Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Декабрь, № 12,2003
Точка зрения

Еще раз о правовом положении акционерных обществ с участием государства

 

Теоретический анализ и практика применения норм, регулирующих деятельность акционерных обществ с участием государства, показывают наличие большого количества проблем в правовом положении указанных юридических лиц. Директор юридического департамента ЗАО «Национальная атомная компания «Казатомпром» Ж.Б. МЫХАЕВ рассматривает некоторые из них.

 

Безусловно, государство определяет ту или иную модель развития экономики страны и устанавливает общеобязательные правила поведения для всех субъектов экономических отношений.

Вместе с тем государство также является и участником этих отношений.

В настоящее время в экономике страны существует большое количество юридических лиц с участием государства в их уставном капитале.

Особое место среди указанных юридических лиц занимают акционерные общества.

Однако здесь немало проблем.

Во-первых, поскольку ведущее место среди них занимают национальные компании, предлагаю рассмотреть некоторые существующие проблемы на их примере.

Одной из проблем является то, что в законодательстве четко не определено, какой орган от имени государства осуществляет функции собственника государственного пакета акций.

Изначально право собственности на государственный пакет акций национальных компаний распределено таким образом, что право распоряжения государственным пакетом было передано Комитету государственного имущества и приватизации Минфина РК, а право владения и пользования - отраслевым министерствам, в частности, ЗАО «НАК «Казатомпром» МЭМРу (постановление Правительства № 659 от 27.05.1999 г.). Таким образом, на первый взгляд контрольные и надзорные функции деятельности компаний поделены между данными государственными органами.

Вместе с тем в законодательстве не проведены четкие границы вопросов компетенции обоих органов по правовому регулированию деятельности компании.

Более того, на практике и другие министерства, и Правительство РК осуществляют дополнительные надзорные и контрольные функции путем издания приказов и постановлений, регламентирующих деятельность компаний.

Очень характерным в этом плане является порядок предоставления национальными компаниями отчетности.

Можно наблюдать следующую ситуацию по порядку предоставления отчетности. Компании обязаны предоставлять:

1) ежеквартальный отчет по результатам производственно-финансовой деятельности в отраслевое министерство (отдельные приказы министерств);

2) информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации в разрезе организации, а также консолидированной с аффилиированными юридическими лицами с нарастающим итогом по итогам I квартала, полугодия и за 9 месяцев в Комитет по государственному имуществу и приватизации (постановление Правительства № 290 от 28.02.2001 г.);

3) полугодовые отчеты первого руководителя перед советом директоров об управлении дочерними, зависимыми и совместно-контролируемыми организациями;

4) ежегодный отчет первого руководителя перед советом директоров о реализации среднесрочного плана развития организации;

5) отдельными приказами Минфина РК предусмотрено обязательное ежеквартальное предоставление финансовой информации по компании и отдельное предоставление информации консолидированной (по дочерним предприятиям);

6) помимо этого, компания должна предоставлять ежеквартально информацию о производственной и хозяйственной деятельности в иные государственные органы.

Помимо этого, учитывая, что компания является национальной, она подлежит обязательному мониторингу ее финансовой и хозяйственной деятельности. Причем мониторинг деятельности компании проводится отдельными юридическими лицами, специально назначенными Правительством или отдельными ведомствами. При этом организации, осуществляющие мониторинг деятельности компании, обычно содержат небольшой персонал, несоизмеримый с тем объемом информации, который им необходимо проанализировать. Кроме того, информация, предоставляемая в отчете таких организаций государственным органам, практически дублирует информацию, предоставляемую компанией в своих ежеквартальных отчетах.

Также компании обязаны ежегодно проводить аудит своей финансово-хозяйственной деятельности у независимого аудитора из числа определенного приказом Минфина РК и представлять утвержденный советом директоров отчет на ежегодное общее собрание (отраслевое министерство).

Самой основной проблемой в настоящее время является нежелание государственных органов понимать, что государство является собственником пакета акций, а не имущества акционерных обществ.

Учитывая, что государству на праве собственности принадлежит только государственный пакет акций компаний, то, соответственно, права владения, пользования и распоряжения распространяются только на государственный пакет акций, а не на все имущество компаний.

Следовательно, государственные органы вправе принимать участие в управлении компаний только в связи с государственной собственностью на пакет акций компаний.

Вместо этого государственные органы, в том числе Правительство, принимают правовые акты, определяющие порядок распоряжения имуществом юридических лиц с участием государства (вопросы по количеству служебного легкового автотранспорта, лимитам пользования мобильной связью, нормам площадей административных аппаратов, возмещения командировочных расходов, согласование с уполномоченным органом зарубежных командировок руководителей организации и установление лимитов на представительские расходы (постановления Правительства № 1098 от 22.08.2001 г., № 145 от 10.02.2003 г. и № 290 от 28.02.2001 г.) и приравнивающие национальные компании к государственным учреждениям, а работников таких компаний - к государственным служащим.

Одним из ярких примеров данной проблемы является Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» от 16.05.2002 г.

Само наименование указанного закона и его нормы противоречат Конституции и Гражданскому кодексу Республики Казахстан.

В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - Гражданский кодекс) имущество, переданное государством в уставный капитал акционерных обществ, переходит в частную собственность последних, а государство сохраняет лишь обязательственные права, т.е. права на акции.

В связи с изложенным закупки товаров, работ и услуг, осуществляемые акционерными обществами, созданными с участием государства, относить к государственным неправомерно.

Согласно пункту 2 статьи 26 Конституции Республики Казахстан собственность гарантируется.

В соответствии со статьей 188 Гражданского кодекса право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» в нарушение указанных норм устанавливает порядок использования акционерными обществами имеющихся в их распоряжении денег.

Кроме того, из-за заформализованности процесса закупок, в том числе необходимости предоставления большого количества документов, многие потенциальные поставщики отказываются участвовать в конкурсах по государственным закупкам. В результате чего зачастую конкурсы объявляются не состоявшимися, и процесс закупок затягивается на длительный срок, что, в свою очередь, ставит под угрозу остановки процесс производства.

Не надо уравнивать правовое положение АО с государственными предприятиями, а тем более с госучреждениями, не надо устраивать мелочную опеку их деятельности.

Необходимо устранить дополнительные препоны их хозяйственной деятельности, не стараться командно-административными методами управлять ими, это чревато возможностью приведения этих организаций к банкротству.

Наличие многочисленных госорганов, регулирующих их деятельность, отчетов и проверяющих, отвлекает большие силы и средства АО, мешает процессу производства, лишает АО гибкости в бизнесе и, как следствие, лишает АО возможности получить больше прибыли, а государство - больше налогов и дивидендов.

В связи с передачей прав владения и управления государственными пакетами акций отраслевым министерствам и права акционера в управлении обществом необходимо передать отраслевым министерствам. А Комитет по государственному имуществу и приватизации Минфина РК наделить правом контролировать деятельность АО только в случаях, касающихся распоряжения государственным пакетом акций (увеличение и уменьшение уставного капитала, соответственно, уменьшение или увеличение государственного пакета акций, продажа или приобретение акций).

Наконец, необходимо понять, что юридические лица с участием государства своими действиями зарабатывают прибыль, а не получают ее лишь в результате того, что государство передало им определенное имущество в уставный капитал и дало возможность работать в определенной отрасли экономики.

 

Здесь должны быть комментарий