Лента новостей
0

Прокурор - от латинского слова «забота»… /М. Ахметжанов, государственный советник юстиции 3-го класса/

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 01.04.2011 18:26 Фото: zakon.kz

Наша справка

АХМЕТЖАНОВ Марат Муратович - государственный советник юстиции 3-го класса. Родился в 1964 году в Карагандинской области. Окончил юридический факультет КарГУ. Трудовую деятельность начал следователем прокуратуры города Темиртау. Работал следователем по особо важным делам прокуратуры Карагандинской области, старшим следователем по особо важным делам, начальником отдела Генеральной прокуратуры, управления по расследованию особо опасных преступлений Государственного следственного комитета. В Министерстве юстиции был заместителем директора Департамента расследований, председателем Комитета по исполнению судебных постановлений. В МВД - начальником управления расследований особо опасных преступлений Военно-следственного департамента. С 2000 по 2003 год - начальник Департамента по надзору за законностью следствия и дознания Генеральной прокуратуры. С 2003 по 2006 год - прокурор Павлодарской области. С 2006 по 2009 год - прокурор Южно-Казахстанской области. С 2009 года - председатель Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. Награжден орденом «Құрмет», юбилейными медалями. Женат. Воспитывает сына и дочь.

Прокурор - от латинского слова «забота»…

 

Наша справка

АХМЕТЖАНОВ Марат Муратович - государственный советник юстиции 3-го класса. Родился в 1964 году в Карагандинской области. Окончил юридический факультет КарГУ. Трудовую деятельность начал следователем прокуратуры города Темиртау. Работал следователем по особо важным делам прокуратуры Карагандинской области, старшим следователем по особо важным делам, начальником отдела Генеральной прокуратуры, управления по расследованию особо опасных преступлений Государственного следственного комитета. В Министерстве юстиции был заместителем директора Департамента расследований, председателем Комитета по исполнению судебных постановлений. В МВД - начальником управления расследований особо опасных преступлений Военно-следственного департамента. С 2000 по 2003 год - начальник Департамента по надзору за законностью следствия и дознания Генеральной прокуратуры. С 2003 по 2006 год - прокурор Павлодарской области. С 2006 по 2009 год - прокурор Южно-Казахстанской области. С 2009 года - председатель Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. Награжден орденом «Құрмет», юбилейными медалями. Женат. Воспитывает сына и дочь.

 

Штрихи к портрету

Марат Ахметжанов родился в семье служащих. Благодаря родителям приобрел такие качества, как доброта, любовь, сострадание, уважение к старшим, к национальным обычаям, сопереживание за близких, ответственность, отзывчивость. В людях ценит те же качества. Самым ценным в жизни являются для него семья и дети. Дорожит друзьями и единомышленниками, которые поддерживают его начинания и инициативы, и на которых он может положиться в любую трудную минуту.

Вырос на произведениях Льва Толстого, Габита Мусрепова, Чингиза Айтматова, Сабита Муканова. С удовольствием слушает народные песни в исполнении Бекболата Тлеуханова и Кайрата Байбусинова. Любимым предметом в школе была история.

Серьезных ошибок, от которых пострадали бы люди, не совершал. Из любых минусов, упущений старается извлечь уроки. Верит, что любой шаг назад - это в будущем два шага вперед благодаря приобретенному опыту. Религиозным фанатиком не является, но убежден, что в душе у каждого человека есть Бог. Не терпит неискренних людей, старается, чтобы таких в его окружении не было. Умеет признавать свою неправоту. Мастер спорта по самбо и дзюдо. В свободное время занимается большим теннисом, горными лыжами. Ничто человеческое ему не чуждо, может поддержать хорошую компанию, в которой с удовольствием и пошутит, и «потамадит».

 

- Марат Муратович, будучи Президентом России, Владимир Путин наградил Вас памятной медалью «300 лет Российскому флоту», а Министерство обороны - медалью «Адмирал Кузнецов». За что отметили Вас наши северные соседи?

