Лента новостей
0

Ответственность европейских государств за международный терроризм /Х. Шюкуров, диссертант Института философии, социологии и права НАНА/

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 19.04.2011 21:48 Фото: zakon.kz
3

Ответственность европейских
государств за международный терроризм

Диссертант Института философии, социологии и права НАНА Х. Шюкуров - о важнейшей «продукциии» Совета Европы (коими являются принимаемые международные договоры - конвенции, соглашения, хартии, протоколы). На 1 января 2001 г. СЕ разработано 177 международных документов, которые охватывают практически все стороны европейской жизни, за исключением вопросов обороны.

Ответственность европейских


государств за международный терроризм

 

Диссертант Института философии, социологии и права НАНА Х. Шюкуров - о важнейшей «продукциии» Совета Европы (коими являются принимаемые международные договоры - конвенции, соглашения, хартии, протоколы). На 1 января 2001 г. СЕ разработано 177 международных документов, которые охватывают практически все стороны европейской жизни, за исключением вопросов обороны.

 

Региональное сотрудничество государств по борьбе с терроризмом сегодня осуществляется в Европе в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы и Европейского союза, Шенгенского пространства, а также Северного совета. Разработан и действует ряд международных инструментов, регламентирующих сотрудничество на этом уровне: итоговые документы совещаний СБСЕ в Хельсинки, Мадриде, Вене, Париже; резолюции и решения, принятые органами ЕС.

В ряде регионов созданы специальные органы, обеспечивающие взаимодействие государств - участников региональных соглашений, например, таких как в Совете Европы - Европейский комитет по проблемам преступности и Комитет министров.

Особого внимания заслуживает договорно-правовая база и механизм взаимодействия государств, их правоохранительных органов и спецслужб, действующих в рамках Шенгенской группы, Европейского союза и Совета Европы. Такое внимание объясняется двумя факторами. Во-первых, указанная база и механизм являются наиболее совершенными из ныне существующих, и они могут представлять определенный интерес для аналогичного сотрудничества и взаимодействия в рамках СНГ. Во-вторых, Российская Федерация вступила в Совет Европы и может стать участницей европейских соглашений, ранее закрытых для нее.

Важнейшей «продукцией» Совета Европы являются принимаемые им международные договоры (конвенции, соглашения, хартии, протоколы). На 1 января 2001 г. СЕ разработано 177 международных документов, которые охватывают практически все стороны европейской жизни (за исключением вопросов обороны). Договоры СЕ - важный вклад в формирование общеевропейского правового пространства. В качестве многосторонних документов они заменяют несколько тысяч двусторонних европейских соглашений.

В преамбуле Европейской конвенции по пресечению терроризма отмечается, что государства - участники конвенции подписали ее, сознавая растущую тревогу, вызванную увеличением числа актов терроризма и желая принять эффективные меры для обеспечения неотвратимости наказания в отношении лиц, совершающих такие акты /1/.

16 апреля 2003 г. в греческой столице состоялось подписание Договора о присоединении к Европейскому союзу десяти новых государств-членов (Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии). Это пятое по счету расширение сообществ и беспрецедентное по своим масштабам. Новый договор был ратифицирован государствами-членами и присоединившимися государствами к маю 2004 г. По результатам саммита подписавшие стороны в качестве своеобразного резюме провозгласили Афинскую декларацию. В декларации указывается: «Мы полны решимости работать на всех уровнях для решения проблемы международного терроризма и ликвидации оружия массового разрушения» /2/. Союз заверяет в своей поддержке Организации Объединенных Наций и ее усилий по обеспечению международной законности и глобальной ответственности.

Одной из главных тенденций развития европейских сообществ и союза с момента их основания является «разработка законодательства и принятие организационных мер в уголовно-правовой сфере с целью превратить Европейский союз в целом в пространство свободы, безопасности и правосудия», таких как разработка нормативных актов по борьбе с терроризмом и другими формами «транснациональной» преступности; установление минимальных стандартов защиты прав лиц, потерпевших от преступлений; создание Европейского полицейского ведомства (Европол), подготовка к введению «европейского ордера на арест» и др.

Европа также испытала на себе террористические акты: политический терроризм, с которым в 70-е годы столкнулись Италия, Франция и Германия, но также и терроризм со стороны сепаратистских движений, выступающих за независимость своих территорий, как это по-прежнему наблюдается в Испании (ЭТА), во Франции, Соединенном Королевстве (ИРА), Турции и России (чеченские сепаратисты).

