Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Апрель, № 4,2006
Комментарий

Депутаты мажилиса считают необходимым всестороннее изучение возможных последствий ратификации Казахстаном Киотского протокола

 

 

АСТАНА. 24 февраля. Kazakhstan Today. Депутаты мажилиса считают необходимым всестороннее изучение возможных последствий ратификации Казахстаном Киотского протокола. Об этом парламентарии заявили сегодня в ходе парламентских слушаний «Экологические, экономические и политические аспекты ратификации Республикой Казахстан Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата», передает корреспондент агентства.

В частности, спикер мажилиса Урал Мухамеджанов отметил, что «ратификация протокола накладывает на Казахстан определенные обязательства перед мировым сообществом». «В связи с этим необходимо выяснить все аспекты последствий ратификации Казахстаном Киотского протокола», - считает он. Спикер мажилиса выразил сомнение в том, «потянет ли эти обязательства экономика Казахстана, в первую очередь, энергетический сектор». «Как принятые страной обязательства отразятся на хозяйственной деятельности частных предприятий?» - спрашивает У. Мухамеджанов.

Не менее важными, по его мнению, являются и «политические аспекты». «С одной стороны, подписав Киотский протокол, мы должны, поступая последовательно, его ратифицировать. Тем более что на сегодняшний день 161 страна мира его уже ратифицировала», - сказал спикер, заметив при этом, что такие страны, как США и Австралия, отказались от ратификации.

В свою очередь председатель Комитета мажилиса по вопросам экологии и природопользования Ерлан Нигматулин считает необходимым провести «полную инвентаризацию эмиссии парниковых газов в соответствии с международными стандартами», поскольку казахстанская методика расчетов выбросов может разниться с международной методикой. Кроме того, необходимо до ратификации адаптировать казахстанское законодательство к положениям Киотского протокола, полагает глава комитета.

Е. Нигматулин также высказался за рассмотрение вопроса о ратификации Киотского протокола «через призму поставленной главой государства задачи» по вхождению Казахстана в число 50 конкурентоспособных стран мира. «С учетом этой задачи необходимо провести анализ и оценку влияния ратификации Киотского протокола на все отрасли экономики Казахстана», - считает Е. Нигматулин.

Казахстан подписал Киотский протокол в марте 1999 года.

 

Ратифицировать нельзя не ратифицировать

 

№ 41-42 (25012-25013) 25.02.2006

 

Над такой дилеммой размышляли вчера участники парламентских слушаний по экологическим, экономическим и политическим аспектам ратификации Казахстаном Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Для республики этот шаг — отличная возможность улучшить состояние окружающей среды благодаря внедрению передовых экологически чистых энергосберегающих технологий, уйти от сырьевой направленности экономики, привлечь новые инвестиции, еще более укрепить международный имидж. Но выполнимы ли обязательства по снижению выбросов парниковых газов, которые налагает на все государства упомянутый протокол, и не станут ли они тормозом для экономического развития?

Спикер Мажилиса Парламента Урал Мухамеджанов, открывая слушания, напомнил, что Казахстан присоединился к глобальному движению по борьбе с потеплением климата из-за увеличения выбросов парниковых газов от сжигания углеводородного топлива в мае 1995 года, когда была ратифицирована рамочная конвенция ООН. Что касается Киотского протокола, то он подписан 12 марта 1999 года. А вот ратификация этого документа затянулась. Между тем влияние парникового эффекта все ощутимее. За последние сто лет средняя температура на территории страны стала выше на 1,3 градуса. Цифра более чем в два раза превышает мировые значения. Стоит учесть, что аномальные температуры воздуха могут негативно сказаться на сельском хозяйстве, окружающей среде и здоровье людей.

Для подготовки к ратификации Киотского протокола в Правительстве была создана межведомственная комиссия, сообщил заместитель Премьер-Министра Карим Масимов. За истекшее время она проделала серьезную работу. В частности, был определен базовый год, который можно взять за основу при принятии республикой обязательств по снижению выбросов парниковых газов. В 1992 году они составили 340,8 миллиона тонн. Этот показатель в дальнейшем нельзя превышать. Сейчас казахстанские предприятия выбрасывают в атмосферу 212 миллионов тонн. Поэтому у нашей страны есть все шансы стать активным игроком на рынке углеродных кредитов, построение которого также предусматривает Киотский протокол.

Довольно критичным было выступление председателя Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Ерлана Нигматулина. Он поставил под сомнение методику расчетов вышеупомянутых показателей по выбросам. Ведь за 14 лет многие энергетические предприятия неоднократно меняли форму собственности. На кого теперь отнести те или иные выбросы? Вообще, при условии выполнения обязательств по протоколу, осуществима ли Стратегия Президента по вхождению Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран? Как известно, США, являющиеся ведущими потребителями энергии в мире, отказались от его ратификации. Сейчас Штаты вместе с Австралией, Южной Кореей, Японией, Индией и Китаем внедряют альтернативные механизмы снижения выбросов, основанные на передаче высоких технологий от развитых стран к развивающимся.

Много вопросов вызывает и будущий статус Казахстана среди сторон Киотского протокола. Очевидно, республика будет включена в так называемое Приложение № 1, где представлены индустриально развитые страны, которые не должны превышать уровень выбросов 1992 года. Среди них с недавних пор Россия, Беларусь и Украина. Готова ли наша республика к конкуренции с ними в торговле углеродными квотами? Ведь к 2012 году — завершению периода исполнения обязательств по протоколу, казахстанские выбросы, по оценкам, возрастут до 350—390 миллионов тонн в год.

Сомнения депутата отчасти развеял министр иностранных дел Касымжомарт Токаев. По словам главного дипломата, попадание в Приложение № 1 позволит Казахстану рассчитывать на реализацию природоохранных и энергетических проектов за счет иностранных инвестиций. Россия, к слову, уже начала привлечение зарубежного капитала под Киотский протокол. Вложения извне могут составить порядка пяти миллиардов долларов.

Оптимистично настроен и министр охраны окружающей среды Камалтин Мухамеджанов. Он убежден, что ратификация протокола и дальнейшие меры по его реализации помогут оздоровить и модернизировать энергетику, но вместе с тем обеспечить троекратный рост ВВП страны и двукратное снижение энергопотребления. Руководитель Минэкономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов рассказал о прогнозируемых сценариях развития отечественной экономики и подчеркнул, что угрозы невыполнения республикой обязательств нет.

Своеобразную точку в дискуссии поставил директор Координационного центра по изменению климата Канат Байгарин. По его свидетельству, сегодня вопрос о том, ратифицировать Киотский протокол или нет, не стоит. Это будет важнейшее политическое решение. Просто нужно еще раз взвесить все «за» и «против», выслушать широкий спектр мнений, сделать необходимые расчеты по грядущему выполнению обязательств, подготовить национальное законодательство к реализации механизмов Киото.

Свое мнение по вопросу ратификации на слушаниях высказали депутаты, ученые, экологи, представители предприятий. В итоге они пришли к выводу, что включение Казахстана в Приложение № 1 Киотского протокола и принятие республикой на себя добровольных обязательств по стабилизации ежегодных выбросов парниковых газов на период 2008—2012 годов на уровне 1992 года целесообразны. Правительству рекомендовано внести на рассмотрение в Парламент проекты законов о ратификации протокола, о защите климата и озонового слоя. Кроме того, необходимо изменить и дополнить ряд действующих актов, касающихся исполнения обязательств по Киотскому протоколу, а также разработать программу энергосбережения, развития альтернативных источников энергии и снижения выбросов парниковых газов на 2008—2030 годы.

Потребуется и создание межведомственного уполномоченного органа по реализации протокольных механизмов, углеродного фонда и национального регистра проектов по сокращению выбросов парниковых газов и квот на выбросы. Наконец, назрела необходимость подготовки и утверждения правил по рассмотрению, утверждению и мониторингу проектов совместного осуществления, системы мониторинга антропогенной эмиссии и поглощения выбросов парниковых газов, процедуры определения и передачи прав на выбросы, порядка инвестирования соответствующих проектов.

 

Максим ШИМАНСКИЙ

 

СЛУШАНИЯ В МАЖИЛИСЕ:

КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ

 

Астана. 24 февраля. (Жигер Байтелесов) - В 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро была подписана Рамочная конвенция об изменении климата. О значении этого события и его последствиях говорилось сегодня в Мажилисе на парламентских слушаниях. Темой публичных дебатов стали «Экологические, экономические и политические аспекты ратификации Республикой Казахстан Киотского протокола к Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата».

Спустя три года Конвенция вступила в силу, а еще через два года (в 1997 году) был разработан и подписан Киотский протокол. Он утвердил количественные обязательства стран по снижению выбросов парниковых газов, оказывающих значительное воздействие на изменение климата.

Протокол содержит юридически обязательные положения в дополнение к тем, которые были включены в рамочную конвенцию ООН об измнении климата. Страны, включенные в приложение В Протокола (большинство стран ОЭСР и страны с переходной экономикой) согласились снизить свои антропогенные выбросы парниковых газов (СО2, СН4, N2O, ГФУ, ПФУ и SF6) в среднем на пять процентов по сравнению с уровнями 1990 года в период действия обязательств с 2008 года по 2012 годы (первый зачетный период).

Киотский протокол вступил в силу в феврале 2005 года.

Как отмечалось на слушаниях, ожидается, что температура воздуха 2026-2075 годов будет выше температуры последнего тридцатилетия прошлого века на всей территории Казахстана и во все сезоны года. Согласно большинству модельных оценок в регионе следует ожидать ухудшения условий увлажнения, что приведет к смещению границ зон увлажнения к северу на 50-200  км. 

Стоимость мер по сокращению выбросов парниковых газов может быть значительно снижена благодаря гибким механизмам Киотского протокола. К ним относятся международная торговля выбросами, механизм чистого развития и совместная реализация проектов.

На слушаниях приводились данные, что согласно данным Всемирного банка в 2003 году Казахстан занимал шестое место в мире по удельным выбросам на единицу ВВП и 36 место в пересчете на душу населения. Казахстан является одним из самых крупных источников выбросов антропогенных парниковых газов в государствах центральной Азии и по объему выбросов занимает третье место среди стран бывшего Советского Союза после России и Украины.

