Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Июль, № 7,2007
Конференция

Опыт либерализации уголовного процесса в Узбекистане

  

Выступление на международной научно-практической конференции «Альтернативы уголовному  преследованию в Центральной Азии: современное состояние  и перспективы развития» 

Преподаватель кафедры уголовного процесса Ташкентского государственного юридического института Ш. Файзиев поделился опытом либерализации уголовного процесса в Узбекистане.

 

В нашей стране осуществлен целый комплекс мероприятий, направленных на либерализацию системы уголовного наказания. Так, например, в уголовном законодательстве упрощена система мер наказания, количество преступлений, за которые была предусмотрена смертная казнь, сократилось от 30 до 2-х. Наряду с этим 29 августа 2001 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, а также в Кодекс об административной ответственности Республики Узбекистан в связи с либерализацией уголовных наказаний». С принятием этого закона в Уголовном кодексе нашла свое отражение статья 66 (освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением) и целая 62 глава в Уголовно-процессуальном кодексе (производство по делам о примирении). Это был первый шаг к зарождению нового института, как в уголовном праве, так и в уголовно-процессуальном - института примирения.

Об институте примирения ещё в 2001 году Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов в своем докладе на VI сессии олий мажлиса Республики Узбекистан второго созыва высказал следующее мнение: «Еще одним важным шагом в совершенствовании уголовного процесса станет введение специальной процедуры примирительной формы разбирательства уголовных дел».

О чем идет речь? Если лицо, совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности, ранее не судимое, признает свою вину, раскаивается и готово возместить нанесенный в результате преступления ущерб, суд при согласии потерпевшего прекращает дело производством.

При этом не порождаются последствия, связанные с судимостью. Существенно сокращаются сроки предварительного следствия и судебного разбирательства. Примирительная процедура будет длиться до трех недель».

Закрепление данного института в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, как мы уже выше упомянули, нашло свое отражение в статье 66 УК (Каримов И.А. Справедливость - в приоритете закона.  Народное слово, 2001, 30 августа). В нем впервые были закреплены обстоятельства, при котором лица, совершившие преступление, освобождались от уголовной ответственности в связи с примирением. Согласно этой статье, если лицо, впервые совершившее одно из перечисленных в ней преступлений, признало свою вину, примирилось с потерпевшим и возместило нанесенный ущерб, оно освобождается от уголовной ответственности. Этим в уголовном и уголовно-процессуальном праве впервые были созданы правовые основы для частичной декриминализации вышеназванных преступлений.

Однако 27 августа 2004 года согласно Закону «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» и 31 декабря 2005 года Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с осуществлением реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства» в Уголовный кодекс были внесены соответствующие изменения, согласно которым количество составов преступлений, предусмотренных статьёй 66 УК, за которые предусматривалось освобождение лица от уголовной ответственности в связи с примирением, на сегодняшний день превышает более 30.

Кроме этого, законом от 27 августа 2004 года предусматривалось направление дела в суд в связи с примирением сторон, на стадии дознания, уже непосредственно самим дознавателем. Итак, согласно статье 342 УПК дознаватель вправе закончить уголовное дело передачей его следователю или направлением его в суд в порядке, предусмотренном статьей 584 УПК. Данное положение предоставило возможность освобождения лиц от уголовной ответственности по конкретным видам составов преступлений.

И сегодня, говоря о совершенствовании альтернативы уголовному преследованию в Республике Узбекистан, необходимо отметить то, что в свете проводимой в нашей стране судебно-правовой реформы, совершенствование уголовно-процессуальной деятельности органов дознания в соответствии с международными стандартами и в сочетании с особенностями нашего менталитета, может быть предпосылкой к дальнейшему внедрению в уголовный процесс Республики Узбекистан восстановительной процедуры. Что, в свою очередь, требует изучения и анализа зарубежного опыта в этом направлении, а также в обеспечении прав и законных интересов каждого участника уголовного процесса, установлении процессуальных гарантий и т.д.

Как видим, на сегодняшний день в уголовном судопроизводстве многих стран, в том числе стран Центральной Азии, появилась тенденция претворения в жизнь различных альтернатив уголовному преследованию. Она постепенно находит своё отражение как в законодательстве, так и в правоприменительной практике. Такое положение дел наблюдается и во многих западных уголовно-процессуальных системах, как англосаксонских, так и континентальных.

