Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Май, № 5,2005
Теория

Особенности правового статуса инвесторов - недропользователей

 

Субъектами правоотношений являются участники правоотношений, обладающие взаимными правами и обязанностями. Кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой Казахстанско-Российского института С.П. Мороз рассматривает особенности правового статуса инвесторов - недропользователей.

 

Традиционно выделяют следующие основные виды субъектов правоотношений: индивидуальные субъекты и коллективные субъекты. При этом если ранее в теории советского права под индивидуальными субъектами однозначно понимались физические лица, а к коллективным субъектам относили, как правило, юридических лиц (например, В.С. Якушев указывал, что юридическое лицо используется в качестве правового оформления создаваемой организации с целью придания ей необходимой самостоятельности и обеспечения ей участия в правовых отношениях[1]), то теперь физические лица могут выступать в качестве коллективных субъектов (например, простое товарищество или крестьянское (фермерское) хозяйство). Как замечено Ю.Г. Басиным, прежний Гражданский кодекс не допускал существования юридического лица, состоящего из одного участника, настоящий Гражданский кодекс изменил это положение и признал возможность образования некоторых юридических лиц, имеющих только одного участника (товарищество с ограниченной ответственность, акционерное общество)[2]. Следовательно, в настоящее время юридические лица не рассматриваются как организации или коллектив граждан (коллективные субъекты), так как в соответствии с действующим законодательством возможно создание компании одного лица.

Наряду с этим, в советской юридической литературе отмечалась неудачность термина «физические лица», создающего впечатление, будто индивид становится субъектом права не в силу его общественных качеств, не потому что он - представитель определенного класса или член общества, а в силу его естественных свойств как психофизиологической особи (эта точка зрения была высказана С.Н. Братусем и поддержана О.С. Иоффе[3]). От использования термина «физические лица» отказался и законодатель: в советском гражданском законодательстве был предусмотрен термин «гражданин» (например, ст. 8 Основ гражданского законодательства Союза ССР, ст. 9 Гражданского кодекса КазССР[4]). В Гражданском кодексе РК есть специальная статья с названием «Физические лица», в которой установлено, что под физическим лицом понимаются граждане РК, граждане других государств, а также лица без гражданства[5] (ст. 12 ГК РК). Гражданский кодекс РФ не содержит аналогичной статьи, однако М.Г. Масевич, комментируя ст. 17, отмечает, что хотя данная статья называется «Правоспособность гражданина», она имеет в виду не только граждан РФ, но и других физических лиц, включая иностранцев, лиц без гражданства[6]. В принципе, довольно сложно согласиться с тем, что данная статья в предложенной редакции может быть применима к отношениям, участниками которых выступают лица без гражданства, потому что в ней речь идет только о «всех гражданах» (то есть можно предположить, что и об иностранных гражданах). Как мы полагаем, расширительное толкование этой и других статей главы 3 ГК РФ возможно вследствие того, что сама глава называется «Граждане (физические лица)», но все-таки следовало бы прямо закрепить, что наряду с гражданами РФ субъектами гражданских правоотношений могут быть иностранные граждане и лица без гражданства (по примеру гражданского законодательства РК). Вместе с тем, сравнительный анализ основных положений советской и современной юридической науки о субъекте права (правоотношений) позволяет отметить неизменность позиции ученых о том, что государство в лице своих органов выступает особым субъектом права.

В настоящее время государство, будучи основным и безусловным субъектом публично-правовых отношений, может участвовать и в частно-правовых отношениях. Гражданским законодательством устанавливается, что государство выступает в гражданско-правовых (частно-правовых) отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений. М.К. Сулейменов, Ш.Ж. Ташмухамбетова указывают, что государство как субъект гражданского права заключает договоры через уполномоченные им органы, приобретает право собственности (в частности, бесхозяйное имущество), получает наследство и т.п.[7]. И.В. Амирханова отмечает, что государство в лице компетентных или уполномоченных органов может быть участником некоторых видов хозяйственных товариществ (кроме полного товарищества, а также участия в качестве полного товарища в коммандитном товариществе, которое может быть осуществлено только гражданами)[8]. Ю.Г. Басиным подчеркнуто, что правовое равенство в гражданско-правовых отношениях казахстанского государства и к национальным и к иностранным хозяйственным партнерам закреплено многими международными конвенциями и договорами, участниками которых является Республика Казахстан[9]. Вместе с тем, законодательное закрепление равенства государства и других участников частно-правовых отношений, не означает полного отказа Республики Казахстан от своего иммунитета, поэтому среди субъектов инвестиционных отношений государство занимает особое место.

Законодательством РК об инвестициях какой-либо дифференциации среди инвесторов не проводится: все инвесторы объединены в одну группу, тогда как с учетом особенностей правового статуса можно выделить в отдельную группу инвесторов, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг. Также в самостоятельную группу инвесторов можно объединить недропользователей, к которым в соответствии с действующим законодательством относятся граждане или юридические лица, государства или международные организации, получившее право осуществлять операции по недропользованию[10]. Аналогичным образом можно выделить и другие группы инвесторов (например, инвесторы в области строительства или в области сельского хозяйства и т.п.). Позиция законодателя в отношении инвесторов, по нашему мнению, объясняется установлением единого правового режима для иностранных и национальных инвестиций и соответствующим отказом от деления инвесторов на иностранных и национальных.

Недра как объект правоотношений выступают в различных качествах. В одних случаях они являются объектом права государственной собственности, а в других - объектом права пользования[11]. Соответственно, в сфере недропользования возникают две группы правоотношений: 1) отношения государственной собственности на недра, в том числе на полезные ископаемые (институт права государственной собственности на недра); 2) отношения по владению и пользованию недрами (институт права недропользования).

Отношения государственной собственности на недра выступают как публично-правовые отношения, тогда как отношения по владению и пользованию недрами в пределах контрактной территории составляют сферу регулирования частного права (и в первую очередь гражданского права). Мы считаем, что среди принципов законодательства о недрах и недропользовании принцип права государственной собственности на недра занимает особое место: проявляется это в том, что с одной стороны законодатель не причислил его к принципам законодательства; а с другой - на наш взгляд, совершенно очевидно, что именно он является основным принципом законодательства о недрах и недропользовании. Несмотря на некую завуалированность принцип государственной собственности на недра пронизывает всю систему действующего законодательства РК. Будучи конституционным принципом, право государственной собственности на недра и другие природные ресурсы предопределяет особенности и специфику реализации правомочий владения и пользования объектами природы. В отношении недр это выражается, в частности, в том, что никто не может получить недра во владение и пользование иначе как от государства в лице его органов, которым предоставлено право передавать недра во владение и пользование. Государство как единственный собственник недр и потому исключительный собственник определяет основания и порядок использования и охраны недр, принимает правовые нормы, устанавливающие режим владения и пользования ими.

Законодательством о недрах и недропользовании предусматривается следующие права недропользователя: самостоятельно совершать любые законные действия по недропользованию в пределах предоставленной ему контрактной территории в соответствии с условиями, зафиксированными в контракте; использовать по своему усмотрению результаты своей деятельности, в том числе минеральное сырье, если иное не предусмотрено контрактом; сооружать на контрактной территории, в случае необходимости на иных земельных участках, выделенных недропользователю в установленном порядке, объекты производственной и социальной сферы, необходимые для осуществления работ, а также по договоренности пользоваться объектами и коммуникациями общего пользования, как на контрактной территории, так и вне ее пределов; в первоочередном порядке осуществлять переговоры о продлении срока действия контракта сверх сроков, установленных действующим законодательством; привлекать субподрядчиков для выполнения отдельных видов работ, связанных с проведением операций по недропользованию; передавать все или часть своих прав другим лицам с соблюдением условий, установленных законодательством о недрах и недропользовании; прекращать свою деятельность на условиях, определенных законодательством и контрактом; пользоваться иными правами, предусмотренными действующим законодательством и контрактом[12].

Установленный законодателем перечень обязанностей недропользователя является более объемным, по численности превышающим в два раза перечень правомочий. Мы считаем это вполне оправданным и обоснованным, так как недра - это особый объект природы, отличающийся от других природных ресурсов своей невозобновляемостью и исчерпаемостью. Наряду с установлением обязанностей, прямо предусмотренных законодательством о недрах и недропользовании, возможно определение в контракте дополнительных обязанностей недропользователя при условии, что они не будут противоречить закону. К числу обязанностей инвестора-недропользователя, установленных в законодательном порядке, относятся следующие: выбирать наиболее эффективные методы и технологии проведения операций по недропользованию, основанные на стандартах, принятых в мировой практике; использовать контрактную территорию только в целях, предусмотренных контрактом; приступить к проведению разведки или добычи с даты заключения контракта, если иной срок не предусмотрен в контракте; проводить операции по недропользованию в строгом соответствии с действующим законодательством; соблюдать согласованные в установленном порядке технологические схемы и проекты на проведение операций по недропользованию, обеспечивающие безопасность персонала и населения; не препятствовать другим лицам свободно передвигаться в пределах контрактной территории, пользоваться объектами и коммуникациями общего пользования или проводить любые виды работ, в том числе разведку и добычу других природных ресурсов, если это связано с особыми условиями безопасности, и такая деятельность не мешает проведению операций по недропользованию; восстанавливать участки земли и другие природные объекты, нарушенные вследствие проведения операций по недропользованию, до состояния, пригодного для дальнейшего использования в соответствии с законодательством[13] и другие.

Из вышесказанного следует, что пользователи недр обладают достаточно широким объемом правомочий для обеспечения рациональной и комплексной разработки месторождений полезных ископаемых. При этом в круг правомочий недропользователя не входит право распоряжения недрами, поскольку оно всецело принадлежит государству. Зависимость права недропользования от права государственной собственности на недра проявляется в том, что именно государство как собственник определяет объем этого права, его рамки, то есть устанавливает, в какой мере юридические и физические лица могут владеть и пользоваться недрами[14]. Следовательно, можно прийти к выводу о том, что недропользователи могут реализовывать свои правомочия лишь на основании, в порядке и в пределах, установленных государством.

Вместе с тем в юридической литературе имеются и другие точки зрения по этому вопросу. Так, А.А. Джаналеевой высказано предположение, что инвестиционное правоотношение с участием государства обладает в большей степени элементами гражданского правоотношения, поскольку оно: не основано на должном поведении только одного из его участников (юридического или физического лица); не предусматривает противопоставления, с одной стороны, только права государства, а с другой - только обязанности юридического или физического лица; не обеспечивается одним только государством, хотя и охраняется его принудительной силой; не санкционируется и не устанавливается только государством, а может устанавливаться соглашением сторон; поэтому инвестиционное отношение с участием государства имеет только один признак административного правоотношения - обязательное участие государства, все прочие признаки характеризуют его как гражданское правоотношение[15].

Здесь важно подчеркнуть, что одного этого признака - обязательное участие государства уже достаточно для того, чтобы говорить об особом сочетании частно-правовых и публично-правовых начал во взаимоотношениях между участниками. Конечно, нельзя сказать, что инвестиционные отношения между государством и недропользователем основаны только на власти и подчинении (за исключением случаев, когда недропользователем является государственное предприятие или акционерное общество со стопроцентным и менее участием государства), государство выступает в гражданско-правовых отношениях наравне с другими участниками этих отношений. Однако, на практике возможны случаи, когда государственные органы нарушают принцип равенства сторон в договоре на недропользование; также несомненно, что государство принимает на себя определенные обязательства перед инвестором, но опять-таки это не означает, что эти обязательства устанавливает инвестор как сторона договора; нет, именно государство само определяет, в какой степени и насколько оно ответственно перед инвестором.

Таким образом, можно выделить три группы инвестиционных правоотношений с участием государства: 1) отношения государственной собственности на недра (публично-правовые отношения); 2) отношения по предоставлению недр в пользование государственным юридическим лицам (публично-правовые отношения); 3) отношения по предоставлению права недропользования негосударственным субъектам инвестиционных правоотношений (в основном, это договорные (частно-правовые) отношения, но присутствуют и элементы публичного права). Как видим, только третья группа инвестиционных правоотношений в области недропользования подпадает под сферу действия частного права, также немаловажно, что согласно действующему законодательству все еще сохраняются публично-правовые начала в порядке предоставления и реализации права недропользования.

Следовательно, «право недропользования» следует понимать как субъективное право на владение и пользование недрами в пределах территории, определяемой геологическим или горным отводом. Как в этой связи отмечено Ю.Г. Басиным, право недропользования - это всегда вещное право, получаемое правообладателем от собственника и обращенное не только к третьим лицам, но и (в обязательственных правоотношениях) к государству[16]. Для предоставляемого инвесторам права недропользования характерно: 1) предоставление государством субъективного права на недра как главное основание возникновения правоотношений по владению и пользованию недрами; 2) предоставление права недропользования с правом передачи другим лицам, но только с разрешения уполномоченного на то государственного органа (компетентного органа); 3) переход права недропользования в порядке универсального правопреемства (в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право недропользования переходит к правопреемнику либо к правопреемникам); 4) предоставление права недропользования с правом передачи в залог без предварительного получения разрешения и без переоформления контракта на залогодержателя, но с обязательной регистрацией в компетентном органе (уполномоченном государственном органе); 5) право недропользования может быть постоянным или временным, отчуждаемым или неотчуждаемым, возмездным или безвозмездным (как правило, право недропользования является временным и возмездным); 6) право недропользования и право землепользования взаимосвязаны (причем последнее носит подчиненный характер по отношению к первому, согласно действующему законодательству, однако Ж.Х. Косанов, говоря в данном случае о «двойной форме природопользования», на первое место ставит землепользование, а не недропользование[17]); 7) устойчивость права пользования недрами (означает, что никто из пользователей недрами не может быть лишен права владения и пользования иначе, как только на основаниях, указанных в законе).

Соответственно, особенности правового положения недропользователя как субъекта инвестиционных правоотношений обусловлены тем, что он является носителем субъективных прав и юридических обязанностей по отношению к недрам, находящимся в его владении и пользовании, вследствие чего инвестор-недропользователь выступает как самостоятельный участник правоотношений в области использования и охраны недр. Заканчивая рассмотрение вопроса об особенностях правового статуса недропользователя, следует отметить следующее: можно говорить о равенстве сторон инвестиционного договора (контракта), но нельзя сказать о том, что инвестор (недропользователь) является участником только гражданско-правовых отношений, он вступает и в публично-правовые отношения, и соответственно, находится в неравных условиях. Государство определяет объем прав инвесторов, то есть устанавливает, в какой мере инвесторы могут владеть и пользоваться объектами государственной собственности, так как инвесторы могут реализовывать свои правомочия лишь в порядке и на основаниях, установленных государством. Поэтому необходимо выработать единые начала осуществления инвестиций, основанные на принципе равенства всех субъектов инвестиционных правоотношений, с учетом объективных закономерностей функционирования и дальнейшего развития рыночных отношений.

 


[1] Якушев В.С. Институт юридического лица в теории, законодательстве и на практике \ Антология уральской цивилистики. 1925-1989: Сборник статей. М.: Статут, 2001. С. 391.

[2] Гражданский Кодекс РК (общая часть). Комментарий (постатейный). В двух книгах. Кн. 1. / Под ред. М.К. Сулейменова, Ю.Г. Басина. Алматы: Жетi Жарғы, 2003. С. 128.

[3] Иоффе О.С. Избранные труды: В 4 т. Т. II. Советское гражданское право. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. С. 116.

[4] Комментарий к Гражданскому кодексу Казахской ССР / Под ред. Ю.Г. Басина, Р.С. Тазутдинова. Алма-Ата: Казахстан, 1990. С. 35.

[5] Гражданский кодекс РК (Общая часть) от 27.12.1994 г. // Ведомости Верховного Совета РК, 1994, №№ 23-24 /приложение/, ст. 282.

[6] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 1998. С. 62.

[7] Право и внешнеэкономическая деятельность в Республике Казахстан / Отв. ред. М.К. Сулейменов. Алматы: КазГЮА, 2001. С. 56.

[8] Амирханова И.В. Гражданско-правовое обеспечение развития предпринимательства в Республике Казахстан. Алматы: «Қазақ университеті», 2003. С. 237.

[9] Басин Ю.Г. Государство и частное право \ Актуальные проблемы частного права. Материалы Межд. научно-практ. конф. (в рамках ежегодных цивилистических чтений). Алматы, 23-24 мая 2002 г. / Отв. ред. М.К. Сулейменов. Алматы: КазГЮУ, 2003. С. 28.

[10] Закон РК «О недрах и недропользовании» от 27.01. 1996 г. № 2828 // Ведомости Верховного Совета РК, 1996, № 2, ст. 182.

[11] Мухитдинов Н.Б., Мороз С.П. Горное право (учебное пособие). Алматы, 1999. С. 94.

[12] Закон РК «О недрах и недропользовании» от 27.01. 1996 г. № 2828 // Ведомости Верховного Совета РК, 1996, № 2, ст. 182. Ст. 62.

[13] Закон РК «О недрах и недропользовании» от 27.01. 1996 г. № 2828 // Ведомости Верховного Совета РК, 1996, № 2, ст. 182. Ст. 63.

[14] Мухитдинов Н.Б., Мороз С.П. Горное право Республики Казахстан: Учебное пособие. Алматы: Юрист, 2004. С. 136.

[15] Джаналеева А.А. Инвестиционный контракт. Автореф. дисс. канд. Алматы, 2003. С. 10-11.

[16] Басин Ю.Г. Основания возникновения прав недропользования и землепользования // Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика. Вып. 20 / Отв. ред. А.Г. Диденко. Алматы: Юрист, 2004. С. 70.

[17] Косанов Ж.Х. Теоретические проблемы права собственности и иных прав на землю. Автореф. докт. дисс. Алматы, 2004. С. 26.

Здесь должны быть комментарий