Важным документом по борьбе с терроризмом новой Европы является Европейская конвенция о защите прав человека, принятая в Риме в ноябре 1950 г., в которой хотя и нет прямой ссылки на терроризм, но ряд положений позволяет защитить людей от террористического насилия (ст. 2, 3, 5, 9).

В Совете Европы было подготовлено несколько других документов в этой области, включая вышеупомянутую Конвенцию 1977 г. о пресечении терроризма. Ныне эту конвенцию подписали все 44 государства - члена Совета Европы. Группа экспертов, известная как Многодисциплинарная группа по международным действиям в борьбе против терроризма (МТТ), ответственная за анализ документов Совета Европы, относящихся к борьбе с терроризмом, подготовила проект протокола с поправками к конвенции. В январе 2003 г. Парламентская ассамблея Совета Европы одобрила доклад, в котором излагается заключение в отношении этого протокола. Проект протокола, официально одобренный Комитетом министров в феврале 2003 г., открыт для подписания в Страсбурге 15 мая 2003 г.

Совет Европейского союза на своем чрезвычайном заседании 27 декабря 2001 г. принял документ под названием общая позиция Совета Европейского Союза о борьбе с терроризмом, будучи озабоченным тем, что «терроризм представляет собой реальный вызов для всей планеты и для Европы, существует факт угрозы миру и безопасности, исходящей от террористических актов. Борьба с терроризмом будет служить приоритетной целью Европейского союза» /4/. Общая позиция о борьбе с терроризмом - рамочный правовой акт, призванный зафиксировать программу действий Европейского союза в сфере борьбы с террористической деятельностью и ее субъектами в масштабах всей Европы и на международной арене в целом. Большинство положений этого документа являются нормами-задачами, на базе которых Европейским союзом, международным сообществом, государствами-членами должны быть предприняты конкретные шаги по противодействию международному терроризму. Например, в ст. 2 указывается, что «замораживаются средства и другие финансовые активы или экономические ресурсы:

- лиц, которые совершают или предпринимают попытку совершить террористические акты, а также являются пособниками или участниками подобных деяний;

- организаций, принадлежащих упомянутым лицам либо находящихся под их прямым или косвенным контролем;

- лиц и организаций, действующих от имени или на основе указаний предусмотренных выше лиц и организаций.

Замораживанию подвергаются в том числе средства, источниками которых выступает имущество, принадлежащее соответствующим лицам и их сообщникам из числа других лиц и организаций, либо имущество, находящееся под их прямым или косвенным контролем. Лица, участвующие в финансировании, организации, подготовке или совершении террористических актов, или оказывающие им помощь, должны быть преданы суду» /4/.

Совет Безопасности ООН 28 сентября 2001 г. принял резолюцию 1373, в которой предлагаются меры по борьбе с терроризмом, в том числе с финансированием терроризма и с укрывательством террористов; 8 октября 2001 г. совет подтвердил решимость Европейского Союза и его государств-членов в полной мере принять участие на началах координации осуществляемых действий в глобальной антитеррористической коалиции под эгидой Организации Объединенных Наций.

19 октября 2001 г. Европейский совет заявил о том, что он твердо намерен бороться с терроризмом по всему миру и в любых его проявлениях, и что «подлежит укреплению сотрудничество государств - членов Европейского союза друг с другом и с третьими государствами, направленное на предотвращение и устранение террористических посягательств, а также на принятие мер против исполнителей террористических актов», в частности, путем усиления сотрудничества между оперативными службами, которые отвечают за вопросы борьбы с терроризмом - Европолом, Евроюстом, разведывательными, полицейскими службами и судебными органами.

Подписавшие стороны в соответствии с международным и национальным правом оказывают друг другу и предоставляют третьим государствам максимально широкое содействие в расследовании уголовных дел. Должны быть установлены препятствия для перемещения террористов и террористических групп. Создание таких препятствий обеспечивается, например, посредством эффективного пограничного контроля.

Надлежит предпринять шаги с целью активизировать и ускорить обмен оперативной информацией, в частности, по следующим вопросам: действия и перемещения террористов или террористических сетей; поддельные или искаженные документы на поездки; торговля оружием, взрывчатыми веществами и секретными материалами; технические средства связи, используемые террористическими группами; угроза, обусловленная наличием в распоряжении террористических групп оружия массового уничтожения (статья 11).