Причиной развития альтернатив уголовному преследованию является необходимость усовершенствования, либерализации и гуманизации, а также ускорения и упрощения уголовного процесса, стремление к более эффективному обеспечению прав лиц, вовлеченных в орбиту уголовного процесса. Альтернативами уголовному преследованию принято понимать определенные меры, применяемые органами дознания, следствия и судом в досудебных и судебных стадиях уголовного процесса до разрешения дела по существу, что выражается в замене традиционных способов уголовного преследования иными формами реакции, где для начала, продолжения и завершения уголовного преследования необходимы юридические и фактические основания. Однако мы можем констатировать и тот факт, что в нашей стране альтернативы уголовному преследованию пока еще не столь развиты, как, например, в странах Европы. У нас, как и в правовых системах постсоветских государств, хорошо известен лишь институт примирения. Оно применяется к одному из относительно новых оснований освобождения от уголовной ответственности - освобождению от уголовной ответственности в связи с примирением сторон. Эта норма сейчас нашла своё отражение почти во всех уголовных кодексах стран СНГ. В Республике Узбекистан примирение сторон, как одна из альтернатив уголовному преследованию, происходит следующим образом:

· Потерпевший (гражданский истец) либо его законный представитель на любой стадии дознания и предварительного следствия, а также судебного разбирательства, но до удаления суда в совещательную комнату подаёт заявление о примирении с обидчиком.

· Дознаватель, следователь, прокурор и суд при приеме заявления обязаны разъяснить потерпевшему или его законному представителю, что при утверждении примирения судом он теряет право заявлять ходатайство о возобновлении производства по данному делу.

В странах зарубежья в процедуре примирения сторон участвуют независимые лица, общественные организации, которые именуются медиаторами, но у нас пока такой порядок не установлен. Соответственно, дознаватель, следователь, прокурор, получив заявление потерпевшего (гражданского истца) или его законного представителя о примирении, в срок не более семи суток, с согласия подозреваемого, обвиняемого, выносит постановление о направлении дела в суд. Судебное заседание по делам о примирении проводится не позднее десяти суток с момента поступления уголовного дела в суд. В судебном заседании имеют право участвовать подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, потерпевший (гражданский истец), их законные представители, защитники, прокурор. Судебное разбирательство по делам о примирении суд заслушивает подозреваемого, обвиняемого, подсудимого и потерпевшего (гражданского истца) об обстоятельствах совершенного преступления. Затем выясняет:

- добровольность примирения и его мотивы;

- добровольность признания вины подозреваемым, обвиняемым, подсудимым;

- осознал ли подозреваемый, обвиняемый, подсудимый последствие совершенного им деяния и принял ли меры к заглаживанию причиненного вреда;

- не оказывалось ли на потерпевшего (гражданского истца) или подозреваемого, обвиняемого, подсудимого какое-либо давление;

- вопросы, связанные с возмещением причиненного вреда;

- согласие подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, их законных представителей на примирение.

Затем суд заслушивает мнения защитника и прокурора, которые высказывают свою точку зрения о необходимости или отказе в примирении сторон.

Если в ходе судебного заседания будут установлены не добровольность примирения, признания вины, отказ от возмещения вреда, а также наличие в совершенном деянии признаков более тяжкого состава преступления, суд выносит определение о направлении дела прокурору для производства предварительного следствия по общим правилам.

Конечно же, нельзя сказать, что поиск альтернатив уголовному преследованию получил своё начало после обретения независимости Республикой Узбекистан. Еще до принятия действующих УК и УПК Республики Узбекистан допускалось освобождение от уголовной ответственности и прекращение уголовного дела с передачей лица на поруки общественной организации или трудовому коллективу в связи с передачей дела в суд или комиссию по делам несовершеннолетних. Наличие этих правовых традиций сегодня предоставило возможность осуществления судебно-правовых реформ в данном направлении. Уголовное законодательство довольно быстрыми темпами развивается путем применения новых и более современных оснований освобождения от уголовной ответственности и прекращения уголовного дела (преследования), чему способствуют внесение изменений и дополнений в действующие УК и УПК. В юриспруденции эти институты характеризуются с использованием таких терминов, как «альтернативные меры», «меры компромисса в борьбе с преступностью», что характерно и за рубежом (Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М. 1996. С. 454).

Реализация этого института характеризуется применением метода поощрения как одного из основных методов уголовно-правового регулирования, которое так широко используется в статье 66 УК. Поэтому нельзя считать, что наказание носит исключительно возмездный характер. Так, например, выделяя эти преступления в отдельную группу, законодатель создал условия для ускорения процесса, что, в свою очередь, даёт возможность уделять больше внимания опасной преступности и в кратчайшие сроки восстановить нарушенные права потерпевшего и др.