Слушания открыл председатель комитета Мажилиса по вопросам экологии и природопользованию Ерлан Нигматулин, с приветственным словом обратился Председатель Мажилиса Урал Мухамеджанов. Доклады сделали вице-премьер Карим Масимов, Председатель комитета Мажилиса Ерлан Нигматулин, министр охраны окружающей среды Камалтин Мухамеджанов, министр иностранных дел Касымжомарт Токаев, министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов. 

С парламентской трибуны выступили сегодня также ряд ученых, общественные деятели-экологи, представители неправительственных организаций, депутаты Мажилиса Нурбах Рустемов, Валерий Доскалов, Рауан Шаекин и многие другие, сопричастные к теме слушаний.

Парламентские слушания завершились принятием Рекомендаций. В них, в частности, рекомендуется Правительству внести на рассмотрение Парламента проект закона «О ратификации Киотского протокола к рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» до 2006 года. Предложено также представить законопроект «О защите климата и озонового слоя», а также необходимые законодательные поправки.

В данном документе рекомендуется Правительству создать межведомственный уполномоченный орган по реализации целей Казахстана по Киотскому протоколу и реализации его экономических механизмов: проектов совместного осуществления и торговли квотами.

Рекомендовано создать Углеродный фонд Республики Казахстан и национальный регистр проектов по сокращению выбросов парниковых газов и квот на выбросы. Правительству предложено разработать государственную долгосрочную «Программу энергосбережения, развития альтернативных источников энергии и снижения выбросов парниковых газов на период 2008-2О30 годы».

(Жигер Байтелесов - гл. консультант Пресс-службы аппарата Мажилиса - 746304).

 

Рубрика - в Мажилисе

Журнал ЮРИСТ № 4, 2006 год

 

Климат планеты меняется

 

Как известно, комитет по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента Республики Казахстан в первых числах февраля 2006 года провел  парламентские слушания на тему:  «Экологические, экономические и политические аспекты ратификации Республикой Казахстан Киотского протокола к Рамочной конвенции  ООН об изменении климата». Целью парламентских слушаний является всесторонний анализ условий Киотского протокола и выработка позиции Казахстана в отношении его ратификации.  На слушаниях обсуждалась возможность принятия  Казахстаном обязательств по сокращению выбросов парниковых газов, а также  последствия влияния этих обязательств на перспективы экономического роста страны и деятельность хозяйствующих субъектов и  политические аспекты ратификации или отказа от ратификации Казахстаном Киотского протокола. Главный консультант пресс- службы аппарата Мажилиса Парламента РК Ж. Байтелесов  подготовил обзор ключевых выступлений  на этих слушаниях.

 

 

Справка

В 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро была подписана Рамочная конвенция об изменении климата. Спустя три года она вступила в силу, а еще через два года (в 1997 году) был разработан и подписан Киотский протокол. Он утвердил количественные обязательства стран по снижению выбросов парниковых газов, оказывающих значительное воздействие на изменение климата. Протокол содержит юридически обязательные положения в дополнение к тем, которые были включены в рамочную конвенцию ООН об изменении климата. Страны, включенные в приложение В Протокола (большинство стран ОЭСР и страны с переходной экономикой) согласились снизить свои антропогенные выбросы парниковых газов (СО2, СН4, N2O, ГФУ, ПФУ и SF6) в среднем на пять процентов по сравнению с уровнями 1990 года в период действия обязательств с 2008 года по 2012 годы (первый зачетный период). Киотский протокол вступил в силу в феврале 2005 года.

На  слушаниях в Парламенте особо отмечалось, что температура воздуха 2026-2075 годов ожидается  выше температуры последнего тридцатилетия прошлого века на всей территории Казахстана и во все сезоны года. Согласно большинству модельных оценок в регионе следует ожидать ухудшения условий увлажнения, что приведет к смещению границ зон увлажнения к северу на 50-200  км.  Вместе с тем, стоимость мер по сокращению выбросов парниковых газов может быть значительно снижена благодаря гибким механизмам Киотского протокола. К ним относятся международная торговля выбросами, механизм чистого развития и совместная реализация проектов.

На слушаниях также приводились данные, что согласно данным Всемирного банка в 2003 году Казахстан занимал шестое место в мире по удельным выбросам на единицу ВВП и 36 место в пересчете на душу населения. Казахстан является одним из самых крупных источников выбросов антропогенных парниковых газов в государствах центральной Азии и по объему выбросов занимает третье место среди стран бывшего Советского Союза после России и Украины.

 

 

Вице-премьер Республики Казахстан Карим Масимов изложил  официальную  позицию Правительства Республики Казахстан по этому вопросу.

 

-Как мы все знаем, одной из самых главных причин изменения  климата на планете являются парниковые газы, образующиеся в результате антропогенной деятельности человека. Концентрация этих газов в атмосфере земли в последние десятилетия увеличивается почти в геометрической прогрессии, что, по мнению многих ученых, вызывает негативные природные явления. Изменение климата приводит к увеличению количества тропических штормов, ураганов, пыльных бурь, сокращению ледников, пересыханию рек и водоемов, а также к другим неблагоприятным явлениям природы. Согласно моделям современной эволюции климата и у нас, в Казахстане, возможно, следует ожидать дальнейшего изменения температуры воздуха, что может вызвать смещение природных зон с непредсказуемыми последствиями. В настоящее время Рамочную конвенцию по изменению климата ратифицировало 186 государств, Киотский протокол, вступивший в силу 16 февраля 2005 года, ратифицировало 161 государство.

Основной задачей указанного протокола, как вы знаете, является обязательное сокращение промышленно развитыми странами своих общих выбросов парниковых газов к 2008-2012 годам по меньшей мере на 5 процентов  по сравнению с уровнем 1990 года.

В рамках совместных усилий Казахстан принимает активное участие в международном переговорном процессе, направленном на предотвращение изменения климата и смягчения его последствий. В мае 1995 года Казахстан ратифицировал Рамочную конвенцию Организации Объединенных Наций об изменении климата, а 12 марта 1999 года мы подписали Киотский протокол к Рамочной конвенции.

Позднее, в 2001 году, на 7-ой Конференции сторон в городе Маракеше  по статусу Казахстана было принято заключение, позволяющее нам войти в число стран Приложения 1 Конвенции при условии ратификации Киотского протокола.

Стоит подчеркнуть, что в число стран Приложения 1 входят индустриально развитые страны, в которых    происходят    процессы    перехода    к    рыночной экономике. Справочно: помимо нашей страны из стран СНГ  входят еще Россия, Украина и Белоруссия.

На Всемирном саммите по устойчивому развитию в г.Йоханнесбурге в 2002 году Глава нашего государства отметил, что Казахстан будет участвовать в борьбе против ухудшения экологии на планете, в частности, по вопросам, направленным на смягчение парникового эффекта.

В целях принятия решения о целесообразности ратификации Республикой Казахстан Киотского протокола и выполнения обязательств по Рамочной конвенции ОНН об изменении климата Правительством была создана Межведомственная комиссия по вопросам ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции.

Государственными органами были подготовлены Отчет об оценке экономического воздействия Киотского протокола на страны согласно Приложению 1 и перспективы участия Казахстана в углеводородном рынке, заключение государственной научно-технической экспертизы, рассмотрены предложения в части дополнительной проработки ожидаемых выгод либо убытков Казахстана от участия в Киотском протоколе на долгосрочную перспективу с учетом прогноза развития экономики и возрастающей потребности в энергоресурсах, предложения о мероприятиях по осуществлению национальной инвентаризации парниковых газов, а также по созданию правовых   условий   для   реализации   Киотского   протокола, проект Правил по процедурам отбора, мониторинга, проверки и утверждения проектов по снижению выбросов парниковых газов.

Итогом данной работы комиссии стало решение о необходимости проведения парламентских слушаний по данной проблеме с целью всестороннего ее обсуждения, чтобы мы могли выслушать все точки зрения и после этого принять с вами обдуманное, взвешенное и правильное решение.

Возвращаясь к ранее сказанному, хотелось бы отметить, что переговорный процесс по Киотскому протоколу на сегодняшний день является самым сложным в рамках глобального процесса сохранения окружающей среды.

Республика Казахстан со дня своей независимости занимает активные позиции в решении проблем защиты окружающей среды, в том числе и в международном процессе предотвращения глобального изменения климата, многие аспекты которых отражены в Стратегии Казахстана до 2030 года.

Предполагается, что международный переговорный процесс по дальнейшей реализации Киотского протокола будет развиваться, и Казахстан не должен оставаться вне его. Мы должны очень внимательно посмотреть, помимо чисто экологических вопросов, помимо развития промышленности, на политическую сторону данного вопроса. Вопрос взаимоотношения с нашими основными странами, торговыми партнерами, как это будет координироваться с нашим вступлением во Всемирную торговую организацию и так далее.

Несколько справочных цифр, вы знаете, что Российская Федерация недавно ратифицировала Киотский протокол, но некоторые крупные страны, как уже это было сказано, такие как США, Китай, Индия и некоторые другие до сих пор пока находятся на обсуждении данного вопроса.

Уважаемые участники парламентских слушаний! Нас всех сейчас волнует вопрос влияния обязательств по Киотскому протоколу на экономику нашей страны.

С этой целью, начиная с 2000 года, в Казахстане проводится анализ выбросов СО2 и их прогноз на основе макроэкономического моделирования развития экономики, в том числе влияния Киотского протокола на экономику и топливно-энергетический комплекс Казахстана.

Начиная с 2000 года был проведен ряд исследований, направленных на разработку сценариев выбросов парниковых газов и политики в области изменения климата, разработку механизмов сокращения парниковых газов. В 2004 году осуществлен анализ и прогноз выгод или убытков Казахстана от участия в Киотском протоколе на кратко-, средне-, долгосрочную   перспективу   и   проведена   оценка экономического воздействия его на страны согласно данному приложению.

Хотел бы сказать несколько слов, что важным в исследованиях Министерства экономики и бюджетного планирования является то, что в них одновременно была произведена оценка влияния инновационных технологий на развитие ключевых секторов экономики, выполнены расчеты по оценке потенциала роста наиболее энергоемких производств, потенциала сокращения выбросов парниковых газов. Я благодарен, что у нас есть возможность после данного обсуждения придти к какому-то решению, тщательно, взвешенно без лишних эмоций принять какое-то решение для того, чтобы дальше наша страна развивалась динамично на благо всего нашего народа.

Для справки

В 1992 году Казахстан входил в группу "мировых лидеров" по выбросам парниковых газов на душу населения от сжигания топлива, к 2002 году Казахстану удалось выйти из списка лидеров по эмиссии СО2 на душу населения, благодаря уменьшению удельного энергопотребления. В индустриально-инновационной стратегии нашей страны заложена задача снижения энергоемкости ВВП в два раза. Постановка такой задачи вызвана необходимостью повышения конкурентоспособности нашей экономки и необходимостью ухода от ее сырьевой ориентации. Эта задача трудновыполнима на морально и физически устаревшем оборудовании, которое до сих пор работает на большинстве наших предприятий. Поэтому предполагается осуществить перевооружение предприятий индустриального и энергетического комплексов. Заменить изношенное оборудование, которое дает значительные выбросы вредных загрязняющих веществ и потребует больше энергии в производственных процессах на единицу продукции по сравнению с сегодняшним уровнем технологий.

 

 

Председатель комитета Мажилиса по вопросам экологии и природопользованию Ерлан Нигматулин остановился  на трех аспектах ратификации Киотского протокола.

 

-Сначала об экологических аспектах. Считается, что реализация Киотского протокола позволит сократить частоту и масштаб природных катаклизмов, но сам факт отрицательного влияния парниковых газов на изменение климата среди ученых воспринимается по-разному, причем мнения прямо противоположные. Отдельные ученые считают, что "парниковый эффект" даже полезен, в этом плане хотелось бы услышать мнение наших отечественных ученых.

Во-вторых, по тем материалам, которые были нам представлены и розданы вам, выбросы парниковых газов в Казахстане в 1990 году (напомню, именно этот год принимается за точку отчета в соответствии с Киотским протоколом) составляли около 320 миллионов тонн. В 1992 году они были еще больше и составили 340 миллионов тонн. Сейчас они составляют 213 миллионов тонн, то есть на 127 миллионов тонн меньше, чем в 1992 году. Но возникает вопрос: насколько достоверны эти цифры? Что, если наша методика определения выбросов 90-х годов несопоставима с тем, как эти выбросы определялись и определяются в развитых странах?  Тогда при расчете наших "сокращений" выбросов по международным стандартам (я слово "сокращение" говорю в кавычках) вдруг окажется, что на самом деле мы сейчас выбрасываем не 213 миллионов тонн углеродного эквивалента, а, скажем, 400 миллионов тонн. Какую экономию мы будем при этом иметь и какими квотами торговать? Не лучше ли нам сначала провести полную инвентаризацию эмиссий парниковых газов в соответствии с международными стандартами и только после этого решать конкретно вопрос о ратификации Киотского протокола? И вообще,  каким образом Министерство охраны и окружающей среды контролирует объем выбросов всех загрязняющих веществ, в том числе, конечно,  парниковых газов?

Не основаны ли названные сейчас цифры по сниженным выбросам на основе недостоверных отчетов промышленных предприятий, на фоне слабого контроля их природоохранными органами? Ведь когда дело касается квот и инвестиций, наверняка мы будем  отчитываться об исполнении положений Киотского протокола не по бумажкам. Насколько контроль за этими выбросами соответствует международным стандартам, чтобы наши отчеты воспринимались мировым сообществом как достоверные? Ответ на эти вопросы хотелось бы услышать в сегодняшних выступлениях.

Теперь об экономических аспектах ратификации Казахстаном Киотского протокола.

Во-первых, и конвенция, и протокол содержат положения, которые говорят о том, что меры, принимаемые для снижения нагрузки на климат, должны быть экономически обоснованными, они не должны тормозить экономические рычаги. Это написано в текстах конвенции и протокола. И право каждой страны - брать на себя такие обязательства, которые, как она считает, она может выполнить, и которые не нанесут вреда ее экономики.

По данным Министерства экономики и бюджетного планирования, к 2012 году (это год завершения обязательств по Киотскому протоколу) мы будем выбрасывать в атмосферу около 350-390 миллионов тонн, то есть больше уровня 1992 года. О какой экономике углеродных единиц можно при этом говорить, и какие квоты мы при этом будем продавать?

Как вы знаете, Главой государства поставлена задача - войти в число 50 конкурентоспособных стран мира. Я думаю, мы должны рассматривать вопрос ратификации Киотского протокола через призму этой задачи, а для этого нам надо провести сначала углубленную инвентаризацию выбросов парниковых газов всех наших предприятий, причем эту инвентаризацию надо делать, еще раз повторю, в соответствии с международными стандартами. На основе этой инвентаризации провести анализ и оценку влияния ратификации Киотского протокола на все отрасли Казахстана - энергетику, жилищно-коммунальное хозяйство, металлургическую и добывающую промышленность.

Во-вторых, уважаемые коллеги, хочу обратить ваше внимание на то, что Киотский протокол помимо всего прочего уникален тем, что он является по сути первым международным правовым актом, предусматривающим участие частного сектора в выполнении международных обязательств государств.

Поэтому для нас немаловажным является вопрос экономики каждого отдельно взятого предприятия. С чем, например, сопоставлять объемы выбросов корпорации "Казахмыс"? Ведь вначале 90-х годов корпорации вообще не было, а позже в ее состав входил Глубоковский медеплавильный завод, который сейчас вообще не работает. При этом вначале 90-х это предприятие входило в состав другого объединения. Кому сейчас отнести квоты от сокращения этим заводам выбросов?

Поэтому прежде чем ратифицировать Киотский протокол, на мой взгляд, нам необходимо разработать соответствующую методику определения и установления действующим предприятиям Казахстана объемов их выбросов в 1990-1992 годах. Почему? Я выше сказал, почему именно об этих годах идет речь.

Вообще обязательства нашей страны при ратификации Киотского протокола настолько серьезны, что представляется полезным подумать о том, чтобы до ее ратификации адаптировать действующие законодательные акты и другие нормативно-правовые документы нашей страны к положениям протокола.

И, наконец, в ходе слушаний нам необходимо уяснить для себя еще один немаловажный вопрос, что будет, если мы не выполним свои обязательства по Киотскому протоколу?.  Ведь в протоколе предусматриваются санкции к тем, кто не выполнил свои обязательства, как это отразится на нашей экономике после 2012 года, к моменту, когда все обязательства по протоколу должны быть выполнены.

Теперь несколько слов о политических аспектах ратификации или нератификации данного международного правового акта. Считается, что ратификация нами упомянутого протокола повысит международный престиж страны и расширит дорогу для участия в многосторонних международных экологических акциях, улучшит экологический имидж нашей страны. Но это, как вы понимаете, с точки зрения тех стран, которые уже ратифицировали протокол. Однако известно, что не все страны его и ратифицировали. Например, как сегодня здесь уже звучало, Соединенные Штаты Америки и Австралия отказались от его ратификации. Более того, США совместно с другими развитыми странами, как Южная Корея, проводит конференции с тем, чтобы выработать новые механизмы и методы сокращения выбросов парниковых газов, отличающиеся от механизма реализации Киотского протокола, в частности, основанные на передаче высоких технологий. Я думаю, что в сегодняшних выступлениях тоже будет высказаны мнения специалистов в отношении этих моментов.

Другой вопрос возникает в связи со статусом Казахстана в Киотском протоколе. Как известно, в случае ратификации Киотского протокола мы практически автоматически окажемся в приложении 1. Все ли страны, ратифицировавшие Киотский протокол и вошедшие в приложение 1 положительно, относятся к такому статусу нашей страны? Этот вопрос возникает в связи с тем, что, войдя в названное приложение, Казахстан будет иметь возможность получать инвестиции не только в свою экономику, но и сам инвестировать в другие страны, реализуя проекты по снижению выбросов парниковых газов на их территориях. Тем самым мы из разряда инвестируемых перейдем в разряд инвесторов, конкурируя при этом с индустриально развитыми странами. Все ли они согласны с таким статусом нашей страны? Обобщая, я хотел бы еще раз подчеркнуть, для того чтобы предметно говорить о ратификации Киотского протокола, на наш взгляд, необходимо прежде всего глубже изучить состояние вопроса, оценить наши данные по выбросам парниковых газов по международно признанным методикам, определиться с правами собственности на выбросы 90-х годов, необходимо адаптировать наше законодательство к нормативным положениям Киотского протокола, а также разработать и иметь государственную  программу энергосбережения на  долгосрочный период.

Только после произведенных этих мероприятий можно с уверенностью говорить, что мы подошли ближе к ратификации данного международного правового акта.

 

*******

 

Министр иностранных дел  Касымжомарт Токаев, чье ведомство  выступило инициатором организации данного слушания, добавил несколько моментов к выступлению коллег.

-Проблема Киотского протокола стала предметом оживленной дискуссии во многих странах и на многих международных форумах.

Министерство иностранных дел придерживается мнения о целесообразности изучения возможности ратификации данного протокола с привлечением широкого круга специалистов различного профиля - экологов, промышленников, экономистов и других. Аргументом в пользу ратификации является    наш    уникальный    статус    в    рамках   киотского процесса. В случае ратификации Казахстан мог бы быть включен в список индустриально  развитых стран при условии, что мы возьмем на себя количественные обязательства, как это сделала Россия во время ратификации этого документа.

Учитывая международный опыт выполнения Киотского протокола,    можно сделать следующие предварительные выводы.

Во-первых, политические аспекты ратификации не несут в себе каких-либо очевидных негативных факторов для экономического и социального развития Казахстана. Механизмы Киотского протокола могут позволить Казахстану обеспечить поддержку индустриально развитых стран в привлечении инвестиций в проекты по модернизации энергетического сектора, ряда отраслей промышленности, а также в нефтяную сферу в обмен на сокращенные выбросы.

Во-вторых, ратификация Киотского протокола позволит увеличить объемы инвестиций на природоохранные и энергетические проекты в нашей стране. Реализация этих проектов может оказать положительное влияние на окружающую среду, на создание новых рабочих мест и будет соответствовать стратегическим задачам нашей страны, изложенным, в частности, в Программе индустриально-инновационного развития.

В-третьих, участие в Протоколе в перспективе может усилить экологический  контроль над иностранными компаниями, работающими в сфере добычи углеводородного сырья.

Учитывая тот факт, что экологический сектор в Казахстане остается малопривлекательным для инвесторов, перспективным направлением является создание проектов совместного инвестирования. Согласно положениям Киотского протокола страна, которая превышает объемы выбросов парниковых газов, может уменьшать их количество не у себя, а в любой другой стране при помощи проектов совместного инвестирования. Иностранные производители при таком механизме финансируют экологические проекты в Казахстане, а уменьшение выбросов засчитывают на свою квоту.

Как уже было сказано, Киотский протокол, в принципе, вступил в силу. 157 государств являются участниками этого уникального документа. Он вступил в силу после ратификации Российской Федерацией. Насколько нам известно, Россия начинает работу по привлечению международных инвестиций. Их предварительный объем оценивается примерно в размере 5 миллиардов долларов.

Что касается группы других новых независимых государств: Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Грузия, Армения, Азербайджан, Молдова, то эти страны пока не имеют статуса в рамках переговорного процесса по изменению климата.

Казахстан тоже не имел определенного статуса в Конвенции. В 1999 году Казахстан выразил намерение взять на себя добровольные обязательства по снижению эмиссий парниковых газов. И только   в  2001   году  по  статусу  Казахстана  на  седьмой конференции сторон в Марокко было принято заключение, которое, в принципе, позволяет нам войти в число стран Приложения 1 Конвенции в случае ратификации Киотского протокола. Как уже было сказано в это приложение из стран СНГ вошли Россия, Украина и Беларусь, что влечет за собой необходимость дополнительного изучения (как сегодня говорилось в докладе) в последствии этого обстоятельства.

Соединенные Штаты Америки отказались от ратификации Киотского протокола, хотя на начальном этапе именно они были одними из основных инициаторов этого процесса. Недавно в подтверждение правильности экономического подхода в решении этой глобальной экологической проблемы, Соединенные Штаты Америки инициировали заключение, соглашения между несколькими тихоокеанскими странами, а именно Австралией, Японией, Индией, Китаем и Южной Кореей по ограничению выбросов парниковых газов, основанном на механизме передачи технологий в развивающиеся страны, аналогичному механизму чистого развития. Договор под названием "Азиатско-тихоокеанское    партнерство    по    экологическому развитию и климату", был подписан на встрече министров стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна в столице Лаоса Вьентьяне. Считается, что основой соглашения станут не нормы выброса, а механизмы передачи "экологически чистых" технологий от развитых стран к развивающимся. Если соглашение заработает, то это создаст рынок новых технологий и позволит снизить выбросы.

По мнению Министерства иностранных дел, обсуждение как положительных, так и отрицательных сторон ратификации Киотского протокола должно продолжаться. Это сложная проблема и требует соответствующего отношения к себе. В частности, требует дополнительного изучения последствий отказа от ратификации таких крупных государств, как Соединенные Штаты Америки, Китай, Индия и другие. Практическое значение имеет и вопрос о выживаемости (если можно так выразиться) самого Киотского протокола в свете оживленной дискуссии о теоретической основе этого документа. Окончательная позиция в отношении Киотского протокола должна, на наш взгляд, исходить из стремления Казахстана, войти в число 50 наиболее развитых стран мира, задача, в отношении которой была поставлена Главой нашего государства.

 

Депутат, член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан Валерий Алексеевич Доскалов уточнил, что адаптация Киотского соглашения на национальное законодательство потребуют определенных усилий и финансовых затрат…

 

- Законодательство Республики Казахстан и нормативная база должны быть подвергнуты определенной коррекции. Так, согласно статьи 2 Киотского протокола каждое государство-участник должно осуществлять политику, направленную на:

- повышение эффективности использования энергии в соответствующих секторах экономики;

- повышение    и    охрану    качества    поглотителей    и    накопителей парниковых газов;

- поощрение устойчивых форм сельского хозяйства;

- постепенное сокращение или устранение рыночных диспропорций, фискальных стимулов, освобождений от налогов и субсидий, противоречащих цели конвенции и протокола;

- принятие мер, направленных на сокращение выбросов на транспорте, при производстве, транспортировке и распределении энергии и другие.

Статья 10 Киотского протокола указывает, что каждое государство должно разрабатывать национальные или региональные программы, касающиеся секторов энергетики, транспорта и промышленности, сельского хозяйства, лесного хозяйства и удаления отходов, направленные на снижение антропогенных выбросов.

Многое вышесказанное делается в нашей стране в виде ведомственных и государственных программ, но Казахстан при этом ничего не может использовать в виде дополнительных инвестиций, которые дает Киотский протокол. Его ратификация позволила бы уменьшить наши бюджетные затраты в государственных программах.

Поэтому в случае ратификации нам необходимо принять определенные нормативные правовые акты или внести поправки и изменения в существующие, в частности, направленные на:

-  принятие мер, стимулирующих юридические и физические лица осуществлять действия, которые в конечном итоге направлены на снижение выбросов;

- внесение соответствующих корректив в секторальные программы развития экономики Казахстан (промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт);

- проведение инвентаризации существующей международной договорной базы и законодательства Республики Казахстан по вопросам налогообложения с целью устранения или сокращения освобождений от налогов и субсидий, противоречащих целям Конвенции и Протокола.

Потребуется установление согласно статье 7 мер для создания благоприятных условий для развития частного сектора в части поощрения и расширения использования ими экологически безопасных технологий и доступа к ним.

Возможно, необходимо будет внести изменения в функции и структуру государственных органов. Согласно статье 5 Киотского протокола закладывается создание национальной системы оценки антропогенных выбросов из источников. Такая система, в принципе, предусмотрена Законом Республики Казахстан  "Об охране атмосферного воздуха" и соответствующими функциями наделяются компетентные центральные и территориальные органы,  местные исполнительные органы. На практике же Министерство охраны окружающей среды сегодня проводит инвентаризацию выбросов парниковых газов, и это никак не поддержано законодательно. Нужно это сделать и обязать частные компании и государственные органы отчитываться по показателю парниковых газов.

В законодательстве должны быть отражены рыночные экономические механизмы Киотского протокола, но само по себе появление товара - квота на выбросы - не должно пугать. Появляется новый вид товара, просто к нему нужно нам всем привыкнуть.

Важный вопрос - право собственности на выбросы парниковых газов. Если, например, речь идет о сегодняшних собственниках - тут понятно, а когда мы говорим о базовом годе (например, 1992), тут, по всей видимости, нужно будет навести ясность, поскольку приватизация и передача собственности в те времена  осуществлялись без передачи прав на выбросы парниковых газов. Вопросы, конечно,  есть, но они решаемы при наличии доброй воли со стороны государственных органов и бизнеса.

Придется внести изменения в существующий закон "Об охране атмосферного воздуха" 2002 года, потребуется обеспечить его нормативной базой. Кстати, в том же году рассматривался закон "О защите климата и озонового слоя". Может, есть необходимость вернуться к нему и сделать отдельный рамочный закон?  Ведь диоксид углерода не относится к числу вредных газов.

Наряду с внесением изменений и дополнений в вышеперечисленные акты  представляется необходимым внести соответствующие изменения и до¬полнения в нормативно-правовые акты законодательства в области элек¬троэнергетики - "Об электроэнергетике" и "Об энергосбережении". Так, Закон "Об энергосбережении" надо дополнить положениями об особенностях государственного регулирования выбросов парниковых газов в результате использования и производства энергетических ресурсов, о мерах по их сокращению. Закон "Об электроэнергетике" дополнить новым принципом, касающимся необходимости обеспечения соблюдения субъектами  электроэнергетики    установленных экологическим законодательством Республики Казахстан требований о предельно допустимых выбросах вредных веществ в атмосферу при производстве и потреблении электрической и тепловой энергии.

Необходимо особо подчеркнуть, что страны, включенные в Приложение I, должны воздержаться  от использования квот, полученных от реализации ядерных проектов, для выполнения своих количественных обязательств по сокращению и стабилизации выбросов парниковых газов. Термин "воздержаться" не означает юридического запрета на реализацию ядерных проектов в рамках совместного осуществления, скорее  предполагает добровольное ограничение. Поэтому здесь мы должны быть осторожны, чтобы не появилась, как говорится, подмена, когда, решая экологические вопросы, мы вдруг начнем поддерживать еще более вредные производства.

Все эти меры по адаптации Киотского соглашения на национальное законодательство потребуют определенных усилий и финансовых затрат, но от этого оно должно улучшиться и создаст правовое поле для реализации природоохранных проектов и прозрачности работы предприятий.

Думаю, все эти действия, которые будут осуществляться после или в процессе ратификации Киотского протокола, значительно улучшат инвестиционный климат в Казахстане и будут способствовать решению задач индустриально-инновационного развития.

 

От автора

 

Парламентские слушания завершились принятием Рекомендаций. В них, в частности, рекомендуется Правительству внести на рассмотрение Парламента проект закона «О ратификации Киотского протокола к рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» до 2006 года. Предложено также представить законопроект «О защите климата и озонового слоя», а также необходимые законодательные поправки. В данном документе рекомендуется Правительству создать межведомственный уполномоченный орган по реализации целей Казахстана по Киотскому протоколу и реализации его экономических механизмов: проектов совместного осуществления и торговли квотами. Рекомендовано создать Углеродный фонд Республики Казахстан и национальный регистр проектов по сокращению выбросов парниковых газов и квот на выбросы. Правительству предложено разработать государственную долгосрочную «Программу энергосбережения, развития альтернативных источников энергии и снижения выбросов парниковых газов на период 2008-2030 годы».

 

 

Здесь должны быть комментарий