Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Октябрь, № 10,2002
Интервью

Интервью с председателем Национального Банка Республики Казахстан Г.А.


Марченко

Главного финансиста страны Григория Александровича Марченко представлять нет необходимости. После летних каникул приступила к работе высшая ветвь законодательной власти. Сегодня в ее портфеле находится немало приоритетных законопроектов, в разработке которых господин Марченко и его ведомство принимали самое активное участие. Это, в первую очередь, законопроекты: "Об акционерных обществах в РК", "Об инвестициях", "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам аудиторской деятельности", "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам рынка ценных бумаг и акционерных обществ", "О защите конкуренции на финансовых рынках", "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам банковской деятельности" и другие. В канун принятия этих документов председатель Национального Банка Республики Казахстан Григорий Александрович Марченко любезно согласился ответить на наши вопросы.

- Григорий Александрович! Наши читатели и посетители портала www.zakon.kz задали достаточно много вопросов. Во многих из них содержатся и критические замечания. Как Вы к этому относитесь?

- Понимаете, проблема в том, что юристы у нас - они только юристы. Например, на Западе юрист - это второе образование. Вначале они, как правило, получают экономическое образование, а потом уже становятся юристами. Понятно, что тогда им лучше знакомо то, как функционирует реальная экономика. А у нас получается несколько наоборот. Даже очень грамотные юристы зачастую не знают, что такое экономика и как она функционирует. Они не понимают многие моменты, потому что в этой области не работали и не получили достаточного экономического образования. Но тем не менее, самая продвинутая их часть, так называемые "цивилисты": Ю.Г. Басин, М.К. Сулейменов и другие написали Гражданский кодекс, который должен отрегулировать всю экономику, не понимая того, как она должна работать. И в результате этого вылезло много нелепостей, о которых я всегда говорил.

- Говорят, не только говорили, но продолжаете говорить и жарко спорить.

- Каждый раз, когда у нас идет дискуссия, мы доказываем свою правоту. Вся проблема в том, что экономика и особенно финансовый сектор уже продвинулись вперед, а правовая система соответственно отстает. В каких-то частных вопросах юридического характера наши юристы достаточно хорошо разбираются, но не во всех. Я считаю, что в группе ученых, которые писали существующий ГК и который они потом отстояли и приняли, никто понятия не имел, что такое рыночная экономика, как она функционирует, какие функции выполняют деньги и так далее. И мы сейчас имеем то, что имеем. Поэтому нам пришлось в свое время банковскую систему просто вывести из-под Гражданского кодекса. И в принципе весь финансовый сектор тоже. Поэтому я к нашим именитым цивилистам отношусь неоднозначно. Они играют в одну игру, а я играю в другую. С другой стороны, я же не лезу в те юридические вопросы, которых не знаю, и не говорю, как должна выглядеть, скажем, ювенальная система, следствие и так далее. То есть я, как гражданин, имею свою точку зрения, но я не высказываю ее публично. А некоторые юристы все время пытаются рассказать, как должна работать наша финансовая система. При этом надо сказать, что мы создали (и это все признают) лучшую финансовую систему в СНГ. А лучшая правовая система в СНГ у нас создана?

- Ну, в каких-то вопросах да.

- Вы меня извините, но по каким-то вопросам система микрокредитования, допустим Киргизии, объективно самая продвинутая. Но это же не говорит о том, что киргизская финансовая система в целом самая лучшая. Или, например, приватизацию сельскохозяйственных земель очень хорошо провели в Армении. А систему идентификации людей (то, что у нас назывался СИКом) лучше всего делали в Молдове. То есть в каждой стране, и это хорошо, объективно есть какие-то участки, которые они делали лучше, чем все остальные. Я же говорю о правовой системе в целом. Кстати, другие страны СНГ казахстанские законы, в банковской области, о которых наши юристы говорят, что они плохие, тем не менее, принимают в качестве базовых для разработки. Но хотя бы один закон, который был подготовлен нашими цивилистами, был взят в качестве базового в России, на Украине или где-нибудь еще?

- Тем не менее, наш Гражданский кодекс успешно работает.

- Вы не забывайте, сколько в него потом поправок внесли и какими методами это все делалось. Это началось еще во времена Н. Шайкенова. Мы подготовили кучу изменений в тот проект Гражданского кодекса, он обещал, что их учтет, но пошел в Парламент и тут же протащил свой проект, без всяких изменений. Это как называется?..

- Но любое ведомство протаскивает свои интересы. Этим уже никого не удивишь.

- Извините, мы так никогда не делали и не делаем. Существует элементарная человеческая порядочность. У нас же многие юристы считают, что главное - это соблюдать формальные юридические моменты, а порядочным при этом быть совершенно не обязательно. Это единственное, но далеко не самое лучшее, что они переняли у американцев.

Больше того, скажу Вам, что благодаря профессору А.И. Худякову у нас страховой рынок вообще не развивался. В 1993-1994 годах под его руководством был разработан и проведен совершенно мертвый закон. Похоже, что они исходили из своего рыночного романтизма и не понимали, что такое вообще система регулирования финансовых рынков или что такое финансовые посредники. Но ведь это организации, которые всю жизнь работают с деньгами. Вот у нас было до 500 страховых компаний, которые благополучно разорились, и их число сократилось до 50. Потом в середине 90-х годов, когда был принят новый закон, численность снова начала расти, и в конечном итоге цифра получилась 250. Сейчас она сократилась до 34. А мне говорят, что вы делаете со страховыми организациями? Да не я это с ними делал. Если бы я в 1995 году со страховыми организациями сделал то же, что и с банками, у нас сейчас был бы нормальный страховой рынок, и объемы на нем были бы в 4-5 раз больше. Но нам эту сферу передали в регулирование только в 1998 году, когда правительство поняло, что все полностью провалено, благодаря в том числе и тем замечательным законам, которые наши юристы проводили. Еще один пример. В Гражданском кодексе записано, что банки должны всем своим вкладчикам платить ставку не ниже ставки рефинансирования Национального Банка. Хотя во всем мире, например, депозиты до востребования вообще бесплатные или по ним платят очень маленькую ставку. Но если по ним платить как по ставке рефинансировании, которая является объективно достаточно высокой и должна быть в реальном выражении позитивной, то это привело бы к полному и абсолютному разорению всех банков. Вот такой уровень наших юристов! Я таких примеров могу привести много. Поэтому банковскую систему мы и вывели из-под этого регулирования. И жизнь подтвердила нашу правоту.

- На нашем интернет-форуме развернулась дискуссия по поводу акционерных обществ. Большинство юристов высказывают мнение, что экономически сейчас невыгодно брать заемные деньги у акционеров. Выгоднее брать их в банке. Почему?

- Потому что они экономически не грамотны.

- Извините, но почти все из них работают в бизнесе и вместе с директором и экономистом, экономистом и финансистом обсуждают все экономические вопросы.

- Да дело в том, что я об этом говорю уже 6 лет, но никто не слышит, потому что не хотят. Вот, к примеру, проводились опросы акционеров в США. Как вы думаете, сколько людей покупают акции в расчете на дивиденды?

Меньше десяти процентов. То есть порядка 60 процентов всех покупателей акций покупают их в расчете на то, что курс этих акций будет расти. Порядка 25-30 процентов покупают в расчете на рост курса акций и в расчете на дивиденды. И только порядка 8 процентов покупают в расчете только на дивиденды. Вот компания "Microsoft". Вы знаете, что она с момента своего основания никогда и никому не выплачивала дивидендов. И фирма "Hewllet Packard" тоже. Таких фирм, особенно в сфере информационных технологий, десятки. Они с самого начала громко объявляют о том, что они никому никаких дивидендов платить не будут. Поэтому когда начинаются ссылки на налоговые режимы, дивидендную политику, для специалистов это звучит достаточно забавно. То есть компания должна выходить на рынок ценных бумаг, быть прозрачной при этом. Главным изменением в нашем законе об акционерных обществах является обеспечение большей прозрачности. Когда наши акционерные общества будут прозрачны - и перспективы этих компаний понятны, тогда человек и будет покупать акции, потому что он увидит, что компания нормально функционирует на этом сегменте рынка, у нее понятные перспективы, обороты растут, прибыли увеличиваются, соответственно курс акций будет расти. Вот он и покупает акции этой компании в расчете на рост их курса. Вот в чем основная-то задача. А у нас вся шумиха, которая поднялась, идет чисто от непонимания того, что такое фондовый рынок и каким должно быть акционерное общество. Ведь сейчас все просто... Никакой отчетности по международным стандартам мы делать не хотим, аудит международный делать тоже не хотим, публиковать отчетность ежеквартально не хотим, проводить акционерные собрания с участием акционеров не хотим. Но называться акционерным обществом при этом было бы совсем не плохо. А еще при этом поднимается та мутная волна, в которой часть юристов тоже участвует. Они считают, что этот закон приведет к массовому закрытию акционерных обществ. Вы меня извините, если есть какой-то цех производственный, там стоят внутри станки и работают конкретные люди. А на заводской табличке этого предприятия вместо букв ОАО появятся буквы ТОО. То есть нужно перебить две буквы и все. Ведь в принципе ничего не изменится...

- Это понятно. Но есть АО, в которых акционеров больше ста.

- Акционеров, реально участвующих в деятельности таких АО, очень мало. Подавляющее большинство этих обществ возникло во времена первой волны приватизации в легкой и пищевой промышленности. Там руководители все уже давно на себя переоформили. Представьте, сейчас начнется перерегистрация и так далее, и выяснится забавная ситуация, что все эти бывшие "красные директора" являются фактическими владельцами этих обществ. Раньше можно было прятаться среди множества акционеров, а сейчас, когда ты преобразуешься в ТОО и нужно оформлять паи, то встает вопрос - как он это получил? Заставлял своих работников продавать акции под угрозой увольнения и другими неприемлемыми способами? Это же все вылезает и никому это не нравится! Поэтому идет откровенный саботаж.

- Григорий Александрович, ну а теперь вопросы наших читателей и пользователей интернет-сайта, на которые Вы обещали ответить.

Вопрос:

Какова, на Ваш взгляд, на сегодня роль Национального Банка в системе органов государственного управления и в чем видит Нацбанк свою основную функцию? Чем отличается Нацбанк РК от других центральных банков развитых стран? Принципиально ли это различие?

Ответ:

Являясь центральным банком Республики Казахстан и представляя верхний уровень банковской системы страны, Национальный Банк Казахстана занимает в экономике место органа, определяющего и осуществляющего государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан.

Основной задачей Национального Банка Казахстана является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан.

При определении роли Национального Банка в системе органов государственного управления отправным моментом является степень независимости политики Национального Банка от направления государственной экономической политики. Когда политика центрального банка страны тесно связана с государственной экономической политикой, то такой союз считается эффективным. Однако большое значение имеет то, насколько центральный банк самостоятелен по закону в выборе направления денежно-кредитной политики и инструментов денежно-кредитного регулирования и соблюдается ли это в действительности.

В нашей стране Национальный Банк в пределах предоставленных ему законодательными актами полномочий независим в своей деятельности, и органы представительной и исполнительной власти не вправе вмешиваться в его деятельность по реализации его законодательно закрепленных полномочий.

В то же время Национальный Банк координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана и Правительство обязаны информировать друг друга о предполагаемых действиях и достигнутых результатах, имеющих общегосударственное значение и проводить регулярные консультации.

Национальный Банк Казахстана выполняет все классические функции, присущие центральным банкам развитых стран: денежно-кредитное и валютное регулирование; организация платежной системы; ведение денежно-банковской статистики; формирование и прогноз платежного баланса; разработка методологий бухгалтерского учета в финансовом секторе и т.д.

В то же время особенностью деятельности Национального Банка Казахстана является то, что он в настоящее время осуществляет надзор за всеми участниками финансового рынка страны: банковской системой, страховым рынком, рынком ценных бумаг и накопительными пенсионными фондами.

В Казахстане осуществляется работа по созданию и внедрению новой модели регулирования деятельности финансовых институтов, при которой все участники финансовой системы будут регулироваться одним независимым государственным органом и в перспективе (предположительно в 2004 году) в целях совершенствования механизма государственного управления в финансовой системе Казахстана планируется выделение отдельного от Национального Банка Казахстана органа финансового надзора и наделение его соответствующими регуляторными функциями.

Таким образом, если введение нового органа перейдут все полномочия Национального Банка Республики Казахстан по регулированию и надзору за финансовыми институтами: принятие нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к деятельности финансовых организаций; надзорные функции; применение соответствующих санкций к финансовым организациям за нарушения законодательства, регулирующего предоставление финансовых услуг и т.д. - то Национальный Банк Республики Казахстан, как и центральные банки развитых стран, будет концентрировать свои усилия исключительно на осуществлении классических функций.

Вопрос:

Как Вы оцениваете итоги пенсионной реформы в Казахстане, и пошла ли она по тому пути, как задумывалась изначально? Какие проблемы есть в этой области, которые, на Ваш взгляд, требуют решения?

Ответ:

Отвечая на первую часть Вашего вопроса, следует отметить, что с самого начала реализации пенсионной реформы в Республике Казахстан ее развитие проходило в соответствии с изначально выбранной моделью, в основу которой был заложен латиноамериканский опыт реформирования пенсионной системы.

В целом, спустя почти пять лет после начала реформы, можно сказать об успешности ее реализации.

В настоящее время в Казахстане функционируют такие институты, как Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ), 15 негосударственных накопительных пенсионных фондов (ННПФ), 7 компаний по управлению пенсионными активами (КУПА) и 10 банков-кастодианов.

Количество вкладчиков накопительной пенсионной системы из года в год растет. На 01.09.2002 г. их численность составила более 5 000 тыс. чел.

За 4 года 8 месяцев функционирования накопительной пенсионной системы общий объем пенсионных активов достиг 236,1 млрд. тенге (1,53 млрд. долл. США), при этом только за последний год рост пенсионных активов составил 52,2%. Суммарные инвестиции негосударственных НПФ в реальный сектор экономики (через инвестиции в корпоративные ценные бумаги) составили более 35%, или около 60 млрд. тенге.

Говоря о проблемах, надо отметить, что они существуют. Дальнейший процесс развития накопительной пенсионной системы ставит перед государством ряд вопросов и задач, которые требуют своего последовательного решения. В частности, в Казахстане переход к накопительной системе пенсионного обеспечения изначально предполагал создание промежуточного института, который способствовал бы эффективному перетоку вкладчиков и пенсионеров в негосударственные накопительные пенсионные фонды. Роль промежуточного института была отведена ГНПФ, на который были распространены государственные гарантии сохранности пенсионных накоплений и установлены специальные ограничительные лимиты инвестирования пенсионных активов.

Поскольку с самого начала функционирования накопительной пенсионной системы предполагалось, что она будет представлять только институт частных пенсионных фондов, то решение вопроса о приватизации ГНПФ в настоящее время является одной из приоритетных задач государства.

Вопрос:

В последнее время ходит очень много разговоров о "мертвом капитале" - золотом запасе. Некоторые эксперты предлагают использовать этот капитал, т.к. денежная система страны давно уже зависит от ее экономики, а не от количества золота в ее закромах. Просьба прокомментировать возможность или невозможность внедрения золотых миллиардов в экономику страны.

Ответ:

Формулировка "мертвый капитал" по отношению к золотому запасу не корректна, т.к. золото наряду с иностранными валютами, входящими в ЗВР, служит обеспечением стабильности национальной валюты. При этом золото не лежит "мертвым грузом", а размещено на депозитах, в первоклассных зарубежных банках, по которым НБРК получает доход.

В соответствии с Законом РК "О Национальном Банке Республики Казахстан" золотовалютные активы Национального Банка Казахстана создаются и используются для обеспечения внутренней и внешней устойчивости казахстанского тенге и состоят из активов в золоте и иностранной валюте.

На 01.09.02 г. доля активов в золоте в структуре золотовалютных активов Национального Банка Казахстана составила 17,9%, или 547,4 млн. долл. (для сравнения: в начале года она составила 20,4%, или 510,7 млн. долл.). Так что о миллиардах говорить рано. Следует особо отметить, что монетарное золото относится к резервным активам страны, т.е. к тем внешним активам Национального Банка Казахстана, которые в любой момент могут быть использованы Национальным Банком для финансирования дефицита платежного баланса. Как резервный актив, монетарное золото необходимо для поддержания доверия к национальной валюте и к экономической стабильности страны.

Несмотря на то, что в современных условиях золото утратило присущие ему денежные функции, оно до сих пор является одним из источников пополнения золотовалютных активов страны, а также выполняет функцию страховочного фонда для обеспечения бесперебойности международных расчетов. Золото по-прежнему остается высоколиквидным и финансовым активом и это подтверждает политика Европейского центрального банка. Золото можно в любой момент обратить в свободно конвертируемую валюту путем продажи на мировых рынках, а также посредством передачи его в виде залога при получении валютных кредитов от иностранных государств, коммерческих банков или международных организаций.

Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время банковская система Казахстана является одним из лучших среди стран СНГ и характеризуется как наиболее стабильная и устойчивая с достаточно высокой ликвидностью. Поэтому потребности реального сектора в заемных средствах в основном удовлетворяются ресурсами банковской системы Казахстана.

Вопрос:

Планируется ли создание единой платежной системы в рамках ЕврАзЭС? Возможно ли, на Ваш взгляд, введение единой валюты в обозримом будущем между государствами ЕврАзЭС?

Ответ:

Введение единой валюты между государствами ЕврАзЭС возможно только при соответствии макроэкономических показателей (инфляция, дефицит, безработица и др.) между странами - членами ЕврАзЭС (пример ЕС). В целях совершенствования платежно-расчетных отношений государств ЕврАзЭС на базе использования национальных валют Национальный Банк в настоящее время совместно с центральными банками государств ЕврАзЭС прорабатывает вопрос создания общей платежной системы стран ЕврАзЭС, позволяющей осуществлять межгосударственные платежи и основанной на использовании внутренних механизмов осуществления платежей стран ЕврАзЭС.

В данном вопросе Национальный Банк тесно сотрудничает с Интеграционным комитетом и с центральными банками государств ЕврАзЭС. Однако необходимо отметить, что создание общей платежной системы стран ЕврАзЭС представляет собой многоэтапный процесс - от отработки механизма работы общей платежной системы и согласования позиций сторон до последующей унификации нормативной правовой базы платежно-расчетных отношений. В связи с этим странам ЕврАзЭС предстоит еще много работы по созданию общей платежной системы.

Если перейти ко второму вопросу, то введение единой валюты странами ЕврАзЭС в обозримом будущем вполне возможно. Однако для достижения подобной модели интеграции необходимы, прежде всего, высокая степень развитости национальных валютных рынков и их ликвидности, условия для свободного формирования взаимных курсов национальных валют и либерализация валютных режимов, существующих в странах ЕврАзЭС, единые принципы и подходы координации валютной политики между странами ЕврАзЭС и решение других вопросов, связанных с формированием единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС. К сожалению, неадекватность национальных экономик стран ЕврАзЭС, различный уровень их развития, несовершенные платежно-расчетные отношения государств - участников ЕврАзЭС, а также неустойчивость курсов и ограниченная конвертируемость национальных валют составляют определенные трудности для реализации такой задачи.

Вопрос:

В последнее время всех волнует блок законопроектов, направленных на развитие фондового рынка. Это законопроекты "Об акционерных обществах", "Об инвестициях" и т.п. Многие эксперты высказывают сомнения в эффективности планируемых мер, в частности, в связи с тем, что привлекаемые средства в виде банковских кредитов сегодня в Казахстане намного дешевле, чем средства от размещения акций. Какова позиция Нацбанка по этому вопросу? Какие еще меры планирует предпринимать Нацбанк для развития фондового рынка?

Ответ:

Привлечение средств посредством банковского кредита дороже, так как получение и использование кредитных средств налагает на должника обязанности по выплате процентов и погашению кредита. Привлечение инвестиций посредством выпуска акций является наиболее привлекательным и разумным. Согласно плану законопроектных работ на 2002 год Национальный Банк является основным разработчиком законопроекта "О рынке ценных бумаг", принятие которого будет способствовать упрощению процедуры регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг, совершенствованию инфраструктуры рынка ценных бумаг.

Вопрос:

По Вашей антинародной пенсионной системе работодатели безнаказанно крадут наши пенсионные взносы, годами не перечисляя их в пенсионные фонды. Суд, прокуратура, налоговики, соцзащита - "футболят". А деньги наши пропадают.

Сайдуллаев Т.С. (г. Алматы)

Ответ:

Если некоторые работодатели ведут себя нечестно в отношении своевременного перечисления Ваших пенсионных взносов, то это не означает, что пенсионная система является антинародной. Но проблема существует, и Правительство предпринимает меры для ее устранения. В частности, в разработанном проекте Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон "О пенсионном обеспечении", который в настоящее время уже получил одобрение Сената, предусматривается ответственность работодателя за несвоевременную уплату обязательных пенсионных взносов с взысканием пени в размере 1,2-кратной ставки рефинансирования НБ РК за каждый день просрочки.

