Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Ноябрь, № 11,2010
Рекомендации

Изменения инвестиционного климата


в связи с принятием нового Закона о недрах и недропользовании

 

Авторы юристы С. Ахметова, С. Даумов и М. Бурак составили данную информацию исключительно как общее руководство, которое не может быть использовано как специализированное правовое заключение.

 

В настоящее время Президентом Республики Казахстан подписан новый Закон «О недрах и недропользовании». Новый Закон о недрах призван заменить законы Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» и «О нефти». В связи с этим ряд понятий Закона «О нефти» был расширен на всю сферу недропользования. Так, понятия «оператор», «стратегический партнер» распространяются в соответствии с новым Законом о недрах не только на контракты на проведение нефтяных операций, но и на все остальные виды контрактов на недропользование. Таким образом, можно сказать, что новый Закон о недрах направлен на унификацию законодательства. Полагаем, что само объединение законов о нефти и о недрах и недропользовании не приведет к какому бы то ни было существенному ухудшению положения недропользователей. Однако помимо кодификации указанных актов новый Закон о недрах предусматривает широкий круг нововведений в правовое регулирование деятельности по недропользованию в Республике Казахстан. В первую очередь хотелось бы отметить, что новым Законом о недрах существенно изменены полномочия государственных органов в сфере недропользования. В частности, множество полномочий по утверждению тех или иных подзаконных актов перенесены в компетенцию Правительства. Это связано с недавними изменениями и дополнениями в Закон «О частном предпринимательстве», в соответствии с которыми государственный контроль за субъектами частного предпринимательства может проводиться лишь на предмет выполнения законов и постановлений Правительства. Кроме того, в новом Законе о недрах были закреплены многие фактически существующие полномочия государственных органов. Также необходимо отметить, что новый Закон о недрах учитывает изменения в системе государственных органов, возникшие в связи с Указом Президента РК от 12 марта 2010 года «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан», в соответствии с которым возникли Министерство индустрии и новых технологий, а также Министерство нефти и газа. Говоря об отдельных нововведениях, предусмотренных в новом Законе о недрах, можно, в частности, отметить нижеследующее.

Более детально урегулирована процедура заключения контракта на недропользование. Указанная процедура в новом Законе о недрах выглядит следующим образом.

1. Подведение итогов конкурса или подписание протокола прямых переговоров.

2. Разработка и утверждение проектных документов (в течение 6 месяцев для проекта поисковых работ при заключении контракта на разведку и 18 месяцев для проектных документов на добычу при заключении контракта на добычу. Указанные сроки исчисляются со дня подписания протокола прямых переговоров или объявления итогов конкурса).

3. Разработка и утверждение рабочей программы на основе проектных документов. Рабочая программа согласовывается в течение месяца с момента поступления в уполномоченный орган по изучению и использованию недр. Данное согласование проводится одновременно с проведением экспертизы проекта контракта.

4. Разработка и утверждение проекта контракта на недропользование. Данный проект разрабатывается на основе модельного контракта, конкурсного предложения, проектных документов и утвержденной рабочей программы. Проект контракта должен пройти 3 экспертизы (ранее предусматривалось 7 экспертиз), 1 согласование с уполномоченным органом.

5. Подписание и регистрация контракта на недропользование.

Следует обратить внимание на тот факт, что новым Законом о недрах устанавливается определенный порядок разработки документов. В то же время существует некоторое противоречие: проект контракта в числе прочего должен разрабатываться на основе утвержденной рабочей программы, в то время как согласование указанной программы происходит одновременно с проведением экспертизы проекта контракта.

Отдельно хотелось бы отметить вопросы, касающиеся контрактов на проведение совмещенной разведки и добычи полезных ископаемых. Новым Законом о недрах предусмотрено заключение контракта на совмещенную разведку и добычу лишь на основании решения Правительства только в отношении участков недр, месторождений, имеющих стратегическое значение и (или) сложное геологическое строение. В соответствии с новым Законом о недрах к рассматриваемому виду контрактов на этапе разведки применяются положения законодательства о контракте на разведку, а на этапе добычи - положения о контракте на добычу, если иное не установлено законами. В то же время остается неясным ряд вопросов. В частности, довольно размытой является формулировка определения участков недр (месторождений), имеющих сложное геологическое строение. Кроме того, не урегулирован вопрос относительно процедуры заключения данного вида контрактов. Как говорилось выше, в соответствии с новым Законом о недрах на каждом этапе (разведка, добыча) контракта на совмещенную разведку и добычу применяются нормы, регулирующие соответствующий вид контракта (контракт на разведку, контракт на добычу). В то же время в процессе заключения контракта ни один из указанных этапов еще не начат. В силу изложенного обстоятельства можно сказать, что процедура заключения контракта на совмещенную разведку и добычу новым Законом о недрах не урегулирована. В то же время в новом Законе о недрах содержится норма о том, что Правительством утверждается порядок предоставления права недропользования, в котором, возможно, будет установлена детальная процедура заключения контракта на совмещенную разведку и добычу. Интересным фактом является то, что до последнего момента контракт на совмещенную разведку и добычу не был включен в проект нового Закона о недрах. Решение о внесении данного вида контракта в законопроект было принято Правительством незадолго до принятия законопроекта Мажилисом путем направления заключения на поправки депутатов, предлагавших оставить в проекте закона указанный вид контракта.

Ряд других новшеств, предусмотренных новым Законом о недрах, коснулся регламентации передачи права недропользования. Первым моментом, который следует отметить, является расширение перечня активов, на передачу (возмездную или безвозмездную) которых требуется разрешение компетентного органа. Так, помимо права недропользования разрешение требуется также на передачу так называемых объектов, связанных с правом недропользования. В соответствии с новым Законом о недрах указанное понятие включает в себя:

• доли участия (пакеты акций) в недропользователе;

• доли участия (пакеты акций) в лице, имеющем возможность прямо и (или) косвенно определять и (или) оказывать влияние на решения недропользователя, если у данного юридического лица основная деятельность связана с недропользованием в Республике Казахстан;

• ценные бумаги, подтверждающие право собственности на акции, либо конвертируемые в акции недропользователя;

• ценные бумаги, подтверждающие право собственности на акции, либо конвертируемые в акции юридического лица, имеющего возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на решения недропользователя, если у данного юридического лица основная деятельность связана с недропользованием в Республике Казахстан.

Кроме того, помимо существующих в Законе о недрах способов передачи права недропользования новый Закон о недрах вводит 2 новых способа передачи права недропользования:

• обращение взыскания на право недропользования, связанные с ним объекты, в том числе при залоге;

• возникновение права на долю в недропользователе или в юридическом лице, которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые таким недропользователем решения, если у данного юридического лица основная деятельность связана с недропользованием в Республике Казахстан, в результате (1) увеличения уставного капитала путем внесения одним или несколькими участниками дополнительных вкладов, а также путем (2) принятия нового участника в состав участников юридического лица.

Крайне важным нововведением нового Закона о недрах является предусмотренная в нем регламентация выдачи разрешения на передачу права недропользования или связанного с ним объекта. Напомним, что Законом о недрах не предусмотрены такие ключевые моменты, как конкретный перечень подаваемых документов, этапы рассмотрения заявления и т.д. В частности, процедура получения разрешения на передачу права недропользования и (или) связанного с ним объекта выглядит следующим образом:

• подача заявления об отчуждении в компетентный орган с приложением документов, перечень которых установлен в новом Законе о недрах;

• передача заявления и материалов в течение 20 рабочих дней на рассмотрение Межведомственной комиссии (МВК);

• выработка предложения МВК в течение 30 рабочих дней. Направление в компетентный орган протокола с предложением об отказе от реализации приоритетного права либо с предложением об использовании названного права;

• направление компетентным органом в течение 5 рабочих дней материалов Экспертной комиссии. Выработка в течение 10 рабочих дней предложений о выдаче (отказе в выдаче) разрешения;

• принятие в течение 5 рабочих дней решения о выдаче разрешения либо об отказе в выдаче, а также решения о реализации приоритетного права.

Таким образом, вся процедура рассмотрения заявления должна занимать не более 70 рабочих дней (ранее предусматривался 45-дневный срок). Описанная процедура включает в себя процедуру реализации приоритетного права государства, регламентация которого в соответствии с новым Законом о недрах также претерпела изменения. Говоря о приоритетном праве государства, необходимо отметить следующий крайне важный для темы настоящей статьи момент: в соответствии с новым Законом о недрах указанное право распространяется также на безвозмездную передачу права недропользования или связанных с ним объектов.

Затрагивая вопросы прав государства, следует отметить вопросы, связанные с попутным газом. Наиболее, на наш взгляд, значимым моментом является то, что в соответствии с новым Законом о недрах попутный газ находится в государственной собственности, если иное не предусмотрено контрактом на недропользование. Кроме того, новым Законом о недрах был несколько расширен перечень оснований, в связи с которыми разрешается сжигание попутного газа. В качестве нового основания новым Законом о недрах предусмотрено технологически неизбежное сжигание газа при:

• пусконаладке технологического оборудования;

• эксплуатации технологического оборудования;

• техническом обслуживании и ремонтных работах технологического оборудования.

Отдельно следует отметить вопросы утилизации попутного газа. Как и Закон о нефти, новый Закон о недрах запрещает промышленную разработку нефтегазовых месторождений без переработки и (или) утилизации попутного и (или) природного газа. В соответствии с новым Законом о недрах недропользователь, осуществляющий добычу углеводородного сырья, обязан проводить мероприятия, направленные на сведение до минимума ущерба окружающей среде, минимизацию объема сжигания углеводородного газа, рациональное и комплексное использование попутного газа, включая его переработку. Наиболее важным моментом, как мы полагаем, является то, что обязательства по переработке попутного газа по контрактам, заключенным до введения в действие нового Закона о недрах, оформляются отдельным соглашением между недропользователем и компетентным органом и являются приложением к контракту на добычу, совмещенную разведку и добычу углеводородного сырья.

Отдельного внимания также заслуживают вопросы казахстанского содержания, затронутые в новом Законе о недрах. В целях контроля за соблюдением условий контрактов по казахстанскому содержанию новым Законом о недрах, помимо ныне действующей нормы о предоставлении недропользователем годовой программы закупа, предусматриваются положения о предоставлении (1) среднесрочной (на срок до 3 лет) и (2) долгосрочной программы (на срок до 10 лет или на срок до окончания действия контракта) закупа товаров, работ и услуг. Следует отметить, что новым Законом о недрах вводится такое понятие, как «р

еестр товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей

». В соответствии с

новым Законом о недрах

под данным понятием понимается «

государственная информационная система, предназначенная для контроля и мониторинга закупа товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей, а также проведения электронных закупок и формирования перечня товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию». Считаем необходимым отметить, что новый Закон о недрах предусматривает обязательное использование недропользователем реестра товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию для проведения закупок товаров, работ и услуг. Порядок формирования и ведения указанного реестра, а также порядок его использования при приобретении недропользователями товаров, работ и услуг определяется Правительством Республики Казахстан. Отмечаем также, что в соответствии с новым Законом о недрах большее значение при переходе от этапа разведки к этапу добычи в связи с коммерческим обнаружением приобретают вопросы казахстанского содержания. К слову сказать, процедура указанного перехода регламентирована в новом Законе о недрах значительно детальнее, нежели в Законе о недрах. В числе прочего новым Законом о недрах предусмотрены условия, которые должны согласовать компетентный орган и недропользователь в ходе указанного перехода. В число названных условий входят и условия относительно казахстанского содержания. Однако в соответствии с новым Законом о недрах, если в ходе прямых переговоров о заключении контракта на добычу на основании исключительного права недропользователя в связи с коммерческим обнаружением стороны не придут к соглашению относительно вопросов казахстанского содержания в течение 3-х месяцев, компетентный орган отказывает в предоставлении права недропользования. После вынесения такого отказа участок недр выставляется на конкурс в течение 3-х месяцев.

Закрепленные в новом Законе о недрах переходные положения не позволяют однозначно ответить на вопрос о том, будут ли данные положения действовать в отношении ранее заключенных контрактов на разведку. В силу наличия в новом Законе о недрах положений о распространении его норм на отношения, возникшие после введения данного акта в действие, полагаем, что названное положение будет действовать для ранее заключенных контрактов на разведку.

Другим немаловажным нововведением нового Закона о недрах являются существенные изменения в регулировании порядка непосредственного осуществления деятельности недропользователей. В частности, новым Законом о недрах было исключено понятие годовой рабочей программы. В то же время определение рабочей программы также претерпело изменения и выглядит следующим образом: «документ, составляемый на основании показателей, заложенных в проектных документах, определяющий совокупность планов недропользователя на срок действия контракта с обобщенными показателями по объемам и затратам с разбивкой по годам». Таким образом, недропользователь должен будет предусмотреть все свои действия и затраты в каждом году еще до подписания контракта, что крайне тяжело реализуется на практике. Новый Закон о недрах не учитывает того факта, что в рабочую программу закладываются планируемые показатели, расходы. Рыночные условия меняются постоянно, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. И многие условия и запланированные недропользователем цифры зависят не от него, а от рынка, от условий поставщиков товаров и услуг. В таком случае, если в начале года планировались одни финансовые затраты, а в течение года они оказались меньше (к примеру, поставщик оборудования задержал поставки, и обязательства недропользователя перенесены на следующий год), то под риском ответственности перед государством находится недропользователь. При этом такой риск ответственности для недропользователя чреват не просто штрафами, а также расторжением контракта. В то же время в соответствии с новым Законом о недрах, если фактические расходы недропользователя вследствие обстоятельств, не зависящих от его воли, оказались меньше тех, которые учитывались при утверждении рабочей программы, но физический объем обязательств недропользователя, предусмотренный рабочей программой, исполнен в полном объеме, такое уменьшение фактических расходов не является нарушением условий контракта. Таким образом, на практике ответственность недропользователя будет определяться тем, сможет ли он доказать, что:

• физические обязательства исполнены в полном объеме;

• неисполнение обязательств произошло не по его вине.

Говоря о прекращении права недропользования, считаем необходимым отметить связанные с данным вопросом нововведения, содержащиеся в новом Законе о недрах. Так, новым Законом о недрах предусмотрен перечень оснований прекращения права недропользования. Кроме очевидных оснований, таких как прекращение действия контракта или разрешения на проведение операций по строительству и (или) эксплуатации предусмотренных новым Законом о недрах подземных сооружений, в качестве оснований для прекращения права недропользования предусматривается запрет Правительства на пользование участком недр. Отмечаем, что Законом о недрах предусмотрено право Правительства на запрет пользования участком недр, однако данный запрет не был прямо указан в качестве основания для прекращения права недропользования или расторжения контракта. Ликвидация юридического лица также закрепляется новым Законом о недрах в качестве основания для прекращения права недропользования. Ввиду данного обстоятельства исключается возможность передачи права недропользования учредителям/ участникам недропользователя. Следует отметить, что существует мнение о противоречии указанной нормы положения гражданского законодательства об универсальном правопреемстве.

В то же время новым Законом о недрах прямо предусмотрена возможность передачи права недропользования при реорганизации юридического лица в порядке универсального правопреемства. В силу того, что на практике при реорганизации юридического лица фактическая его ликвидация происходит после передачи всех прав и обязанностей правопреемникам, изложенная выше норма о прекращении права недропользования при ликвидации юридического лица не оказывает влияния на передачу права недропользования в порядке правопреемства. В силу данного обстоятельства полагаем, что названная выше норма не противоречит нормам гражданского законодательства об универсальном правопреемстве. Следует также отметить, что новым Законом о недрах был сокращен и изменен перечень оснований расторжения контракта на недропользование. В числе прочего новый Закон о недрах предусматривает следующие основания:

• неустранение недропользователем в указанный в уведомлении компетентного органа срок более 2-х нарушений обязательств, установленных контрактом на недропользование, либо проектными документами;

• нарушение требований нового Закона о недрах относительно получения разрешения на передачу права недропользования и (или) связанных с ним объектов.

При этом новым Законом о недрах (как и предыдущим законом) предусматривается возможность требования компетентного органа внести изменения в контракт, в связи с тем, что действия недропользователя в отношении участков недр, месторождений, имеющих стратегическое значение, приводят к изменению экономических интересов Казахстана, создающему угрозу национальной безопасности. В то же время, если:

• в срок до двух месяцев со дня получения уведомления об изменении и (или) дополнении условий контракта недропользователь письменно не подтвердит свое согласие на ведение переговоров либо откажется от их ведения или;

• в срок до четырех месяцев с даты получения согласия недропользователя стороны не достигнут соглашения по изменению и (или) дополнению условий контракта;

• в срок до шести месяцев с даты достижения согласованного решения стороны не подпишут изменения и (или) дополнения в условия контракта.

Компетентный орган вправе расторгнуть указанный контракт на недропользвание.

Кроме того, новый Закон о недрах предусматривает право компетентного органа по решению Правительства Республики Казахстан в одностороннем порядке прекратить действие контракта, в том числе ранее заключенного контракта, в случае если действия недропользователя при проведении операций по недропользованию в отношении участков недр, месторождений, имеющих стратегическое значение, приводят к изменению экономических интересов Республики Казахстан, создающему угрозу национальной безопасности. Говоря о количестве оснований для расторжения контракта на основании вышеизложенного, можно сказать, что новый Закон о недрах несколько смягчает положение недропользователя в данном отношении. Следует отметить, что, помимо оснований для расторжения контракта, новый Закон о недрах предусматривает основания для возобновления прекращенного контракта, что является еще одним новшеством. Однако указанные основания предусмотрены лишь для возобновления контракта на недропользование, прекращенного по инициативе компетентного органа. Такими основаниями являются: установление факта принятия решения о прекращении контракта на основании недостоверных данных, значительно повлиявших на принятие указанного решения, в том числе о том, если на дату принятия данного решения у недропользователя по уважительным причинам отсутствовали документы, подтверждающие выполнение контрактных обязательств;

• установление и подтверждение не зависящих от воли недропользователя причин, вследствие которых произошло неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, в том числе действие непреодолимой силы, оказавших непосредственное влияние на неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств.

Основанием для рассмотрения вопроса о возобновлении является обращение лица, контракт с которым был прекращен, либо самостоятельное выявление компетентным органом оснований для возобновления контракта в течение 6 месяцев с даты принятия решения о прекращении. При принятии решения о возобновлении компетентный орган и недропользователь в течение 3-х месяцев согласовывают и заключают дополнительное соглашение к контракту, где должны быть урегулированы вопросы возобновления действия контракта, в том числе вопросы, связанные с перерывом деятельности по контракту, и вопросы ответственности. Указанный 3-месячный срок может быть продлен.

Отдельно необходимо отметить, что новым Законом о недрах предусматривается отдельная статья о функциях национальных компаний. Данные функции почти в полном объеме были перенесены из Закона о нефти. В то же время в новом Законе о недрах явно закрепляется функция национальных компаний по проведению переговоров о передаче права недропользования в порядке реализации приоритетного права государства. Также в новом Законе о недрах сохранена норма о предоставлении права недропользования национальным компаниям на основе прямых переговоров. Интересным фактом является то, что новым Законом о недрах в настоящее время предусмотрено предоставление национальным компаниям на основе прямых переговоров лишь права на разведку или добычу. Исходя из данного обстоятельства, мы полагаем, что право на проведение операций по совмещенной разведке и добыче может быть предоставлено национальной компании лишь на основе конкурса. К слову о национальных компаниях, следует отметить расширение понятия «стратегический партнер» на область разведки и добычи твердых полезных ископаемых. Следовательно, реализация разрабатываемых схем сотрудничества национальных компаний и инвесторов, на наш взгляд, несколько облегчается. При этом конкретные схемы реализации совместной деятельности с указанными компаниями (в частности, АО «НГК «Тау-Кен Самрук») на текущий момент остаются неясными.

Злободневным вопросом по сей день остается возможность урегулирования споров между государством и недропользователем. Новым Законом о недрах не предусматривается прямой нормы о праве недропользователя на обращение в арбитраж. В рассматриваемом аспекте новый Закон о недрах предусматривает следующую редакцию нормы относительно порядка разрешения споров между недропользователем и компетентным органом: «Если споры, связанные с исполнением, изменением или прекращением контракта, не могут быть разрешены в переговорном порядке, то стороны вправе разрешать споры в соответствии с законами Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан».

В силу изложенного обстоятельства полагаем наиболее вероятным, что в разрабатываемых проектах модельных контрактов не будет предусмотрена арбитражная оговорка. В то же время в соответствии с Законом «Об инвестициях» при невозможности разрешения инвестиционных споров в переговорном порядке разрешение споров производится в соответствии с международными договорами и законодательными актами в судах, а также в международных арбитражах, определяемых соглашением сторон (ст. 9 Закона РК «Об инвестициях»). Таким образом, право на обращение в арбитраж сохраняется за недропользователем на основании закона об инвестициях, а также международных договоров и соглашений, заключенных между странами. В то же время указанная выше редакция статьи позволит компетентному органу занимать более жесткую позицию относительно отказа от арбитражной оговорки во вновь заключаемых с инвесторами контрактах.

Говоря о спорах между государством и недропользователем, необходимо отметить гарантии недропользователей от изменения законодательства.

Как и предыдущий Закон о недрах, новый Закон о недрах предусматривает определенные гарантии защиты недропользователя от изменений законодательства. В то же время новый Закон о недрах предусматривает ряд нововведений в данном аспекте правового регулирования недропользования. Так, в соответствии с данным актом указанные выше гарантии выглядят следующим образом: изменения и дополнения законодательства, ухудшающие результаты предпринимательской деятельности недропользователя по контрактам, не применяются к контрактам, заключенным до внесения данных изменений и дополнений. Таким образом, названные гарантии распространяются лишь на изменения в законодательстве, которые ухудшают результаты предпринимательской деятельности недропользователя по контрактам, тогда как в соответствии с Законом о недрах к контрактам, заключенным до внесения изменений и дополнений в законодательство, не применяются положения, ухудшающие положение недропользователя. Как известно, Закон о недрах предусматривает ряд исключений из действия указанных выше гарантий от изменения законодательства. Так, в соответствии с данным законом названные гарантии не распространяются на изменения законодательства Республики Казахстан в области:

• обеспечения обороноспособности,

• национальной безопасности,

• экологической безопасности,

• здравоохранения.

Новый Закон о недрах несколько расширяет данный перечень и предусматривает, что указанные гарантии не распространяются также на изменения законодательства Республики Казахстан в области налогообложения и таможенного регулирования. Полагаем, что указанные изменения ужесточают правовое регулирование деятельности недропользователей.

Крайне важным вопросом также является возможность распространения норм нового Закона о недрах на уже действующие контракты на недропользование. Новый Закон о недрах будет применяться к отношениям, возникшим после введения его в действие. В то же время по ранее заключенным контрактам на недропользование с государственными органами Республики Казахстан стороны обязаны руководствоваться установленными новым Законом о недрах требованиями в части:

• унификации терминологии,

• предоставления информации (1) о казахстанском содержании в кадрах, казахстанском содержании в товарах, работах, услугах, рассчитанном в соответствии с единой методикой расчета организациями казахстанского содержания при закупках товаров, работ и услуг, (2) о планируемых и фактически произведенных закупках товаров, работ и услуг, в порядке и по формам, утверждаемым компетентным органом.

Кроме того, новым Законом о недрах предусмотрено, что недропользователи, подписавшие контракты на недропользование с компетентным органом в условиях отсутствия проектных документов, обязаны обеспечить их разработку и утверждение в срок, не превышающий двенадцати месяцев со дня введения в действие нового Закона о недрах. К тому же, что недропользователи обязаны не позднее восемнадцати месяцев со дня введения в действие нового Закона о недрах представить на согласование в уполномоченный орган по изучению и использованию недр рабочие программы к контрактам на разведку и добычу на основании проектных документов. Подводя итог вышесказанному, полагаем, можно сказать, что в целом новый Закон о недрах систематизирует и ужесточает условия заключения контрактов и осуществления права недропользования в Казахстане. В частности, можно отметить следующие моменты:

• расширен перечень действий в отношении права недропользования, для осуществления которых требуется разрешение компетентного органа;

• значительно расширяется круг сделок, на которые распространяется приоритетное право государства. В соответствии с новым Законом о недрах указанное право распространяется и на безвозмездные сделки;

• остается неясным вопрос относительно возможности реализации приоритетного права государства при переходе права недропользования и связанных с ним объектов в порядке реорганизации юридического лица;

• ужесточены условия относительно казахстанского содержания при осуществлении операций по недропользованию:

- значительно увеличен объем документов, предоставляемых недропользователем в отношении казахстанского содержания,

- усилен государственный контроль исполнения обязательств недропользователями при приобретении ими казахстанских товаров, работ и услуг,

- предусмотрено обязательное использование реестра товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей.

Таким образом, несмотря на то, что в качестве одной из задач нового Закона о недрах констатируется создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в проведение операций по недропользованию, полагаем, что новый Закон о недрах в целом ужесточает инвестиционный климат в стране и создает ряд предпосылок для национализации добывающей отрасли промышленности.

 

Здесь должны быть комментарий