- Я служил на Северном флоте, на атомном подводном крейсере стратегического значения. Не раз ходил в боевые походы - это автономное плавание по девяносто суток без всплытия, под водой. Испытание серьезное даже для сильных духом людей. По всей видимости, моя фамилия осталась в списках моряков-подводников. Я дорожу этими наградами и рад, что меня не забыли.

- Люди, ступившие на стезю публичной должности, должны быть готовы к тому, что каждый их шаг и жест рассматриваются обществом под «микроскопом». А Вы были готовы?

- Думаю, да. Публичность и для меня, и для моей семьи является фактором дисциплинирующим. Особенно это ощущается в регионах. Я уже дважды был прокурором в областях и знаю, что это такое. В отношении публичности и всех вытекающих отсюда последствий ответственность у областного прокурора выше, нежели у его коллег наверху. Потому что в тех же областях внимание общественности приковано в первую очередь к кому? К акиму, прокурору, председателю суда, к руководителям других правоохранительных и силовых ведомств. Поэтому, вступая на руководящую должность, мы принимаем и те требования, которые предъявляются к публичному человеку.

- Госслужащий должен уметь распоряжаться властью и полномочиями и при этом быть честным. Работать на благо государства, а не ради собственного благополучия. Не путать государственные средства с собственным карманом. Должен быть примером справедливости, скромности, уметь вести себя среди людей. Должен немедленно вмешиваться, принимать меры, если видит, что наносится ущерб интересам государства или готовится коррупционное деяние. Не тяжело следовать таким этическим нормам? Можете рассказать, как Вы живете, как живут Ваши дети, чем занимаются?

- Следовать служебной этике не тяжело, если это происходит осознанно. Как я уже отметил выше, руководители принимают требования, предъявляемые к публичной фигуре: быть скромными в быту, не хорохориться, жить проблемами общества. Моя семья уже привыкла к такому режиму.

В принципе и сейчас у меня все прозрачно, мне стесняться нечего. У меня простая семья, дочь-старшеклассница ходит в обычную общеобразовательную школу, ничем не выделяется среди своих сверстников. Сын еще маленький, ему пять лет.

- Удержать однажды взятую высоту, авторитет непросто. А Вам как удается удерживать?

- То, что я имею, я взял не в одиночку. Со мной были и есть мои родные, друзья, единомышленники, они же и помогают мне достигать успехов и сохранить достигнутое.

- Вы были прокурором Южно-Казахстанской области. Тяжело работать в этом регионе прокурором (в силу ментальности людей)?

- Для меня опыт работы прокурором в этом регионе более чем ценен. К сожалению, в обществе сложилось несправедливое мнение о Южном Казахстане. Если говорить о какой-либо южной ментальности, то это, по большому счету, истинно казахская ментальность. В этом регионе проживает около трех миллионов жителей, то есть каждый четвертый казахстанец рождается и живет здесь. А это будущие строители нашей страны, поэтому, работая в Шымкенте, я уделял большое внимание вопросам соблюдения и обеспечения прав несовершеннолетних, в том числе на качественное образование, здоровье и так далее.

Особенность региона заключается еще и в том, что из-за отсутствия крупных промышленных объектов основная масса населения самозанята в среднем и мелком бизнесе, торговле, крестьянских хозяйствах, хлопководстве. Конечно, жизнь есть жизнь, на производстве возникает всякое, и для решения различных вопросов люди, естественно, обращаются в налоговые, разрешительные, контролирующие и прочие инстанции. Отсюда мнение, что на юге работать тяжело. Нет, просто там объемы документооборота и частота общения с чиновниками гораздо выше, чем в других местах.

Я категорически не согласен с утверждением, что на юге все продажные или что-то в таком роде. Если взять удельный вес коррупционных и других преступлений на долю населения, то южный край стоит на среднестатистическом уровне.

