Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Март, № 3,2005
Анализ

Информационно-аналитический отдел аппарата Сената

 

ИНФОРМАЦИЯ

к проекту закона Республики Казахстан

«О воинской обязанности и военной службе»

 

Правительством Республики Казахстан в Парламент Республики Казахстан представлен проект закона Республики Казахстан «О воинской обязанности и военной службе».

Законопроект разработан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 7 мая 2003 № 1085 «О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры Вооруженных Сил Республики Казахстан».

Основным приоритетом военной реформы является создание мобильной, высокопрофессиональной, хорошо вооруженной армии быстрого реагирования.

Преобразования Вооруженных Сил Казахстана включают в себя совершенствование организационной структуры органов управления и войск, оптимизацию штатной численности, повышение оперативности и действенности систем оповещения и управления, оснащение армии наиболее эффективным вооружением и военной техникой.

Законопроектом предусматривается сокращение сроков срочной военной службы, увеличение на три года предельного возраста состояния на военной службе для военнослужащих среднего, старшего и высшего офицерского составов. Исключаются отдельные прежние воинские звания. 

 

О ЗАРУБЕЖНОМ ОПЫТЕ

 

Турция

 Вооруженные силы Турции состоят из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил. Верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент, а вопросы назначения высшего руководящего и командного состава решает высший военный совет, председателем которого является премьер-министр. Руководство строительством вооруженных сил осуществляет министр национальной обороны. Высший орган оперативного руководства вооруженными силами - генеральный штаб, начальником которого является главнокомандующий вооруженными силами.

 Служба в армии обязательна для всех граждан мужского пола в возрасте от 20 до 45 лет. Призывной возраст - 20 лет, срок военной службы во всех видах вооруженных сил составляет 18 месяцев. 

 

Индия

 Вооруженные силы Индии состоят из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил. Верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент, а высшим органом руководства - комитет обороны при совете министров, возглавляемый главой правительства. Общее руководство осуществляет министерство обороны, возглавляемое гражданским лицом. Высший орган военного управления - комитет начальников штабов (КНШ), в состав которого входят начальники штабов (командующие) СВ, ВВС и ВМС, которые занимают должность председателя по очереди.

В большинстве стран, таких как Германия, Испания, Италия, Франция, действует смешанный принцип комплектования вооруженных сил.

 

США

 Практика военной подготовки молодежи подтверждает экономическую целесообразность военного обучения студентов на базе гражданских вузов. Если подготовка в военном училище США обходится в среднем в 100 тысяч долларов, то в разветвленной системе вневойсковой военной подготовки студентов при американских гражданских вузах - от 11 до 40 тысяч долларов, в зависимости от формы военного обучения.

В США подготовкой молодежи к военной службе занимаются гражданский воздушный патруль, морской кадетский корпус, корпус подготовки офицерского резерва, командование учебных и научных исследований по строительству СВ (TRADOС), школы совместной подготовки молодежи к военной службе с применением заочной формы обучения и привлечением к обучению офицеров запаса и курсы вневойсковой подготовки офицеров (ROTC).

Новобранцам, желающим получить военные специальности, предлагается особая программа двухлетней технической подготовки. Подготовка резерва ведется на основе:

четырехлетней программы, предназначенной для выпускников высших учебных заведений;

программы подготовки медицинских работников для студентов колледжей;

программы подготовки, проводимой в военных учебных лагерях.

Система подготовки командных кадров включает три ключевых аспекта: профессиональная подготовка в военных учебных заведениях, приобретение определенного опыта в процессе службы в различных должностях и самостоятельная подготовка. При назначении на должность в первую очередь учитываются наличие у кандидата навыка руководства людьми. Приоритетное внимание в военных вузах уделяется формированию у обучаемых трех главных качеств, которые должны быть присущи профессиональному военному руководителю: компетентность, ответственность и преданность своему делу.

 

Германия

 Образовательная и воспитательная работа в вооруженных силах строится на основе тех знаний и представлений, с которыми призывник приходит в бундесвер.

 

Великобритания

 Подготовка офицеров в вузах, обучение и воспитание личного состава отличаются такими сильными сторонами, как эффективный профессиональный отбор, постоянно осуществляемая переподготовка, ярко выраженная практическая направленность, использование средств стимулирования.

 

Обобщение международного опыта

 

 В ряде зарубежных стран (США, Великобритания) военные организации в большей степени представляют собой выделенный из общества институт. В определении различия между социальной и военной функциями выявляются различия между армиями, построенными по призывному принципу и профессиональному.

Профессиональная армия обладает рядом достоинств - мобильность, компактность, оперативность в решении поставленных задач, высококвалифицированный подход к использованию возможностей современной техники. Вместе с тем у профессиональной армии есть недостатки - неспособность представить достаточное количество резервистов на случай войны, снижение морально-нравственных критериев и дороговизна ее содержания. В силу указанных причин в большинстве стран действует смешанный принцип комплектования.

Опыт вышеназванных стран показывает, что для обеспечения жизнедеятельности воинских частей и подразделений, укомплектованных контрактным способом, необходимы определенные экономические возможности государства, значительное увеличение состава обслуживающего гражданского персонала, улучшение материальных и социально-бытовых условий военнослужащих.

Зарубежная практика военной подготовки молодежи подтверждает экономическую целесообразность военного обучения студентов на базе гражданских вузов.

Опыт стран дальнего и ближнего зарубежья по реформированию вооруженных сил предусматривает: альтернативную службу; обучение граждан мероприятиям гражданской обороны, подготовку нужного контингента для комплектования вооруженных сил; законодательное закрепление перечня предприятий, учреждений, отраслей, куда возможно направление отдельных категорий граждан и использование их для обеспечения боевой подготовки и хозяйственной деятельности вооруженных сил на должностях, не связанных с выполнением боевых задач, ношением и применением оружия. 

 

Сектор государственного строительства

 

Здесь должны быть комментарий