Вопрос:

Не считаете ли Вы, что система гарантирования Казахстана требует доработки. Так, согласно правилам об обязательном страховании (гарантировании) вкладов начисленные выплаты вкладов фондом осуществляются только при наличии решения суда. Вы же понимаете, что есть разница между решением суда о принудительном банкротстве и неисполнением банком-участником обязательств перед вкладчиком. В части европейских государств предусмотрено, что фонды гарантирования выплачивают вклады по истечении 10 дней после того, как банк не исполнил обязательств перед клиентом, затем уже фонд в порядке регрессного требования обращается в банк. Почему бы и нам не последовать за этим?

Шухрат (г. Алматы)

Ответ:

Считаем, что доработка правил, в части внесения изменений по моменту выплаты возмещения, пока не требуется, поскольку, сколько существует стран, столько существует и систем гарантирования, механизм которого определяется на усмотрение самого государства. Конечно, юридически это возможно, но, на наш взгляд, реализация данного предложения потребует значительной капитализации фонда гарантирования и достаточно длительного его функционирования, а также опыта в осуществлении выплат вкладчикам. В соответствии с правилами фонд выплачивает гарантированные им вклады только после вступления в силу решения суда.

Это не противоречит действующему законодательству РК.

Но если вкладчик обратится в фонд для получения возмещения по своему вкладу, то фонд, во-первых, не сможет получить информацию от банка о размере вклада у конкретного гражданина, т.к. такая информация является банковской тайной. Во-вторых, такое положение будет способствовать появлению такого фактора, как "моральный риск". В-третьих, фонд не сможет размещать свои денежные средства в доходные активы, так как вынужден будет постоянно держать на расчетном счете большие суммы денег. В-четвертых, фонд не располагает филиальной сетью по всей республике и чтобы оперативно выплачивать обращающимся вкладчикам их вклады, он в соответствии с правилами гарантирования должен каждый раз выбирать банк-агент на тендерной основе.

Одновременно фонд обязан предоставить банку-агенту полную информацию по сумме вкладов, регионам и т.д. Такую информацию фонд может получить только от ликвидационной комиссии банка-участника.

Вопрос:

Уважаемый председатель!

Почему в Казахстане остается столь жесткое регулирование экспортно-импортных операций? Это правовое положение сильно ограничивает международную торговлю среднего и малого бизнеса. Например, без лицензии на импорт нельзя реализовать договоры поставки; если у вас не закончен контракт (не погашены контрактные обязательства, к примеру, задолженность на 238 долл. США), то нельзя получить лицензию на следующий год. Я четко представляю, что эти меры уже сильно ограничивают торговлю, а следовательно, причиняют экономические убытки. Кроме того, этот механизм поддерживает бюрократизацию вашего аппарата и ведет к коррупции.

Если это не так, то хотелось бы услышать ваше профессиональное мнение и опровержение.

Ответ:

Экспортно-импортный валютный контроль в настоящее время существует во всех странах СНГ. Его задача: обеспечение эквивалентного характера во внешней торговле - своевременного и полного поступления экспортной валютной выручки и правомерного и обоснованного расходования средств на цели импорта. Механизм валютного контроля направлен не на ограничение экспортно-импортных операций, а лишь на определенный порядок их совершения.

Лицензирование расчетов по экспортно-импортным сделкам осуществляется, если задолженность нерезидента перед резидентом (по поставке оплаченного импортируемого товара/оплате экспортированного товара) превышает по сроку 120 дней и одновременно по сумме - эквивалент $ 5000. Проведение операций по одному внешнеэкономическому контракту не зависит от необходимости получения лицензии по другому контракту.

Существующие процедуры экспортно-импортного валютного контроля не препятствуют нормальному развитию внешней торговли. В рамках проводимой либерализации валютного режима данные процедуры будут упрощаться.

Вопрос:

Уважаемый Григорий Александрович!

До какого времени и по какому курсу можно обменивать в банках немецкие марки на евро?

Ответ:

Обмен немецких марок на евро банками осуществляется по курсу 1,95583, бессрочно (по информации Deutsche Bundesbank) в стране-эмитенте. В настоящее время банки вправе принимать изъятые из обращения национальные валюты стран ЕЭВС на инкассо в общеустановленном порядке со взиманием комиссионного вознаграждения не более 10% от суммы, предъявленной к обмену.

Вопрос:

Уважаемый Григорий Александрович!

С 01.01.02 г. в п. 1. ст. 282 ГК РК внесены изменения, призванные бороться с "долларизацией" экономики РК. Однако п. 3. ст. 282 ГК РК позволяет индексировать платежи на условиях, оговоренных сторонами. Пример статьи договора:

1) Стоимость услуг - 100 тенге в месяц (денежное обязательство выражено в тенге).

2) Стоимость услуг в месяц подлежит индексации по формуле:

E2=E1x(S2:S1),

где: E2 - сумма к оплате;

E1-стоимость услуг в месяц;

S2 - официальный курс доллара США, установленный Национальным Банком Республики Казахстан, на дату осуществления платежа;

S1 - константа, равная 152,3.

Считаю, данная статья не противоречит законодательству, однако расходится с политикой НБ РК по борьбе с "долларизацией". Как Вы считаете, может ли субъект гражданского оборота использовать данную редакцию статьи в договоре.

Ответ:

Предложенная редакция статьи договора не противоречит нормам действующего законодательства РК. Стороны в договоре, в целях страхования своих рисков, вправе предусматривать обязательства по дисконтированной стоимости посредством определения изменения механизма действующего обязательства в порядке, не противоречащем законодательству Республики Казахстан.

Обращаем Ваше внимание на то, что возможность индексации платежа допускается только по долгосрочным обязательствам (срок исполнения по которым превышает 12 месяцев).

"Долларизация" экономики - это процесс вытеснения из внутреннего денежного оборота национальной валюты как средства накопления, платежа иностранными валютами. Ее причинами являются небольшая диверсификация валютного риска, нестабильность валютного рынка. Ее классическими сферами являются использование иностранной валюты как: меры стоимости; средства платежа; средства накопления.

Индексация платежа не расходится с политикой "дедолларизации", поскольку позволяет субъектам рынка хеджировать валютные риски. Платежи по долгосрочным обязательствам и любые денежные обязательства осуществляются в национальной валюте.

E2 = E1x (S2/S1)

Расчет платежа по приведенной в вопросе формуле индексации платежей может привести к неверному результату. Для расчета валютного коэффициента за S1 следует брать значение среднего биржевого курса доллара США, действующего на дату заключения контракта, за S2 - средний биржевой курс, действующий на дату осуществления платежа.

Вопрос:

Уважаемый Григорий Александрович!

Вы "ярый" сторонник "дедоллоризации" производственных и межличностных отношений юридических и физических лиц РК. Казалось, какое тогда Вам и самому "зачухонному" таможеннику до этих поганых и чуждых нашей экономики дензнаков, хранящихся в моем кармане, если нет доказательств, что я их украл? Хотя тому же таможеннику и Вам совершенно наплевать, сколько и куда я везу полновесных наших "теньгов". Не кажется ли Вам, в этом есть некая противоречивость сегодняшнего "текущего момента", а именно: при наличии проституции - отсутствие публичных домов, т.е. ее легализации, при наличии легальной возможности приобрести через обменные пункты валюту - невозможность свободного ее применения в быту и вывоза. Да и собственно почему?

Какое Вам дело до моих и, тем более, до "чужих" денежных знаков?

И почему взятки продолжают брать в долларах, несмотря на Ваш запрет? А может, проще оставить доллары в ходу и не надо тратиться на печатание денег, пусть Америка напрягается и работает на нас? Да и Вам легче золотовалютные запасы считать, тем более, что походы в парикмахерскую Вы ставите в зависимость от долларового эквивалента депозитов в банках второго уровня.

Александр (Алма-Ата)

Ответ:

Тенге является единственным законным платежным средством на территории Республики Казахстан. Если Вы хотите осуществлять расчеты только в долларах США, Вам проще переехать в страну, где доллары являются законным платежным средством. Таких стран и территорий более 10, включая Панаму и Сальвадор.

Использование долларов США на территории Республики Казахстан находится под контролем в целях снижения долларизации экономики, имеющей следующие негативные стороны:

- быстрый рост операций, деноминированных в долларах США, повышает уязвимость банковской системы от негативного влияния внешних и внутренних шоков;

- сокращает возможности центрального банка действовать в качестве кредитора последней инстанции и повышает уязвимость банковской системы из-за оттока капитала;

- рост долларовых депозитов и кредитов повышает риски кредитного портфеля местных банков, связанные со спекулятивным движением капитала;

- ослабляет банковскую систему, увеличивая ее подверженность валютным рискам;

- ограничивает государство в выборе финансовых инструментов.

Вопрос:

Григорий Александрович!

Почему фонд ОБЯЗАТЕЛЬНОГО страхования депозитов НЕ ОБЯЗАТЕЛЕН для всех банков? Либо это намеренное введение в заблуждение вкладчиков, либо ненамеренное и происходит от безграмотности учредителей фонда. Что Вам больше нравится?

Почему банки второго уровня в Нацбанке оказываются достойны получения лицензий на привлечение депозитов, а вот на получение членства в фонде обязательного страхования тех же депозитов, учрежденном тем же Нацбанком, - нет?

Не объясните?

Максим Гринкевич (Алма-Ата)

Ответ:

Считается, что членство в системе страхования депозитов, в принципе, должно быть обязательным. В Казахстане это практикуется частично, то есть только определенные банки обязаны участвовать в системе гарантирования. Банки, претендующие на членство, должны соответствовать минимальным пруденциальным нормам. В настоящее время планируется внесение дополнений (в закон о банках), предусматривающих, что лицензию на прием депозитов населения будут иметь лишь банки, являющиеся участниками системы гарантирования.

Вопрос:

Почему по требованию Нацбанка приемные пункты ломбардов, где, как правило, работают 1-2 человека, должны иметь теперь директора и главного бухгалтера, хотя у приемного пункта общая бухгалтерия с головным ломбардом? Пожалуйста, вникните, не отвечайте сгоряча.

Клара (г. Астана)

Ответ:

С введением в действие Правил создания, лицензирования, регулирования и прекращения деятельности ломбардов, утвержденных постановлением Правления НБ РК от 5 сентября 2001 года, и, соответственно, с признанием утратившим силу положения о ломбардах 1997 года институт приемных пунктов ломбардов также перестал быть актуальным. В настоящее время вместо приемных пунктов ломбарды вправе открывать филиалы.

Что касается обязательности наличия в филиале ломбарда директора и главного бухгалтера, то поскольку ломбард является серьезным финансовым институтом, деятельность которого непосредственно связана со значительным оборотом финансовых средств, постольку это требование оправдано.

Вопрос:

В феврале этого года вашим ведомством было издано постановление, адресованное банкам второго уровня использовать биржевой курс для учета валют, не думаете ли вы, что это противоречит бух. стандартам? Если это было сделано для того, чтобы банки могли покупать и продавать иностранную валюту юридическим лицам так же, как и в обменных пунктах - по курсу покупки и продажи а не по официальному курсу, то можно было это сделать и по-другому, или вы думаете, что это поможет нашей фондовой бирже? Не думаете ли вы, что предприятия, имеющие валютный счет при получении банковских выписок, испытывают затруднения, как отразить в учете биржевой курс?

Марат (ЗКО)

Ответ:

В феврале НБ РК были направлены, исключительно в целях соответствия финансовой отчетности банков, концепции рыночной стоимости, принятой в международных стандартах финотчетности, а также с учетом запланированного внесения изменений и дополнений в казахстанские стандарты бухгалтерского учета № 4 "Отчет о движении денег" (далее - КСБУ № 4) и № 9 "Учет операций в иностранной валюте" (далее - КСБУ № 9), соответствующие рекомендации банкам по применению в бухучете средневзвешенного биржевого курса тенге к иностранным валютам.

Данные изменения и дополнения были внесены приказом Министра финансов от 28 августа 2002 г. № 390 "О внесении изменений и дополнений в постановление Национальной комиссии Республики Казахстан по бухгалтерскому учету от 13 ноября 1996 г. № 3 "Об утверждении стандартов бухгалтерского учета":

- пункт 14 КСБУ № 4 изложен в следующей редакции:

"14. Движение денег от операций в иностранной валюте отражается в национальной валюте Республики Казахстан - тенге с применением рыночного курса обмена валют на дату совершения операции";

- пункт 14 КСБУ № 9 изложен в следующей редакции:

"14. При первоначальном отражении в бухгалтерском учете операции в иностранной валюте признаются в тенге путем применения рыночного курса обмена валют на дату совершения операций".

Т.о., вышеуказанные рекомендации не противоречат казахстанским стандартам бухгалтерского учета.

В соответствии с договоренностью с Министерством финансов, Национальным банком было разрешено банкам выдавать выписки по лицевым счетам в той валюте, в которой осуществлялось движение по валютному счету клиента.

В соответствии со статьей 5 Закона "О бухучете и финансовой отчетности" целью бухучета и финотчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении предпринимателей и организаций.

При последующем признании в финансовой отчетности иностранной валюты по средневзвешенному биржевому курсу тенге показывается реальное рыночное финансовое положение банка. При первоначальном признании иностранной валюты (покупка) ее отражение в бухгалтерском учете производится по курсу сделки.

Вопрос:

Когда банковские кредиты будут выдаваться по 5-9%?

Ответ:

Понижения ставок по кредитам до 5-9% можно будет ожидать не ранее снижения депозитных ставок до уровня 3-5%, а также уровня маржи, снижение которой обусловливается конкуренцией между коммерческими банками.

Вопрос:

Минимальный уставной капитал для страховых организаций?

Эльмира (г. Алматы)

Ответ:

Постановлением Правления НБ РК от 20 апреля 2001 года № 117 установлен минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемой страховой организации в следующих размерах:

при получении лицензий по отрасли "общее страхование" - 130 (сто тридцать) миллионов тенге;

при получении лицензии по отрасли "страхование жизни" - 150 (сто пятьдесят) миллионов тенге;

при получении лицензии по отрасли "общее страхование" и лицензии по перестрахованию - 150 (сто пятьдесят) миллионов тенге;

при получении лицензии по отрасли "страхование жизни" и лицензии по перестрахованию - 170 (сто семьдесят) миллионов тенге.

В соответствии с пунктом 2 постановления с 1 января 2002 года минимальный размер уставного капитала, установленный для вновь создаваемой страховой организации, подлежит увеличению на сумму величин в соответствии с классами страхования, в рамках которых страховая организация планирует осуществлять свою страховую деятельность (от 5 до 20 млн. тенге по каждому классу страхования).

Вопрос:

Как Вы относитесь к заявлению бывшего премьера, что из секретного счета осуществлялась выплата пенсионных пособий в 1997-98 гг.? Кроме того, в те годы Казахстан брал на эти цели кредиты в МВФ. Ведь все платежи проходили через Нацбанк, только не уходите от ответа, говоря, что вы тогда не работали, ничего не знаете. Это сказка о белом бычке.

Кайрат (г. Уральск)

Ответ:

Все расходы по пенсионным выплатам всегда проходили через госбюджет. Кредиты МВФ не могут использоваться для выплат пенсий и пособий, а только для поддержания платежного баланса.

В соответствии с законодательством одним из принципов нашей банковской системы является разграничение деятельности банков второго уровня и государства. Кроме того, установлен прямой запрет на вмешательство госорганов в деятельность банков. В Казахстане кредиты МВФ вообще не использовались и были досрочно погашены. У меня нет оснований не верить премьер-министру, что часть средств для погашения долгов перед пенсионерами была переведена с зарубежных счетов.

Вопрос:

Гарантируют ли банки второго уровня возврат всей суммы вклада в случае ликвидации банки, если "да", то когда это будет? На сегодня, я слышал, гарантия имеет место только в размере 200 000 тенге, и то если банк участник коллективного страхования.

Николай (г. Алматы)

Ответ:

Возврат вкладов гарантируют не банки, а фонд гарантирования. В соответствии с правилами гарантирования фонд выплачивает возмещение в следующих размерах.

По срочным вкладам:

в тенге - сумма внесенного вклада, но не более 400 тысяч тенге, а также вознаграждения, начисленного до отзыва лицензии у банка в пределах 50% от официальной ставки рефинансирования Национального Банка, действовавшей до отзыва лицензии;

в долларах США и евро - 90% суммы внесенного вклада, без вознаграждения, но не более суммы, эквивалентной 360 тысяч тенге в иностранной валюте, в которой был внесен вклад.

По депозитам до востребования в тенге - сумма внесенного вклада, но не более 50 тысяч тенге, без вознаграждения.

Оставшуюся сумму вклада вкладчик вправе получить у ликвидационной комиссии банка в третью очередь.

Вопрос:

1. Модель какого государства закладывается в законопроект "Об акционерных обществах в РК"?

2. Работают ли над законопроектом иностранные консультанты, если да, то какой размер уставного капитала и какие виды акций присутствуют в той стране?

3. Как соотносится законопроект "Об акционерных обществах" с нашим Гражданским кодексом, поскольку известно, что более 92% акционерных обществ будет закрыто с момента вступления этого закона в силу?

Айгуль Кадырова. (г. Алматы)

Ответ:

При разработке законопроекта "Об АО" принимался во внимание международный опыт развития корпоративных отношений. Конкретной моделью разработчики не руководствовались. В разработке законопроекта иностранные консультанты не участвовали. Размер уставного капитала был определен с учетом макроэкономической ситуации в Казахстане. Неверно, что в связи с принятием Закона 92% АО будет закрыто. Они продолжат свою деятельность, только в иной организационно-правовой форме - ТОО. Никто не мешает мелким АО увеличить свой капитал, если они хотят продолжать работать в нынешней форме.

Вопрос:

Не считаете ли вы, что принятие закона об акционерных обществах приведет к созданию большего числа корпораций и усилению влияния существующих на сегодняшний день и тем самым создаст монополии на финансовом рынке.

Батыр (г. Алматы)

Ответ:

В соответствии с действующим законодательством организации, осуществляющие деятельность на финансовом рынке, достаточно капитализированы в силу соблюдения ими требований к размеру собственного капитала и иным показателям финансовой устойчивости. Требования нового закона в большей степени будут подлежать исполнению АО, осуществляющими деятельность в производственном секторе экономики. Исполнение данными АО требований нового закона не приведет к созданию монополий на финансовом рынке, так как законом не ограничивается право инвестора осуществлять инвестиции в деятельность ТОО или АО, акции которых не включены в официальный список фондовой биржи.

Вопрос:

Уважаемый Григорий Александрович! Всем известно, что на нашем рынке пенсионных фондов сильнейшая аффилиированность. И часть денег, собранные этими фондами, используются соответственно в интересах аффилиированных групп (особенно короткие деньги) и, естественно, не по рыночным ставкам. Как Нацбанк собирается бороться с этим безобразием в будущем?

И что уже делается на сегодня? И вообще, как же быть с этой аффилиированностью в будущем?

Максат (г. Алматы)

Ответ:

Понятие аффилиированности не противозаконно. В рыночных условиях нормально, когда стабильные и крупные сектора финансового рынка начинают осваивать деятельность в других секторах, например в пенсионном. Естественно, возникает вероятность использования полученных ими финансовых ресурсов в своих интересах.

Чтобы этого не происходило, все функции, связанные с регулированием и надзором на финансовых рынках, были объединены в НБ РК. Это дает возможность, в том числе, и отслеживания законности передвижения финансовых потоков внутри аффилиированных групп.

Поскольку "короткие деньги" пенсионные фонды в основном вкладывают в ГЦБ и ценные бумаги иностранных эмитентов, аффилиированные пенсионные фонды с банками, а в депозиты вкладывают не более 10% средств - о какой аффилиированности может идти речь?

Вопрос:

Как резидент РК, юридическое лицо хочет купить, а позже продать акции "Мерседеса"? Объясните, пожалуйста, как мне получить лицензию на эту операцию.

Дмитрий (г. Алматы)

Ответ:

Данная операция в соответствии со статьей 11-1 Закона Республики Казахстан "О лицензировании" является операцией, связанной с движением капитала и подлежит лицензированию в НБ РК (инвестиции резидента в ценные бумаги нерезидента).

Подробный порядок получения лицензии на проведение такой операции, а также перечень документов, которые необходимо предоставить для получения указанной лицензии, установлен в Правилах лицензирования деятельности, связанной с использованием валютных ценностей, утвержденных постановлением Правления НБ РК от 18.01.02 г. № 26 (глава 5 Правил). Операция по продаже купленных резидентом акций будет осуществляться без ограничений.

Вопрос:

Уважаемый Григорий Александрович!

Насколько обязательными для организаций, осуществляющих отдельные виды банковской деятельности, являются требования к наличию в кредитных досье документов, указанных в "Правилах ведения документации по кредитованию банками второго уровня"?

Любознательный (г. Алматы)

Ответ:

Правила ведения документации по кредитованию банками второго уровня утверждены постановлением Правления НБ РК от 16 августа 1999 г. за № 276. Они устанавливают требования к банкам по ведению документации по кредитованию в целях обеспечения условий для выполнения НБ РК функций по инспектированию деятельности банков и совершенствованию системы управления кредитным риском в банковской системе. Их действие распространяется только на банки и не распространяется на организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций.

Вопрос:

Уважаемый Григорий Александрович!

1. Не представляется ли Вам целесообразным, если налоги с земельных участков, занимаемых заводскими зданиями и сооружениями под предпринимательство и т.д., станут одним из основных источников доходов госбюджета ("Кодекс о земле" и др.)? Ведь то, что Казахстан по размерам своей территории занимает 9-е место в мире, приносит огромные доходы нашим транспортникам - за весьма протяженные - международный транзит и внутренние перевозки грузов.

2. Не представляется ли Вам, что термин "ЗАО - ЗАКРЫТОЕ акционерное общество" - это нонсенс? Ведь акционерное общество для того и создается, чтобы быть ОТКРЫТЫМ для любого объема денег, предлагаемых в обмен на акции данного общества ("Об акционерных обществах в РК")?

3. Не представляется ли Вам, что термины: "обменный курс тенге", "инфляция тенге" и т.п. - некорректны, поскольку за тенге нельзя свободно купить акции (для этого нужно сначала преодолеть ряд барьеров, открывающих доступ к покупке акций). Т.е. обменный курс можно определять только по отношению к ПОЛНОВЕСНЫМ валютам ("О защите конкуренции на финансовых рынках" и др.).

Гульнара (г. Астана)

Ответ:

Разделение акционерных обществ на типы (закрытое, открытое) не соответствует современным реалиям. ЗАО - это аналог общества с ограниченной ответственностью, создание которых осуществляется за рубежом. Этой форме соответствует товарищество с ограниченной ответственностью, деятельность которого регулируется Гражданским кодексом РК и Законом "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью". Юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме акционерного общества, не может быть закрытым. Выпускаемые им акции должны свободно обращаться на рынке, и его деятельность должна быть прозрачна для всех инвесторов.

Уважаемая Гульнара, термины "обменный курс тенге", "инфляция тенге" никаким образом не связаны с приобретением или продажей акций. При этом покупка акций на внутреннем рынке осуществляется свободно за казахстанские тенге, а тенге может конвертироваться в иностранную валюту.

Вопрос:

Уважаемый Григорий Александрович! Пора бы уже определиться с вопросом о том, что же такое страховые резервы - активы или пассивы страховой организации? А если все же пассивы, то не чушью ли является постановление Правления № 211, которое устанавливает минимальные размеры страховых резервов страховщика или, иными словами, ограничивает компанию в плане выполнения ее обязательств перед страхователями?

И, пользуясь случаем, хотелось бы спросить, почему для банков, кредитных товариществ, компаний по управлению пенсионными активами установлен перечень показателей, относящихся к пруденциальным нормативам, а страховщики в этом плане, так сказать, обделены?

Назым (г. Алматы)

Ответ:

В соответствии с Законом "О страховой деятельности" страховые резервы - это обязательства страховой (перестраховочной) организации по договорам страхования (перестрахования), оцениваемые на основе актуарных расчетов.

Средства страховых резервов предназначены исключительно для осуществления страховой организацией страховых выплат, связанных с исполнением своих обязательств по действующим договорам страхования и перестрахования.

Согласно пункту 2 статьи 45 Закона "О страховой деятельности" размер страховых резервов является одним из показателей финансовой устойчивости страховой организации.

Постановление Правления НБ РК от 03.06.02 г. № 211 "Об утверждении Инструкции о требованиях к методике расчета страховых резервов" не устанавливает минимальные размеры страховых резервов, а определяет методику расчета актуариями страховых резервов.

Минимальные размеры страховых резервов установлены постановлением Правления НБ РК от 03.06.02 г. № 210 "Об утверждении минимальных размеров страховых резервов страховой (перестраховочной) организации". При этом постановление № 210 не ограничивает страховую организацию в выполнении ею своих обязательств перед страхователями. Страховщик отвечает по обязательствам, возникающим из договоров страхования, всеми своими активами, т.е. как страховыми резервами, так и имуществом, не входящим в состав страховых резервов.

Страховые резервы не предназначены для исполнения страховой организацией обязательств, непосредственно не связанных с исполнением договоров страхования. Достаточный размер страховых резервов страховой организации является одним из показателей ее финансовой устойчивости, т.е. способности отвечать по обязательствам, возникшим из договоров страхования.

В связи со спецификой страховой деятельности пруденциальные нормативы страховых организаций отличаются от пруденциальных нормативов банков. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Закона "О страховой деятельности" они включают в себя нормативы платежеспособности и финансовой устойчивости.

Вопрос:

Уважаемый Григорий Александрович!

1. Какие еще меры планируется предпринять для развития фондового рынка страны, кроме нового закона об АО?

2. Планируется ли что-либо сделать относительно тех предприятий, которые были приватизированы на ПИКи, собранные с населения? Очень многие считают, что они достались их владельцам несправедливо.

Мергаяз Даутов (г. Алматы)

Ответ:

Планируется принять закон "О рынке ценных бумаг", нормативные правовые акты уполномоченного органа.

Приватизационные инвестиционные купоны передавались жителями Казахстана в инвестиционные приватизационные фонды, которые реализовывали их в процессе проведения купонных аукционов в обмен на акции различных акционерных обществ. Вопрос неясен: что является несправедливым распределение ПИКов среди населения Казахстана, или то, что собственниками акций, приобретенных на ПИКи, являются инвестиционные приватизационные фонды?

Вопрос:

Добрый день! У меня вопрос, касающийся изъятия денежных купюр достоинством сто тенге и замена их на железные. Говорит ли это о том, что национальная валюта в ближайшее время не собирается более или менее встать на ноги?

Руслан (г. Астана)

Ответ:

НБ РК не изымает и не собирается в будущем изымать из обращения 100-тенговые банкноты, за исключением обветшавших. Они, как и 100-тенговые монеты, имеют параллельное хождение, срок которого не установлен.

Тенге давно и уверенно "стоит на ногах".

Изменение дизайна отдельных банкнот, введение новых банкнот и монет - процесс постоянный, и он будет продолжаться с введением новых технологий и техники изготовления банкнот и монет с целью предупреждения фальшивомонетничества и принятия мер защиты национальной валюты от подделок.

Вопрос:

Здравствуйте!

1) Хотелось бы Вас попросить рассмотреть вопрос о возможности инвестирования денежных средств КУПА в векселя первоклассных эмитентов.

2) возможность расчета векселями за услуги;

3) рассмотреть возможности запуска муниципальных векселей.

Хотел бы Вас лично поблагодарить за реанимацию и внедрение вексельных расчетов в Казахстане.

Сегодня также интересен аспект по паевым инвестиционным фондам с возможностью инвестирования в зарубежные ценные бумаги. Будут ли какие-либо изменения в этом плане?

Ерлан Койшибаев, ОАО "Народный Банк" (г. Алматы)

Ответ:

Национальным Банком разрабатывается проект закона "Об инвестиционных фондах", который будет регламентировать деятельность паевых инвестиционных фондов. Предположительно законопроект будет включен в план законопроектных работ на 4 квартал 2003 года.

Инвестирование в ценные бумаги иностранных эмитентов осуществляют КУПА. Не вижу каких-либо причин, которые бы не позволяли инвестиционным фондам работать с ценными бумагами иностранных эмитентов.

В соответствии с действующим законодательством РК вексель не относится к категории ценных бумаг и соответственно не может служить финансовым инструментом для размещения денег КУПА. Векселя, в отличие от ценных бумаг, используются для отсрочки платежа по сделкам о поставке товаров. Векселя могут передаваться от одного юридического (физического) лица к другому посредством индоссамента. Паевые инвестиционные фонды осуществляют инвестирование средств в ценные бумаги нерезидентов в соответствии с установленным валютным законодательством порядком, без каких-либо исключений. Для осуществления инвестиций в ценные бумаги нерезидентов необходимо получение соответствующей лицензии Национального Банка, которая является разовой и выдается на проведение каждой отдельной операции, связанной с движением капитала.

В настоящее время НБ РК разрабатывается проект закона о внесении изменений и дополнений в Закон "О вексельном обращении в Республике Казахстан", предусматривающий использование векселя в качестве платежного инструмента как при расчете по сделкам купли-продажи товаров, так и при оказании услуг.

Законом не запрещается выпуск коммерческих векселей местными исполнительными органами.

Вопрос:

Скажите, пожалуйста, как повлияет КДР на деятельность АО в РК?

Ответ:

Как планируется, эмитентами казахстанских депозитарных расписок будут выступать банки второго уровня. Учитывая, что в настоящее время осуществляется процесс интегрирования экономик различных стран, акционерные общества, приобретая КДР, будут участвовать в процессе инвестированием средств и получать на это доход.

Вопрос:

Планируется ли в ближайшее время возмещение сберегательных вкладов населения, хранившихся в Сберегательном Банке СССР и утерянных в ходе реформ начала 90-х годов.

Ответ:

Правительству поручено провести компенсацию вкладов населения, хранившихся на счетах бывшего Сбербанка СССР, обеспечив единовременное переоформление внутреннего долга по компенсации вкладов в ГЦБ.

Погашение поручено осуществить в 3 этапа путем выпуска в 2003 году ГЦБ:

сроком обращения 12 месяцев - для категории граждан с 1936 по 1940 годы рождения включительно;

сроком обращения 24 месяца - для категории граждан с 1941 по 1960 годы рождения включительно;

сроком обращения 36 месяцев - для категории граждан с 1961 по 1991 годы рождения включительно.

Компенсация должна быть проведена с учетом унаследованных вкладов вкладчикам, на момент проведения компенсации проживающим на территории РК и за ее пределами, при подтверждении ими гражданства РК.

Вопрос:

Намечается ли повышение курса доллара до нового года?

Ответ:

По прогнозам НБ РК курс доллара США к тенге до конца 2002 года не превысит отметки 157 тенге за доллар США.

Вопрос:

Если банки нарушают законодательство, в частности по выдаче кредитов (имеются решения судов от районного до верховного), как Нацбанк может повлиять на это? Где можно обжаловать противозаконные действия коммерческого банка и т.д.? И какие меры может (должен) принять Нацбанк при такой ситуации?

Ответ:

Согласно нормам Закона "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" отношения между банками и их клиентами осуществляются на основании договоров. При выдаче кредитов банки руководствуются нормами законодательства, правилами общих условий проведения операций, внутренними правилами и правилами внутренней кредитной политики. Заключаемые банками договоры также должны соответствовать требованиям законодательства.

В соответствии со статьей 61 Закона "О Национальном Банке Республики Казахстан" Национальный Банк не вмешивается в оперативную деятельность банков.

В случае нарушения банками второго уровня норм законодательства клиент вправе обратиться за восстановлением нарушенных прав в суд. Если суд, при вынесении решения, привлекает сотрудников НБ РК в качестве специалиста по делу, то специалистами выносится заключение. Привлечение к ответственности банка за неисполнение решения суда не относится к компетенции Национального Банка.

Вопрос:

Не считаете ли Вы, что название законопроекта "О государственном регулировании за финансовыми услугами" является некорректным с точки зрения грамматики? На мой взгляд, было бы правильнее назвать данный законопроект "О государственном регулировании финансовых услуг".

Если в ближайшее время действительно будут возмещаться вклады населения, хранившихся в Сберегательном Банке СССР, то каким образом будут пересчитываться соотношения валют?

СК (г. Алматы)

Ответ:

1) Название законопроекта "О государственном регулировании за финансовыми услугами" считаю возможным заменить на "О государственном регулировании финансовых услуг".

2) При возмещении вкладов населения, хранившихся в Сберегательном Банке СССР, пересчет валют будет осуществляться из расчета 150 рублей за 1 доллар США.

Вопрос:

Не является ли одной из основных (подспудных) целей законопроекта "Об акционерных обществах" централизация полномочий Нацбанком РК в лице департамента ценных бумаг; и если да (абстрагируясь от узковедомственных и личных интересов), то что от этого выигрывает экономика Казахстана? Ведь даже исходя из того, что кому-то это выгодно (это нормальное явление), что-то должны получать и другие субъекты экономических и финансовых отношений?

Спасибо.

Аноним (г. Алматы)

Ответ:

Не централизация полномочий Национального Банка является одной из основных целей законопроекта "Об акционерных обществах". Деятельность АО, которые постоянно не участвуют на рынке в качестве "полноценных" эмитентов, не регулируется НБ РК в связи с отсутствием объекта регулирования - акций. Законопроект "Об АО" является экономическим законом и будет, во-первых, способствовать совершенствованию производственного сектора экономики. Активы многих АО, занятых в сфере материального производства, не отвечают современным технологическим процессам. Во-вторых, принятие закона не выгодно тем АО, интересы которых ограничиваются только получением сиюминутной выгоды и не связаны с активной инвестиционной деятельностью, касающейся размещения акций среди неограниченного круга инвесторов на открытом рынке. Такие АО преобразуются в ТОО. Сутью акционерного общества является то, что акции, выпускаемые обществом, постоянно размещаются и обращаются на рынке, способствуя привлечению инвестиций с целью развития акционерного общества. Департамента ценных бумаг в НБ РК нет, есть департамент финансового надзора и все полномочия по надзору за риском ЦБ уже давно централизованы. Так что никакой выгоды в принятии этого закона нет.

Материал подготовлен при содействии пресс-службы НБ РК

Здесь должны быть комментарий