Суть предлагаемой нами альтернативы уголовному преследованию на сегодняшнем этапе судебно-правовой реформы заключается в расширении полномочий органов дознания с тем, чтобы по возможности ускорить и упростить производство по делам, которые подпадают в число преступлений, перечисленных в статье 66 УК РУз, а также выделив в отдельное производство дела о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности и менее тяжким преступлениям.

Для этого нужно отметить, что, во-первых, статья 345 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан предусматривает обязательное проведение предварительного следствия по всем уголовным делам. Во-вторых, статья 15 Уголовного кодекса Республики Узбекистан подразделяет преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности на:

1) не представляющие большой общественной опасности;

2) менее тяжкие;

3) тяжкие;

4) особо тяжкие.

Анализ частей 1 и 2 статьи 15 Уголовного кодекса Республики Узбекистан показывает, что из всей совокупности преступлений, предусмотренных УК, преступления, не представляющие большой общественной опасности, предусмотрены в 144 статьях, т.е. 66,36% от общего количества, а менее тяжкие - в 117, т.е. 53,91%.

Далее согласно статье 342 УПК Республики Узбекистан дознание оканчивается в двух случаях.

1. Передачей уголовного дела следователю, не ожидая истечения срока на производство дознания, если:

1) установлено тяжкое или особо тяжкое преступление;

2) установлены основания для привлечения определенного лица к участию в деле в качестве обвиняемого;

3) установлены основания для прекращения дела;

4) следователь потребовал передать ему дело для принятия к производству.

2. Дознаватель, получив заявление потерпевшего (гражданского истца) или его законного представителя о примирении, в срок не более семи суток, с согласия подозреваемого, обвиняемого, направляет дело в суд, о чем выносит постановление.

Пока этот перечень является исчерпывающим, однако, в целях наиболее полного и эффективного обеспечения прав человека на досудебных стадиях уголовного процесса, представляется нам, что по некоторым уголовным делам, таким как преступления, не представляющие большой общественной опасности или менее тяжкие преступления, нет необходимости вести предварительное следствие сроком до трех месяцев или более.

И это положение ничуть не противоречит задачам дознания, а, наоборот, вытекает из них. Так, согласно ст. 339 УПК РУз дознание состоит в производстве неотложных следственных действий, с тем чтобы:

1) предупредить или пресечь совершение преступления;

2) собрать и сохранить доказательства;

3) задержать подозреваемых в совершении преступления и разыскать скрывшихся подозреваемых и обвиняемых;

4) обеспечить возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением.

Также на органы дознания возлагается принятие необходимых мер с использованием научно-технических средств в целях обнаружения признаков преступления и лиц, его совершивших, выявления данных, которые могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу после их проверки в соответствии с правилами, установленными в УПК РУз.

Ведь что получается, дознание это определенная деятельность органов дознания по выполнению неотложных следственных действий в срок не более десяти суток в целях обнаружения признаков преступления и лиц, его совершивших, выявления данных и собирания доказательств о событии преступления, наличии вины у лица, его совершившего, а также о мотивах преступления; об обстоятельствах, влияющих на степень и характер ответственности; о размере причиненного ущерба; об условиях, способствовавших совершению преступления, и др., которые могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу.

На наш взгляд, в целях совершенствования процессуальной деятельности органов дознания в Республике Узбекистан необходимо предоставить органам дознания, помимо выполнения неотложных следственных действий, и осуществление расследования в полном объеме в случаях, когда дело связано с рассмотрением уголовных дел о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности и менее тяжким преступлениям.

В свою очередь орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия, направленные на установление и закрепление следов преступления, таких как осмотр места происшествия, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемого, допрос свидетелей и потерпевших. По делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности или менее тяжким преступлениям, производство этих следственных действий является достаточным для направления прокурору дела с обвинительным заключением или прекращения дела по истечении срока, предоставленного для производства дознания.

И, имея эти основания, на наш взгляд, нет необходимости заканчивать все уголовные дела, дознание передачей дела следователю, чтобы в дальнейшем следователь, рассмотрев материалы дела, произвел соответствующие процессуальные действия, направленные на окончание следствия.

Без сомнения, всем известно, что при расследовании уголовных дел каждому следователю приходится производить множество следственных и процессуальных действий, необходимых для обеспечения законного и обоснованного привлечения лиц в качестве обвиняемых. Совершение или несовершение этих действий в большинстве случаев зависит как от субъективных причин, так и объективных (например, от наличия дел, находящихся в производстве у следователя). Следовательно, несмотря на то, что в производстве у следователя находится дело, переданное ему органом дознания со всеми необходимыми данными для рассмотрения дела в суде, следователь просто не успевает принять то или иное процессуальное действие (решение), и разрешение дела откладывается до истечения срока следствия, а то и больше.

Поэтому, решив все задачи, стоящие перед органами дознания и имея основания, которые можно использовать в качестве доказательств по уголовным делам, не представляющим большой общественной опасности или менее тяжким преступлениям, было бы целесообразно предоставить дознавателю право направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера, а также вынести постановление о прекращении дела, не передавая дело следователю.

Согласно нашей идее по делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности и менее тяжким преступлениям, органы дознания полностью заменят следователя, проводя дознание в полном объеме. Это, на наш взгляд, намного ускорит рассмотрение уголовного дела и избавит лиц от лишних проблем, связанных с тяжбой судопроизводства.

Хотя для этого придется немного расширить полномочия органов дознания, его задачи, срок производства дознания и т.д. Все же это, на наш взгляд, позволит намного ускорить и упростить уголовный процесс и создать дополнительные условия для наиболее быстрого восстановления прав лиц, пострадавших от преступления, а также для обеспечения прав, свобод и законных интересов других граждан.

Следовательно, в последующем дознание будет состоять примерно из следующих последовательных частей, таких как:

1. Возбуждение уголовного дела.

2. Производство неотложных следственных и процессуальных действий, направленных на решение задач дознания.

3. Производство комплекса процессуальных действий для проверки показаний подозреваемого, свидетелей, обвиняемого и окончательного установления всех фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.

4. Принятие решения об окончании дознания и предъявление материалов дела для ознакомления заинтересованным участникам процесса.

5. Разрешение ходатайств и жалоб участников процесса.

6. Составление обвинительного заключения и направление дела следователю, прокурору или в суд.

В отдельных случаях, в зависимости от сложности дела, возможно и иное разрешение уголовного дела - оно может быть прекращено на любом из названных случаев после принятия соответствующего решения, что вполне закономерно.

Для разработки механизма предлагаемой нами процедуры прекращения дел на стадии дознания по делам, не представляющим большой общественной опасности и менее тяжким преступлениям, нам предстоит осуществить ёще целый ряд мероприятий. Нормы, которыми мы располагаем, предусматривают прекращение дел в связи передачей дела следователю или направлением его в суд при наличии оснований для примирения. Логически возникает вопрос о том, какие юридические последствия может получить прекращение дел на стадии дознания по вышеназванным категориям дел, минуя обязательное проведение предварительного следствия? И нужно ли вообще распространять данное новшество на категорию преступлений, не представляющих большой общественной опасности и менее тяжких? Думается, что по данной категории преступлений в силу их малозначительности вряд ли следует проводить предварительное расследование в обязательном порядке с учетом всех правил, когда представляется возможность восстановления прав потерпевших уже на стадии дознания. По-другому обстоит дело с категорией тяжких преступлений, и здесь необходимо подойти избирательно.  В целях внедрения в уголовно-процессуальное законодательство нашей идеи мы предлагаем внести следующие изменения и дополнения в некоторые статьи УПК РУз:

 

По действующему УПК

Предлагаемый проект

Статья 341. Срок производства дознания

 

Дознание по уголовному делу должно быть закончено в срок не более десяти суток.

 

Статья 341. Срок производства дознания

 

Дознание по уголовному делу должно быть закончено в срок не более десяти суток.

Дознание по делам о преступлениях, предусмотренных частями второй и третьей статьи 15 Уголовного кодекса, должно быть закончено в срок не более одного месяца.

 

Статья 342. Окончание дознания

(текст статьи в редакции Закона Республики Узбекистан  от 27.08.2004 г. № 671-II)

 

Дознание оканчивается передачей уголовного дела следователю или направлением его в суд в порядке, предусмотренном статьей 584 настоящего Кодекса.

Дознаватель должен передать дело следователю немедленно, не ожидая истечения срока на производство дознания, если:

1) установлено тяжкое или особо тяжкое преступление;

2) установлены основания для привлечения определенного лица к участию в деле в качестве обвиняемого;

3) установлены основания для прекращения дела;

4) следователь потребовал передать ему дело для принятия к производству.

О передаче дела следователю дознаватель выносит постановление.

 

Статья 342. Окончание дознания

 

Дознание оканчивается передачей уголовного дела следователю или направлением его в суд в порядке, предусмотренном статьей 584 настоящего Кодекса.

Дознаватель должен передать дело следователю немедленно, не ожидая истечения срока на производство дознания, если:

1) установлено тяжкое или особо тяжкое преступление;

3) установлены основания для прекращения дела;

3) следователь потребовал передать ему дело для принятия к производству.

О передаче дела следователю дознаватель выносит постановление.

Дознание по делам о преступлениях, предусмотренных частями второй и третьей статьи 15 Уголовного кодекса, считается законченным в день направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера либо в день вынесения постановления о прекращении дела.

 

Статья 345. Обязательность предварительного следствия

 

Предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам.

Предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 97-103, 114-119, 121, 124-126, 128, 129, 136, 141-149, 175, 183, 184-1, 186, 186-1, 186-2, 193-212, 215-221, 225, 229-1, 229-2, 230-236, 242, 245, 251-258, 264, 265 Уголовного кодекса, производится следователями органов прокуратуры (часть в редакции Закона Республики Узбекистан  от 25.04.2007 г. № ЗРУ-93 (см. предыдущую редакцию).

Предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 279-302 Уголовного кодекса, а также по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, производится следователями военной прокуратуры.

Предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150-163, 182, 223, 246 Уголовного кодекса, производится следователями службы национальной безопасности.

Предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 104-113, 120, 122, 123, 127, 130-135, 137-140, 164-166, 168-174, 213, 214, 222, 224, 226-229, 243, 247-250, 259-263, 266-278 Уголовного кодекса, а также по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, производится следователями органов внутренних дел (часть в редакции Закона Республики Узбекистан  от 30.08.2002 г. № 405-II (см. предыдущую редакцию).

Предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 167, 176-181, 184, 185, 185-1, 185-2, 188-192, 244-1, 244-2, 244-3 Уголовного кодекса, производится органом, возбудившим дело (часть в редакции Закона Республики Узбекистан  от 22.06.2006 г. № ЗРУ-37 (см. предыдущую редакцию).

По делам о преступлениях, предусмотренных статьями 237-241 Уголовного кодекса, предварительное следствие производится тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с чем возбуждено дело.

Если при производстве расследования будет установлено новое преступление, подследственное другому органу предварительного следствия, расследование в полном объеме может быть окончено тем органом предварительного следствия, в производстве которого находится дело, только с согласия соответствующего прокурора.

Предварительное следствие по делам о преступлениях отдельных категорий должностных лиц, указанных в законе, производится следователями органов прокуратуры.

 

Статья 345. Обязательность предварительного следствия

 

Предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам, кроме дел о преступлениях, предусмотренных частями второй и третьей статьи 15 Уголовного кодекса, которые могут быть окончены на стадии дознания.

Предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 97-103, 114-119, 121, 124-126, 128, 129, 136, 141-149, 175, 183, 184-1, 186, 186-1, 186-2, 193-212, 215-221, 225, 229-1, 229-2, 230-236, 242, 245, 251-258, 264, 265 Уголовного кодекса, производится следователями органов прокуратуры.

Предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 279-302 Уголовного кодекса, а также по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, производится следователями военной прокуратуры.

Предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150-163, 182, 223, 246 Уголовного кодекса, производится следователями службы национальной безопасности.

Предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 104-113, 120, 122, 123, 127, 130-135, 137-140, 164-166, 168-174, 213, 214, 222, 224, 226-229, 243, 247-250, 259-263, 266-278 Уголовного кодекса, а также по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, производится следователями органов внутренних дел.

Предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 167, 176-181, 184, 185, 185-1, 185-2, 188-192, 244-1, 244-2, 244-3 Уголовного кодекса, производится органом, возбудившим дело.

По делам о преступлениях, предусмотренных статьями 237-241 Уголовного кодекса, предварительное следствие производится тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с чем возбуждено дело.

Если при производстве расследования будет установлено новое преступление, подследственное другому органу предварительного следствия, расследование в полном объеме может быть окончено тем органом предварительного следствия, в производстве которого находится дело, только с согласия соответствующего прокурора.

Предварительное следствие по делам о преступлениях отдельных категорий должностных лиц, указанных в законе, производится следователями органов прокуратуры.

 

 

 

Здесь должны быть комментарий