Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Ноябрь, № 11,2003
Тема

Ювенальная юстиция в республике Казахстан - перспективы развития

 

С. Ф. Бычкова, член Конституционного совета, доктор юридических наук

 

По мере повышения уровня социально-экономического развития республики в качестве одной из приоритетных задач, от решения которой зависит дальнейшее развитие и процветание страны, должно выступить формирование системы специальной правовой охраны детства.

Провозглашенный в ст. 1 Конституции Республики Казахстан приоритет прав и свобод человека и гражданина должен иметь началом обеспечение их в отношении несовершеннолетних.

Практическое формирование группы субъектов - носителей специфических прав и обязанностей осуществлено путем включения законодателем в нормативные правовые акты понятия «несовершеннолетний» как категории лиц, обладающих особыми психофизиологическими и социальными качествами. Возрастная неадаптированность несовершеннолетних к условиям жизни требует компенсации путем их повышенной правовой защиты, что является основанием для выделения специального института ювенальной юстиции.

В последнее время проблема становления ювенальной юстиции в стране актуализируется, о чем свидетельствует возрастание к ней государственного и общественного интереса. Примерами тому являются принятие Закона Республики Казахстан «О защите прав ребенка», разработка иных нормативных правовых актов, реализация международного проекта «Ювенальная юстиция в Казахстане».

Однако ювенальная юстиция в Республике Казахстан лишь вступает в фазу интенсивного развития, в связи с чем представляются необходимыми как выработка программы ее развития, так и заблаговременная подготовка отдельных элементов.

При формировании программы развития ювенальной юстиции в Республике Казахстан следует учесть, что в науке и практике не сформировано единого определения указанного понятия и используется различное толкование термина «ювенальная юстиция». Однако однозначное определение указанного понятия имеет принципиальное значение, т. к. от него зависит форма конструирования соответствующего института.

На сегодняшний день наиболее распространены следующие определения понятия «ювенальная юстиция»:

1) система особого судопроизводства по делам о правонарушениях несовершеннолетних, совершивших уголовно-наказуемые деяния и достигших возраста уголовной ответственности;

2) система норм и институтов, связанных с ребенком как субъектом правонарушений, независимо от его возраста и категории правонарушений;

3) система, включающая не только соответствующее законодательство, но и комплекс государственных и иных органов и организаций, имеющих своим назначением защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; осуществление правосудия в отношении несовершеннолетних; реагирование на правонарушения несовершеннолетних.

Оптимальным представляется последнее определение, т. к. в случае принятия его в качестве базового могут быть в максимальной мере реализованы принципы ювенальной юстиции, которые обусловливают выделение ее из общей юстиции: преимущественно охранительная ориентация; воспитуемость; социальная насыщенность; максимальный учет при осуществлении процессуальных действий и принятии процессуальных решений в отношении несовершеннолетних их индивидуальности.

Предпосылками развития ювенальной юстиции являются: определение концепции юридического воздействия; формирование нормативной правовой базы;

формирование институциональной базы; формирование системы подготовки и повышения квалификации кадров.

Основой формирования концепции юридического воздействия, безусловно, служит международная правовая база, представленная в основном Декларацией прав ребенка (1959 г.), Конвенцией ООН о правах ребенка (1989 г.), Минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1995 г.), Руководящими принципами организации ООН для предупреждения преступности в отношении несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990 г.); Правилами ООН, касающимися защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.).

Наиболее актуальные вопросы формирования нормативной и институциональной базы ювенальной юстиции отражены в Концепции правовой политики Республики Казахстан, одобренной Указом Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 г. № 949.

В качестве одного из перспективных направлений развития судебной системы страны в концепции обоснованно указаны ювенальные суды.

Безусловно, специализированный суд должен являться наиболее важным звеном системы ювенальной юстиции, что обусловлено положением Конституции Республики Казахстан о том, что судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики. Именно суд обладает наиболее широкими возможностями при решении вопросов, касающихся защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Однако речь должна идти не только о выделении специализированных судов, но и о формировании особой системы правосудия, что может быть продемонстрировано на примере уголовной юстиции.

При разработке уголовного и уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан использовались международные стандарты в области уголовной политики в отношении несовершеннолетних. Поэтому в действующем законодательстве в целом отражены правильные подходы к созданию в стране системы ювенальной юстиции, отвечающей современным международным стандартам ее организации и функционирования. Но время показывает, что процессуальное законодательство нуждается в доработке с целью максимальной детализации правовой процедуры по делам несовершеннолетних и дальнейшего внедрения принципов ювенальной юстиции в судопроизводство.

Прежде всего в законе должны быть отражены следующие правовые идеи: 1) несовершеннолетний, предстающий перед судом, признается не правонарушителем, а особым субъектом; 2) необходим учет как индивидуальных особенностей ребенка, так и региона его проживания; 3) требуется функционирование наряду с судами служб по профилактике правонарушений несовершеннолетних; 4) наряду с мерами правового воздействия должны быть активно задействованы программы, преследующие цели социальной коррекции несовершеннолетних, осуществляемые специальными службами социальных работников при судах.

В настоящий момент в процессе фигурируют педагог и психолог, предназначением которых является содействие органу, ведущему уголовный процесс, в доказывании. Несовершеннолетнему же «содействует» защитник, который вряд ли обладает знаниями детской психологии, и, поскольку это не предусмотрено законом, не адаптирует свои функции применительно к ситуации.

В силу указанных обстоятельств, специфика процесса в отношении несовершеннолетнего требует привлечения представителей специальной службы социальных работников. Успешно реализуемая в ряде стран практика внедрения указанных служб показывает, что содержание их деятельности может составлять: получение первичной информации о несовершеннолетнем, совершившем правонарушение; знакомство с несовершеннолетним, его семьей и окружением, условиями жизни и развития, выявление социальных проблем; установление психологического контакта с несовершеннолетним и привлечение специалистов в области психологии при проведении социально-психологического исследования; проведение индивидуальной профилактической работы в отношении родителей или заменяющих их лиц; оказание помощи несовершеннолетним в решении проблем с окружающим его социумом; содействие в трудовом и бытовом устройстве, организации досуга; направление в учреждения восстановительного обучения или формирования навыков обучения; содействие в направлении в медицинские учреждения; разработка и использование программ восстановительного правосудия; составление и представление в суд заключения по результатам социально-психологического исследования с указанием причин и условий, способствовавших совершению преступления, возможности их устранения и программой социальной реабилитации несовершеннолетнего; осуществлением социального патронажа.

Продолжая разговор о проблемах правосудия в отношении несовершеннолетних, следует обратить особое внимание на тот факт, что на сегодняшний день в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, содержащие признаки преступления, не достигших возраста уголовной ответственности, фактически действует непроцессуальная система отправления правосудия. Вследствие этого несовершеннолетний преступник в большей степени защищен государством, чем малолетний правонарушитель. В связи с изложенным, представляется целесообразным ввести в раздел «Особые производства» УПК отдельную главу «Особенности рассмотрения дел об общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности», тем более что прецедент в отношении невменяемых лиц в законе имеется. В указанной главе следует четко отразить особенности как досудебной подготовки материалов по соответствующей категории дел, так и их судебного рассмотрения. Только таким путем можно достичь осуществления полноценной судебной процедуры в отношении рассматриваемых субъектов. Кроме того, именно введение указанного комплекса процессуальных норм актуализирует формирование специализированных ювенальных судов

Наряду с изложенным ст. 495 УПК, устанавливающая возможность освобождения несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, должна быть дополнена детальной регламентацией действий, касающихся установления и изменения сроков его пребывания в специализированном учреждении для несовершеннолетних. Одновременно следует ввести нормы, устанавливающие возможность и порядок прекращения в ходе предварительного следствия и судебного заседания уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, с применением в отношении него принудительных мер воспитательного воздействия.

В качестве второго направления развития ювенальной юстиции в концепции определена профилактика детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. В частности, указано на необходимость принятия соответствующего законодательного акта, который будет способствовать не только повышению ответственности должностных лиц за результаты работы с несовершеннолетними, но и четко регламентировать их права и обязанности в выполнении ими своих задач и функций.

Указанное положение представляется чрезвычайно важным, поскольку в соответствии с Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами. Однако на сегодняшний день деятельность многочисленных органов, связанная с существенным ограничением прав и свобод несовершеннолетних граждан, регламентируется положениями и инструкциями, некоторые из которых утверждены постановлениями Правительства Республики Казахстан, а большинство - ведомственными приказами. Речь идет о функционировании комиссий по защите прав несовершеннолетних, специализированных учебно-воспитательных учреждениях, центрах временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, инспекторов по делам несовершеннолетних.

В связи с этим именно в законе требуется, как минимум:

четко дифференцировать категории «неблагополучных» несовершеннолетних;

привести перечень органов, деятельность которых связана с борьбой с детской безнадзорностью и профилактикой преступлений, детализировать их функции, а также порядок функционирования;

подробно регламентировать процедуры действий указанных органов в отношении несовершеннолетних в каждой из правовых ситуаций;

определить условия содержания несовершеннолетних в случаях, связанных с ограничением их свободы;

четко изложить права и обязанности конкретных должностных лиц в выполнении ими своих задач и функций.

В заключение следует сказать, что реальная возможность формирования ювенальной юстиции зависит от создания в стране системы подготовки специализированных кадров. Поэтому необходимо заблаговременно организовать при высших учебных заведениях педагогического профиля отделения социально-правовой защиты несовершеннолетних для углубленного изучения правовых, медицинских, психологических и других вопросов, относящихся к указанным субъектам, при высших учебных заведениях юридического профиля - специализированные отделения по подготовке судей, сотрудников правоохранительных органов и адвокатов для органов ювенальной юстиции.

Представляется, что реализация положений Концепции правового развития, относящихся к несовершеннолетним, позволит осуществить поэтапный переход к автономной системе ювенальной юстиции, функционирование и развитие которой впоследствии должно быть определено Законом Республики Казахстан «О ювенальной юстиции», включающим все аспекты данного правового института.

 

Здесь должны быть комментарий