Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Март, № 3,2011
Международное право
Глава IV

Международные стандарты


и лучшие практики оказания субсидируемой юридической помощи

 

Описание: \smithdoc_src$�40308�40308777.JPGГ. Сулейменова, кандидат юридических наук, член научно-консультативного совета при Верховном Суде РК

 

1. Международные стандарты в сфере оказания и обеспечения права на квалифицированную

юридическую помощь

 

Право на эффективное обеспечение юридической помощью, являющееся неотъемлемым элементом права каждого на доступ к правосудию, закреплено во многих международных документах, предусматривающих права человека и их гарантии. Так, Всеобщая декларация прав человека обязывает государства - члены ООН обеспечить каждому обвиняемому в совершении преступления право на справедливое, независимое, беспристрастное и гласное судебное разбирательство, при котором ему будут обеспечиваться все возможности для защиты (ст. 10, п. 1 ст. 11).

Пункт 3 ст. 2 МПГПП /Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 г. Бюллетень международных договоров РК. 2006. № 4. Ст. 30/. обязывает государства: «a) обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты; b) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты; c) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются».

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод провозглашает: «Любое лицо, чьи права и свободы нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве» (ст. 13), а также, что каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет право «защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника» (пп. «с» п. 3. ст. 6).

Статья 1 Конвенции о международном доступе к правосудию устанавливает, что граждане каждого из договаривающихся государств, а также лица, проживающие на их территории, должны иметь право на правовую помощь в судах по гражданским и торговым делам в каждом договаривающемся государстве на тех же условиях, что и граждане, а также лица, обычно проживающие в данном государстве.

Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» предусматривает, что «граждане каждой из Договаривающихся Сторон и лица, проживающие на ее территории ... пользуются бесплатной юридической помощью на тех же условиях, что и собственные граждане».

Основные принципы, касающиеся роли юристов, предусматривают право каждого человека на обращение «к любому юристу за помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех стадиях уголовного разбирательства».

Конвенция о правах ребенка возлагает на государство обязанность обеспечивать, чтобы каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к юридической и другой соответствующей помощи; каждый ребенок, нарушивший уголовное законодательство или обвиняемый в его нарушении, имел гарантии получения юридической и другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты (п. «d» ст. 37, пп. «b» п. 2 ст. 40).

Комиссия по правам человека ООН настоятельно призвала все государства гарантировать, чтобы все лица, дела которых переданы на рассмотрение судов или трибуналов, находящихся под их юрисдикцией, имели право быть судимыми в их присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного ими самими защитника (п. 4 Резолюции «О целостности судебной системы).

Пункт 2 Основных принципов и руководящих положений, касающихся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права /Руководство ООН от 25 июля 2009 г. (Д)/, предусматривает, что государства должны обеспечить соответствие своего национального законодательства их международно-правовым обязательствам посредством, в частности, «принятия надлежащих эффективных законодательных и административных процедур и других соответствующих мер, обеспечивающих на справедливых условиях эффективный и незамедлительный доступ к правосудию», а также обеспечить адекватные, эффективные, быстрые и надлежащие средства правовой защиты.

Право на квалифицированную юридическую помощь предусмотрено и другими международными актами. При этом ряд из них, предусматривая право на юридическую защиту, включает в него и право на субсидируемую государством юридическую помощь. В международных документах такое право рассматривается как важнейшая гарантия реализации права на доступ к правосудию и справедливое судебное разбирательство, заключающееся в единстве двух составляющих: 1) в праве на получение бесплатной юридической помощи и 2) обязанности государства предоставить и финансировать ее.

Важно указать, что международные документы предусматривают получение такой помощи не только подозреваемыми, обвиняемыми, подсудимыми, осужденными, но и другими категориями лиц: пострадавшими от совершенного в отношении них преступления; малоимущими; лицами из определенных социальных групп: престарелыми, инвалидами, беженцами, вынужденными переселенцами, апатридами, лицами, находящимися на лечении в психиатрических, психоневрологических медико-социальных учреждениях, реабилитационных центрах, иностранцами, лицами без гражданства и некоторыми другими лицами. Например, пп. «d» п. 3 ст. 14 МПГПП устанавливает, что при предъявлении любого уголовного обвинения каждый имеет право, «если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом случае, когда интересы правосудия того требуют, безвозмездно для него в любом таком случае, когда у него нет достаточно средств для оплаты этого защитника».

Подпункт «с» п. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусматривает, что обвиняемый вправе «при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия».

Пункт 3 Основных принципов о роли юристов обязывает правительства «обеспечить необходимое финансирование и другие ресурсы для юридической помощи бедным и другим несостоятельным людям. Профессиональные ассоциации адвокатов должны сотрудничать в организации и создании условий предоставления такой помощи». А п. 6 этих же принципов предусматривает: «Во всех случаях, когда того требуют интересы правосудия, каждый такой человек (задержанный, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый), не имеющий юриста, имеет право на помощь юриста, опыт и компетентность которого соответствуют характеру правонарушения, назначенного в целях предоставления ему эффективной юридической помощи бесплатно, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг юриста».

Подпункт «в» п. 3 ст. 7 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.) /Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1995 г., № 2/ устанавливает, что каждый обвиняемый в совершении преступления имеет право «защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или иметь назначенного ему защитника в любом случае, когда интересы правосудия того требуют, а также пользоваться в случаях, определенных национальным законодательством, бесплатной помощью адвоката».

В соответствии с п. 93 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными подследственные заключенные /Приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в1955 г., и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 г. и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г./ в целях своей защиты должны иметь право обращаться там, где это возможно, за бесплатной юридической консультацией, принимать в заключении юридического советника, взявшего на себя их защиту.

Согласно принципам 17 и 18 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, задержанное или находящееся в заключении лицо имеет право не только связываться и консультироваться с адвокатом, но и если задержанное лицо не имеет адвоката по своему выбору, оно во всех случаях, когда этого требуют интересы правосудия, имеет право воспользоваться услугами адвоката, назначенного для него судебным или иным органом, без оплаты его услуг, если это лицо не располагает достаточными денежными средствами.

Согласно Резолюции (78) 8 КМСЕ «О юридической помощи и консультациях» от 2 марта 1978 г. предоставление юридической помощи должно рассматриваться не как акт милосердия к неимущим, а как обязательство, лежащее на всем обществе в целом, а также указывается, что устранению препятствий для облегчения доступа к правосудию способствует не только оказание юридической помощи, но и юридические консультации для лиц, находящихся в экономически неблагоприятном положении (преамбула). При этом указывается: «Никто не может быть лишен в силу препятствий экономического характера возможности использования или защиты своих прав в любых судах, правомочных выносить решения по гражданским, торговым, административным, социальным или налоговым делам. С этой целью любое лицо должно иметь право на необходимую юридическую помощь в судебном разбирательстве» (п. 1).

Пункт 5.17 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению 1990 г. устанавливает, что «любое лицо, преследуемое в судебном порядке, имеет право защищать себя лично или без промедления через посредство выбранного им самим защитника, или, если это лицо не располагает достаточными средствами для оплаты услуг защитника, на безвозмездное получение таких услуг, когда этого требуют интересы правосудия». А Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению 1991 г. обязывает государства обеспечивать, «чтобы любое лицо, обвиненное в совершении уголовного преступления, имело право защищать себя самостоятельно или с помощью адвоката по его собственному выбору или, в том случае если это лицо не располагает достаточными средствами для оплаты услуг адвоката, чтобы эти услуги были предоставлены ему бесплатно, когда того требуют интересы справедливости».

Тем самым указанными международными актами установлено, что бесплатная юридическая помощь предоставляется в случаях, когда этого требуют:

1) интересы правосудия;

2) отсутствие достаточных средств для оплаты услуг адвоката у лица, нуждающегося в такой услуге.

Вместе с тем, как следует из указанных документов, устанавливая право на субсидируемую юридическую помощь, большинство международных актов не содержат прямого указания на доступ к бесплатной юридической помощи по неуголовным делам. Вместе с тем в международных документах особо оговаривается обязанность государства обеспечить доступ к правосудию посредством предоставления субсидируемой помощи для уязвимых групп (несовершеннолетних, малоимущих, беженцев, апатридов и других), а также для лиц, пострадавших от конкретного вида правонарушений (жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания, пыток и т.п.).

Например, Конвенция о правах ребенка, указывая, что «дети имеют право на особую заботу и помощь» (преамбула), устанавливает, чтобы «каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи (п. «d» ст. 37), а каждому несовершеннолетнему обвиняемому или виновному государство должно обеспечить «получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты (пп. «ii» п. «b» ст. 40).

В отношении других уязвимых групп на государства возлагаются обязанности по обеспечению эффективными средствами правовой защиты от дискриминации (ст. 6 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации), доступа жертвам пыток к процедурам компенсации (ст. 14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания); предоставлению беженцам и апатридам тех же условий доступа к правосудию, что и гражданам страны, включая доступ к юридической помощи (ст. 16 Конвенции о статусе беженцев /принята 28 июля 1951 г. Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1950 г./ и ст. 16 Конвенции о статусе апатридов).

Например, ст. 16 Конвенции о статусе беженцев и ст. 16 Конвенции о статусе апатридов предусматривают, что беженцы и лица без гражданства должны «пользоваться в отношении права обращения в суд тем же положением, что и граждане, в частности, в вопросах юридической помощи и освобождения от обеспечения уплаты судебных расходов».

Некоторыми международными органами и организациями, исходя из указанных международных актов и собственной практической деятельности, разработаны конкретные стандарты, касающиеся оказания субсидируемой юридической помощи, а также меры, которые могут предприниматься государствами для обеспечения права на юридическую помощь. Так, ряд документов ООН посвящен именно указанным вопросам (например, Основные принципы о роли юриста /приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г./, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме /приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 г./; Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, и др.).

Например, Резолюция (78)8 «О юридической помощи и консультациях» устанавливает: «Никто не может быть лишен в силу препятствий законодательного характера возможности использования или защиты своих прав в любых судах, правомочных выносить решения по гражданским, торговым, административным, социальным или налоговым делам. С этой целью любое лицо должно иметь право на необходимую юридическую помощь в судебном разбирательстве».

В Рекомендации № R (93)1 «Об эффективном доступе к праву и правосудию малообеспеченных слоев населения» указывается о содействии «эффективному доступу беднейших слоев населения к судам, в особенности путем ... оказания юридической или любых других форм помощи всем судебным инстанциям (гражданским, уголовным, коммерческим, административным, общественным и т.д.) и всем состязательным или не состязательным процессам, независимо от того, в каком качестве выступают заинтересованные лица».

В ряде документов указывается, что если задержанный, обвиняемый, а также содержащийся под стражей не имеет защитника по своему выбору, то в таких случаях он имеет право на защитника, назначенного судьей или судебными властями, если этого требуют интересы правосудия. Если человек не в состоянии оплатить услуги адвоката, ему должен быть назначен адвокат бесплатно /Принцип 17(2) Свода принципов, принцип 6 Основных принципов участия адвокатов, правило 42(A)(i) Югославских правил, Руандийские правила 42(A)(i), статья 21(4)(d) Югославского статута, Руандийский статут 20(4)(d), статья 55(2)(c) Статута МУС/.

Значительное внимание вопросам оказания субсидируемой юридической помощи уделяет Совет Европы, которым разработан ряд стандартов, рекомендаций, резолюций и директив по вопросам, касающимся юридической помощи, в том числе и субсидируемой (например, Хартия Европейского союза об основных правах, Резолюция (78)8 «О юридической помощи и консультациях»; Резолюция (76)5 «О правовой помощи по гражданским, коммерческим и административным делам», Рекомендация № R (93)1 «Об эффективном доступе к праву и правосудию малообеспеченных слоев населения», Рекомендация № R 2000(21) «О свободе осуществления профессии адвоката»; Директива 2003/8/ EC «Об улучшении доступа к правосудию в трансграничных спорах посредством установления общих минимальных правил, касающихся предоставления юридической помощи» и др.).

Во многих постановлениях ЕСПЧ указывается не только на стандарты предоставления юридической помощи, но и на основные принципы оказания такой помощи за счет государства (например, о сфере применения права на бесплатную юридическую помощь, применения финансового критерия; применения критерия «интересы правосудия», о бесплатной юридической помощи по гражданским делам, о праве на эффективное средство правовой защиты и выплату компенсации и др.).

Таким образом, все указанные международные акты объединяет то, что в них нашли закрепление положения, гарантирующие, во-первых, право на доступ к квалифицированной юридической помощи, во-вторых, право на субсидируемую юридическую помощь для определенных категорий лиц (1), а также в случаях, когда того требуют интересы правосудия (2).

Первая из указанных гарантий предполагает:

• равный доступ к юридической помощи, исключающий неравенство и дискриминацию в доступе к квалифицированной помощи юриста, в том числе и к субсидируемой юридической помощи;

• право на справедливую и эффективную процедуру рассмотрения заявлений о предоставлении юридической помощи, в том числе и субсидируемой;

• право на юридическую помощь не только по уголовным делам, но и по гражданским и административным делам;

• право выбора юриста (за исключением ограничения такого права в отношении субсидируемой юридической помощи).

Вторая группа - гарантии права на субсидируемую помощь предполагают:

• право на субсидируемую юридическую помощь не только для лиц, привлеченных к уголовной ответственности и пострадавших от преступлений, в случае отсутствия у них средств для оплаты помощи адвоката, но и для лиц из социально уязвимых групп, а также отдельных категорий лиц;

• информирование о праве на получение юридической помощи;

• финансовое, организационное и ресурсное обеспечение программ субсидируемой юридической помощи;

• ее качество и эффективность.

Указывая на финансовое, организационное и ресурсное обеспечение программ субсидируемой юридической помощи как важнейшей и основной гарантии, оказание такой помощи предполагает следующее.

Государство должно не только гарантировать квалифицированную юридическую помощь, но и создать такие условия, чтобы она была эффективной. Например, п. 2 Основных принципов о роли юриста устанавливают: «Правительство обеспечивает эффективные процедуры и гибкие механизмы эффективного и равного доступа к юристам для всех лиц, находящихся на их территории и подпадающих под юрисдикцию».

Во многих документах государствам рекомендуется организовывать программы юридической помощи, гарантирующие возможность лицу самому выбрать адвоката. Так, в Рекомендации № R (93)1 «Об эффективном доступе к праву и правосудию малообеспеченных слоев населения» указывается: «Содействовать эффективному доступу беднейших слоев населения к судам, в особенности путем  ... признания права на помощь соответствующего адвоката, насколько возможно, по выбору обвиняемого». Вместе с тем право свободы выбора адвоката может быть ограничено при предоставлении субсидируемой юридической помощи. Например, ЕСПЧ, неоднократно указывая на этот фактор в своих решениях, отмечал, что «право выбирать представителя не может считаться абсолютным. В том случае, когда речь идет о бесплатной юридической помощи, оно может быть предметом необходимых ограничений. Назначая адвоката, национальные суды, несомненно, должны принимать во внимание пожелания обвиняемого. Однако они могут отклонить эти пожелания, если имеются весомые основания полагать, что это необходимо в интересах правосудия».

Вместе с тем международные документы устанавливают условия предоставления субсидируемой юридической помощи - это требования интересов правосудия и материального положения лица, которое не способно самостоятельно оплатить юридические услуги. Однако при этом не дается определение понятия «интересы правосудия», а также не содержится положений, касающихся определения критериев материального положения лица, его неспособности оплатить юридическую помощь.

Таким образом, международные акты предусматривают следующие принципы предоставления квалифицированной юридической помощи, в том числе и субсидируемой:

• равный доступ к юридической помощи;

• право лица быть информированным о возможности получения квалифицированной юридической помощи, в том числе и субсидируемой юридической помощи;

• право выбора юриста и его ограничение применительно к субсидируемой юридической помощи;

• право на назначение защитника (при отсутствии у лица защитника по соглашению) в любом случае, когда того требуют интересы правосудия;

• право на безвозмездную юридическую помощь назначенного защитника при условии недостаточности средств для оплаты его услуг;

• круг лиц, имеющих право на субсидируемую юридическую помощь;

• требования, предъявляемые к качеству субсидируемой юридической помощи;

• установление порядка доступа к субсидируемой юридической помощи;

• обязанность государства по организации системы субсидируемой юридической помощи, ее достаточного финансирования и предоставления иных ресурсов;

• обязательность необходимой квалификации, компетентности и опыта защитников по назначению;

• обязанность адвокатских ассоциаций содействовать программам правового информирования общественности о правах граждан и участвовать в предоставлении субсидируемой юридической помощи;

• контроль качества предоставляемой юридической помощи, а также некоторые другие принципы.

 

2. Основные модели системы оказания субсидируемой юридической помощи в зарубежных странах

 

Зарубежными аналитиками отмечается, что изначально бесплатная юридическая помощь рассматривалась исключительно в качестве способа обеспечения равенства граждан перед судом: помощь предоставлялась только в связи с судебным разбирательством, а к ее оказанию привлекались адвокаты и лица, осуществляющие функции судебного представительства. При этом органы, осуществляющие производство по делу, играли ключевую роль в решении вопроса о том, кому должен быть назначен бесплатный адвокат, и им предоставлялась широкая свобода усмотрения в определении нуждаемости конкретного участника процесса в бесплатных юридических услугах. Распространенной была ситуация, когда обеспечение нуждающихся бесплатной юридической помощью рассматривалось не столько как обязанность государства, сколько как профессиональный долг юридического сообщества, что подразумевало отсутствие какой-либо компенсации за услуги, оказанные малоимущим /Международный опыт в сфере оказания бесплатной юридической помощи. М.: Институт «Право общественных интересов» (PILI). 2008. С. 2-4/.

Со временем в связи с развитием понятия доступа к правосудию и признанием за государством активной роли в его обеспечении изменились подходы к бесплатной правовой помощи. Было признано, что ресурсов юридического сообщества недостаточно, чтобы удовлетворить все потребности в бесплатных услугах: государства стали возлагать на себя обязанности, связанные с финансированием и организацией программ бесплатной юридической помощи. Вследствие такого подхода юридические услуги стали рассматриваться как одна из разновидностей социального обеспечения, а расширение программ юридической помощи привело к созданию новых подходов к организации оказания бесплатных юридических услуг. Это заключалось в том, что наряду с привлечением адвокатов, а в некоторых случаях и вместо них для оказания юридической помощи нуждающимся стали создаваться государственные юридические службы - бюро государственных защитников и т.п., а функции администрирования программ юридической помощи стали передаваться от судов к специализированным органам.

Со временем в рамках программ юридической помощи стало уделяться внимание внесудебному консультированию, а программы юридической помощи стали дополняться широкими программами правового информирования населения.

В целях обеспечения равного доступа каждого к получению квалифицированной юридической помощи многие государства возлагают на себя обязанность по оплате такой помощи либо устанавливают сниженные тарифы по оплате юридической помощи, а также создают для этого специальные системы субсидируемой юридической помощи, в рамках которых учреждают специальные органы управления этой системой, тесно связанные с правительством, но формально независимые /Европейский форум по доступу к правосудию. Часть пятая. Будапешт, 2002. С. 458/.

Система бесплатной юридической помощи в настоящее время действует в Австрии, Австралии, Албании, Бельгии, Великобритании, Голландии, Германии, Дании, Израиле, Канаде, Нидерландах, Португалии, Северной Ирландии, США, Финляндии, Франции, Швеции, Южно-Африканской Республике, во всех государствах - членах Европейского союза, а также во многих других странах.

США - одна из первых стран, в которой началось реформирование системы предоставления юридической помощи: в 1957 г. была создана схема юридической помощи, финансируемой государством. В середине 60-х годов в рамках правительственных программ борьбы с бедностью были созданы ведомства и программы юридической помощи неимущим, финансируемые из федерального бюджета. В США существуют различные организационные формы оказания бесплатной юридической помощи неимущим и малоимущим гражданам как на федеральном уровне, так и в отдельных штатах, а именно:

1) в 1974 г. конгресс США учредил корпорацию по оказанию юридической помощи, основная задача которой - финансирование программ и организаций по оказанию юридической помощи неимущим и малоимущим гражданам по гражданским и другим делам, за исключением уголовных дел;

2) в отдельных штатах основной формой оказания юридической помощи являются так называемые ведомства «публичных защитников» (public defender offices) - организации, состоящие на государственном бюджете штата и обслуживающие на бесплатной основе обвиняемых по уголовным делам из числа неимущих или малоимущих граждан;

3) в отдельных крупных городах на контрактной основе с городскими властями создаются организации по оказанию бесплатной юридической помощи, имеющие статус частных некоммерческих корпораций;

4) широкое распространение имеет такая форма, как «списочные адвокаты». К их числу относятся адвокаты, которые помимо своей основной адвокатской практики изъявили желание оказывать юридическую помощь малоимущим. Данные о таких адвокатах включены в специальные списки муниципалитетов, а также в федеральные списки. Работа таких адвокатов оплачивается государством в форме почасовой или сдельной (оплата за дело);

5) для юридического обслуживания определенных категорий населения (конкретных этнических или профессиональных групп) во многих городах организованы общества юридической помощи (legal aid societies), существующие преимущественно на разного рода благотворительные пожертвования и добровольные взносы; органы власти также могут выделять средства этим обществам;

6) с 1970 г. функционируют адвокатские конторы, «защищающие интересы общества» (pro bono publico law firms), которые не ведут дела отдельных клиентов, а выступают с исками против государства или корпораций, связанными с охраной прав и интересов определенных категорий граждан (потребителей, политических активистов, избирателей, налогоплательщиков) или с охраной природы и охраной здоровья населения (например, иски против предприятий, загрязняющих окружающую среду, или против строительства атомных электростанций);

7) средние и крупные адвокатские фирмы, бесплатно оказывающие юридическую помощь отдельным гражданам /Барщевский М.Ю. Бизнес-адвокатура в США и Германии. Учебное пособие. М.: Белые альвы, 1995. С. 5, 31-32; Власихин В.А. Юридическая профессия и юридическое образование в США. Организация защиты по уголовным делам в США. М., 1999; Он же: Частная юридическая деятельность в США. Юридический консультант. 1997. № 8. С. 79; Бесплатная юридическая помощь гражданам США. Газета «Адвокат». 1998. № 2. С. 10/.

В указанных образованиях используются, как правило, три модели предоставления юридической помощи малоимущим:

1) система назначенных адвокатов;

2) договорная система;

3) система государственных защитников /Апарова Т.В. Организация и функции адвокатуры в зарубежных странах. Правовая помощь малоимущим. Отв. ред. Решетников Ф.М. М., 1991. С. 59/.

ЮАР является одним из первых государств, где в 1937 г. в Йоханнесбурге было учреждено первое государственное юридическое бюро. В последующем, в 1969 г., был создан независимый от правительства орган - Совет по юридической помощи в соответствии с Законом о юридической помощи, который начал действовать с 1971 г. Основная задача названного совета - обеспечение доступности юридической помощи для малообеспеченных лиц.

В системе юридической помощи ЮАР используются следующие модели:

1) общественные защитники, получающие фиксированную зарплату (адвокаты и стажеры);

2) частные адвокаты, назначаемые по списку и получающие фиксированную оплату в соответствии с установленными тарифами за определенные виды работ и за каждый день работы в суде;

3) первичная юридическая помощь, предоставляемая работниками служб юридической помощи в судах;

4) юридические клиники, центры правосудия, а также в соответствии с соглашениями частные специализированные юридические фирмы, консультационные пункты, в которых работают консультанты-юристы.

Опыт ЮАР показал, что затраты на государственных защитников обходятся на 40% дешевле, чем затраты на частнопрактикующих адвокатов.

Интересен опыт этой страны по созданию системы обязательной двухгодичной стажировки для выпускников юридических вузов. Так, стажерам предоставлено право работать помощниками государственных защитников в районных учреждениях государственных защитников, а также стажироваться в частной фирме. У одного государственного защитника может работать до десяти стажеров. Стажер ведет в месяц десять дел и один день в неделю предоставляет бесплатные консультации населению.

Предусмотрена и такая форма, как заключение контрактов с юридическими фирмами и юридическими клиниками на предоставление ими определенных видов юридической помощи.

В Израиле система предоставления юридической помощи начала действовать в 1972 г. в связи с принятием Закона «О предоставлении юридической помощи по гражданским делам». В 1995 г. в соответствии с принятым Законом «Об общественном защитнике» /Моше Хакохем. Создание в Израиле правовой системы предоставления юридической помощи, основанной на принципе соблюдения прав человека.  Правовые инициативы. 2004. Февраль. С. 59/ было создано Бюро общественного защитника, являющееся структурным подразделением Министерства юстиции, а также Совет общественного защитника, состоящий из пяти человек. В Израиле действует смешанная модель предоставления бесплатной юридической помощи, сочетающая элементы модели государственных защитников, которые являются штатными государственными служащими, и элементы модели частнопрактикующих адвокатов, работающих по контракту с Бюро государственного защитника и обеспечивающих защиту неимущих обвиняемых.

Израильская система предоставления юридической помощи разделена на две важные составляющие: одна связана с обеспечением предоставления юридических услуг в гражданских делах, другая - с предоставлением юридической помощи по уголовным делам Офисом общественных адвокатов (Public Defender Office - PDO). Юридические консультации предоставляют также юридические клиники при университетах, в состав которых входят главным образом студенты, которые могут получить академические баллы за участие в практических курсах по юридической помощи.

В Нидерландах создание оптимальной системы предоставления социальных услуг, начавшееся в 50-х годах прошлого столетия и достигшее своего пика к 1970 г., привело к созданию так называемой «социальной адвокатуры», в которой насчитывалось:

• 90 центров юридической помощи (существуют с 1948 г.);

• свыше 50 добровольных «юридических магазинов» (существуют с 1969 г.);

• 20 бюро юридической помощи (существуют с 1974 г.) /Голландская правовая культура. Отв. ред. В.В. Бойцова и Л.В. Бойцова. М.: «Легат», 1998. С. 115-117/.

В 1957 г. по инициативе адвокатуры впервые была реализована первая схема юридической помощи, финансируемой государством.

В 1994 г. в соответствии с Законом о юридической помощи ответственность за организацию юридической помощи была возложена на министра юстиции и начальника департамента юридической помощи при Министерстве юстиции, а вопросы администрирования юридической помощи - на пять советов по юридической помощи, созданных как независимые управления.

Нидерландская система оказания юридической помощи - это смешанная модель, сочетающая модель оказания помощи частными адвокатами и модель оказания помощи адвокатами бюро юридической помощи.

В Нидерландах созданы 30 бюро по оказанию юридической помощи. Они предоставляют общую правовую информацию и консультации по несложным правовым проблемам. Лица, принимаемые в эти бюро, должны отвечать ряду требований: участвовать в определенном количестве дел, пройти обучение, иметь специальную квалификацию для участия в качестве дежурных адвокатов. В большинстве случаев субсидируемая юридическая помощь не является полностью бесплатной, она оплачивается заявителем частично в зависимости от уровня его доходов.

Законом о юридической помощи предусмотрено оказание трех видов юридической помощи:

1) бесплатные получасовые консультации для любого гражданина по правовым вопросам любого характера, осуществляемые штатными юристами центров юридической помощи и консультаций;

2) расширенные консультации (более получаса, но не более трех часов), в случаях, если юридическая проблема может быть решена сравнительно быстро. Клиент должен внести оплату и представить информацию о своих доходах, а совет - проверить эти сведения;

3) процедура сертификатов, применяемая для долгосрочной юридической помощи (от трех часов и более), которая предоставляется адвокатами из центров или частнопрактикующими юристами, работа которых оплачивается советом.

Частнопрактикующим адвокатам выплачивается фиксированный гонорар в зависимости от среднего времени, затраченного на определенный тип дела; штатные юристы получают зарплату.

В Великобритании в 1945 г. была учреждена Служба юридической помощи малоимущим, а в 1950 г. создана система юридической помощи. До этого времени бесплатная юридическая помощь оказывалась дежурными частнопрактикующими адвокатами (солиситорами). Их работа оплачивалась правительством из специальных фондов.

До 1987 г. системой предоставления бесплатной юридической помощи управляло профессиональное объединение адвокатов - юридическое общество, которое впоследствии заменил Совет по юридической помощи, а с 2000 г. - независимый от правительства орган - Комиссия по юридической помощи, работающая по франчайзинговой или контрактной системе. Юридическая помощь предоставляется в основном частнопрактикующими адвокатами (Службой по гражданским делам и Службой защиты по уголовным делам).

Особенностью английской системы является доминирование в ней частнопрактикующих юристов (для сравнения: в США широко используются адвокаты, работающие в штате и службах юридической помощи, и государственные защитники) /Европейский форум по доступу к правосудию. Часть пятая. Будапешт, 2002. С. 455/. К 1972 г. в Англии сложились существующие до сих пор три системы предоставления юридической помощи:

1) бесплатная консультация и содействие;

2) представительство по гражданским делам;

3) защита в уголовном процессе.

Аналогичные системы субсидируемой юридической помощи были созданы также в 70-х годах ХХ века в ряде западноевропейских государств (например, в Австралии, Канаде, Франции, ФРГ, Финляндии, Швеции и некоторых других странах).

В середине прошлого столетия во многих бывших государствах социалистической системы Центральной и Восточной Европы (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, Чешской Республике и др.), а также в начале нынешнего столетия в бывших республиках СССР (Литве, Латвии, Эстонии, Грузии, Молдове, Украине, России, Киргизии и др.) также стали проводиться правовые и институциональные реформы, основная цель которых - обеспечение квалифицированной юридической помощью, в том числе и бесплатной. По этому поводу аналитики отмечают, что системы юридической помощи практически во всех странах Центральной и Восточной Европы и государствах бывшего Советского Союза оставались неизменными с советских времен /Правовые инициативы. 2004. Февраль. С. 6/. Поэтому основными причинами, обусловившими создание системы субсидируемой юридической помощи, помимо намерений многих из этих стран вступить в ЕС, явились:

• установление четких финансовых и материальных критериев предоставления субсидируемой юридической помощи в случаях недостаточной материальной обеспеченности лица;

• необходимость обеспечения доступности юридической помощи по уголовным делам, предусматривающей гарантии права на защиту по всем делам, по которым возможно наказание в виде лишения свободы;

• обеспечение надлежащего предоставления юридической помощи по гражданским делам /Европейский форум по доступу к правосудию. Часть первая. Будапешт, 5-7 декабря 2002 г. Материалы форума. Будапешт, 2003. С. 4/, а также некоторые другие причины, обусловленные особенностями каждой страны.

Мерами, предпринятыми в этих странах, была значительно расширена сфера действия права на получение бесплатной юридической помощи: не только по уголовным, но и по гражданским и административным делам, а также не только на протяжении всего производства по указанным делам, но и во внесудебных процедурах.

Так, в Литве, ставшей первой страной не только среди бывших республик СССР, но и среди социалистических стран в Центральной и Восточной Европе, в 2000 году был принят Закон «О гарантируемой государством юридической помощи». В соответствии с ним была создана система государственного финансирования национальной сети офисов общественных адвокатов. Законом была предусмотрена категория лиц, имеющая безусловное право на бесплатную юридическую помощь (это социально уязвимые группы и лица с ограниченными возможностями); введены положения, предусматривающие первичную, вторичную юридическую помощь и юридическую помощь общественных учреждений. Первичная юридическая помощь в этой стране предоставляется всем заявителям, независимо от их финансового положения, а возможность получения вторичной юридической помощи зависит от соответствия заявителя двум требованиям - уровень его дохода и имущество /Проблемы бесплатной юридической помощи в странах Центральной и Восточной Европы. Сборник материалов и документов. Ред. Резниченко Л. Будапешт, 2004. С. 17, 67-69, 133, 709-721/. Службы общественных адвокатов являются основой национальной системы субсидируемой юридической помощи. В Литве действует смешанная модель юридической помощи, включающая общественных адвокатов, частнопрактикующих адвокатов ex oficio, отделы первичной юридической помощи при органах местного самоуправления (эти отделы находятся в двойном подчинении - у департамента юстиции и у администратора местного органа самоуправления) и юридические клиники при университетах. Например, в г. Вильнюсе функционируют пять служб общественных адвокатов, 14 отделов первичной юридической помощи, юридическая клиника Вильнюсского университета.

В Венгрии в 2000 г. правительство утвердило Программу о создании системы качественного правового консультирования малообеспеченных лиц и юридического представительства их интересов. В 2003 г. принимается Закон о бесплатной юридической помощи, а с 2004 г. начала осуществляться Модельная программа по бесплатной юридической помощи, направленная на разработку модели юридической защиты, представляемой назначенными общественными адвокатами. Контроль качества системы бесплатной юридической помощи и ответственность за ее обеспечение возложены на Модельный совет по бесплатной юридической помощи /Балаж Тот. Модельная программа по бесплатной юридической помощи в Венгрии. Материалы второго Европейского форума по доступу к правосудию. Будапешт, 2005 г., 24-25 февраля/. Адвокаты, юридические фирмы, неправительственные организации, местные органы самоуправления и университетские юридические клиники наделены правом предоставлять бесплатную юридическую помощь, если они зарегистрированы в соответствии с процедурой, установленной законом. Причем неправительственные организации и университетские юридические клиники вправе получать государственное финансирование на предоставление бесплатной юридической помощи.

В Молдове с 2003 г. началась работа по проведению реформы в сфере субсидируемой юридической помощи, результатом которой стало создание в 2006 г. при содействии Фонда «Сорос-Молдова», пилотного Бюро общественных защитников в г. Кишиневе. В 2008 г. был принят Закон «О гарантированной государством правовой помощи», предусматривающий предоставление первичной правовой помощи и квалифицированной юридической помощи. Управление системой предоставления юридической помощи, гарантируемой государством, возложено на Министерство юстиции, коллегии адвокатов и Национальный совет по юридической помощи, гарантируемой государством, и его территориальные бюро, в которых в среднем работают до двадцати общественных адвокатов. В соответствии с Положением о функционировании территориальных бюро Национального совета по юридической помощи, гарантируемой государством, № 15 от 30.07.2008 г. каждое территориальное бюро обеспечивает следующие виды юридической помощи, гарантированной государством: квалифицированную, срочную и первичную.

Прием на работу в территориальное бюро осуществляется на основе конкурса, организуемого национальным советом. Квалифицированная и срочная юридическая помощь предоставляется адвокатами, включенными в список общественных адвокатов, или адвокатами, которые предоставляют юридическую помощь по заявлению. Предусмотрена возможность оказания первичной юридической помощи параюристами и общественными объединениями, включенными в соответствующий список. Территориальное бюро заключает договоры с общественными адвокатами, с адвокатами, предоставляющими юридическую помощь по заявлению, и с общественными объединениями, имеющими право предоставлять квалифицированную юридическую помощь. Территориальное бюро выплачивает вознаграждение за предоставленную указанными лицами юридическую помощь после получения и проверки отчетов, основываясь на формах, количестве и качестве предоставляемой юридической помощи, гарантированной государством, в соответствии с тарифами, утвержденными национальным советом.

Адвокаты, работающие в территориальных бюро на контрактной основе, получают фиксированную зарплату.

На Украине с 1999 г. стал обсуждаться вопрос о государственной (муниципальной) адвокатуре, что было расценено адвокатским сообществом как посягательство на независимость адвокатуры /Александрова И. Украина: дебаты о государственной адвокатуре. Адвокат. 1999. № 6. С. 90-92/. Тем не менее, это не помешало тому, что в 2006 г. Президентом страны была утверждена Концепция формирования системы правовой помощи на Украине, которой предусмотрено создание системы первичной и вторичной правовой помощи. Управление этой системой возложено на специализированный орган управления, подотчетный Министерству юстиции и Кабинету министров Украины. В настоящее время на Украине создано три экспериментальных офиса по оказанию бесплатной правовой помощи по уголовным делам /Вагина Н. Украина: отчет о праве на юридическую помощь в полицейском участке: право, практика, задачи и решения. Материалы встречи по раннему доступу к адвокату в рамках проекта «Юридическая помощь - объединение усилий». София, 2009. Октябрь/.

В России в 2005 г. было положено начало апробации модели оказания субсидируемой помощи через государственные юридические бюро /Постановление Правительства РФ от 22 августа 2005 г. № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам»/. Эта модель предусматривала, что юридическая помощь потребителям предоставляется непосредственно сотрудниками бюро, а также адвокатами, привлеченными бюро на основании договора /Качественная юридическая помощь. Методология оценки и контроля. М., 2008. С. 152-153/. Указанные бюро были созданы в форме государственных учреждений в десяти регионах страны. Они оказывали бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам, а также иным отдельным категориям граждан. По истечении четырех лет было принято решение о продолжении работы указанных бюро. В настоящее время в России обсуждается проект закона о государственной системе оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, по поводу которого отсутствует единство во взглядах между его авторами и адвокатским сообществом /Ямшанов Б. Адвокаты вносят свои предложения в проект бесплатной юридической помощи бедным. Российская газета. 2010 г., 2 февраля/.

Противники создания государственных юридических бюро (в основном это адвокаты) считают, что юристы бюро, работающие в качестве госслужащих, не будут обладать той независимостью, что адвокаты, а потому ничего из этой затеи, кроме бюрократической волокиты и бесполезной для людей траты гигантских средств, не выйдет. Адвокаты полагают, что никогда госчиновник не защитит человека, обиженного другим чиновником, потому считают, что разумнее средства, выделяемые на эти цели, передать в органы адвокатского сообщества, и защитники будут грамотно и прилежно оказывать нуждающимся юридическую помощь. Они предлагают создать систему бесплатной юридической помощи не в виде отдельной государственной структуры, а в виде отделов или служб в составе департаментов юстиции на местах. Это не потребует, по их мнению, новых затрат на помещения, транспорт, прочие организационные расходы и хозяйственные нужды. По составу эти службы должны быть немногочисленными, их цель - подбор кандидатов для оказания бесплатной помощи, затем заключение договора на оказание такой помощи с коллегией адвокатов, юридическими фирмами или частнопрактикующими юристами. В Киргизии с 1 января 2010 г. вступил в действие Закон «О гарантированной государством юридической помощи», целью которого является обеспечение предоставления и доступности бесплатной юридической помощи посредством создания специального органа управления системой гарантированной государством юридической помощи Национального совета по гарантированной государством юридической помощи при Президенте Кыргызской Республики, а также системы мотивации участия в данных процессах адвокатского сообщества.

Подобные изменения в этой сфере произошли в Болгарии, Латвии, Польше, Словакии, Чешской Республике, Эстонии /Новые законодательные положения и инициативы в области бесплатной юридической помощи в странах Центральной и Восточной Европы за период, прошедший с декабря 2002 года, после Первого Европейского форума по доступу к правосудию. www.pili.org/  и некоторых других странах.

Общее, что объединяет законы и системы субсидируемой юридической помощи указанных стран:

• управление системой предоставления бесплатной юридической помощи - это бюджетные органы, создаваемые, как правило, при Министерстве юстиции. Хотя имеются и другие модели (например, в Словении профессиональная служба бесплатной юридической помощи является частью судебной системы, а Министерство юстиции осуществляет регулирование деятельности судов в этой сфере);

• определены критерии предоставления бесплатной юридической помощи:

1) интересы правосудия,

2) финансовый критерий (учитывается, например, уровень дохода или (и) наличие имущества) и некоторые другие;

• проверка финансового состояния нуждающегося в бесплатной юридической помощи, т.е. определяется имущественный порог и порог нуждаемости;

• зависимость объема юридической помощи от выделяемого государством бюджета;

• осуществление контроля качества юридической помощи возложено не только на уполномоченный орган, но и на профессиональные объединения адвокатов;

• во всех странах ключевая роль в управлении системой бесплатной юридической помощи и в разработке политики в области бесплатной юридической помощи отведена Министерству юстиции. Важная роль принадлежит также коллегиям адвокатов: они либо предоставляют такую помощь, либо занимаются и предоставлением помощи, и управлением предоставления бесплатной юридической помощи, а также осуществляют контроль за качеством услуг /Европейский форум по доступу к правосудию. Часть первая. Будапешт, 2002. С. 7/;

• в большинстве стран право на субсидируемую юридическую помощь имеют только физические лица. Хотя в некоторых странах таким правом наделены и некоторые юридические лица (например, в Эстонии правом на бесплатную юридическую помощь могут воспользоваться также юридические лица и неправительственные организации; во Франции и Италии таким правом обладают некоммерческие организации /Международный опыт в сфере оказания бесплатной юридической помощи. М.: Институт «Право общественных интересов». С. 13/);

• высокий уровень предоставляемой юридической помощи непременно требует высокого уровня финансирования /Европейский форум по доступу к правосудию. Часть пятая. Будапешт, 2002. С. 455/;

• объем предоставления юридической помощи включает как первичную, так и вторичную юридическую помощь.

Анализ опыта предоставления субсидируемой юридической помощи в указанных странах показывает, что ее эффективность достигается лишь тогда, когда все функции по ее организации, контролю и координации сосредоточены в одном органе, особенностями правового статуса которого является его независимость. Широко распространенными механизмами управления юридической помощью в зарубежных странах являются комиссии, бюро, советы, центры, которые осуществляют административные (управленческие) функции по вопросам предоставления бесплатной юридической помощи. Эти структуры, как правило, являются государственными и состоят обычно при Министерстве юстиции.

При всем разнообразии круга субъектов, привлекаемых для оказания субсидируемой юридической помощи в различных странах, выделяют, как правило, следующие модели:

1) контрактная модель (модель judicare) - система, при которой специальный государственный орган заключает договор (контракт) с адвокатом, юридической фирмой о предоставлении юридической помощи по определенному количеству дел либо по определенным категориям дел, оплата за которые осуществляется за счет государственного бюджета. Такая модель применяется в Австрии, Англии и Уэльсе, Австралии, Норвегии, Нидерландах, Шотландии, Швеции, Канаде и в некоторых штатах США /Качественная юридическая помощь. Методология оценки и контроля. М.: Институт «Право общественных интересов» (PILI), 2008. С. 7/. Эта модель имеет две разновидности:

а) модель judicare в чистом виде (pure judicare), суть которой заключается в том, что адвокаты получают выплаты за предоставленные юридические услуги от государства через местные администрации либо через коллегии адвокатов или другую организацию. В некоторых случаях суды направляют лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, к адвокатам, участвующим в программе по предоставлению субсидируемой государством юридической помощи. В таких случаях адвокаты представляют свои счета суду для их проверки и последующей оплаты. Выплаты из бюджетных средств производятся либо за конкретную юридическую услугу (например, фиксированная сумма за развод по обоюдному согласию), либо почасово, либо из расчета максимального платежа за услугу независимо от продолжительности ее оказания.

Опыт зарубежных стран показывает, что такая модель значительно дороже, чем модель, при которой адвокат получает фиксированную заработную плату;

б) модель «дежурный адвокат» (duty counse), суть которой заключается в том, что адвокаты работают на неполную ставку и оплата оказанной ими юридической помощи производится за каждый день их участия в качестве защитника или представителя в случаях, когда необходимо обеспечить предоставление бесплатной юридической помощи;

2) модель «публичного (общественного, государственного) защитника» характеризуется тем, что государство или орган, управляющий системой юридической помощи, создает поставщика юридической помощи - систему офисов (бюро, советы, службы, центры, комиссии и т.п.) по территориальному принципу, что обеспечивает малоимущим категориям населения доступность к юридической помощи. Работа в этих офисах, как правило, построена по следующей схеме: дежурный сотрудник проводит первоначальное собеседование с клиентом, обратившимся за юридической помощью, для выяснения характера возникшей правовой проблемы. В случае ее несложности юридическая помощь может быть оказана сразу же путем правового информирования или консультирования либо направления заявителя в орган или организацию, где указанная проблема может быть разрешена без участия юристов бюро. В случае, когда разрешение проблемы требует более длительного времени, клиент направляется к конкретному юристу офиса, специализирующемуся в определенной сфере права. Такая модель существует в Великобритании и Уэльсе, США, Израиле, Шотландии, Литве, России, Украине и некоторых других странах;

3) модель «еx officio», суть которой заключается в том, что государство в лице органов, ведущих уголовное судопроизводство (прокурора, следователя, полиции, суда), назначает через профессиональные организации адвокатов защитника или представителя для предоставления лицу юридической помощи и оплачивает его работу из средств государственного бюджета. Для определенной части адвокатов, не имеющих клиентуры, либо только вступивших в адвокатское сообщество, либо осуществляющих адвокатскую деятельность в регионах, где численность адвокатов превышает спрос на юридическую помощь, назначение на такие дела является основным источником дохода. Что касается высококвалифицированных адвокатов, имеющих обширную клиентуру и, как следствие, всегда обеспеченных работой, их подавляющая часть, как правило, не ведет такие дела. Данная модель характерна для большинства постсоветских государств (в том числе и для Казахстана) и бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы;

4) смешанная модель представляет собой такую систему, которая сочетает в себе элементы первых двух вышеуказанных и других моделей. Предоставление бесплатной юридической помощи осуществляется через независимую государственную организацию (бюро, советы, службы, центры и т.п., т.е. модель публичного защитника) с привлечением частнопрактикующих адвокатов на основе заключенного с ними договора по отдельным делам (т.е. контрактная модель), а также с использованием других моделей (юридических клиник, модели «pro bono», т.е. безвозмездное предоставление юридической помощи), параюристов и других разновидностей моделей.

Смешанная модель используется во многих странах. Эксперты объясняют это тем, что «приверженность к той или другой модели без использования преимуществ противоположной модели приводит к тому, что система юридической помощи сталкивается с большим числом проблем, которых она могла бы избежать. Будучи ограниченным только моделью judicarе или только моделью штатных юристов, орган по управлению системой юридической помощи будет сталкиваться со всеми недостатками, не уделяя должного внимания преимуществам и компенсирующим возможностям другой модели. Комбинация моделей - это лучший выбор для обеспечения малоимущих граждан юридическими услугами» /Качественная юридическая помощь. Методология оценки и контроля. М.: Институт «Право общественных интересов» (PILI), 2008. С. 11/.

 

Здесь должны быть комментарий