Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Август, № 8,2005
Тема

Конституции Республики Казахстан 10 лет

 

Процесс политической модернизации требует, прежде всего, усиления политического авторитета законодательной ветви власти - считает Главный эксперт Аппарата Сената Парламента Республики Казахстан Зейнелулы Аманкажи.

 

Конституция Республики Казахстан за десять лет своего действия доказала свою состоятельность и признана миром соответствующей основным задачам демократического общества. При действующей Конституции создано независимое государство с рыночной экономикой, экономика динамично развивается, в стране есть согласие и стабильность. И разговоры о том, что ее нормы устарели не состоятельны. Прежде всего, необходимо максимально использовать потенциал действующей Конституции. Потенциал ее не исчерпан. Другой вопрос как выполняются ее положения.

Сегодня в стране эффективно функционирует двухпалатный Парламент - законодательная власть страны, наделенная Конституцией широкими полномочиями.

Сенат Парламента Республики Казахстан избирает судей Верховного суда, дает согласие на назначение Генерального прокурора и Председателя КНБ Казахстана.

Парламент большинством голосов дает согласие на назначение Премьер-министра, Председателя Национального банка, вправе выразить недоверие Правительству, настоять на его отставке и может потребовать освободить от должности любого министра.

В соответствии с нормами Конституции Парламент Республики Казахстан на совместном заседании палат заслушивает доклад Премьер-министра о Программе Правительства Казахстана и одобряет или отклоняет Программу. Повторное отклонение Программы может быть осуществлено большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат и означает выражение вотума недоверия Правительству. Отсутствие такого большинства означает одобрение Программы Правительства. А также большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов Парламента либо в случаях, установленных Конституцией выражает вотум недоверия Правительству;

Члены Правительства Республики Казахстан регулярно отчитываются перед палатами Парламента Казахстана. Так, каждая из палат Парламента самостоятельно, без участия другой палаты вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палат заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности и большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики; если Президент Республики отклоняет такое обращение, то депутаты большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Палаты вправе по истечении шести месяцев со дня первого обращения повторно поставить перед Президентом Республики вопрос об освобождении от должности члена Правительства. В этом случае Президент Республики освобождает от должности члена Правительства.

Из этого следует, что законодательная власть наделена достаточными контрольными полномочиями над исполнительной властью. Речь в таком случае должна идти о четком использовании предоставленных Конституцией прав.

Процесс политической модернизации требует, прежде всего, усиления политического авторитета законодательной ветви власти. И делать это можно в рамках действующей Конституции.

Это, в частности, увеличение численности депутатов обеих палат Парламента. Необходимо установить ответственность перед народом всего депутатского корпуса за качественное осуществление Парламентом его функций, в том числе, ответственное, профессиональное отношение депутатов к разработке, обсуждению, принятию законов.

Наделение Парламента как представительного органа контрольными полномочиями за исполнением законов, за исполнением государственного бюджета, передача парламенту права по формированию Центральной избирательной комиссии, Конституционного Совета и Счетного комитета.

А также предоставление Парламенту права обсуждения кандидатур руководителей центральных исполнительных органов, глав дипломатических представительств Казахстана и дачи согласия на их назначение Президентом Республики Казахстан. Решение таких вопросов выведет на новый уровень влияния и контроля народных представителей за органами исполнительной власти. Но при этом Парламент обязательно должен быть избран в результате свободных, честных и демократических выборов.

 

 

Зейнелулы А., Главный эксперт Аппарата

Сената Парламента Республики Казахстан

 

 

Здесь должны быть комментарий