И еще. Местное население остро чувствует отношение к себе чиновника и зеркально его отражает. Если чиновник честен, справедлив, то и отношение к нему будет соответственным. Население является своего рода барометром, люди быстро реагируют на несправедливые действия, негативные тенденции, создаются протестные настроения. Я не жалею, что работал на юге, я многое приобрел и именно на юге увидел настоящее казахское гостеприимство и человечность.

- Какими главными качествами, на Ваш взгляд, должен обладать прокурор? Какие требования предъявляете к подчиненным лично Вы?

- Прокурор - производное от латинского слова «забота, заботиться», отсюда и требования: прокурор должен уметь заботиться о людях, поэтому и относят прокуратуру к основным правозащитным органам государства. До недавнего времени прокуратуру ошибочно считали карательным органом. Наша задача - защищать конституционные права граждан от преступных посягательств, обеспечивать законность в уголовном процессе, отправлении правосудия и так далее. Сейчас, к примеру, многое делается для защиты прав предпринимателей. Ну а к своим подчиненным я предъявляю те же требования, какие предъявляются мне руководством страны и Генеральным Прокурором.

- Сегодня миллионы людей на планете перегружены, перетруждены, переутомлены. Но ведь жизнь - это не только работа. Вряд ли на смертном одре кто-то скажет: «Жаль, что я так мало времени проводил на работе». Конечно, удовлетворяющая, осмысленная жизнь подразумевает труд. Но есть еще семья, отдых и духовные потребности. Удается ли Вам уравновесить все это в своей жизни, справляться с работой не в ущерб семье, не пренебрегать драгоценным общением с близкими, любимыми, родными людьми?

- Моя семья - моя крепость. Если истинное счастье заключается в том, чтобы на работу ходить с удовольствием, а домой возвращаться с радостью, то я - счастливый человек. Дома меня всегда ждут, понимают, поддерживают, вдохновляют. Дома я не только отдыхаю, но и набираюсь новых сил и идей. В свободное время мы любим выезжать с детьми на природу, гулять в парке, ходить в кино, театр.

- Какое из последних культурных событий произвело на Вас яркое впечатление?

- Одним из ярких эмоциональных событий для меня, как бывшего спортсмена, была, конечно же, зимняя олимпиада в Ванкувере, особенно наша серебряная медаль, вдохновившая многих начинающих спортсменов. Я рос в спортивной семье, у меня и братья спортсмены. Один из них - чемпион Азии, мастер спорта международного класса, поэтому мы знаем, что такое, когда звучит гимн Казахстана в другой стране, и какая гордость переполняет тебя при этом. Теперь близятся зимние Азиатские игры, которые впервые пройдут у нас. Очень надеемся, что казахстанский гимн будет звучать на них ежедневно.

 

- Если можно было бы начать жизнь сначала - что бы Вы изменили?

- Мне нравится моя жизнь, я бы прожил именно эту жизнь.

 

- Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Вы стали руководить сравнительно недавно, еще и года нет. На что Вы обратили особое внимание, приступив к этой должности, и что успели сделать за это время на вверенном Вам участке?

- Мои предшественники создали в Комитете хороший фундамент. Имею в виду слаженный коллектив, опытных, грамотных специалистов, информационные программные продукты, информационно-техническую модернизацию, качественную нормативно-правовую и материально-техническую базу. Все это уже было до моего прихода. В то же время были проблемы по обеспечению достоверности и полноты правовой статистической информации и специальных учетов, с решения которых я и начал свою работу на новом месте.

Сейчас существует много критериев оценки деятельности правоохранительных органов, но беда в том, что под них органы умело подстраиваются, манипулируя своими сведениями. Ни для кого не секрет, что до недавнего времени манипуляции с процентом раскрываемости сплошь и рядом носили массовый характер, поэтому, назначая меня на эту должность, Генеральный Прокурор поставил передо мной задачу максимально снизить возможности для манипуляций как с процентом раскрываемости, так и со статистическими данными о преступности в стране.

 

- А как Вы находили достоверные данные о масштабах и способах манипуляций с раскрываемостью преступлений?

- По поручению Администрации Президента мы провели выборочные прокурорские проверки по достоверности статданных о количестве зарегистрированных краж, грабежей, разбоев и преступлений, совершенных в общественных местах, в органах внутренних дел Алматинской и Мангистауской областей, а также провели комплекс других целенаправленных мер. Все это дало возможность, не прибегая к концептуальному изменению законодательства, заметно упростить досудебную процедуру расследования дел. В итоге более четырех процентов преступлений раскрыты еще на стадии доследственной проверки и по ним приняты решения об отказе в возбуждении уголовных дел.

Дальше эту работу мы продолжили уже с применением инновационных технологий. Специалисты комитета разработали программный продукт - электронную книгу учета заявлений (КУЗ), позволяющую в режиме реального времени выводить на компьютере руководства органов внутренних дел и надзирающего прокурора информацию о регистрации и принятии процессуальных решений по заявлениям и сообщениям о преступлениях и происшествиях. Такой шаг позволяет вести четкий контроль и надзор за своевременностью учета и принятия процессуальных решений и оперативно реагировать на нарушения законности.

В феврале этого года в органах внутренних дел Астаны и Павлодарской области запущен эксперимент по внедрению электронного учета заявлений и сообщений о преступлениях, который продлится до конца первого полугодия. Цель эксперимента - обеспечение достоверности и своевременности учета и принятых по ним процессуальных решений. Также эта мера призвана укрепить прозрачность деятельности органов уголовного преследования при принятии процессуальных решений и тем самым свести к минимуму нарушения конституционных прав граждан во время регистрации и разрешении заявлений, сообщений о преступлениях, а также всевозможные манипуляции статистическими данными.

Первые результаты мониторинга показали, что электронная регистрация заявлений о преступлениях повышает учетно-регистрационную дисциплину. Так, по состоянию на 1 апреля в Павлодарской области количество заявлений, рассмотренных в течение трех суток, увеличилось на 17,8 процента, в Астане - на 9,3 процента. Поэтому, думаю, по окончании эксперимента будем продвигать вопрос о его повсеместном внедрении. Это стоит того.

С помощью современных информационных технологий мы, с одной стороны, добиваемся исключения субъективного человеческого фактора. С другой - ежедневно формируется правовая статистическая информация, благодаря чему видна реальная картина состояния преступности в стране. Это дает не только объективную оценку работы органа, но и позволяет своевременно проводить профилактические мероприятия, видеть болевые точки, на которых необходимо сосредоточить усилия.

 - И все же достоверность правовой статистики не всегда вызывает доверие у людей. Этот вопрос обсуждался прошлой осенью даже в Администрации Президента, в результате чего было решено ввести учет потерпевших лиц, внедрить новые подходы к раскрываемости преступлений, и главное - учитывать те, по которым отказано в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. Как сегодня выполняются эти пункты?

- Решением межведомственной рабочей группы, созданной по поручению Администрации Президента, изменена формула подсчета процента раскрываемости преступлений, который, по сути, является одним из определяющих критериев оценки деятельности органов уголовного преследования. Эффект не заставил себя ждать. Уровень раскрываемости преступлений за первый квартал этого года вырос в стране более чем на три процента. Теперь в число оконченных преступлений включаются те, по которым отказано в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. Раньше органами уголовного преследования процент раскрываемости регулировался путем возобновления производства по приостановленным уголовным делам, по которым сроки расследования не истекли. Отныне такие дела при расчете раскрываемости преступлений учитываются как негатив.

Немаловажно, что с этого года введена единая государственная статистическая отчетность по учету результатов рассмотрения уполномоченными органами дел об административных правонарушениях. Генеральным Прокурором подписан приказ об утверждении статистического отчета формы № 1-АД. Введение этого отчета позволит изучить реальную ситуацию в сфере административных правоотношений, усилить ведомственный вертикальный контроль за законностью принимаемых решений.

Мониторинг базы данных комитета выявил, что сегодня по республике по 280 879 постановлениям о наложении административного взыскания истекли сроки их исполнения. То есть государственные органы - субъекты административной практики «сработали на корзину», по их халатности бюджет недополучил миллионы тенге неизысканных штрафов. Все это - лишь небольшая часть нашей работы. За правовой статистикой - будущее. При наличии прокурорских полномочий она будет движущей силой совершенствования и повышения эффективности работы правоохранительных органов, а также покажет правдивую картину состояния преступности в стране.

 

- Какие органы, учреждения, организации подпадают под правовую статистику?

- К субъектам правовой статистики и специальных учетов относятся правоохранительные, судебные и другие государственные органы. Самым обширным по количеству субъектов является отчет формы 1-ОЛ «О рассмотрении обращений физических и юридических лиц», субъектами которого являются более 23 тысяч государственных учреждений и юридических лиц со стопроцентным участием государства. Вопросы обеспечения законности в сфере формирования правовой статистики и ведения специальных учетов возложены на прокуратуру. Вся правовая информация в уголовной, гражданской, административно-правовой сферах аккумулирована в нашем комитете.

 

- Пожалуй, в любом регионе есть проблема укрытия преступлений от учета, что не дает возможности видеть реальную криминогенную ситуацию на местах. Как решается эта проблема на уровне Генпрокуратуры и вашего комитета? Какие способы искусственного снижения уровня преступности наиболее распространены? Несут ли сотрудники органов уголовного преследования ответственность за укрывательство нарушений закона?

- Проблема учетно-регистрационной дисциплины стоит давно, и чтобы решить ее, мы сейчас работаем сразу в нескольких направлениях. Так, нами пересмотрена инструкция о порядке приема, учета, регистрации и рассмотрения заявлений, сообщений, жалоб о преступлениях и происшествиях. В частности, в новой инструкции, которая в настоящее время проходит государственную регистрацию в Министерстве юстиции, четко определены критерии преступлений, отнесенных к категории укрытых.

- Какие преступления считаются укрытыми?

- Укрытое от учета преступление - это преступление, по которому, несмотря на наличие поводов и достаточных оснований к возбуждению уголовного дела, предусмотренных статьей 177 УПК РК, органами уголовного преследования не приняты меры к постановке его на учет. В основном распространены такие способы укрытия, как необоснованное вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по реабилитирующим основаниям и нерегистрация заявлений в КУЗ. В прошлом году прокуроры выявили и поставили на учет 4949 укрытых преступлений. За нарушения учетно-регистрационной дисциплины наказаны в дисциплинарном порядке 2821 сотрудник органов уголовного преследования. Наиболее распространенным способом искусственного снижения уровня преступности является необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела по реабилитирующим основаниям.

 

- В начале марта в Казахстане начал действовать закон, противодействующий отмыванию денег. Под это определение подпадают 20 статей доходов, в том числе коррупция, мошенничество, сексуальная эксплуатация, незаконный оборот наркотиков. Если не ошибаюсь, финансовой разведкой отслеживаются два вида операций, связанных с деньгами, - подозрительные и те, которые превышают пороговый минимум. Вся эта информация будет храниться как статистические данные? Где?

- Сведения по результатам финансовой разведки в наш комитет не поступают. Учет подозрительных операций, связанных с отмыванием денежных средств, ведет Комитет финансового мониторинга Министерства финансов. Что касается других видов коррупционных преступлений, то сведения о них аккумулируются в нашем комитете.

 

- Обыватели думают, что ваш комитет занимается только сбором и регистрацией статданных. Проводите ли Вы другую разъяснительно-правовую и правозащитную деятельность?

- Хороший вопрос. Наше ведомство имеет различные направления деятельности, и сбор данных среди них - не самое основное. Сотрудники комитета - не статисты, а прежде всего прокуроры, они также осуществляют надзор за применением законов, но уже в сфере формирования государственной правовой статистики и ведения специальных учетов, а также полноценно обеспечивают нужной в этом плане информацией госорганы, физических и юридических лиц. Таких учетов в комитете ведется одиннадцать видов. Среди них - по защите предпринимателей от неправомерных посягательств со стороны госорганов, дактилоскопический учет, учет преступников, без вести пропавших лиц и трупов, личность которых не установлена, и так далее. Кроме того, комитет предоставляет справки о судимости. При поддержке Генеральной прокуратуры по инициативе комитета сейчас такие справки выдаются и через центры обслуживания населения по принципу «одного окна». Также комитет предоставляет сведения по кандидатам на госслужбу, на выборные должности и в присяжные заседатели, ведет надзор за рассмотрением обращений физических и юридических лиц в госорганы.

По поручению Администрации главы государства нами прорабатывается вопрос создания банка данных о лицах, уволенных из правоохранительных органов по отрицательным мотивам. Для этого совместно с Министерством юстиции необходимо внести изменения и дополнения в действующее законодательство, предусматривающие исключение любой возможности возвращения в правоохранительные структуры дискредитировавших себя сотрудников.

 

- Каков по статистике уровень преступности в Казахстане за последние два-три года? Снижается ли количество тяжких и особо тяжких преступлений? Какие преступления наиболее «модные»?

- Динамику преступности последних лет следует охарактеризовать как стабильную, поскольку правоохранительными органами принимаются значительные усилия по их профилактике, предупреждению и раскрытию.

При этом хочу обратить внимание на то, что принятые нами организационно-практические меры, о которых я упоминал выше, а также усиление учетно-регистрационной и отчетной дисциплин, позволили добиться объективной регистрации преступлений, уровень которых по итогам первого квартала в Казахстане вырос на 10,2 процента (с 29 509 до 32 512). Соответственно, с 76 до 82 вырос уровень преступлений на 10 тысяч населения. При этом рост преступлений, рассматриваемый нами как позитивный, произошел по той категории, которая традиционно укрывалась, а именно по кражам, хулиганствам и грабежам.

В то же время по тяжким и особо тяжким видам преступлений, которые, кстати, трудно укрыть, напротив произошло снижение, соответственно, 7,6 и 1,3 процента.

А к «модным» преступлениям следует отнести корыстно-насильственные преступления (кражи, грабежи и разбои), где объектом посягательства являются сотовые телефоны. Сейчас, в век информационных технологий, сотовые телефоны являются обычным предметом быта практически каждого человека. Поэтому, к примеру, грабитель, решив напасть на человека, почти всегда уверен, что, как минимум, он наживется мобильным телефоном.

 

- В Казахстане смертная казнь заменена длительным либо пожизненным лишением свободы, за исключением двух-трех случаев. Сколько преступников по статистике получили на сегодня пожизненный срок, и за что?

- В 2006 году, когда в Казахстане был введен мораторий на смертную казнь, к исключительной мере наказания приговорены три лица, к пожизненному заключению - пять. Все - по статье 96, ч. 2 Уголовного кодекса, то есть за убийство. По тем же основаниям в 2007 году осуждены девять лиц, в 2008-м - тринадцать, в 2009-м - шесть, из них пять - за убийство и один - за прочее особо тяжкое преступление.

 

- Как Вы считаете, на каких направлениях прокурорской деятельности необходимо акцентировать наибольшее внимание - соблюдении конституционных прав и свобод граждан, борьбе с коррупцией, защите государственных секретов, отборе кадров, надзору за законностью следствия и дознания, оперативно-розыскной деятельности…

- Нельзя говорить, что в прокурорской работе одно направление важнее другого. Конечно, в разное время, исходя из общественно-политической ситуации в стране, состояния экономики, уровня преступности, уровня жизни, акценты высшего надзора меняются, но неизменным остается правозащитный фактор нашей деятельности. Что бы мы ни делали, все должно быть во благо конкретного человека, общества, государства, и тут все важно - соблюдение конституционных прав и свобод человека, прав предпринимателей, борьба с коррупцией, кадровая политика… К слову, чтобы сохранить профессиональное ядро и повысить ответственность прокурорских работников, Генеральным Прокурором утвержден Кодекс прокурорской этики, в котором заложены базовые требования и нормы поведения сотрудников в работе и в быту. Сегодня по всем вышеназванным аспектам активно работают сотни прокуроров, и результаты этой работы очевидны.

 

- Как Вы уже сказали, комитетом введен учет обращений физических и юридических лиц. Расскажите, пожалуйста, более подробно, что это даст простым гражданам.

- Наш комитет впервые разработал единые для всех государственных органов и учреждений правила учета обращений физических и юридических лиц. Раньше каждый государственный орган вел учет, руководствуясь различными ведомственными актами, например, регламентом, инструкцией по делопроизводству, распоряжением и так далее. Отсутствие единой регламентации учета создавало условия для нарушения порядка и сроков рассмотрения обращений, совершения коррупционных нарушений, а обратившиеся лица нередко терпели материальные убытки в виде своих неоправданных расходов, что вызывало вполне справедливые нарекания.

Введенные нами единые правила учета обращений физических и юридических лиц позволят определить спектр актуальных вопросов, в решении которых обращающиеся заинтересованные лица, те же самые предприниматели, активно используют свои права. По полученной информации можно определить эффективность деятельности государственных органов и других субъектов по устранению различных правонарушений. Кроме того, можно сформировать довольно полное представление об уровне активности и правовой грамотности заявителей.

Благодаря автоматизированной базе данных ЕУОЛ, о которой я уже говорил вам, население Казахстана в рамках «электронного правительства» получит возможность знакомиться с информацией на стадии рассмотрения своего обращения. Цель новшества - принципиально повысить качество государственных услуг населению. Думаю, это нам удается.

 

- Ваш комитет регулярно проводит акции по защите предпринимателей. Могут ли такие мероприятия оградить бизнесменов от произвола чиновников? Какие государственные контролирующие органы больше всех проводят незаконные проверки?

- Наибольшее количество незаконных проверок в нынешнем году, как и в прошлом, допускается со стороны санитарно-эпидемиологического надзора, акиматов, налоговиков, территориальных органов министерств внутренних дел и по чрезвычайным ситуациям. К примеру, только в Актюбинской области в этом году нашим территориальным управлением выявлено 112 незаконных проверок, из них 38 - проведенные работниками госсанэпиднадзора и органа по чрезвычайным ситуациям без вынесения актов о назначении проверок в предприятиях, занимающихся переработкой отходов цветных и черных металлов. Подобных примеров можно привести много, поэтому сотрудники нашего комитета проводят большую работу по повышению правовой грамотности самих предпринимателей. Как говорится, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Бизнесмены должны знать не только свои права и обязанности, но и полномочия проверяющих. Рад сообщить, что мы подписали меморандумы о взаимном сотрудничестве с союзом «Атамекен» и Форумом предпринимателей Казахстана.

Также имеется сайт комитета, где предприниматель может найти любую необходимую информацию. Любой предприниматель может обратиться ко мне через мой личный блог или записаться на личный прием граждан, который мы проводим строго по расписанию. Думаю, такие меры должны оградить бизнес от незаконных проверок. Защита прав предпринимателя - еще одно стратегическое направление нашей работы.

 

- Не является ли казахстанская прокуратура монополистом в вопросах ведения правовой статистики и специальных учетов? Как в этом плане обстоят дела в других странах?

- Сомнения такого рода напрасны, они не имеют под собой никакой почвы. Более того, Казахстан в вопросах ведения правовой статистики и специальных учетов является уникальным государством. Нам есть чем гордиться и делиться с зарубежными коллегами. К примеру, в отличие от нас в той же Америке нет единой системы сбора правовой статистики. В одном штате сбором занимается университет, в другом - административный суд. Видимо, это обусловлено тем, что в Соединенных Штатах основное внимание уделяется не статистическим данным, получаемым из правоохранительных органов, которые могут быть заинтересованы в приукрашивании показателей своей работы, а сведениям, получаемым в ходе опросов и анкетирования населения.

Во многих странах Содружества правовую статистику о состоянии преступности формируют органы внутренних дел, остальные органы ведут внутриведомственные учеты сведений. Вот при таком подходе достоверность статданных действительно может вызвать обоснованные сомнения.

У наших зарубежных коллег вызывает интерес и наша система регистрации и учета проверок со стороны государственных контролирующих структур. Так, года два назад к нам приезжала специальная делегация из России, возглавляемая помощником Президента и заместителем Генерального прокурора Российской Федерации. Как выяснилось, у наших северных соседей не было такой системы, как у нас, и только после изучения нашего опыта они внедрили у себя единый учет всех проверок хозяйствующих субъектов. Неоднократно приезжали к нам и наши коллеги из Генеральной прокуратуры Кыргызстана, они также планируют использовать у себя наш опыт. Как видим, Казахстан в вопросах ведения правовой статистики и специальных учетов идет впереди.

 

- Если не ошибаюсь, на 4-й международной конференции «Инициативы электронного Правительства-2009» были обнародованы итоги конкурса «Лучший электронный государственный орган». Победителем стала Генеральная прокуратура, награда вручена именно Вам. Какие информационные системы, позволяющие автоматизировать процессы сбора, обработки и распространения правовой информации, установлены и действуют в органах высшего надзора?

- В настоящее время в комитете функционируют следующие автоматизированные информационные системы. АИС «Единая унифицированная статистическая система» - республиканская база данных заявлений и сообщений о преступлениях, уголовных делах, результатах судебного рассмотрения, обеспечивающая прозрачное статистическое наблюдение за уголовным процессом, достоверными данными о криминогенной ситуации, деятельности органов уголовного преследования, прокуратуры, судов и уголовно-исполнительной системы.

АИС «Специальные учеты» - база данных специальных учетов, позволяющая эффективно вести все их виды и обеспечивающая сведениями специальных учетов правоохранительные и другие государственные структуры. АИС «Единый учет обращений лиц» - база всех обращений физических и юридических лиц в государственные органы и юридические лица со стопроцентным участием государства. С внедрением АИС «ЕУОЛ» в субъектах, начиная от сельских округов до республиканского уровня, создан учет обращений физических и юридических лиц.

АИС «Автоматизированная дактилоскопическая информационная система» - единая база данных дактилоскопических учетов, позволяющая вести дактилоскопический учет лиц, задержанных, арестованных и осужденных, с возможностью установления личности по нескольким отпечаткам пальцев рук, фрагменту одного отпечатка.

АИС «Информационный сервис» - предоставление удаленного доступа заинтересованным государственным органам к сведениям правовой статистики и специальных учетов, формируемых комитетом путем автоматизации услуг и оказания информационного сервиса.

В режиме он-лайн всем правоохранительным и заинтересованным государственным органам по защишенным каналам Единой транспортной среды государственных органов предоставлен удаленный доступ к сведениям правовой статистики и специальных учетов без права корректировки данных. В данной системе каждый государственный орган имеет свой персональный информационный кластер.

Орган, получивший доступ к системе «Информационный сервис», может оперативно получить правовую статистическую и аналитическую информацию, отправив официальный электронный запрос на физическое и юридическое лицо. Это как раз те программные продукты, с помощью которых отслеживается вся правовая картина страны в режиме реального времени. Все эти системы вызывают большой интерес у наших зарубежных коллег, в частности, из России, США, Чешской Республики, Кыргызстана.

 

- Марат Муратович, благодарю Вас за беседу.

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: