович - человек большой души, высокий профессионал, болеющий за судьбу юридической науки без границ. Олег Емельянович и сегодня остаётся для меня главным учителем жизни. Я также благодарен судьбе за счастливую возможность в течение научной и преподавательской деятельности общаться и набираться жизненного опыта, опыта руководителя у таких видных ученых и организаторов высшего образования, как академики Е.А. Букетов, З.М. Мулдахметов, М.Ж. Жолдасбеков и другие.

 

- А по какой теме Вы защищались и в каком году?

- В 1989 году я окончил аспирантуру Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по специальности «Государственное право; административное право; финансовое право; советское строительство». Тема моей кандидатской диссертации - «Функции политической системы (конституционный аспект)». В 1998 году я окончил докторантуру Московской государственной юридической академии и защитил докторскую диссертацию на тему «Основы конституционного строя Республики Казахстан». Вот поэтому все мои научные интересы связаны с вопросами конституционного права Республики Казахстан. Я являюсь автором более 140 научных и учебно-методических работ, посвящённых проблемам права, юридического образования, организации деятельности вуза. Среди них монографии «Конституция Республики Казахстан: теоретико-правовой анализ», «Конституционное право на образование в Республике Казахстан», «Конституционный строй Республики Казахстан (часть I)», «Конституционный строй Республики Казахстан: социальные и духовные основы», учебные пособия «Основы конституционного строя - ведущий институт конституционного права Республики Казахстан», «Конституционное право Республики Казахстан», «Қазақстан Республикасыңың конституциялық құқұғы», статьи в авторитетных отечественных и зарубежных изданиях.

 

- А сегодня удаётся ли Вам совмещать юридическую науку и государственную службу?

- Удаётся во многом благодаря умению рационально использовать время, правильно планировать рабочий день. Несмотря на плотный график работы ректора, нахожу возможность для знакомства с современной научной литературой, написания научно-методических трудов, научного руководства аспирантами и докторантами. На сегодняшний день под моим руководством защищены семь кандидатских и одна докторская диссертации. Надеюсь, что в ближайшее время также состоятся успешные защиты моих аспирантов и докторантов.

 

- Карагандинский государственный университет считается одним из лучших в республике. Специалисты высоко отзываются и о юридическом факультете. Познакомьте нас кратко с вузом и с юридическим факультетом в частности.

- Да, Карагандинский государственный университет имени академика Е.А. Букетова - один из старейших вузов страны. В этом году мы празднуем 70-летний юбилей нашего университета, история которого начинается с момента основания Карагандинского учительского института. Сохраняя и развивая традиции классического образования, университет успешно внедряет инновационные технологии обучения и международные стандарты качества. Политика вуза направлена на интеграцию отечественных и мировых традиций высшей школы. Об эффективности проводимой нами политики свидетельствует высокая оценка работодателями качества подготовки выпускников КарГУ, который на протяжении трёх лет занимает лидирующие позиции в рейтинге Института сравнительных социологических исследований при Президенте Республики Казахстан «Цесси-Казахстан». Сегодня образовательная деятельность университета осуществляется в условиях кредитной и дистанционной технологий обучения. Успешно внедрена и сертифицирована система менеджмента качества. Проведена большая работа по реализации докторских программ PhD. С сентября 2008 года наш университет совместно с зарубежными вузами начнёт подготовку докторов философии в соответствии с международными стандартами. Надеюсь, что скоро профессорско-преподавательский состав КарГУ пополнится перспективными докторами философии, которые примут активное участие в процессе интеграции университета в международное научное и образовательное пространство.

Одним из наиболее перспективных факультетов нашего университета является юридический факультет, история которого насчитывает более 35-ти лет. Известно, что в советский период своего развития юридический факультет КарГУ занимал почетное второе место в республиканском рейтинге после Казахского государственного университета им. С.М. Кирова. Не могу не вспомнить первого декана юридического факультета Мажита Таировича Имашева, благодаря усилиям которого в кратчайшие сроки был сформирован перспективный коллектив с высоким научно-педагогическим потенциалом. Следуя заложенным академическим традициям, юридический факультет КарГУ сегодня продолжает удерживать лидирующие позиции в национальном образовательном сообществе. Неоспоримым свидетельством этого могут стать лучшие выпускники юридического факультета, в числе которых Генеральный прокурор Республики Казахстан Р.Т. Тусупбеков, депутат Сената Парламента Республики Казахстан С.Б. Акылбай, прокурор Карагандинской области А.Т. Аманбаев, члены Верховного суда, руководители структурных подразделений Министерства юстиции, Министерства иностранных дел, Министерства внутренних дел, первые руководители областных правоохранительных органов и судебных учреждений, ректоры и заведующие кафедрами вузов и другие. Как ректор университета должен заметить, что вся моя профессиональная биография связана с юридическим факультетом, включая студенческие годы, периоды заведования кафедрой и руководства факультетом. На протяжении всего этого времени факультету удавалось сохранять традиционно высокий научно-методический уровень преподавания, создавать благоприятные условия для профессионального развития молодых кадров. Когда многие опытные преподаватели юридического факультета КарГУ были приглашены на работу в столичные университеты, именно преемственность поколений позволила факультету продолжать успешное развитие и подготовку высококвалифицированных специалистов.

Сегодня профессорско-преподавательский состав юридического факультета насчитывает 79 человек, в числе которых 2 доктора, 31 кандидат юридических наук. Продолжая традиции научных школ, учёные факультета активно исследуют вопросы становления Республики Казахстан как независимого, демократического, правового государства; формирования казахстанской доктрины конституционализма; государственно-правовых основ развития гражданского общества в Республике Казахстан.

 

- Сегодня в системе образования стоят две самые острые проблемы - нехватка фундаментальных знаний и языковая политика.

- На современном этапе развития отечественного образования правомерно говорить о недостаточной практической подготовке специалистов, которые, как правило, имеют хорошие фундаментальные знания. Понимая всю важность этой проблемы, мы планомерно усиливаем практическую составляющую образовательной деятельности университета за счёт введения соответствующих учебных курсов, привлечения к учебному процессу практических работников, расширения баз практик. Наряду с этим решению этой проблемы способствуют Попечительские советы и Ассоциации выпускников, которые созданы при факультетах университета.

Относительно второй проблемы хочу заметить, что в задачи вуза входит следование государственной языковой политике. Это одно из приоритетных направлений деятельности нашего университета, в котором сегодня созданы все условия для реализации культурного проекта «Триединство языков». Как Вы знаете, Глава нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил, что «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками». На первом этапе решения этой задачи в университете была внедрена уровневая система изучения иностранных языков, которая успешно применяется в международной практике. Со временем этот опыт должен найти своё воплощение в процессе преподавания казахского и русского языков. На протяжении последних лет в университете успешно функционирует Центр развития казахского языка, который активно посещают студенты, преподаватели, сотрудники. Технические возможности Центра позволяют проводить учебные занятия с использованием лингафонного оборудования, компьютерной техники, интерактивной доски, виртуальной связи. Программы, разработанные Центром, носят профессионально ориентированный характер и формируют навыки ведения делопроизводства на государственном языке.

Наряду с этим образовательные программы университета позволяют прослушать академические курсы по немецкому, французскому, польскому, китайскому, арабскому, корейскому языкам. С целью повышения качества языковой подготовки студентов университет приглашает к сотрудничеству иностранных специалистов, свободно владеющих европейскими и восточными языками. В настоящее время в университете преподают на постоянной основе филологи из Германии, Франции, Кореи.

 

- Ваше мнение по поводу переводов юридических терминов на государственный язык. Сможет ли состояться юридическая наука в рамках государственной языковой политики при нынешнем положении дел?

 - Моя позиция в данном вопросе однозначна: поскольку существует национальная правовая система, она должна функционировать на государственном языке. На сегодняшний день учёными-юристами и лингвистами проведена большая работа по формированию терминологического аппарата. Этот вопрос решается на государственном уровне, принят ныне действующий Закон «О языках в Республике Казахстан», Государственная программа развития и функционирования языков на 2001 - 2010 годы, создана и работает терминологическая комиссия. Следует помнить о том, что перевод юридических терминов на государственный язык - сложный наукоемкий процесс, требующий практической апробации и осмысления международной практики использования терминологии. Иначе говоря, решение этого вопроса требует взвешенного подхода, ориентированного на соблюдение принятых правил перевода терминов.

 

 - Ваш взгляд, как профессионала, на развитие сферы высшего образования?

- Сегодня стало очевидным, что успешная модернизация национальной образовательной системы является следствием продуманной государственной стратегии в области образования. Об этом свидетельствует тот факт, что опыт казахстанских вузов по внедрению кредитной системы, дистанционных технологий обучения, уровневой модели подготовки специалистов изучается ведущими экспертами в области образования стран ближнего зарубежья. Особый интерес в этой связи вызывают способы перехода от прежней системы образования к международной практике, ориентированной на принципы Болонского Соглашения. Опираясь на существующие приоритеты Болонского процесса, национальная политика в области образования направлена на решение проблем «гарантирования качества» посредством внедрения инновационных технологий обучения, системы менеджмента качества, аккредитационных процедур, форм интернационализации образования и так далее. Процесс реформирования национальной системы образования показал, что казахстанская высшая школа сталкивается сегодня с теми же проблемами, что и зарубежные вузы на этапе становления новой модели подготовки специалистов. На мой взгляд, одним из важных достижений реформы образования можно считать академическую свободу, которая стала импульсом развития ведущих вузов республики.

Как уже было сказано, одной из актуальных задач современного образования является усиление практической составляющей учебного процесса. Поэтому вопросы практической направленности образовательных программ бакалавриата и магистратуры, адекватности полученных специалистом знаний, умений и навыков требованиям современного рынка труда активно обсуждаются профессиональным сообществом Казахстана. Считаю, что нам следует осваивать международный опыт функционирования корпоративных университетов (факультетов), осуществляющих подготовку специалистов с использованием научно-образовательной базы вуза и производственных ресурсов заинтересованных предприятий. Это будет способствовать усилению отраслевой подготовки специалистов, расширению участия профессионального сообщества в образовании и, наконец, коммерциализации самих вузов. На постсоветском пространстве первые корпоративные университеты (факультеты) появились в Российской Федерации на базе Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, опыт которого, на мой взгляд, заслуживает внимания.

 

 - Президент Республики Казахстан поставил задачу вхождения ведущих вузов страны в мировое образовательное пространство и их трансформация в инновационные университеты. Перспективы вашего вуза?

- Не ошибусь, если скажу, что реформа отечественного образования направлена, прежде всего, на ускорение процесса интеграции высшей школы Казахстана в мировое образовательное пространство. Отрадно, что это стало важной частью стратегии развития нашего государства, перед которым мы чувствуем большую ответственность за предоставленную возможность сотрудничать с ведущими научными и образовательными центрами зарубежья. В последние годы коллектив университета принимает активное участие в реализации программ долгосрочного партнерства с фондами по академическому обмену и культурному сотрудничеству. Наш университет сегодня участвует в реализации международных программ TEMPUS, ERASMUS MUNDUS, координируемых Европейской комиссией. Так, только в прошлом году 14 преподавателей, магистрантов и студентов университета выиграли гранты по программе ERASMUS MUNDUS, получив возможность обучаться в университетах Швеции, Словении, Турции, Германии, Чехии, Нидерландов.

Наши усилия сконцентрированы на реализации идеи Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева о создании инновационно-образовательных консорциумов, способных выполнять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках государственного заказа. Мы создали инновационно-образовательный консорциум в составе Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова, Национального центра наук о земле, металлургии и обогащения Комитета науки Министерства образования и науки, Института химических наук им. А.Б. Бектурова и акционерного общества НАК «Казатомпром». Деятельность консорциума направлена на оказание содействия в подготовке специалистов новой формации в области естественных наук.

В апреле 2008 года Министерством образования и науки был издан приказ о выделении нашему университету двухсот миллионов тенге для открытия лаборатории инженерного профиля «Физико-химические методы исследования». Как известно, по инициативе Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева подобные лаборатории будут открыты на базе 15 вузов Республики. Тот факт, что наш университет вошёл в число этих вузов, свидетельствует о высокой репутации КарГУ. Мы возлагаем большие надежды на работу этой лаборатории, которая позволит повысить конкурентоспособность научных исследований учёных нашего университета.

Очередным шагом на пути интеграции КарГУ им. Е.А. Букетова в международное образовательное пространство стало вступление в состав авторитетной европейской ассоциации классических университетов - Великой хартии университетов. 16 сентября 2005 года в Болонье мною был подписан Устав Великой Хартии, согласно которому все участники ассоциации обязаны способствовать повышению роли университетов в жизнедеятельности общества. Помимо этого КарГУ активно участвует в работе таких признанных международных организаций, как Международная ассоциация ректоров университетов (IARU, Австралия), Международная ассоциация университетов (IAU, Бразилия), Евразийская ассоциация университетов (EAU, Россия), Международная академия наук Высшей школы (МАН ВШ, Россия), Центрально-Азиатский фонд развития менеджмента (CAMAN, Казахстан-Бельгия), Консорциум экономических исследований и образования (EERC, Россия - Израиль). Это позволяет университету отслеживать мировые образовательные тенденции, представлять национальную систему образования, интегрироваться в международную образовательную среду.

 

- Другая немаловажная задача стоит перед вузами - трудоустройство студентов. Как решаются эти вопросы в Вашем вузе.

- Социальная политика нашего университета предусматривает оказание содействия выпускникам в трудоустройстве. Изучив международный опыт, мы создали в 2005 году Центр карьеры и содействия трудоустройству выпускников. Этот Центр укрепляет всесторонние связи вуза с заинтересованными работодателями, изучает профессиональную конъюнктуру рынка труда, организует профессиональные практики и содействует вторичной занятости студентов старших курсов. Помимо этого, проводится целенаправленная работа по созданию банка вакансий рабочих мест в регионе, проведению рекламных кампаний по информированию работодателей о научно-практической направленности и качестве подготовки выпускников, привлечению потенциальных заказчиков для участия в учебном процессе, проведению ежегодных ярмарок вакансий.

Университетом разработан механизм обратной связи с выпускниками и работодателями, сотрудничество с которыми является перманентным процессом. Мы осуществляем мониторинг карьерного роста наших выпускников и анализируем мнения работодателей о качестве их профессиональной подготовки. По данным одного из последних социологических опросов, 80% работодателей высоко оценивают профессиональную подготовку выпускников КарГУ и считают её соответствующей требованиям современного рынка труда. Этим объясняется ежегодный рост востребованности выпускников КарГУ на региональном рынке труда. В среднем 88% выпускников бакалавриата и 100% выпускников магистратуры трудоустраиваются при содействии университета.

 

- Еркин Кинаятович, давайте вернемся к вашим научным трудам, а конкретнее к теме, по которой вы успешно работаете уже много лет. Это становление казахстанской государственности, вопросы реформирования конституционной системы?

- В целях становления правового государства, углубления процессов демократизации политической системы, формирования институтов гражданского общества главой государства Республики Казахстан президентом Н.А. Назарбаевым были предложены изменения и дополнения в Конституцию страны, которые приняты Парламентом и вступили в законную силу 22 мая 2007г.

Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Конституции Республики Казахстан» от 21 мая 2007 года ознаменует собой новый этап конституционной реформы Казахстана[1].

Основными целями предложенной конституционной реформы является сохранение стабильности казахстанского общества, дальнейшее проявление толерантности и обеспечения нового этапа демократизации в государстве.

Главным результатом конституционных новелл явилось то, что наша республика совершила определенные шаги в сторону президентско-парламентской формы правления. Главным отличием при определении формы правления, является возрастание полномочий Парламента, как высшего представительного органа в формировании, как высших, так и местных органов исполнительной власти.

Для парламентской республики характерна ситуация, когда расширяется власть парламента и образуется парламентское правительство. Применительно к парламентаризму наиболее полезными следует признать рассуждения Ж. Ж. Руссо относительно средств осуществления народного суверенитета. «Суверен, - считал Ж.Ж. Руссо, - может действовать лишь тогда, когда народ в собрании»[2]. Причем недостаточно, чтобы народ, собравшись, один раз установил государственный строй, санкционировал свод законов или установил постоянное правительство. Необходима определенная периодичность собраний: чтобы в определенный день народ был созван в соответствии с законом и чтобы на то не было никаких формальностей. Как только народ собирается в качестве суверенного органа, всякая юрисдикция правительства прекращается.

В этом плане в результате конституционных поправок значительно расширены полномочия Парламента Республики Казахстан, как в формировании Правительства, так и в более значительном усилении контрольных полномочий Парламента за деятельностью органов исполнительной власти. В статью 56 Конституции была внесена поправка, укрепляющая положение Мажилиса Парламента Республики Казахстан. В настоящее время согласие на назначение Премьер-Министра Республики дает Мажилис, а не обе палаты Парламента как было ранее, что укрепляет позиции Мажилиса. Кандидатура Премьер-Министра Республики вносится на рассмотрение Мажилиса Президентом Республики Казахстан только после консультации с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе подпункт 3 ст. 44 Конституции Республики Казахстан. Представляется, что в этом случае укрепляется фундамент реального участия политических партий в деятельности высшего законодательного органа страны, что характерно для всех демократических государств.

Как было ранее сказано, возрастает ответственность Правительства перед высшим представительным органом. Это выражается в том, что Мажилису достаточно большинства голосов, чтобы выразить вотум недоверия Правительству (пункт 2 ст. 56 Конституции). Кроме того, Мажилис Парламента вправе выражать вотум недоверия и отдельным членам Правительства лишь простым большинством голосов по итогам заслушивания его отчета. В этом случае депутаты палаты принимают обращение к Президенту об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов республики. Выше указанные конституционные новеллы призваны поднять на новый качественный уровень роль Парламента в формировании казахстанской государственности.

 

- Каковы, на Ваш взгляд, основные направления конституционной реформы в становлении казахстанского парламентаризма?

- В условиях общественной трансформации, которую пережил Казахстан за последнее десятилетие, ни одна из ее государственных структур не вызывала, пожалуй, столь различных, а часто и диаметрально противоположных, оценок, как представительные и законодательные органы власти, функционировавшие в этот период. Не случайно в последнее время исследователями предпринимается немало попыток обратиться к вопросам генезиса казахстанского парламентаризма с целью поиска проверенных и подходящих для новых условий средств и методов решения важнейших общественно-политических проблем.

Характер восприятия представительной власти массовым сознанием, отношение граждан к ее деятельности имеют одно из основополагающих значений для эффективного функционирования всей политической системы страны. Ведь согласно общепринятой концепции политической поддержки, политическая система функционирует эффективно лишь тогда, когда граждане позитивно воспринимают власть, идентифицируют себя с этой властью[3]. В свою очередь, в научной литературе распространена разработанная в первооснове Х. Линцем точка зрения, что именно парламентская система является более надежной основой и предпосылкой демократической трансформации, чем президентский режим.

Поэтому исследование проблем развития парламентского института в современном Казахстане и их отражения в общественном мнении страны важно для анализа и прогнозирования направлений эволюции всей отечественной политической системы.

Понятно, что отношение к институту народного представительства, его восприятие, как в казахстанском обществе, так и в политической элите, весьма разноречивы. И нередко формируются в категориях противостояния западников и традиционалистов, либералов и государственников.

В этой связи более адекватно исследуемому явлению следует признать определение И. М. Степанова, который считает, что «парламентаризм есть особая система организации государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка»[4].

В основном парламентаризм отождествляется с верховенством или привилегированным положением центрального представительного учреждения по отношению к иным ветвям власти. Как подчеркивает В. Е. Чиркин, первое место среди ветвей государственной власти принадлежит власти законодательной[5]. Однако имеются и иные мнения. Например, А. Д. Керимов полагает, что парламентаризм не предполагает приоритетной роли высшего законодательного органа. Так, безусловно, наличие в государстве представительного учреждения относится к обязательным признакам парламентаризма. Без парламента немыслим и парламентаризм, это аксиома, разделяемая всеми исследователями. Верно и то, что парламент, законодательствуя, определяет порядок функционирования как исполнительной, так и судебной властей, что, однако, не должно быть причиной абсолютизации его роли в системе разделения властей. При парламентаризме особую важность приобретает баланс властных полномочий, когда ни один государственный орган не имеет возможности единолично осуществлять государственную власть. А. Д. Керимов справедливо указывает на еще один аспект парламентаризма, который не учитывается в большинстве определений данной категории. Он, в частности, пишет: «Содержание этого понятия включает в себя и некий чрезвычайно значимый идеолого-мировоззренческий аспект, систему представлений и убеждений, аксиологических установок, ценностных ориентаций относительно должной организации и должного функционирования государственного механизма»[6].

Поэтому переход от президентской к президентско-парламентской системе правления в Казахстане представляет собой один из этапов дальнейшей конституционной реформы.

 

- Да, наше законодательство предусматривает такую возможность и даже необходимость…

- В целях становления правового государства, углубления процессов демократизации политической системы, формирования институтов гражданского общества главой государства Республики Казахстан президентом Н.А. Назарбаевым были предложены изменения и дополнения в Конституцию страны, которые приняты Парламентом и вступили в законную силу 22 мая 2007г.

Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Конституции Республики Казахстан» от 21 мая 2007 года ознаменует собой новый этап конституционной реформы Казахстана[7].

Основными целями предложенной конституционной реформы является сохранение стабильности казахстанского общества, дальнейшее проявление толерантности и обеспечения нового этапа демократизации в государстве.

Главным результатом конституционных новелл явилось то, что наша республика совершила определенные шаги в сторону президентско-парламентской формы правления. Главным отличием при определении формы правления, является возрастание полномочий Парламента, как высшего представительного органа в формировании, как высших, так и местных органов исполнительной власти.

Для парламентской республики характерна ситуация, когда расширяется власть парламента и образуется парламентское правительство. Применительно к парламентаризму наиболее полезными следует признать рассуждения Ж. Ж. Руссо относительно средств осуществления народного суверенитета. «Суверен, - считал Ж.Ж. Руссо, - может действовать лишь тогда, когда народ в собрании»[8]. Причем недостаточно, чтобы народ, собравшись, один раз установил государственный строй, санкционировал свод законов или установил постоянное правительство. Необходима определенная периодичность собраний: чтобы в определенный день народ был созван в соответствии с законом и чтобы на то не было никаких формальностей. Как только народ собирается в качестве суверенного органа, всякая юрисдикция правительства прекращается.

В этом плане в результате конституционных поправок значительно расширены полномочия Парламента Республики Казахстан, как в формировании Правительства, так и в более значительном усилении контрольных полномочий Парламента за деятельностью органов исполнительной власти. В статью 56 Конституции была внесена поправка, укрепляющая положение Мажилиса Парламента Республики Казахстан. В настоящее время согласие на назначение Премьер-Министра Республики дает Мажилис, а не обе палаты Парламента как было ранее, что укрепляет позиции Мажилиса. Кандидатура Премьер-Министра Республики вносится на рассмотрение Мажилиса Президентом Республики Казахстан только после консультации с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе (подпункт 3 ст. 44 Конституции Республики Казахстан). Представляется, что в этом случае укрепляется фундамент реального участия политических партий в деятельности высшего законодательного органа страны, что характерно для всех демократических государств.

Как было ранее сказано, возрастает ответственность Правительства перед высшим представительным органом. Это выражается в том, что Мажилису достаточно простого большинства голосов, чтобы выразить вотум недоверия Правительству (пункт 2 ст. 56 Конституции). Кроме того, Мажилис Парламента вправе выражать вотум недоверия и отдельным членам Правительства лишь простым большинством голосов по итогам заслушивания его отчета. В этом случае депутаты палаты принимают обращение к Президенту об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов республики. Выше указанные конституционные новеллы призваны поднять на новый качественный уровень роль Парламента в формировании казахстанской государственности.

 

- Как будет идти конституционная реформа?

- Законодательство предполагает осуществление конституционной реформы провести по следующим направлениям:

- усиление роли Парламента Республики Казахстан путем расширения объема его полномочий, а также увеличение численности депутатского корпуса в целом;

- демократизация избирательной системы Республики Казахстан путем введения пропорциональной системы выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан;

- формирование Правительства на основе демократического принципа парламентского большинства и усиление контрольных функций Парламента Республики Казахстан за деятельностью Правительства;

- усиливается роль и значение прав человека в развитии правовой государственности Республики Казахстан, на что направлено фактическое упразднение смертной казни, судебное санкционирование ареста, а также усиление контрольных и надзорных функций центральных и местных органов власти, имеющих своей целью защиту и обеспечение прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан. Повышается роль и значение института омбудсмена, а также Комиссии по правам человека при Президенте РК в функционировании институтов гражданского общества.

Заслуживают внимания изменения в Конституции, касающиеся повышения роли партий парламентского большинства в организации и деятельности Правительства, которое призвано проводить политику победившей партии.

 

- Итак, многообещающая, и уже почти универсальная формулировка - вся власть народу»

- В этом нет ничего удивительного…Одним из наиболее распространенных подходов к проблеме необходимости представительной формы правления является сформулированный Ш. Монтескье переход к представительному правлению. В принципе не отрицая идеальной конструкции (когда законодательная власть принадлежит всему народу), Ш. Монтескье отмечал, что в больших государствах это невозможно, и констатирует дальше, что и в маленьких государствах это представляет большие неудобства, поэтому необходимо, «чтобы народ делал посредством представителей то, что он не может сделать сам»[9]. Развивая на практике данную теорию в многонациональном Казахстане, большой интерес представляет опыт работы Ассамблеи Народов Казахстана, которая в настоящее время трансформирован в Ассамблею Народа Казахстана. Особенно вызывает одобрение - усиление роли этого конституционного института в целях консолидации казахстанского общества, которая наделяет правом выдвижения депутатов Мажилиса, что способствует учету интересов крупных этносов в Республике. Ассамблея народов Казахстана приобретает конституционный статус, что поднимает на новую ступень её роль и авторитет в многонациональном, многоконфессиональном Казахстане.

Статья 44 Конституции дополнена следующими положениями согласно которым Президент Республики образуют Ассамблею народа Казахстана.

Весьма продуктивной является идея развития местного самоуправления, предложенная Президентом, который отводит ключевую роль маслихатам как основе местного самоуправления. Право населения на местное самоуправление обеспечивается правом каждого гражданина Республики Казахстан на осуществление местного самоуправления. Оно закреплено в ст. 89 Конституции РК, согласно которой граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления, как непосредственно, так и через своих представителей. Гражданам гарантируется право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, право равного доступа к государственной службе, право обращаться в органы местного самоуправления. В этой связи позитивными представляются изменения, направленные на повышение полномочий маслихатов, получающих право давать согласие на назначение соответствующих Акимов. Повышается ответственность как самих маслихатов, так и депутатов маслихата, которые становятся новыми центрами политической силы на уровне регионов и области. Значительно возрастает их влияние на акимов, поскольку депутаты могут выразить вотум недоверия акиму простым большинством голосов, а не двумя третями голосов как было ранее.

Считаем справедливыми установление равных сроков полномочий всех субъектов политической и государственной власти: от Президента до местных представительных органов. Главой государства предложено сокращение срока полномочий Президента до 5 лет с 2012 года, а также увеличение срока полномочий Маслихатов до 5 лет.

Усиление роли представительных органов власти путем расширения функций явилось основным коррективом в действующую Конституцию Республики Казахстан, принятым Парламентом РК - высшим представительным органом Республики.

Данные дополнения и изменения в Конституцию дают широкий круг полномочий, реализуемых в процессе мониторинга над деятельностью исполнительных органов власти. С уверенностью можно назвать принятые изменения и дополнения в Конституцию историческим этапом в становлении казахстанского конституционализма. В целях дальнейшего строительства гражданского общества в Казахстане будет укрепляться роль неправительственных организаций и профессиональных союзов, а также средств массовой информации, что будет способствовать дальнейшему формированию высокой правовой культуры и правового сознания нашего населения.

Конституционная реформа в Казахстане проводится в интересах личности и общества, способствует дальнейшему развитию демократических процессов, формированию народовластных институтов, что безусловно, создаст условия для совершенствования политической системы казахстанского общества и формированию казахстанского парламентаризма.

- Спасибо.

 

 

[1] Казахстанская правда.-2007.-22 мая

[2] Руссо Ж. - Ж. Трактаты. - М.; 1969 г. С. 160.

[3] Easton D., Dennis J. Children in the political system: origins of political legitimacy. — Chicago: University of Chicago Press, 1969. - 440 p.

[4] См.: Парламентское право России / Под ред. И. М. Степанова, Т. Я. Хабриевой. - М., 1999 г. С. 5

[5] См.: Сравнительное конституционное право. Авторский коллектив: Топорнин Б. Н., Чиркин В. Е., Юдин Ю. А. и др. - М.: Издательская фирма Манускрипт. 1996 г.

[6] См.: Керимов А.Д. Понимание парламентаризма и перспективы его развития в России // Гражданин и право. 2002 г. № 7 - 8.

[7] Казахстанская правда.-2007.-22 мая

[8] Руссо Ж. - Ж. Трактаты. - М.; 1969 г. С. 160.

[9] Монтескье Ш. - Л. Избранные произведения. - М., 1995 г. С. 292-293.

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: