Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Март, № 3,2011
Международное право

Поддержка судебной и правовой реформы в Республике Казахстан

 

Ювенальная юстиция

 

Оценочный отчет подготовлен Элизабет Катта. Париж, 26 ноября 2010 г. Проект финансируется Европейским союзом. Проект реализуется ACOJURIS. Мнения и заявления в этом документе являются мнениями или заявлениями контактеров и экспертов проекта. Они не отражают официального мнения или взглядов Европейского союза и/ или делегации Европейского союза. Командировка эксперта проходила в Астане с 25 по 29 октября 2010 года.

  

1. Цели и ход командировки

 

Основные цели командировки:

- проведение оценки правосудия по делам несовершеннолетних в Казахстане; однако, по просьбе наших партнеров данная цель была отодвинута на задний план, так как с 16 по 30 августа 2008 года ЮНИСЕФ уже проводил оценку, которая была изложена в представленном нам отчете, датируемом июлем 2009 года /Оценка реформы ювенальной юстиции в Казахстане. Региональное бюро Центральной и Восточной Европы. Содружество Независимых Государств. Июль 2009 года. Дэн О`Доннелл, международный консультант, и prof. Гульнара Сулейменова, национальный консультант, поддержка, оказываемая Татьяной Адерхиной из ЮНИСЕФ Казахстан/;

- предоставление рекомендаций, позволяющих улучшить существующую систему.

С учетом вышеуказанной оценки, цель командировки была сфокусирована на сборе и анализе наблюдений, сделанных различными лицами в ходе всевозможных бесед и встреч. Эксперт постарался понять, каков взгляд его собеседников на процесс реформирования системы правосудия по делам несовершеннолетних, и какие бы изменения они хотели в ней видеть, например, внедренными путем настоящих рекомендаций.

Однако эксперт не считает свои выводы исчерпывающими, так как ему не удалось в течение непродолжительной командировки посетить закрытые или открытые центры, принимающие несовершеннолетних (за исключением A l’exception du Diversion Center, visité brièvement le 27 octobre 2010), а также сформировать мнение обо всей совокупности вопросов, затрагивающих правосудие по делам несовершеннолетних, в частности, вопросов, касающихся административных процедур (ребенок в опасности), составляющих большую часть дел, рассматриваемых судьями по делам несовершеннолетних города Астаны (документ о деятельности специализированного суда по делам несовершеннолетних города Астаны за 9 месяцев 2010 года представлен в приложении 2).

Впрочем, так как командировка проходила только в городе Астане, становится очевидным, что точка зрения эксперта может быть неполной и должна быть изменена в зависимости от других параметров, которые невозможно было увидеть в Астане; также она должна быть сопоставлена с наблюдениями других прямых партнеров проекта, а также с мнениями членов рабочей группы.

Наконец, у эксперта был ограничен доступ к текстам законов, учитывая отсутствие их переведенных вариантов, и эксперт работал, основываясь на наблюдениях местных экспертов, на беседах с лицами, с которыми встречался, и на документах, переданных на месте или вкратце переведенных.

 

2. Общие замечания

 

Будет полезным вспомнить, что Казахстан, ставший независимым с 1991 года, является одной из наиболее крупных стран мира (9-е место - 5 территорий Франции), часть его расположена на территории Европы (14% территории), разделяется на 14 областей. Население Казахстана составляет примерно 16 миллионов жителей, 30% жителей моложе 18 лет, основную часть населения составляют казахи (58%), основная часть населения страны проживает в городах (57%). Астана - современная столица. Является также деловым центром и насчитывает примерно 700 000 жителей.

Необходимо принимать во внимание данные особенности для понимания трудностей и для дачи рекомендаций.

 

3. Проводимая политика правосудия по делам несовершеннолетних

 

Основы данной политики были заложены в 1994 году Указом Президента Республики Казахстан, устанавливающим приоритеты судебной системы согласно принципам независимости правосудия, судебной организации и подготовки судей у других работников судебной системы.

Более четко основы будущей системы правосудия по делам несовершеннолетних установлены в Концепции развития ювенальной юстиции на 2009-2011 годы /Система развития ювенальной юстиции. Указ Президента от 2008 года/, основными целями которой являются:

- специализация судов по делам несовершеннолетних, судей и лиц, занимающихся проблемами несовершеннолетних, таких как полицейские и адвокаты;

- обеспечение координации между социальными работниками, занимающимися предупреждением преступлений и перевоспитанием;

- интегрирование в систему правосудия психологических служб;

- учреждение качественного университетского образования для социальных работников.

Все наши собеседники ссылались на данную концепцию.

 

4. Юридические инструменты, касающиеся несовершеннолетних

 

В Казахстане существует базовый свод законов, касающихся несовершеннолетних. Однако за неимением возможности цитировать здесь их все, выделим следующие:

- 1994 г. - Казахстан присоединился к Конвенции по правам ребенка от 1994 года; в период между 2001 и 2007 годами было представлено множество отчетов по применению данной конвенции;

- 1997 г. - национальными юридическими инструментами являются три кодекса от 1997 года: Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс;

- 1999 г. - Закон о судопроизводстве и условиях содержания обвиняемых в совершении правонарушений;

- 2001 г. - Кодекс об административных правонарушениях;

- 2002 г. - Закон о правах ребенка;

- 2004 г. - Закон о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности;

- 2004 г. - Закон об утверждении статуса центров временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних;

- 2005 г. - Резолюция о статусе Комиссии по делам и защите несовершеннолетних;

- 2007 г. - Указ Президента о создании двух судов по делам несовершеннолетних в городах Астана и Алматы;

- 2008 г. - Закон о компетенции судов по делам несовершеннолетних.

 

5. Глубокое ознакомление с социокультурным контекстом правосудия в Казахстане

 

Для эксперта достаточно деликатным вопросом было понять, какое место занимает правосудие в жизни народа Казахстана, и в частности, среди несовершеннолетних. На самом деле всем известно, что правосудие по делам несовершеннолетних находится в тесной связи как с установленными законами правилами гражданского общества, так и с правилами, установленными семьей, также и в Казахстане.

В этом отношении ссылки на страну, находящуюся на этапе экономических и политических изменений, независимость которой была принята в 1991 году, или «на общество, социальные традиции которого основываются на клановой структуре, что продолжается и по сей день» /Википедия в интернете, статья, посвященная Казахстану/, недостаточны для того, чтобы понять влияние правосудия в Казахстане.

Ответы на вышеупомянутые вопросы можно было бы, без сомнения, найти в социологической информации, если быть более точным - в социологии права, что позволило бы придать больше смысла планируемым реформам и выйти за пределы простого внедрения европейских судебных систем. На самом деле, для того чтобы новые нормы были приняты, поняты и интегрированы в общество, необходимо изыскать наиболее лучшую связь между правилами, применяемыми к несовершеннолетним и их семьям, и культурными ценностями и традициями народа Казахстана.

Количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними, и количество осужденных несовершеннолетних в Казахстане представляется относительно невысоким по сравнению с другими европейскими странами /Оценка проведения реформы по делам несовершеннолетних. Представленная ЮНИСЕФ, стр. 4. 5393 несовершеннолетних, осужденных в 2000 году, и 2406 - в 2006 году/.

Данная констатация, равно как и выводы, представленные в Отчете за 2007 год о ситуации в Казахстане относительно соблюдения Конвенции по правам ребенка 1994 года, не исключают, тем не менее, того, что должно уделяться особое внимание возможным отклонениям в поведении несовершеннолетних (алкоголь, наркотики, бегство из дома и т.д.), также необходимо подумать о распределении ответственности и бюджета между социальным сектором, занимающимся предупреждением правонарушений, и между судебным сектором.

Собранные наблюдения, касающиеся роли социальных участников (полиция, правосудие, воспитание), позволили бы дать более четкие рекомендации, например, о внедрении мер, альтернативных наказанию, о месте жертвы, об усилении ответственности семей при реадаптации несовершеннолетнего, о придании большей значимости деятельности социальных работников, о стратегиях по переобучению и т.д. Нельзя пренебрегать такого рода рассуждениями, когда они направлены на конечный результат и характер нормативных положений, а также объясняют действия на местах.

Вклад, внесенный экспертами и социологическими исследованиями, облегчил бы работу всех сторон - участниц проекта и его понимание конечными адресатами, то есть народом Казахстана, что позволило бы более адекватное позиционирование, отличное от простого переноса европейских моделей.

Без сомнения, будет полезным обратить особое внимание на эти параметры и включить их в предложения по семинарам.

 

6. Закрепить в тексте Конституции либо на законодательном уровне основные принципы уголовного правосудия по делам несовершеннолетних

 

Невозможно затронуть тему, касающуюся уголовного права по делам несовершеннолетних, не упомянув при этом Европейскую конвенцию по защите прав и основных свобод человека от 1953 года, а также Международную конвенцию о правах ребенка от 1990 года, независимо от того, применяются ли данные конвенции во внутреннем праве.

Правосудие по делам несовершеннолетних должно внедряться на основании принципов данных конвенций. Необходимо защищать права несовершеннолетних, вписывая такого рода принципы в законодательные акты, по возможности имеющие высшую силу, такие как Конституция Казахстана 1995 года, что позволило бы:

- законодательно закрепить интерес, уделяемый молодежи в общей манере,

- внести ясность в применяемое внутренне право;

- окончательно ориентировать предстоящие законодательные реформы.

В Казахстане уже существуют учреждения, в полномочия которых входит осуществление контроля за соблюдением прав ребенка, такие как институт Омбудсмена, созданный в 2002 году, или Комитет по правам ребенка. Некоторые из наших собеседников, однако, подчеркнули, что не хватает национального юридического акта-базиса, общего и неоспоримого, который бы соответствовал правовому понятию «Правосудие по делам несовершеннолетних», и не только в отношении конкретного проекта, который бы также закреплял существование прав несовершеннолетних и/ или ориентировал бы применяемые акты.  

Желаемый ответ мог бы быть выражен в форме основных принципов и включен в текст Конституции и/ или законодательного акта. Утверждение данных принципов позволило бы:

- дать законодателю четкие ориентиры при осуществлении предстоящих реформ,

- узаконить и сделать более ясными все уголовные, гражданские или административные судебные процедуры, 

- обозначить степень вмешательства социальных участников (адвокатов, воспитателей, психологов и т.д.),

- способствовать осознанию ответственности уполномоченными законом лицами.

За неимением надзаконодательного акта для установления этих фундаментальных и направляющих принципов правосудия по делам несовершеннолетних мог бы использоваться вектор обычного закона. В настоящее время нельзя создать законодательный акт о несовершеннолетних без обозначения органа или учреждения, ответственного за разработку проекта такого закона /О праве законодательной инициативы, ст. 61 Конституции/.

Мне кажется полезным напомнить, если это еще не было сделано, что право по вопросам несовершеннолетних должно быть специфическим и исключительным по отношению к общему праву, и извлечь из данного принципа все последствия, касающиеся учреждений по делам несовершеннолетних и применяемых к ним правил.

Данное утверждение не должно влиять на материальное определение правонарушений, например, кража, которое применяется вне зависимости от возраста и личности человека, совершившего данный проступок, а может влиять только на решение о преследовании, выносимом прокурором или на окончательное судебное решение.

Основными принципами, которые необходимо установить или вспомнить, при условии проведения их оценки и обсуждения, могли бы быть следующие:

- специализация судебных учреждений, судей и прокуроров, занимающихся вопросами несовершеннолетних;

- специализация процедур, касающихся несовершеннолетних;

- предпочтение мер воспитательного характера репрессивным мерам, вспомогательный характер наказания;

- присутствие адвоката, уполномоченного сопровождать несовершеннолетнего на всех стадиях его судебного преследования;

- смягчение уголовной ответственности несовершеннолетних в зависимости от возраста;

- перед вынесением любого решения и для проведения любой судебной процедуры ознакомление с личностью несовершеннолетнего и его психологическая оценка;

- логичное и пропорциональное проступку уголовное решение;

- исключительный характер применения задержания и мер наказания, связанных с лишением свободы;

- осознание ответственности законными представителями несовершеннолетнего (родителями или попечителями);

- соблюдение права на частную жизнь (ограниченное опубликование судебного заседания и запрет на фотографирование, а также освещение имен несовершеннолетних в средствах массовой информации).

 

7. Разработка кодекса (закона) по уголовному правосудию по делам несовершеннолетних

 

В настоящее время судебные органы по делам несовершеннолетних применяют право различной природы (уголовное, административное, гражданское). Следовательно, речь не идет о создании кодекса о юрисдикции по делам несовершеннолетних, объединяющего все категории применяемых законов, так как речь тогда шла бы о сборнике законов, который, впрочем, уже, кажется, издан, но речь идет о Кодексе по уголовному правосудию в отношении несовершеннолетних, содержащем все основные применяемые правила, символическом в смысле политической воли в области правосудия по делам несовершеннолетних.

Можно подумать, к сожалению, без малейшего риска ошибиться, что количество уголовных дел в отношении несовершеннолетних будет расти и в ближайшие годы достигнет более важного социального и политического размера. Следовательно, необходимо предвидеть предстоящие социальные и юридические изменения. Вследствие чего на примере других стран законодателю Казахстана будет необходимо принять и дополнить законодательство в отношении несовершеннолетних либо в области предупреждения совершения преступлений, либо в области применения наказания, репрессивных мер.

Множество доводов свидетельствует в пользу такого кодекса:

- он бы мог принять или возродить упомянутые выше принципы, основы уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних;

- в нем могли бы содержаться как базовые правила, так и процессуальные вопросы, возможность выбора, открывающаяся перед прокурором или судьей каждый раз при рассмотрении дела несовершеннолетнего;

- он мог бы установить список и содержание положений об исполнении наказаний, о санкциях или мерах воспитательного характера, применяемых к несовершеннолетним;

- данный кодекс представлял бы собой вместилище для предстоящих нормативных изменений;

- он бы подчеркивал независимость и специфичность уголовного и уголовно-процессуального права, применяемого в отношении несовершеннолетних, включая предложение новой редакции положений, уже существующих в других кодексах, уголовном или уголовно-процессуальном;

- наконец, данный юридический инструмент позволил бы осуществить более легкую передачу знаний новым учреждениям по делам несовершеннолетних, институтам образования судей и прокуроров, либо гражданам, что, в свою очередь, облегчило бы обучение всех участников правосудия по делам несовершеннолетних (законодатель, правительство, судьи, прокуроры, адвокаты) и других лиц (полиция, социальные работники, воспитатели, медики, психологи, студенты и т.д.);

- его можно было бы с легкостью распространять на бумажных носителях либо по интернету, способствуя, таким образом, лучшему знанию прав несовершеннолетних.

 

8. Специализация или необходимое увеличение судебных учреждений по делам несовершеннолетних

 

Заметим с интересом, наблюдение сделано на основании якобы единодушного мнения наших собеседников, что Казахстан направляется к гуманизации прав несовершеннолетних путем создания специальных судебных учреждений, даже, несмотря на то, что таких учреждений пока всего два.

Следовательно, политика специализированного правосудия по делам несовершеннолетних была воплощена в жизнь путем создания этих двух судов в городах Астана и Алматы. Однако компетенция судебных учреждений по делам несовершеннолетних, зафиксированная в 2008 году, широкая, так как она охватывает:

- гражданские дела, касающиеся семейного права (права родителей, усыновление, последствия разводов);

- административную защиту несовершеннолетних, находящихся в опасности из-за ненадлежащего поведения родителей или посягательств на права несовершеннолетних (несовершеннолетние-жертвы, дела, называемые административными);

- уголовный процесс в отношении несовершеннолетних преступников.

Суд по делам несовершеннолетних города Астаны, который мы посетили, функционирует 3 года, в нем работают трое судей (здесь необходимо подчеркнуть усилия, прилагаемые данными судьями для существования этого нового судебного учреждения), что позволяет оценить их функционирование. Выше мы уже упомянули, что данные суды рассматривают 3 категории дел: гражданские, уголовные и административные. Отметим:

- небольшое количество уголовных дел (83 уголовных дела за 9 первых месяцев 2010 года, и 326 административных дел);

- создание подобия семейного центра внутри суда первой инстанции, представленного тремя судьями, что достаточно интересно, поскольку позволяет иметь общее представление о вопросах, касающихся семейного права, и мог бы стать предпосылкой для более широкого центра семейного права, включающего в себя гражданские и уголовные дела;

- отсутствие специализированного апелляционного суда (9 случаев обжалования уголовных дел в 2010 году), а также отсутствие в Верховном Суде специализированного подразделения, которое рассматривало бы жалобы на решения региональных и местных судебных органов.

Могут быть сформулированы некоторые наблюдения:

- удивляет количество уголовных дел по отношению к населению города Астаны (600 000 человек), и все еще оставляет некоторые вопросы о внедрении уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних в общих чертах, его функциях, о наличии или отсутствии необходимости его усиления, о распределении полномочий между судебными органами и полицией;

- отсутствие специализированного судебного учреждения второй инстанции, уровня апелляционного суда, Верховного Суда, является проблемой, которая может создать юридические трудности. Данный вопрос мог бы быть затронут в стратегическом плане Верховного Суда и в Законодательной программе на 2010-2020 годы, разрабатываемой Советом по законодательной политике (Совет правовой политики) под эгидой Президента;

- установление или изменение области компетенции судебных органов по делам несовершеннолетних исходит от политической власти, но было бы важным предусмотреть, что данное распределение компетенций должно быть единым для всех судебных органов по делам несовершеннолетних. Речь в данном случае идет о вопросе равенства рассмотрения дел несовершеннолетних на всей территории страны;

- специализация правосудия по делам несовершеннолетних имеет большое значение: никакой судья не может ни на какой стадии процесса рассматривать дело в отношении несовершеннолетнего, если он не был специально назначен для этого. При несоблюдении данного правила процедура рассмотрения дела должна быть признана недействительной.

Следовательно, обязательно рекомендуется продолжить создание специализированных судов по делам несовершеннолетних первой инстанции по модели судов городов Астана и Алматы и добиться того, чтобы они существовали во всех областях (14) и городах особого значения. В то же самое время можно задаться вопросом о способе функционирования такого рода правосудия (один судья, различный состав для тяжких преступлений и для дел, касающихся отношений взрослых и несовершеннолетних, система эшевена и т.д.).

Такая же реформа и на таких же условиях должна проводиться и на уровне второй инстанции, в апелляционном суде.

В случае невозможности создания специализированных судебных учреждений по делам несовершеннолетних, и с учетом характеристик, свойственных каждой области (география, наличие судов, количество жителей, количество процессов и т.д.), могла бы быть введена система уполномочивания судей (наделение полномочиями - процедура, проведением которой государственная власть уполномочивает какое-либо лицо на проведение определенных действий, которые бы оно не могло совершить без данного разрешения).

При отсутствии создания судебных учреждений судьи, назначенные в силу своей компетенции в области несовершеннолетних, могли бы назначаться для рассмотрения процессов в отношении совершивших правонарушения или находящихся в опасности несовершеннолетних. Такие процессы давались бы им в обязательном порядке. Эти судьи должны иметь начальное образование (университет, институт, стажировки и т.д.) в области правосудия несовершеннолетних и иметь возможность получения непрерывного образования при Институте правосудия.

 

9. Улучшение специализации и роли прокуроров

 

Так как правосудие по делам несовершеннолетних включает в себя и фазу судебного преследования, то необходимо задаться вопросом не только о специализации судей, но также и о специализации органа, уполномоченного на преследование, то есть прокурора.

В пилотном суде города Астаны работают два прокурора, рассматривающие дела несовершеннолетних, однако они вовсе не специализируются на этом и могут участвовать в любых других процессах. Их роль нам показалась ограниченной и процедурной, была менее организованна и видима, чем роль судьи по делам несовершеннолетних. Отношения прокурора с несовершеннолетними кажутся достаточно ограниченными и осуществляются главным образом на самом процессе.

В случае задержания несовершеннолетнего полицией прокурор по делам несовершеннолетних может приехать на место в комиссариат и встретиться с несовершеннолетним на месте. Но, как нам кажется, такое происходит довольно редко.

Задержание несовершеннолетнего полицией происходит на основании тех же самых элементов очевидного преступления (на месте преступления) или расследования, как и если бы речь шла о взрослых правонарушителях (ст. 132 Уголовно-процессуального кодекса).

Расследование проводится полицейскими в условиях, благоприятствующих признанию как способу доказательства /Ювенальная юстиция в Казахстане. 2007 г., стр. 9-10. Процитирована Оценкой проведения реформы по отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних в Казахстане, представленной ЮНИСЕФ, стр. 16/, что облегчается задержанием несовершеннолетнего, которое может длиться 72 часа, хотя в Астане были приложены очевидные усилия, чтобы такие моменты сопровождались очевидным комфортом. По окончании данного срока, если требуется, задержание должно быть санкционировано судом.

Родители несовершеннолетнего должны быть предупреждены в течение 12 часов, что может показаться длинным периодом времени, и должны присутствовать на судебном заседании о решении вопроса о предварительном заключении, которое может длиться около 6 месяцев.

·        На данной стадии может быть сделано множество замечаний, ведь известно, что первый контакт несовершеннолетнего правонарушителя с законом происходит в тот момент, когда он задерживается полицией, откуда вытекает интерес определения четких законных и процессуальных рамок, например, о точном определении начала задержания несовершеннолетнего полицией и о реализации прав, имеющихся у него при лишении свободы.

Нам не показалось четко разграниченным распределение полномочий между полицией и прокурором в случае, когда речь шла о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Непросто узнать, где проходит четкая граница между ролью следователя полиции и решением прокурора, именно в силу расширительной роли профилактики правонарушений, доверенной полиции (напр., роль школьного инспектора) и надзора, осуществляемого полицией над любой категорией несовершеннолетних, которые были зарегистрированы в полицейских органах: несовершеннолетние, причастные к совершению преступления, несовершеннолетние, причастные к совершению преступления, но находящиеся в возрасте, не подпадающем под уголовную ответственность, несовершеннолетние, вышедшие из перевоспитательных учреждений, дети, находящиеся в опасности из-за отсутствия постоянного места жительства либо употребляющие алкоголь, наркотики…

Например, в примере, который нам привели, при совершении правонарушения несовершеннолетним может быть возмещен ущерб под контролем полицейских. Кто это решает? В какой момент? На основании каких критериев? Кто устанавливает возмещение ущерба? Кто решает вопрос о прекращении дела или о передаче его в суд за совершенное правонарушение?

Нам показалось, что прокурор не вмешивается на данной стадии, хотя можно предположить, что такое возмещение ущерба могло бы происходить по решению и под контролем прокурора.

В самом деле, очевидно, что если между лицом, совершившим правонарушение, и жертвой произошло примирение, и жертве был возмещен ущерб, дело может быть прекращено без осуществления уголовного преследования. Несомненно, данные положения оказали заметный эффект на уменьшение количества дел, направляемых в суды. Однако тут же напрашивается вопрос: кто решает вопрос о прекращении дела без направления его в суд?

Согласно нашим различным источникам нам не показалось, что прокурор располагает автономными полномочиями устанавливать альтернативную уголовному преследованию меру наказания, как это происходит в европейских странах, и можно было бы поразмышлять над применением такой возможности.

Необходимо проанализировать и оценить, можно ли предложить, чтобы решения прокурора были более варьированными и гибкими, на основании чего можно бы было применять меры, альтернативные уголовному преследованию.  Однозначно, что внедрение такого типа мер могло бы изменить отношения в цепочке «полиция -  прокурор - судья», и необходимо, чтобы сдвиги в данном направлении проводились, был проанализирован, понят и подготовлен определенный материал. 

По этому поводу отметим ниже меры, альтернативные судебному преследованию:

- официальное предупреждение или  призыв к соблюдению закона при незначительных проступках (легкая порча имущества, мелкое воровство и т.д.);

- ориентирование к направлению в воспитательное учреждение;

- улаживание ситуации, как, например, возвращение в школу;

- консультации психиатра и психолога;

- обучение гражданским правам и обязанностям;

- беседа о долге гражданина;

- получение образования в медицинском, социальном или профессиональном учреждении;

- беседа об опасности употребления наркотических средств;

- беседа о дорожной безопасности;

- меры по возмещению ущерба, нанесенного несовершеннолетним в результате его действий, таких как насилие, рэкет, хранение краденого;

- возмещение ущерба, заключающееся в привлечении к общественным работам;

- примирение, предложенное прокурором в случае, например, семейного насилия и т.д.

В общем, специализация и специальное обучение прокуроров, занимающихся делами несовершеннолетних, их знание прав несовершеннолетних особенно необходимы в период развития ювенальной юстиции. В данный период прокуроры должны определить и усилить их роль внутри развивающейся системы по отношению ко всем другим ее участникам - несовершеннолетним, адвокатам, экспертам, жертвам, судьям по делам несовершеннолетних, полиции и т.п.

По этому поводу может быть предложено множество направлений для размышления:

- необходимо на практике проанализировать критерии вмешательства полиции при совершенных несовершеннолетними правонарушениях и принятые решения;

- проанализировать пределы границы, разделяющей полномочия полицейских и прокуроров, и установить основные правила; 

- внимательно отнестись к разрабатываемому в настоящее время в Казахстане проекту закона о медиации, в котором также будут затрагиваться вопросы медиации в отношении несовершеннолетних /ЮНИСЕФ и Институт открытого общества на протяжении многих лет инвестировали в проекты, касающиеся медиации/.

В данном проекте, без сомнения, необходимо предусмотреть точку зрения прокуроров по делам несовершеннолетних, учесть деликатный характер такого действия, как возмещения ущерба, нанесенного правонарушением. В некоторых случаях можно было бы предусмотреть, чтобы процедура медиации-возмещения ущерба осуществлялась, как было отмечено выше, под контролем прокурора;

- следовало бы оборудовать кабинеты специализированных прокуроров во всех судебных инстанциях первого уровня, в определенном симметричном соотношении с судьями по делам несовершеннолетних, а также параллельно на уровне апелляционного суда;

- участие прокуроров в семинарах по сенсибилизации должно стать необходимой частью внедрения ювенальной юстиции в Казахстане;

- предлагается подготовить специально для прокуроров юридический и методологический справочник, равно как издать подобный справочник для всех участников данного процесса;

- богатый опыт, приобретенный судами по делам несовершеннолетних, созданными в городах Астана и Алматы, мог бы привести к объединению различных лиц (судей и прокуроров) для формирования групп по обмену опытом и практикой;

- можно было бы также посоветовать помимо проведения обучающих семинаров, предусмотренных в рамках проекта, провести также обучение непосредственно за границей, на местах, показать работу судей и прокуроров по делам несовершеннолетних (Париж, Лион).

 

 

10. Координация судебных решений и воспитательных действий

 

Заметим, что не существует административного органа, уполномоченного на ориентирование и претворение в жизнь воспитательной политики в отношении несовершеннолетних, а также уполномоченного на координацию мер предупредительного характера и уголовных последствий.

Со всей очевидностью встает вопрос о связи между предупреждением преступлений и полицией, что мы далее затронем.

Что будет рассмотрено в настоящем параграфе, так это необходимость усиления логики и воспитательной структуры, которая должна существовать между судебной властью и образовательной службой.

Некоторые из наших собеседников признают, что, высоко оценивая прогресс, который произошел после создания судов по делам несовершеннолетних, необходимо все же идти далее Пекинских правил /Свод минимальных правил ООН по ювенальной юстиции от 29 ноября 1985 года/ и создавать новую систему правосудия по делам несовершеннолетних со своими собственными правилами и со своей собственной инфраструктурой.

Проект такого типа требует, чтобы учитывались различные цели, приводящие к одной - лучшему управлению и эффективности действий воспитательного характера, осуществляемых в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Среди таких целей можно выделить следующие.

·        Необходимость непрерывной опеки несовершеннолетнего, находящегося в трудной жизненной ситуации.

·        Необходимость работы в группе различных социальных работников.

·        Определение воспитательного проекта под контролем судьи по делам несовершеннолетних.

·        Внедрение в систему ювенальной юстиции психологов и социальных работников.

Взаимодействие при принятии ответственности за несовершеннолетнего, даже если в данном вопросе участвуют представители различных органов, таких как ювенальная полиция, интернаты, администрация тюрьмы.

Многие из наших собеседников, занимающиеся проблемами несовершеннолетних на различных уровнях, подчеркнули необходимость сопровождения несовершеннолетнего и осуществления контроля в течение всего судебного процесса, то есть и до, и после вынесения решения. Те же самые источники настаивали на формальном отсутствии мер по пробации перед вынесением судебного решения. Таких как судебный контроль или досудебные меры воспитательного характера, несмотря на то, что такого рода меры существуют в законодательных актах.

На наш взгляд, система должна быть более гибкой:

- в части большего выбора применяемых мер наказания;

- в части их применения;

- в части назначения участников процесса;

- в части предоставления услуг социальных учреждений или организаций по исполнению наказаний.

И все вышеперечисленное должно осуществляться в постоянном взаимодействии и непрерывности.

Впрочем, случай каждого ребенка индивидуален, и, соответственно, судебные решения должны быть адаптированными и альтернативными. Для несовершеннолетнего может быть полезным нахождение в интернате в течение полугода, а после его возвращения в общество - применение мер воспитательного характера.

Таким образом, при проведении досудебных процедур, до вынесения решения, воспитатель совместно с психологами, психиатрами, преподавателями проводит наблюдение за несовершеннолетним и представляет отчет судье по делам несовершеннолетних, на основании которого последний выносит свое решение. Можно также до вынесения решения оценить все возможности вмешательства под контролем судьи.

Та же самая процедура может осуществляться и после вынесения решения.

В случае применения альтернативных мер наказания, когда судьей принимается решение, требующее осуществления контроля и воспитательной помощи (обязательное получение образования или медицинского лечения. Возмещение ущерба и т.д.). При таком типе решений воспитатель может быть связующим звеном между судьей и несовершеннолетним и предоставлять судье отчеты о проблемах, возникающих при исполнении его решений, или, наоборот, о беспрекословном исполнении.

Кажется, что одним из возможных способов улучшения ювенальной юстиции могло бы стать создание судебной воспитательной службы, функционирующей в тесной связи  с судами по делам несовершеннолетних, действующей по решению и под контролем судьи, целями которой должно являться:

- составление отчета о личности несовершеннолетнего, его окружении, семейной и школьной жизни, что позволило бы лучше понять причины совершения правонарушения и оценить его потенциал;

- осуществление мер, предписанных судьей до вынесения решения;

- поиск всевозможных решений помощи несовершеннолетнему, выходящих за рамки правосудия, таких как помощь в занятии спортивной деятельностью, прохождение курсов или обучения, запись в школу и т.п.;

- установление связи между судьей и уже существующими службами;

- предоставление судье отчета о ходе исполнения решения, включая посещение несовершеннолетнего в тюрьме, воспитательном учреждении, подготовку семьи к выходу несовершеннолетнего, таким образом могла бы быть достигнута цель по персонализации мер и непрерывности воспитательной работы.

Данная служба могла бы работать как напрямую с несовершеннолетним и его семьей, так и в качестве посредника между внешними службами и судьей. Но всегда под контролем судьи и в интересах несовершеннолетнего.

Структура судебной воспитательной службы могла бы состоять из социальных работников, воспитателей и психологов. Таким образом, воспитатель несовершеннолетнего будет в обязательном порядке присутствовать на судебных процессах судьи по делам несовершеннолетних при рассмотрении дел, которыми он занимается, либо в качестве осуществления пробации, в качестве контроля осуществления альернативной меры (обязанность посещения школы, медицинского лечения, привлечение в общественным работам), и мог бы подсказать элементы, позволяющие оценить развитие несовершеннолетнего.

 

 

11. Развитие мер, альтернативных тюремному заключению,  осуществляемых под контролем судьи

 

В настоящее время наблюдается ориентирование европейских правовых ювенальных систем к модели возмещения ущерба, которой поощряются меры, альтернативные уголовному наказанию, такие как медиация или возмещение ущерба, однако без полного отказа от традиционной уголовной ответственности; широко представленная в настоящее время модель предпочитает, помимо всего, быстрое и четкое судебное реагирование на совершенное действие (правонарушение) путем предоставления юридических гарантий. Для того чтобы достигнуть такой модели, кажется необходимым в первую очередь расширить диапазон мер наказания, которыми располагает ювенальный судья. 

Собранные сведения позволяют обозначить, что чаще всего ювенальными судьями применяются меры наказания, связанные с тюремным заключением (с отсрочкой исполнения приговора или без) и что их исполнение осуществляется Комитетом по исполнению наказаний.

Фактически в системе наказаний за тяжкие и особо тяжкие преступления предусмотрены наказания от 10 до 12 лет лишения свободы, в зависимости от обстоятельств и тяжести преступления.

Даже несмотря на кажущееся значительное уменьшение числа находящихся в заключении несовершеннолетних (цифра, которую нам сообщили во время командировки, составляла 450 несовершеннолетних, заключенных в 2009 году, и 260 - в 2010-м), благодаря нашим собеседникам в судебных ювенальных учреждениях мы узнали, что все-таки недостаточно развиты меры наказания, альтернативные уголовному наказанию, что происходит из-за отсутствия структур, которые могли бы приводить их в исполнение и осуществлять контроль за исполнением, либо их процессуальное исполнение является слишком сложным.

Без сомнения, для проведения большей гуманизации ювенальной юстиции необходимо пересмотреть применяемую шкалу мер наказания. В качестве примера возьмем кражу мобильного телефона (ст. 178 УК РК), речь идет о серьезном преступлении, которое наказывается не иначе как тюремным заключением. При условии возмещения ущерба жертве (ст. 67 УК РК) предоставление большей гибкости в выборе санкций было бы значительным прогрессом, так как кажется, что присутствует противоречие между жесткостью некоторых наказаний и небольшой социальной опасностью совершенного деяния (кража мобильного телефона).

Можно было бы напомнить санкции, некоторые из которых уже существуют в Казахстане, такие как:

- отсрочка вынесения приговора, в том числе установление испытательного срока, что позволяет судье вынести решение о виновности, но отложить решение о наказании до окончания испытательного срока несовершеннолетнего, по истечение которого судья либо определяет наказание либо вовсе освобождает от него;

- дневная деятельность (посещение школьных занятий или спорт);

- конфискация имущества или объекта;

- штраф;

- запрещение появляться в определенных местах;

- запрет на встречи с некоторыми лицами;

- выполнение общественных работ (живопись, садоводство и т.д.) или возмещение ущерба в натуральной форме;

- освобождение от наказания;

- возмещение ущерба, которое состоит в принуждении несовершеннолетнего, совершившего правонарушение, пусть символически, но возместить причиненный ущерб. Возмещение ущерба производится либо непосредственно для жертвы, либо путем вклада в жизнь общества.

В некоторых европейских странах предварительное исполнение решения суда по делам несовершеннолетних, несмотря на апелляцию, позволяет быстро выполнять решение в образовательных интересах несовершеннолетнего. Это требует наличия служб по исполнению приговоров и быстро реагирующих лиц, которые могут представлять отчеты по исполнению решений и возникающих при этом трудностях.

Целью этих различных наказаний, альтернативных лишению свободы, является в первую очередь дать судье возможность назначения иного наказания, кроме лишения свободы, разъяснения несовершеннолетнему степени его ответственности и социального вреда, причиненного преступлением. Эти наказания могут применяться как за мелкие преступления, так и за более серьезные проступки.

Можно также думать о том, как привлечь общество к участию в применении альтернативных мер наказания и установить обязательства для некоторых государственных служб по приему таких подростков на общественные работы (общественные парки, больницы, транспорт).

 

12. Расширение компетенции судей по делам несовершеннолетних, занимающихся исполнением наказаний

 

На основании наших наблюдений и наблюдений наших собеседников кажется, что отношения между судьей по делам несовершеннолетних и несовершеннолетними правонарушителями ограничены временем слушания дела. Отсюда следует, что происходит отрицательное восприятие судебной власти, и в большинстве случаев компетенция ювенального судьи заканчивается вместе с вынесением решения по делу. Большинство собеседников, опрошенных по данной ситуации, сожалели о том, что так происходит.

Судьи по делам несовершеннолетних сами указывают на отсутствие обратной связи по реализации их решений и жесткость репрессивной системы. В действительности, даже если закон предусматривает, что судье должен предоставляться отчет о дальнейшей судьбе несовершеннолетнего, например, в случае размещения его в реабилитационном центре, кажется, никто не знает, кто должен составлять данный отчет, в какой форме передавать, и каковы последствия предоставления данного отчета.

Это, вероятно, происходит из-за неопределенности обязанностей, предусмотренных законом, а также из-за множества существующих служб и отсутствия координации между ними, что способствует разбавлению ответственности в ущерб эффективности их работы и интересам несовершеннолетнего.

Следовательно, для судей существует невозможность для контроля эффективности исполнения их решения и, следовательно, невозможность его пересмотра в случае необходимости. У несовершеннолетних происходит потеря доверия к невидимой власти. 

В системе отсутствует гибкость, которая должна была бы соответствовать:

- специализации учреждений (суд по делам несовершеннолетних);

- специфике подсудимого, несовершеннолетних правонарушителей, которые очень быстро изменяются физически и психологически;

- непрерывности образования, что лежит в основе создания суда по делам несовершеннолетних.

Эксперт считает, что следует утвердить принцип, согласно которому исполнение наказаний является судебным актом, над которым суд по делам несовершеннолетних осуществляет контроль и юрисдикцию.

Если компетенция суда по делам несовершеннолетних будет расширена, должно быть обеспечено участие прокурора в любом слушании относительно исполнения приговоров, что позволит соблюдать компетенцию прокуратуры и установить баланс между интересами общества и интересами несовершеннолетних.

·        Ювенальному судье могли бы быть предоставлены дополнительные полномочия в качестве судьи по исполнению наказаний:

- эти полномочия связаны с меньшинством и осуществляются в исключительных случаях над обоснованным решением;

- суд по делам несовершеннолетних будет контролировать исполнение приговора и может вынести решение реабилитировать свой срок для облегчения социальной и профессиональной реинтеграции несовершеннолетнего;

- суд по делам несовершеннолетних будет обладать юрисдикцией для исполнения наказания в виде лишения свободы с отсрочкой приговора и, по возможности, может полностью или частично отменить отсрочку приговора;

- судья, компетентный осуществлять контроль или изменение обязательств в случае тюремного заключения, может приостановить испытательный срок и, если необходимо, вынести решение о полной или частичной отмене отсрочки приговора, или, при соблюдении наложенных им обязательств, объявить о реабилитации несовершеннолетнего.

·        В случае лишения свободы судья может регулировать наказание:

- путем предоставления разрешений на выход;

- путем сокращения наказания за хорошее поведение или сдачу экзамена;

- путем разделения наказания на периоды, адаптированные к деятельности несовершеннолетнего или его семейной ситуации;

- путем приостановления исполнения приговора в течение испытательного срока;

- путем предоставления условно-досрочного освобождения;

- путем предоставления возможности вольного поселения (несовершеннолетний будет работать вне учреждения в день и возвращается на ночь в тюрьму);

- приняв решение преобразовать наказание в виде лишения свободы на привлечение к общественным работам.

Судья может назначить педагога или социального работника, который будет поддерживать контакты с Комитетом по исполнению приговоров с Комиссией по делам несовершеннолетних и представит доклад о поведении несовершеннолетнего.

 

13. Разграничение и определение более четкой компетенции полиции и судебной системы

 

Предупреждение преступности среди несовершеннолетних распределяется между несколькими учреждениями, такими как Министерство образования, комиссии по делам молодежи и защиты прав несовершеннолетних и полиция. С момента общего ориентирования на Концепцию развития системы ювенальной юстиции ювенальная полиция распределяет свои полномочия и в области предупреждения преступности, и в области расследования уголовных дел. При профилактической деятельности, она должен вести учет детей из группы риска, то есть несовершеннолетних, вовлеченных в преступления, несовершеннолетних, которые закончили в свое время исправительные школы-интернаты, которые употребляют наркотики или алкоголь, бездомных и так далее.

Помимо прочего, начиная с 2005 года служащие полиции (школьные инспектора) работают внутри школ с целью выявления отклонений в поведении детей; они работают в тесной связи с Министерством образования, комитетом защиты прав ребенка и родителей; например, их задачей является проведение бесед и информирование об опасности употребления алкоголя и наркотиков. В их функции может также входить предложение мер воспитательного размещения. Тем не менее, несколько человек, с которыми мне удалось встретиться во время командировки, ставят под сомнение эффективность их присутствия и их роль по уважительным причинам, включая неоднозначность функции, так как опасаются, что их роль не внушает симпатии несовершеннолетним.

Оговорки об эффективности профилактики правонарушений, возложенной на полицию (обратите внимание, что эта проблема не является свойственной только Казахстану) позволяют вынести рекомендации о разграничении соответствующих функций правосудия и полиции в следующих областях: предупреждение правонарушений, ориентирование применяемых процедур и решений в интересах ребенка и семьи.

Действительно, каждое из этих учреждений, полиции и органов правосудия работает эффективно, но без координации или сотрудничества, что лишает систему правосудия по делам несовершеннолетних возможности проведения анализа и оценки различных видов правонарушений, необходимо думать о разделении полномочий и средств и о применяемых стратегиях (например, в 2010 году в Астане полицией было привлечено 550 несовершеннолетних, и только 70 из них предстали перед ювенальным судьей - цифры, которые сообщили нам в полицейской ювенальной бригаде города Астаны).

Размышление над данным вопросом, вероятно, приведет к включению данной программы в различных семинарах проекта.

 

14. Определение нюансов задержания несовершеннолетних

 

Полиция имеет право задерживать несовершеннолетнего, когда последний подозревается в совершении преступления.

Допрос несовершеннолетнего происходит в полиции, и, как мы видели в ювенальной полицейской бригаде города Астаны, в удобном комфортном помещении. Время допроса регулируется Уголовно-процессуальным кодексом: не более 2 часов за один раз, не более 4 часов в день, никаких допросов в течение ночи. Однако данное окружение не должно вводить в заблуждение при рассмотрении вопроса о соблюдении прав ребенка, лишенного свободы. Похоже, что статус несовершеннолетнего с момента его ареста и, следовательно, лишения свободы не очень четко определен и балансирует между статусом свидетеля и статусом правонарушителя. Но в основном, кажется, что нет незамедлительной реализации гарантий, дающихся при любом лишении свободы: право знать, в чем именно он обвиняется, право на адвоката, право на немедленное уведомление родителей о его задержании. Не может быть никаких временных ограничений для осуществления этих прав.

В настоящее время несовершеннолетний может быть задержан на срок до 3 дней (72 часов) до принятия решения о его освобождении или взятии под стражу.

Следовало бы при принятии решения о заключении под стражу соблюсти все меры предосторожности, и желательно, чтобы такое решение мог выносить только судья по делам несовершеннолетних. Также было бы желательно, чтобы в момент привода в суд несовершеннолетнего у судьи на руках уже имелись сведения о личности несовершеннолетнего, составленные полицейскими, а также, в зависимости от случая, психологическая или психиатрическая экспертиза.

Решение судьи должно быть обоснованно и доступно для обжалования несовершеннолетним, его родителями или прокурором.

В любом случае, досудебное содержание под стражей несовершеннолетних должно быть как можно менее продолжительным (в настоящее время оно составляет не более 6 месяцев).

Эксперт отмечает, что эти моменты являются основными, но не было возможности обсудить их в ходе командировки, и они могли бы быть рассмотрены на заседаниях рабочих групп или на семинарах.

 

15. Расширение участия и компетенции (полномочий) медицинских, социальных и психологических служб

 

Системы ювенальной юстиции в настоящее время широко привлекают психологов и социальных работников. Исследования личности несовершеннолетнего проводятся в рамках уголовного закона, но они также могут проводиться и в контексте гражданского судопроизводства (дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, или вопросы, связанные с родительскими полномочиями).

С самого начала возбуждения уголовного дела необходимо располагать сведениями о личной и семейной ситуации несовершеннолетнего. Эта информация может быть собрана социальным работником.

Затем рекомендуется провести полное психологическое и/ или психиатрическое изучение, адаптированное к форме и времени судебного разбирательства, но которое всегда должно содержать медицинское и школьное заключение о несовершеннолетнем, однако эти меры должны быть приняты в течение разумно короткого срока - около 3 месяцев.

Если участие психологической, психиатрической, медицинской служб обязательно, оно не может быть поверхностным и формальным, эксперты должны работать глубоко и способствовать открытию рычагов, которые помогут реинтеграции несовершеннолетнего.

Положение несовершеннолетнего должно пересматриваться каждые шесть месяцев, в течение всего периода  уголовного преследования или при исполнении наказания, также он должен получить психологическое обследование.

Кроме того, в стрессовых ситуациях предусматривается присутствие психолога, например, во время полицейского допроса в комиссариате или на слушании перед судьей по делам несовершеннолетних.

Такие рекомендации требуют новых навыков и профессиональной подготовки психологов и социальных работников, чтобы лучше понять особенности несовершеннолетних правонарушителей или несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Их подготовка должна включать юридический раздел об отправлении правосудия и законных правах несовершеннолетних, но не должна оставаться лишь теоретической. Можно было бы проводить совместное обучение по некоторым аспектам психологов, адвокатов, социальных работников, педагогов и персонала пенитенциарных учреждений, а также проводить стажировки в разных местах деятельности.

Рекомендуется развивать междисциплинарные работы между этими различными специалистами.

 

16. Создание национального управления, объединяющего различные службы,

занимающиеся делами несовершеннолетних

 

По единогласному признанию наших собеседников, одной из основных трудностей при решении проблем несовершеннолетних является отсутствие координации и сотрудничества между ведомствами, отвечающими за несовершеннолетних правонарушителей или несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Следовательно, необходимо иметь единицу, которая охватывала бы все правовые вопросы в отношении несовершеннолетних в целях содействия осуществлению политики, затрагивающей их интересы, и подготовки законодательства. Было бы целесообразно создать орган, отвечающий за эту миссию, который будет вести переговоры с политической властью, целями которого будут являться:

- реализация административной и уголовной политики, принятой различными учреждениями, в том числе политики в области предотвращения правонарушений;

- координация деятельности различных учреждений в целях наиболее эффективного управления человеческими и финансовыми ресурсами;

- участие в проектах, связанных с детьми, находящимися в трудном положении, и вынесение рекомендации по улучшению их ситуации;

- внесение предложений или участие  в подготовке текстов нормативных актов, необходимых для адаптации системы ювенальной юстиции или любых других касающихся ее мер;

- обеспечение подготовки кадров во взаимодействии с уполномоченными органами;

- проведение необходимых исследований на местах, осуществление наблюдений за развитием событий и рассмотрение внесения необходимых изменений (например, создание или упразднение специализированных учреждений);

- наблюдение за развитием прав несовершеннолетних, осуществляемое совместно с уполномоченными органами;

- оказание помощи и образовательных услуг судьям по делам несовершеннолетних;

- участие во всех вопросах, касающихся правосудия в отношении несовершеннолетних, в том числе в вопросах исполнения наказаний, и т.д.

Первым возможным действием была бы систематическая проверка и учет всех существующих служб по защите прав несовершеннолетних, независимо от назначения (школы-интерната, задержания или изоляции, деятельность центра и т.д.), обозначение их характеристик, чтобы увидеть, как они могут дополнять друг друга, в каких областях отсутствуют услуги (в открытой среде, например). Список таких служб позволил бы уже лучше их идентифицировать и начать работу по обсуждению их деятельности.

Создание такого управления, кажется, было бы уместным при Министерстве юстиции, в структуре которого уже существует Комитет по исполнению наказаний, но также функции данного управления могут быть распределены в рамках каждого региона.

 

17. Расширение компетенции полицейских служб, занимающихся делами несовершеннолетних

 

В данном пункте не будет затрагиваться вопрос, который рассматривался выше (см. пункт 13).

Создание де-факто специализированной бригады по делам несовершеннолетних в Астане (но компетенция которой не распространяется на всю территорию города) является интересным и было сделано в рамках общей специализации служб, задействованных в уголовном процессе. Слишком короткое время командировки не позволило глубже узнать методы работы данной бригады, однако, кажется, что было бы полезно узаконить ее существование и применить данную инициативу во всех регионах, при условии точного определения компетенции и методологических и деонтологических правил работы полицейских бригад по делам несовершеннолетних.

Как было сказано выше, первый контакт несовершеннолетнего с законом происходит во время его задержания. Следовательно, полицейские службы играют чрезвычайно важную роль связующего звена между обществом и несовершеннолетним, совершившим правонарушение или находящимся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, важно развивать качество работы и компетенцию полицейских служащих (соблюдение законов, техника проведения беседы и т.п.).

Привлечение представителей полицейских бригад по делам несовершеннолетних из дальних стран ЕС могло бы быть поводом для развития новых полномочий путем передачи знаний и встреч с другими профессионалами в данном вопросе.

 

18. Расширение доступа несовершеннолетних к правовой базе

 

Основным мнением, выраженным нашими различными источниками, была очевидность двух пробелов в соблюдении прав несовершеннолетних, таким образом, можно в настоящий момент указать на две существующие трудности:

- вопрос информирования несовершеннолетних об их правах;

- права несовершеннолетнего должны соблюдаться и защищаться на всех стадиях затрагивающего его процесса.

В общем смысле в Казахстане доступ к юридической информации довольно сложен для рядового гражданина, который нуждается в получении совета. Впрочем, нам сообщили о существовании дежурных пунктов юридических консультаций, но нам кажется, что народ плохо осведомлен об их существовании и качество их услуг вызывает определенные сомнения. Без сомнения, было бы полезным развивать оказание таких услуг населению в целом и, в частности, точки доступа к праву для несовершеннолетних, вне зависимости от того, являются ли они правонарушителями или жертвами преступлений.

Можно порекомендовать, чтобы правовая информация, касающаяся несовершеннолетних, их прав и обязанностей, была доступна следующим образом:

- в специально отведенных для таких целей местах в городах или областях, школах, библиотеках;

- путем специально предусмотренных телефонных служб;

- путем предоставления бесплатных консультаций добровольными адвокатами, например, студентами правовых факультетов;

- на интернет-сайтах ассоциаций или государственных органов (судебных или органов Министерства образования);

- путем проведения встреч и семинаров в школах;

- путем опубликования статей в газетах и т.д.

Для облегчения доступа к получению юридической информации ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, и его родителям желательно создать дежурные адвокатские консультации по делам несовершеннолетних:

- они должны быть бесплатными и без предварительной записи;

- создание таких консультаций может быть достигнуто путем заключения договора между судебным учреждением и адвокатами;

- адвокаты должны уметь ответить на любые вопросы несовершеннолетнего, касающегося его бесед с судьей, независимо от того, является ли он жертовй преступления или сам совершил преступление;

- у адвокатов должна быть возможность присутствовать на процессе или представлять несовершеннолетнего в суде.

 

19. Развитие защиты несовершеннолетних

 

Для всех наших собеседников вопрос юридической помощи несовершеннолетним кажется решающим для развития прав несовершеннолетних в Казахстане.

Юридическая информация, доступ к услугам юридических консультаций и адвоката, образование последнего, оплата его услуг, в общем, все составляющие системы оказания эффективной юридической помощи, являются приоритетными вопросами, на которые следует обратить внимание для улучшения уже существующей системы.

На самом деле внедрение уже на протяжении нескольких лет Проекта ювенальной юстиции (2003-2006 годы) наглядно продемонстрировало обоснованность информационных услуг и юридической помощи, которые способствуют гарантированию прав несовершеннолетних и могут, помимо всего прочего, играть важную роль для соблюдения и точного применения законов.

Еще раз такая необходимость в присутствии юридической помощи была подчеркнута в Концепции. Наконец, в вышеназванном отчете ЮНИСЕФ четко указывается на необходимость развития услуг по оказанию юридической помощи несовершеннолетним путем предоставления приоритета в получении такого рода услуг и выделения необходимых средств из бюджетного фонда.

Министерством юстиции /01.04.2010. М. Бекетаев, вице-министр.: Предложения Министерства юстиции Республики Казахстан  по вопросам проекта ЕС «Поддержка судебной и правовой реформы в Республике Казахстан», ст. 2 Усиление информационно-пропагандистской роли адвокатуры/ были обозначены различные цели, которых необходимо достигнуть для получения свободного доступа к услугам адвокатов, что должно в первую очередь осуществляться путем механизма финансирования и путем достижения лучшего качества их услуг.

В ювенальной юстиции такие же цели, но необходимо также учитывать личность несовершеннолетних, специфику применяемого к ним права и судебных процедур. Для того чтобы иметь качественную защиту, необходимо настаивать на двух основных критериях, взаимодействии и специализации.

В том, что касается непосредственно адвокатов несовершеннолетних, можно было бы дать следующие рекомендации (в соответствии со статьями 12 и 40 Международной конвенции по правам ребенка):

- у несовершеннолетнего должно быть право выбора адвоката, который может присутствовать на всех стадиях процесса, если таково желание подозреваемого;

- несовершеннолетнему должен предоставляться адвокат с момента его допроса полицейскими или с момента осуществления в отношении него мер уголовного преследования;

- у несовершеннолетнего есть право на конфиденциальность бесед со своим адвокатом;

- если несовершеннолетний или его родители сами не выбрали адвоката, он должен быть назначен несовершеннолетнему кем-либо из представителей судебной системы (прокурором, судьей);

- помощь адвоката должна быть гарантирована (юридическая помощь), а затраты на его работу должны оплачиваться за счет бюджетных средств;

- на всех стадиях уголовного процесса в отношении несовершеннолетнего должен присутствовать один и тот же назначенный адвокат (чтобы адвокат мог лучше изучить своего подзащитного и во избежание присутствия разных адвокатов).

Вопрос образования адвокатов исходит из технических вопросов и политического выбора. Специализация адвоката необходима, особенно с учетом развития национального и международного права и научного и технического прогресса практически во всех сферах жизнедеятельности, и сферы, затрагивающие несовершеннолетнего и семью, не являются исключением.

Адвокат, выступающий по делам несовершеннолетних, должен быть компетентным, должен хорошо знать право, применяемое к такой категории лиц. И более того, для того чтобы помочь своему подзащитному, он должен быть компетентным не только в правовых вопросах, но и в вопросах из области психологии, психопатологии, психиатрии, виктимологии детей и подростков и т.д. Следовательно, желательно, чтобы в процессе своего обучения в адвокатуре он мог проходить дополнительные стажировки, например, в полиции, судебных органах, посещал пенитенциарные и другие учреждения. 

Таким образом, речь идет о проблеме образования и специализации путем выдачи диплома. Мы стоим перед лицом политического выбора, так как специализация может рассматриваться либо как образование внутри прохождения курса, выбранного для получения профессии адвоката, либо как отдельное образование, которое могут дополнительно получить также и другие работники данной системы, такие как социальные работники, воспитатели, судьи и т.д.

В рамках проекта рекомендуется работать со второй составляющей и установить связь между двумя рабочими группами, для того чтобы требование присутствия адвоката и специфические условия его присутствия около несовершеннолетнего были приняты во внимание во время подготовки текстов законодательных актов о статусе данной профессии, кодекса поведения и юридической помощи.

 

Заключение

 

Развитие ювенальной юстиции в Казахстане - это вопрос, касающийся будущего страны. Говоря в общей манере, можно сказать, что ювенальная юстиция - это лаборатория, в которой развиваются основные черты общего правосудия и демократии.

Политические и финансовые усилия, прилагаемые для развития и адаптации ювенальной юстиции, будут более эффективными при поддержке общественного мнения, информированного и заинтересованного данным вопросом.

Во избежание потери информации и риска проявления безразличия со стороны общества, было бы разумным наилучшим образом доносить до гражданского общества информацию о правах несовершеннолетних и ювенальной юстиции. Данные цели можно осуществлять путем проведения информационной работы на телевидении, в интернете, средствах массовой информации, путем издания брошюр и т.д. Необходимо придумать наилучшие способы, для того чтобы граждане заинтересовались этим важным для них вопросом, приглашать в школу работников юстиции, оснастить школы Уголовным кодексом, проводить тематические дни «Ребенок и право», организовывать курсы по гражданскому воспитанию, посвященные проблемам прав ребенка, педагогические дни и т.д.

 

.

 

Здесь должны быть комментарий