Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Январь, № 1,2005
Обзор

Конфликты юрисдикции неизбежны

 

Жан АЛЬБЕРТ, европейский эксперт по правовым вопросам (ТАСИС)[1]

Ербол САДЫКОВ, эксперт (ТАСИС)

 

Новый государственный орган по защите конкуренции на рынках - Комитет по защите конкуренции был создан постановлением Правительства от 26 декабря 2004 года. Он будет осуществлять свои полномочия под покровительством Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан. В связи с  передачей  функций и полномочий в области защиты конкуренции комитету Агентство по регулированию естественных монополии и защите конкуренции было переименовано в Агентство по регулированию естественных монополий. В результате такой рокировки функций и полномочий возникнет ряд вопросов относительно пределов полномочий органов и взаимоотношений между ними. При этом существует обеспокоенность, что конфликты юрисдикции станут неизбежными в силу того, что два органа по природе своих функций имеют пересекающиеся полномочия.

 

Регулирующие положения необходимы для обеспечения четкого разделения полномочий между двумя органами и четкого механизма разрешения споров, возникающих вследствие  их пересекающихся полномочий. Иначе, конфликты юрисдикции неизбежно приведут к конфликтам интерпретации и создадут юридическую неясность. Вряд ли это будет способствовать эффективной деятельности как того, так и другого органа.

Причинами этих конфликтов могут служить несколько причин. Во-первых, ответственность за имплементацию закона о конкуренции и регулирование монополистической деятельности (далее - Закон о конкуренции) возложена на два государственных органа. Первый государственный орган - комитет - будет нести ответственность за то, чтобы правила конкуренции соблюдались во всей экономике. Другой орган - агентство - будет нести ответственность за регулирование специфических секторов экономики, где присутствуют монополии. Но в связи с тем, что монополистическая деятельность имеет влияние на всеобщую экономику и лиц, которые имеют монополию на одном рынке  и будут ограничены в участии на других рынках[2], конфликты могут возникнуть между агентством (которое разрешит монополиям доступ на другие рынки) и комитетом (чьей функцией является обеспечение того, чтобы монополии не использовали свою позицию на одном рынке для ограничения конкуренции на другом).

Во-вторых, естественные монополисты не всегда эффективно используют свою инфраструктуру (что часто является основой их естественной монополии), а участники других рынков могли бы предоставлять другие услуги, нежели те, которые предоставляет естественный монополист, используя ту же инфраструктуру. Это помогло бы создать новый рынок, который стал бы открытым для конкуренции. Однако естественные монополисты неохотно позволяют другим пользоваться своей инфраструктурой, даже если это означает, что республика в целом может  упустить возможность преуспеть в  технологическом развитии. Такое нежелание может быть воспринято комитетом  как злоупотребление своим доминирующим положением, которое способствует оказанию  новых услуг посредством создания новых конкурентных рынков. В свою очередь агентство может посчитать, что отказ является нарушением регулирующих положений о естественных монополиях, однако вместо предложения о создании нового рынка оно может потребовать от монополиста предоставления новых услуг и таким образом  создать еще одну монополистическую деятельность для регулирования.

В-третьих, вместе с ростом технологии и инфраструктуры место и размеры естественных монополий в экономике также будут развиваться. Комитет будет ожидать, что область деятельности естественных монополий уменьшится до основной деятельности. Это приведет к конфликтам между агентством, которое пожелает сохранить регулирующие полномочия в этом  специфическом секторе экономики, а также надзор за этой сферой  (полномочия, которые могут быть оправданными настолько, насколько само существование естественных монополий само по себе может быть оправданным и законным) и комитетом, который  в свою очередь пожелает внедрить конкуренцию в те секторы экономики, которые могут быть открыты для конкуренции.

В-четвертых, политика, направленная на демонополизацию, продвижение новых технологии и развитие конкуренции[3], несомненно, приведет к будущим конфликтам между агентством и комитетом, так как два органа считают, что у них у обоих есть исключительные полномочия по обеспечению  осуществления такой политики.

В-пятых, по причинам, указанным выше, агентство и комитет будут осуществлять свои полномочия эффективно только в том случае, если смогут разрешить конфликты, которые могут возникнуть из-за их сходных полномочий. Однако никто не будет заинтересован в этом, поскольку каждый из них может считать, что, несмотря на то, что они должны сотрудничать, чтобы выжить, тем не менее  есть возможность одному поглотить другого. В таких ситуациях конфликт юрисдикции может стать результатом борьбы ради признания и выживания.

Какой орган будет уполномочен на осуществление политики, направленной на развитие конкуренции в пределах специфических секторов, и, в конечном счете, применять в этих секторах общие принципы конкуренции? Кто будет примирять обязательства и права, которые вытекают из положения об «универсальных услугах»[4] с необходимостью открытия рынка новым участникам рынка в целях создания конкурентного рынка и способствовать долгосрочному экономическому росту?

Потенциальные конфликты, указанные выше, это  примеры ситуаций, которые могут возникнуть в том случае, если два государственных органа ответственны за осуществление положений, напрямую воздействуют на конкуренцию на рынке. Для разрешения таких конфликтов существуют различные решения, начиная с вынесения решений по конфликтам между двумя органами - министром или премьер-министром - или предоставления одному органу больше полномочии, чем другому, создание специального органа (ad hoc), который будет состоят из директоров обоих органов и будет сотрудничать по вопросам пересечения полномочий, или создание межведомственных групп по каждому специфичному сектору, которые объединят вместе знания специалистов  специализированных секторов агентства и экспертов по конкуренции от комитета.

Но какой бы ни был выбран механизм для предвосхищения конфликтов юрисдикции между агентством и комитетом, он должен быть четко отражен в постановлении или законе.

 


[1] Жан Альберт - лидер проекта и Европейский эксперт по проекту технической помощи в области конкуренции ТАСИС, реализуемому  в Республике Казахстан, Ербол Садыков - эксперт по проекту технической помощи в области конкуренции ТАСИС, реализуемому  в Республике Казахстан.

[2] Приказ председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 4 мая 2003 года № 121-ОД. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 мая 2003 года № 2325. Инструкция определяет условия, согласно которым естественные монополии могут входить на рынок по отдельности, но технологически относиться к рынку, на котором они могут осуществлять свою основную монополистическую деятельность.

[3] См. Послание Президента Казахстана народу «За конкурентоспособный Казахстан - конкурентоспособную экономику, конкурентоспособную нацию», 19 марта 2004 г.

[4] См., например, постановление Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2004 № 1039, которое определяет правила и условия, согласно которым субсидии предоставляются для покрытия расходов при предоставлении универсальных телекоммуникационных услуг и компенсирует потери операторов, которые предоставляют такие услуги сельскому населению.

 

Здесь должны быть комментарий