Стабильность Конституции РК и перспективы
правового развития Казахстана
В Послании Президента страны народу Казахстана говорится о достижениях республики в экономике, социальных отношениях, политике и других сферах. Все они связаны с реализацией положений Основного закона страны. В Казахстане отмечен большой прогресс демократических реформ. И это все - благодаря Конституции, с действием которой созданы необходимые правовые, организационные и другие условия. Заместитель прокурора города Алматы, старший советник юстиции С.О. Ажиханов размышляет о возможностях конституционной реформы в Республике Казахстан.
Конституция по всеобщему признанию рассматривается как основной закон государства и общества, провозглашающий основные права и свободы человека и гражданина в самых различных областях жизнедеятельности, определяющий основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации органов власти, государственную символику. Можно сказать, что именно в данном документе закреплены основы конституционного строя, установлены фундаментальные принципы устройства государства и его институтов, правой статус личности, и одновременно обозначены контуры будущего состояния и пути дальнейшего правового развития нашего государства.
Полагаем, что положения, которые закреплены в Конституции 1995 года до настоящего времени полностью не исчерпали и не реализовали себя в полной мере. В настоящее время происходит улучшение социально-экономической ситуации, дальнейшая демократизация политической системы и других сфер жизни государства и общества. На базе Конституции происходит активный процесс формирования свободного гражданского общества на принципах рыночной экономики, открытой демократической системы, основанной на идеологическом, социальном и политическом плюрализме. Приближение к правовым системам демократических государств вносит свои коррективы в развитие конституционных норм, появляются новые правовые институты, которые одновременно являются гарантией стабильности действующей Конституции.
При помощи Конституции устанавливаются пределы осуществления политической власти, обеспечивается демократический характер государственности. Конституция обладает также огромной социальной ценностью, поскольку определяет характер отношений государства и общества в самых различных областях жизнедеятельности, регулирует взаимосвязи между различными социальными группами. При этом первостепенным, несомненно, представляется обеспечение верховенства Конституции, бережное отношение к ее базовым идеям, основным положениям и конкретным нормам.
Между тем утверждение Конституции в качестве высшей ценности невозможно без обязанности государства не только ее признавать, но и неукоснительно соблюдать. Арсенал средств здесь разнообразен: это и деятельность главы государства как гаранта прав и свобод граждан, обеспечения верховенства Конституции; и парламента, законы которого должны соответствовать Конституции, деятельность правоохранительных органов, задачей которых является защита прав и свобод граждан.
Конституция из-за своей лаконичности безусловно не совершенна, содержит пробелы, не закрепляет в полной мере многие конституционные идеи и принципы, которые на наш взгляд можно восполнять не путем внесения в не поправок, а посредством толкования ее спорных положений со стороны Конституционного Совета, принятием законодательных актов в которых конкретизировать ее нормы и положения.
Для реализации конституционного потенциала необходимо принимать меры, прежде всего правового характера, направленные на претворение в жизнь ее идей и принципов. Представляется также важным и широкая пропаганда конституционных идей в СМИ, учебных заведениях, в деятельности всех органов власти, общественных объединений и граждан.
Вместе с тем, в обществе и среди юристов-правоведов, политиков высказываются предложения о необходимости изменения некоторых норм Конституции и принципов государственного устройства, вплоть до изменения формы правления. По мнению ученых-конституционалистов потребность в принятии новой Конституции возникает, когда существенным образом изменяются социально-экономические и политические отношения в данном обществе, как это произошло в 1995 г. когда конституционная реформа всего общественного строя была обусловлена множеством причин и обстоятельств.
Вместе с тем, и это очевидно, причинная связь ведущая, таким образом, к конституционным преобразованиям в конкретной стране носит не односоставный, а многосоставный характер, и связана, прежде всего с наличием такого важного фактора как политическая борьба, реальное соотношение политических сил общества, влияние внутренних и внешних факторов (социально-экономические условия, культурные устои и политические традиции, правосознание граждан и т.д.).
Более того, на содержание конституционных изменений в различных странах влияние могут оказывать и внешние причины - развитие международного права, создание единого мирового информационного, культурного и правового пространства. Мировое сообщество все больше консолидируется на основе общечеловеческих ценностей. И Казахстан так или иначе как часть мирового пространства не может быть в стороне от этих процессов. Сегодня конституционное развитие представляет собой единый общемировой процесс, которому присущи общие закономерности и тенденции.
Лейтмотивом всего конституционного развития в мире последних лет являются универсализация основных принципов конституционного строя, выработанных некогда либеральной западной цивилизацией и неизбежно вытекающая из нее общая демократизация всей государственной жизни. Анализ Конституции Казахстана показывает, что по своему содержанию она вполне соответствует современным конституционным моделям таких стран как Австрия, Франция, которым удалось на базе конституции построить либеральные политические системы, ограничить власть, гарантировать права и свободы граждан.
Вместе с тем, говоря о возможной конституционной реформе мы осознаем, что дальнейшая демократизации конституционного и общественного строя должна проводится на основе глубоких научных исследований, анализа внутриполитической ситуации, учитывать практику конституционного развития современных стран.
В этом процессе не может быть единого, стандартного подхода к оценке степени демократичности различных основных законов. Такие оценки всегда базируются на определенных идеологических установках, а для различных идеологий критерии демократизма могут быть диаметрально противоположными. Даже при единой (например, западно-либеральной) идеологии оценки будут во многом зависеть от конституционно-правовых и политических традиций той или иной страны. К примеру для западно-либеральной идеологии, на которую ориентируются многие страны, понятие «демократическая конституция» означает закрепление в ней таких элементов как неприкосновенность и судебная защита личных прав, защита частной собственности и права наследования, обеспечение экономической свободы, защита прав национальных меньшинств, политический и идеологический плюрализм, многопартийность, разделение властей, судебный контроль за конституционностью и законностью, избрание высшего представительного органа на всеобщих, прямых и равных выборах. Но большинство этих положений уже содержится в действующей Конституции и главная проблема, по нашему убеждению, заключается в их практической реализации.
Например, вызвал широкий общественный резонанс судебный процесс о ликвидации общественного объединения «Народная партия «Демократический выбор Казахстана».
В соответствии со ст. 5 п.3. Конституции Республики запрещается деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на подрыв безопасности государства и разжигание социальной розни.
Прокуратура города обратилась в суд с заявлением о ликвидации общественного объединения «Народная партия «Демократический выбор Казахстана» в связи с осуществлением деятельности с грубым нарушением законодательства Республики Казахстан.
Основанием ликвидации послужило политическое заявление II съезда партии «ДВК», в котором содержались призывы к актам гражданского неповиновения и социальной розни в обществе.
Зарубежный опыт конституционного развития, безусловно, изучать необходимо, особенно если в национальном законодательстве имеются
пробелы, но использовать его нужно крайне осторожно, с учетом национальных, культурных, политических и иных особенностей нашей страны.
Как известно, практика правового развития выработала несколько способов конституционных преобразований: это принятие новых конституций, либо актов, временно заменяющих ее; внесение изменений и дополнений в действующие конституции; толкование норм Конституции, принятие законодательных актов, проведение референдумов. Многие из указанных способов отражены и в нашей Конституции, и при наличии объективных причин могут быть применены. Существует спорное мнение: если не меняется Конституция - отсутствует прогресс. Опыт Великобритании, где нет писаной Конституции, показывает, что такие понятия как «прогресс» и содержание конституции имеют всего лишь опосредованную связь. Гораздо большую роль в этом процессе играют социально-культурные предпосылки, развитость правовой и политической культуры, ментальность народов проживающих в той или иной стране.
То, что Конституция Казахстана неидеальна, вряд ли кто сегодня оспорит. Практика государственного строительства показывает, что идеальных конституций в мире вообще не существует. Но это не означает, что Конституцию нужно подвергать частым изменениям, тем более что многие из предлагаемых поправок вызваны не объективными потребностями, а сиюминутными политическими, конъюнктурными интересами отдельных слоев нашего общества, не имеют четкой юридической аргументации.
На наш взгляд, сохраняя стабильность базовых положений Конституции мы сохраняем стабильность всего общественного и политического строя, гарантируем дальнейшую экономическую и социальную модернизацию нашего государства. Конституция - это основополагающий юридический документ, действие которого рассчитано на длительный период. Стоит начать вносить в него поправки как возникнет цепная реакция конституционных изменений, которая может привести к утрате авторитета Конституции, дестабилизации всей правовой системы. Изменять конституцию нужно только тогда, когда иные пути обеспечения ее стабильности и динамизма, себя полностью исчерпают.
На первое место сегодня следует поставить иной подход: не изменять конституционные нормы в зависимости от сиюминутных интересов, а приводить в соответствие с Конституцией сложившиеся фактические общественные отношения, развивать их с помощью экономических, политических, идеологических, юридических рычагов в русле тех основополагающих норм, которые заложены в Конституции. Если бы мы могли добиться именно этого, чтобы реальные отношения в сфере прав человека, в сфере местного самоуправления и т.д. развивались, подтягивались к правовой модели заложенной в Конституции, тогда бы никто, наверное, и не ставил бы вопрос о том, что ее нужно менять. Надо менять не Конституцию, а наше сознание и наше отношение к Конституции, чтобы она воспринималась нами как «Основной Закон», как «Закон Законов», в котором установлены правила игры для всех субъектов правоотношений - политиков, органов власти, политических партий и граждан.
Практика показывает, что на современном этапе развития Конституция продолжает играть свою позитивную роль, закрепляет оптимальное соотношение политических сил, обеспечивает необходимую политическую устойчивость и экономический рост. Станет ли она в будущем стабильной и эффективной как Конституции США, Франции и др. стран, способной и в дальнейшем оказывать влияние на происходящие в обществе процессы, гарантировать права и свободы граждан, ограничивать власть - во многом будет зависеть от общественного восприятия Конституции, как «продукта» национальной культуры и ее глубокого гуманистического потенциала.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на journal.zakon.kz обязательна.
Комментарии, не относящиеся к теме сообщения, оскорбительные по отношению к другим читателям или героям публикаций и содержащие нецензурную лексику запрещены и удаляются.
ТОО «Компания ЮрИнфо», Республика Казахстан, 050004, г. Алматы, ул. Рыскулова 43-в. Многоканальный тел. (727) 380 60 61