Некоторые правовые акты утверждены одновременно с общей позицией и уже реализуются. Речь идет о законодательстве союза, направленном на замораживание активов и применение иных финансовых санкций против субъектов террористической деятельности: общая позиция совета от 27 декабря 2001 г. «О введении специальных мер с целью борьбы с терроризмом» и регламент Совета ЕС № 2580/2001 от 27 декабря 2001 г. «Об установлении специальных ограничительных мер в отношении отдельных лиц и образований в рамках борьбы с терроризмом».

Общая позиция «О борьбе с терроризмом» издана в рамках второй «опоры» Европейского союза - общей внешней политики и политики безопасности. Для ее принятия также использованы полномочия в рамках сотрудничества полиции и судебных органов в уголовно-правовой сфере - третьей «опоры» союза.

В отличие от общей позиции, включающей главным образом программные, организационные и финансовые предписания, Рамочное решение Совета Европейского союза о борьбе с терроризмом от 13 июня 2002 г. ориентировано на борьбу с терроризмом посредством норм материального уголовного права /5/.

Рамочное решение Совета Европейского союза о борьбе с терроризмом выступает одним из наиболее принципиальных шагов в системе антитеррористических мероприятий Европейского союза. Оно было принято на основе проекта, подготовленного Европейской комиссией. Импульсом к скорейшему обсуждению и принятию документа послужили события на территории США в сентябре 2001 г., однако сам его текст начал разрабатываться заблаговременно и был официально внесен в совет в порядке законодательной инициативы 19.09.2001 г.

Каждое государство - член Европейского союза должно принять необходимые меры к тому, чтобы террористические преступления влекли за собой наказание в виде лишения свободы, более суровое, чем установлено национальным правом за такие же преступления при отсутствии специального намерения. Исключение составляют случаи, когда предусмотренные виды наказания уже выступают в качестве максимальных наказаний, применение которых возможно согласно национальному праву.

С целью обеспечить возможность предпринимать эффективное уголовное преследование по фактам террористических преступлений надлежит установить нормы, касающиеся вопросов юрисдикции. Каждое государство-член должно принять необходимые меры к тому, чтобы юридические лица могли привлекаться к ответственности за перечисленные выше преступления, когда эти преступления совершены в их пользу всяким лицом, которое действует индивидуально или в качестве члена органа соответствующего юридического лица и занимает внутри этого юридического лица руководящее положение в силу одного из следующих оснований:

a) способность выступать представителем юридического лица;

b) наличие полномочий принимать решения от имени юридического лица;

c) наличие полномочий осуществлять контроль внутри юридического лица (ст. 7, 8).

Рамочное решение о борьбе с терроризмом принято в рамках третьей «опоры» Европейского союза - сотрудничество полиции и судебных органов в уголовно-правовой сфере (раздел VI Договора о Европейском союзе). Как и остальные источники данной категории, оно представляет собой основы законодательства Европейского союза, направленные на сближение (гармонизацию) правовых систем его государств-членов в конкретной сфере общественной жизни. По своим юридическим свойствам рамочные решения сходны с директивами, которые издаются в рамках первой «опоры» Европейского союза.

Все 15 стран, входящих в союз, обязаны в том или ином виде инкорпорировать нормы Рамочного решения в собственное национальное право. С этой целью они должны были внести необходимые поправки в свои уголовные кодексы и другие правовые акты до конца 2002 г.

Необходимо также отметить, что кроме указанных актов Европейский союз принял множество специальных документов, направленных на борьбу с терроризмом и организованной преступностью, Решение совета от 3 декабря 1998 г. «О предоставлении Европолу полномочий рассматривать дела в отношении преступлений, которые совершены или могут совершаться в рамках террористической деятельности, посягающей на жизнь, здоровье, свободу людей, а также на имущество»; Общая акция 98/428/ JAI совета от 29 июня 1998 г. «О создании Европейской информационной сети в области правосудия, обладающей полномочиями в сфере террористических преступлений»; Общая акция 98/73 3/JAI совета от 21 декабря 1998 г. «О признании уголовно-наказуемым деянием участия в преступной организации на территории государств - членов Европейского союза»; Рекомендация совета от 9 декабря 1999 г. «О сотрудничестве в области борьбы с финансированием терроризма».

Есть и другие документы, призванные стать основой для борьбы с терроризмом, включая Конвенцию о киберпреступности, Конвенцию об отмывании денег, Европейскую конвенцию об экстрадиции и Европейскую конвенцию о взаимопомощи по уголовным делам.

Как известно, после 11 сентября 2001 г. во всем мире активизировалась работа по выработке новых стратегий и технологий борьбы с терроризмом. Так, например, Совет Европы 24 сентября 2001 г. принял план, в соответствии с которым во входящих в эту организацию странах должны быть сформированы новые судебные и полицейские органы для расследования террористической деятельности, активизирован обмен информацией между государствами-членами и усилена разведывательная деятельность по выявлению террористических угроз, а 7 декабря 2001 г. было принято Рамочное решение о борьбе с терроризмом /6/.

Следствием предпринимавшихся мер стал арест в 2002-2004 гг. ряда лиц, подозреваемых в связях с Аль-Кайдой в Испании, Великобритании, Франции.

В июле 2002 г. Комитет министров Европейского союза утвердил Основные принципы в области прав человека и борьбы с терроризмом. Эти принципы являются первым международным документом в этой области. В них предусматривается обязанность государств защищать все население от терроризма и подтверждается обязательство избегать произвола, а также требование, чтобы все принимаемые государством меры были законными, и абсолютный запрет на пытки. В них также устанавливаются рамки в первую очередь в отношении сбора и обработки личных данных, мер, которые связаны с вмешательством в частную жизнь, арестом, содержанием под стражей и предварительным заключением, судебным разбирательством, экстрадицией и компенсаций жертвам.

Европейская конвенция о пресечении терроризма была подписана государствами - членами Совета Европы 27 января 1977 г. в Страсбурге и вступила в силу для 26 стран - участниц Совета Европы 4 августа 1978 г., когда еще не получили столь массового распространения акты международного и национального терроризма. В определенном смысле можно сказать, что подписание данной конвенции было опережающим, превентивным шагом в борьбе с нарастающим терроризмом /9/.

Следует отметить, что согласно ст. 1 конвенции круг преступлений, определяемых для обеспечения выдачи преступника иностранному государству, достаточно широк и носит частично бланкетный характер. При этом оговорено, что ни одно из этих преступлений не должно рассматриваться как политическое преступление или преступление, связанное с политическим преступлением, или преступление, вызванное политическими мотивами.

Расширяют круг преступлений, определяемых для целей выдачи лица иностранному государству, и положения ст. 2 конвенции, где устанавливается, что любое договаривающееся государство может не рассматривать в качестве политического преступления или преступления, связанного с политическим преступлением, или преступления, вызванного политическими мотивами, каждый акт насилия, который не указан в ст. 1, но направлен против жизни, телесной целостности или свободы людей.

Сказанное относится ко всем тяжким преступлениям, направленным против собственности, если эти деяния не предусмотрены ст. 1, в случае, когда они создают массовую опасность для людей. Все это распространяется и на случаи попыток совершить любое из вышеназванных преступлений или в отношении участия в качестве сообщника лица, совершающего или пытающегося совершить такое преступление /10/.

 

 

Summary

 

This article highlights international terrorism.

 

Литература

 

1. Европейская конвенция о пресечении терроризма (принята 27 января 1977 г. в Страсбурге). Действующее международное право. В 3-х т. Т. 3. М.: МНИМП, 1996.

2. Афинская декларация 16 апреля 2003. r./www.eulaw.edu.ru

3. Европейская конвенция о защите прав человека. Европейский суд по правам человека. Избранные решения. В 2-х т. Т. 2, М.: Изд. «Норма», 2000.

4. Общая позиция Совета Европейского союза о борьбе с терроризмом от 27 декабря 2001 г. https://eulaw.edu.ru/index.htm.

5. Рамочное решение Совета Европейского союза о борьбе с терроризмом. Journal officiel des Communautes europeennes. L 164. 22.6.2002.

6. Хлобустов О. Новые перспективы. Сотрудничество в борьбе с терроризмом. Юридическая газета. 2004. № 48. Ноябрь.

7. Обращение Государственной думы РФ «К Европейскому парламенту и парламентам государств - членов Европейского союза. Москва, 15 ноября 1996 года. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 48.

8. Владыченко А. Договоры Совета Европы и Российская Федерация. Российская юстиция. 2001. № 2.

9. Конвенции Совета Европы и Российская Федерация. Сб. документов. М.: Юрид. лит. 2000.

10. Цепелев В. Европейская конвенция о пресечении терроризма теперь обязательна и для России. Российская юстиция. 2001. № 2.

11. Awad Osman Mohamed. The United Nations and Peace Enforcement: Wars, Terrorism and Democracy. Ashgate Publishing, October 1, 2002.

12. Higgins R. Flory M. Terrorism and International Law. London, New York, 2002.

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: