Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Февраль, № 2,2005
Предложение

Еще раз о неувязках в законах и подзаконных актах, касающихся недропользования

 

Основой относительно благополучного экономического состояния народа и государства и стабильности политической обстановки в Республике Казахстан является эксплуатация богатых недр Казахстана и уплачиваемые недропользователями налоги. Старший менеджер компании «MinTax», советник налоговой службы I ранга В. БОБРОВ обращает внимание законодателей на следующие неточности.

 

Правильное и стабильное налогообложение недропользователей имеет особое значение для сохранения стабильного положения. Думаю, необходимо очень тщательно, продуманно и даже деликатно подходить ко всяким изменениям, вносимым в законодательство о недрах и в налоговое законодательство, касающимся недропользователей.

Как известно, частичная отмена стабильности контрактного налогообложения, введённого Законом № 500-II/1/, в своё время вызвала резко отрицательную реакцию большинства недропользователей, в том числе иностранных инвесторов/2/. Не отличаются особой продуманностью и обоснованностью и последние изменения, внесённые в законодательство о недрах/3/ и в налоговое законодательство/4/, принятые в декабре 2004 года.

Не подвергая критическому анализу весь комплекс изменений и дополнений, внесённых вышеуказанными законами, остановимся лишь на некоторых из них, связанных с налогообложением недропользователей.

В пункте 2 статьи 297 действующего в настоящее время Налогового кодекса/5/ указывается, что объектом обложения роялти является объём/6/ добытых полезных ископаемых или объём первого товарного продукта, полученного из фактически добытых полезных ископаемых, в том числе концентраты чёрных, цветных, редких и радиоактивных металлов, горно-химического сырья, драгоценные камни, камнесамоцветное и пьезооптическое сырьё, прошедшее первичную обработку, по другим полезным ископаемым - минеральное сырьё, прошедшее первичную обработку.

В то время как изменениями, внесёнными в статью 20 Указа о недрах/7/ Законом № 2-III, записано, что первичная переработка минерального сырья является операцией, непосредственно следующей за добычей, и не относится к операциям по недропользованию.

Одновременно в Законе № 2-III даётся следующее определение первичной переработке (обогащению) минерального сырья:

«первичная переработка (обогащение) минерального сырья - вид горнопромышленной деятельности, который включает сбор на месте, дробление или измельчение, классификацию (сортировку), брикетирование, агломерацию и обогащение физико-химическими методами (без существенного изменения минеральных форм полезных ископаемых, их агрегатно-фазового состояния, кристаллохимической структуры), а также может включать перерабатывающие технологии, являющиеся специальными видами работ по добыче полезных ископаемых (подземная газификация и выплавление, химическое и бактериальное выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений)».

Исходя из вышеуказанного положения, минеральное сырьё, подвергшееся первичной переработке, не может быть объектом обложения недропользователя, поскольку не относится к операциям по недропользованию.

Здесь, однако, возможно применение статьи 4 Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 года за № 213-I «О нормативных правовых актах», что кодексы Республики Казахстан имеют большую юридическую силу по сравнению с законами Республики Казахстан, т.е. формально Налоговый кодекс может содержать иные нормы, чем Закон о недрах.

Однако противоречие между специальным законом о недропользовании и налоговым законодательством, которое должно базироваться в части определения понятия «недропользование» на определениях специального закона, не украшает законодателя Республики Казахстан. Это хорошо, что Указ о недрах Законом № 2-III был переименован в Закон о недрах. Но если бы он был переименован в Кодекс о недрах, как раньше именовался Кодекс Республики Казахстан «О недрах и переработке минерального сырья», то мы бы имели противоречия между двумя законодательными актами, имеющими одинаковую юридическую силу.

Поскольку наименование законодательного акта законом или кодексом носит в значительной степени формальный характер, свидетельством чему является различное наименование налогового законодательства (вначале - Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», затем - Закон Республики Казахстан под тем же названием, потом - Кодекс Республики Казахстан под этим же названием), то мы считаем, что будет лучше, правильнее и целесообразнее, если в своей специфической части, касающейся налогообложения недропользователей, Налоговый кодекс будет полностью соответствовать Закону № 2-III.

Точно так же нет полного соответствия между налоговым законодательством и законодательством о недрах в части определения понятия «общераспространённые полезные ископаемые».

Первоначально Перечень общераспространённых полезных ископаемых был определён в приложении № 1 положения «О порядке лицензирования недрами в Республике Казахстан», утверждённом постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 8 августа 1994 года за № 886 в следующем составе:

 

Перечень

общераспространенных полезных ископаемых

 

Песок, кроме песка формовочного, стекольного, песка для фарфоро-фаянсовой и огнеупорной промышленности.

Глина, кроме глины огнеупорной, тугоплавкой, формовочной, бентонитовой, кислотоупорной, глины для фарфоро-фаянсовой промышленности и каолина.

Суглинки.

Галька.

Гравий.

Камень бутовый.

Песчаник, кроме песчаника битуминозного, облицовочного, динасового, песчаника для стекольной промышленности.

Кварцит, кроме кварцита динасового, флюсового, облицовочного, железистого, кварцита для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов.

Мел, кроме мела для химической, стекольной и резиновой промышленности и для получения глинозема из нефелина.

Мергель, кроме мергеля битуминозного.

Известняк, кроме битуминозного, облицовочного, для пищевой, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной промышленности, а также для производства глинозема.

Доломит, кроме доломита облицовочного, доломита для металлургической, химической и стекольной промышленности.

Ракушечник.

Сланцы всех видов, кроме сланца горючего и кровельного.

Аргиллиты и алевролиты

Магматические вулканогенные и метаморфические породы, кроме пород облицовочных и декоративных пород для производства огнеупорных и кислотоупорных материалов, каменного литья и минеральной ваты.

Барит, кроме барита для пищевой, медицинской и химической промышленности.

Позже постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 мая 1996 года за № 645 «Об утверждении Перечня общераспространённых полезных ископаемых» он фактически был значительно расширен путём исключения из предыдущего Перечня ограничений, определённых словами «кроме», подчёркнутых в вышеприведенном перечне 1994 года. И уже в то время он фактически противоречил Указу о недрах, принятому 27 января 1996 года, в котором общераспространённые полезные ископаемые определялись следующим образом:

«общераспространённые полезные ископаемые - полезные ископаемые (песок, глина, гравий и другие), используемые в их естественном состоянии или с незначительной обработкой и очисткой для удовлетворения в основном местных нужд».

Эта же формулировка понятия «общераспространённых полезных ископаемых» сохранена и в Законе № 2-III.

И хотя любому человеку, мало-мальски знакомому с геологией Казахстана, совершенно ясно, что, например, мрамор, гранит, базальт или диабаз не столь широко распространены на территории Казахстана, как песок, глина или галька и гравий/8/, все они тем не менее были включены в состав общераспространённых полезных ископаемых в Налоговый кодекс, в то время как, следуя реальному геологическому строению Казахстана, целый ряд пород, включённых в список общераспространённых полезных ископаемых, не должен сюда входить.

Поэтому, учитывая реальное распространение различных пород на территории Казахстана, мы считаем необходимым в определении понятия «общераспространённые полезные ископаемые» вернуться к формулировке вышеназванного постановления 1994 года как к более обоснованному и учитывающему геологическое строение территории Казахстана.

При этом учитывая, что такие облицовочные породы, как мрамор, гранит, диабаз или базальт, обычно используются при строительстве так называемых элитных сооружений - жилья, офисов крупных компаний, на них следует установить ставки роялти значительно выше, чем на обычные песок, глины или гальку.

В связи с отменой стабильности контрактного налогообложения Законом № 500-II/9/ более года назад было установлено, что по твёрдым полезным ископаемым, включая золото, серебро, платину, другие драгоценные металлы и драгоценные камни, ставки роялти определяются Правительством Республики Казахстан. Поскольку общераспространённые полезные ископаемые являются также твёрдыми полезными ископаемыми, то, следуя общей логике изменений, внесённых Законом 500-II, необходимо было исключить из Налогового кодекса статью 300 «Ставки роялти по общераспространенным полезным ископаемым», т.к. её присутствие в Налоговом кодексе создавало странноватую законодательную ситуацию, когда, например, ставка роялти на золото устанавливается постановлением Правительства Республики Казахстан, а на глину или песок - Законом Республики Казахстан.

Поскольку постановление Правительства Республики Казахстан по данному вопросу до сих пор не принято, это, по нашему мнению, означает, что вопрос установления ставок роялти на все твёрдые полезные ископаемые очень сложный, и по нему нет единодушного мнения внутри Правительства Республики Казахстан.

Полагаю, что в данном случае необходимо использовать наш собственный опыт и при подготовке необходимого постановления взять за основу предыдущие постановления № 43/10/, № 579/11/, № 407/12/ или относительно недавнее постановление № 135/13/ для соблюдения преемственности и последовательности собственных подзаконных актов и исключения несколько странного положения налогообложения общераспространённых полезных ископаемых.

 

Литература

 

1. Закон Республики Казахстан от 29 ноября 2003 года за № 500-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения (с изменениями, внесенными Законом РК от 13.12.04 г. за № 11-III).

2. Материалы международной научно-практической конференции «Новая модель налогообложения недропользователей и её влияние на привлечение инвестиций в нефтегазовую отрасль Казахстана», г. Алматы, 19 марта 2004 года.

3. Закон Республики Казахстан от 1 декабря 2004 года за № 2-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования и проведения нефтяных операций в Республике Казахстан» (Закон № 2-III).

4. Закон Республики Казахстан от 13 декабря 2004 года за № 11-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» (Закон № 11-III).

5. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), принятый 12 июня 2001 года, с последующими изменениями и дополнениями.

6. Более правильно было бы использовать слово «количество», поскольку добыча далеко не всех полезных ископаемых измеряется объёмными единицами, а многих, практически всех руд, угля и части общераспространённых полезных ископаемых, - весовыми.

7. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 года за № 2828 (Указ о недрах).

8. На территории Казахстана некоторые равнинные области почти целиком покрыты осадочными породами, представленными песками, супесями, суглинками и глинами, и не имеют близко залегающих к поверхности месторождений мрамора, гранитов, диабазов или базальтов. Близко залегающие к поверхности месторождения магматических, вулканогенных и метаморфических пород имеются лишь в горных областях Казахстана. Осадочные породы, к которым относятся песок, глина, гравий, галька и другие, в целом покрывают 75% поверхности планеты Земля.

9. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» от 29.11.2003 года за № 500-II.

10. Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 21 января 1992 за № 43 «О финансировании геологоразведочных работ по развитию и воспроизводству минерально-сырьевой базы Республики Казахстан».

11. Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 3 июля 1992 года за № 579 «О стабилизации финансирования геологоразведочных работ и охраны недр».

12. Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 20 мая 1993 года «О формировании Республиканского фонда охраны недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы».

13. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 февраля 1998 года за № 135 «О мерах по ускорению перевода работы недропользователей на контрактную основу».

 

Здесь должны быть комментарий