Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Май, № 5,2011
Персона

СЕГОДНЯ ВО ВЛАСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


НЕМАЛО ОТВЕТСТВЕННЫХ ПОЛИТИКОВ…

 

СЕГОДНЯ ВО ВЛАСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НЕМАЛО ОТВЕТСТВЕННЫХ ПОЛИТИКОВ… /МУХАМЕДЖАНОВ Абылай/МУХАМЕДЖАНОВ Абылай - министр юстиции Кыргызской Республики. Родился в 1959 году в Чуйской области в семье служащих. После службы в армии поступил на юридический факультет Кыргызского национального университета, который успешно окончил в 1986 году. Трудовую деятельность начал следователем в органах внутренних дел, затем - в прокуратуре. С 1995 по 1996 год работал в администрации Президента КР. С 1996 по 2002 год - заведующий отделом государственного устройства, конституционного законодательства и судебной реформы аппарата ЖогоркуКенеша. С 2002 по 2010 год - судья Высшего арбитражного, Верховного судов. 20 декабря 2010 года Указом Президента Кыргызской Республики назначен министром юстиции. Судья высшей квалификации. Заместитель председателя рабочей группы по разработке Концепции правовой политики Кыргызстана.

Беседу ведет Торгын НУРСЕИТОВА, фото Игоря КОВАЛЕНКО

 

Штрихи к портрету

Управленческое кредо - поощрять профессионалов и продвигать их по служебной лестнице. Панибратства не терпит, относит себя к либеральным демократичным руководителям.В подчиненных ценит профессионализм, порядочность, ответственность.

Считает, чтобы быть счастливым, надо любить людей, верить им и получать от работы удовольствие. Мечтает, чтобы будущее поколение жило в богатом, мирном, процветающем Кыргызстане. Имеет много друзей.

Любит фильмы с участием СуйменкулаЧокморова и голливудских актеров - МэлаГибсона, Анжелины Джолли, произведения народного писателя Чингиза Айтматова, особенно «Плаху», любит вспоминать беззаботные школьные годы. В свободное время предпочитает плавать, кататься на лыжах, любоваться чистокровными скакунами, слушать народную песню «Сары ой».

Любимый город - Бишкек, с которым связаны молодость, работа и вся жизнь. Любимая пословица - «Тууганчылбийдеыйманжок, ыймандуубийдетууганжок», что в переводе на русский означает: «У справедливого судьи нет родственников, у несправедливого судьи много родни».

Умеет признавать свои ошибки и делать выводы. Когда гнетущие мысли не дают покоя, старается думать о хорошем. Может посмеяться над собой. Не любит шумных застолий. Старается не общаться с занудами и болтливыми дилетантами.

 

- АбылайЖумакадырович, у нас, казахов, говорят, что если муж достиг больших высот в работе, в жизни, то в этом на пятьдесят процентов заслуга жены. А у вас как? Расскажите, пожалуйста, о своей семье.

- Думаю, эти слова относятся не только к казахам или киргизам, они относятся к людям любой национальности. Без поддержки жены мужчина вряд ли состоится как личность, как отец, как профессионал. В этом плане мне повезло, у меня прекрасная жена, зовут ее Атыркуль, и прекрасная семья. Семья  для меня - самое дорогое, что у меня есть. Атыркуль имеет два высших образования, училась в России, сначала окончила педагогический институт, затем институт менеджмента и бизнеса. Сейчас занимается частной предпринимательской деятельностью. У нас четверо детей, младшему четыре годика, растут внуки. В общении с детьми и внуками снимаем стресс и усталость, мир с ними кажется добрее и ярче.

 

- Как Вас, рядового судью Верховного суда, назначили министром юстиции? За какие заслуги? Или у Вас была надежная «крыша»?

- Попробую ответить. «Крыша», как вы выразились, нужна тем, кто занимается неблаговидными делами. Министерство юстиции, как известно, в переводе с латыни означает «справедливость», и на данный государственный орган возложено проведение правовой политики государства. Меня партия выдвинула, полагаю, не за какие-то выдающиеся заслуги, хотя причем тут это… Вероятно, был учтен мой профессиональный опыт, в том числе в парламенте, прокуратуре, судебной системе. И вообще, судья Верховного суда по своему статусу равен министру в существующей иерархии должностей.

 

- Как Вы считаете, какими главными качествами должен обладать министр юстиции?

- Ценить людей, быть справедливым, компетентным, и главное - быть государственником, патриотом. Сегодня это очень важно.

 

- Какой недостаток в себе Вы хотели бы победить, и какие добродетельные качества вырабатываете в своем характере?

- К плохим привычкам быстро привыкаешь, поэтомуя бы сказал словами Андрея Макаревича: «Не позволяй душе лениться, чтоб в ступе воду не толочь…».

 

- Каким своим вкладом в развитие права Кыргызстана Вы гордитесь особенно?

- В программу правительства на этот год внесено мое предложение о мерах по защите собственности. В данное время Министерством юстиции готовятся соответствующие законопроекты.

 

- Как отмечают российские политологи, основной проблемой Киргизии, вселяющей беспокойство, остается острый недостаток ответственных политиков, способных подняться над узкокорыстными и групповыми интересами, для того чтобы осознать и сформулировать общенациональную повестку дня. Повестку развития киргизского общества, а не постоянного дележа не столь уж богатых ресурсов этой горной страны. В силу того, что Вы являетесь членом правительства, Вы тоже имеете отношение к политике. Относите ли Вы себя к категории ответственных политиков?

- Да, я отношу себя к ответственным политикам. И чтобы там ни говорили российские, заокеанские политологи, политтехнологи и прочие провидцы, смею заверить вас и читателей журнала, что сегодня во власти немало ответственных политиков, думающих о судьбе страны, о будущем своего народа. Да, на долю нашего народа выпало немало испытаний, в том числе испытаний на прочность основ государственности. Но, слава Аллаху, мы преодолели эти невзгоды. В многовековой истории нашего народа было немало сложных периодов, но всегда в судьбоносное для народа время находились достойные сыны, которые брали груз ответственности за его дальнейшую судьбу в свои руки. За примерами далеко ходить не надо.

Это и первый глава правительства Кыргызстана ЮсупАбрахманов, АбдыкеримСыдыков, ИсхакРазаков, которые ценою своей жизни уберегли свой народ от голода 1930 годов, в то время как, выполняя продразверстку, руководители Поволжья, Украины, Казахстана обрекли народ на голод и вымирание. Я уверен, что и в нынешнее судьбоносное для страны время на политическую авансцену выйдут востребованные временем политики. Такие люди есть, и я уверен, что они выведут страну на новый уровень развития.

 

- Мораль должна быть во всех сферах жизни, но особенно важно ее применение в сфере права. Каков сегодня моральный облик кыргызских юристов? Можно ли считать их носителями высокой нравственности?

- У кыргызов есть пословица «Бешбармактенэмес», что дословно переводится как «пальцы одной руки неодинаковые», ну а если по смыслу и по теме, то это означает, что юристы бывают разные. Всех, так сказать, под одну гребенку причесывать неверно. Я знаю многих юристов как с профессиональной, так и морально-нравственной точки зрения безупречных, но, к сожалению, есть и такие, кто порочит эту профессию. К счастью, все же больше порядочных, знающих свое дело юристов. Однако так повелось, что «героями» газетных публикаций, телерепортажей становятся их антиподы. Очень много нареканий высказывается в адрес судей, отсюда и стереотипы. Сейчас у нас готовится нормативная база для реформы судебной системы, и, думается, в скором времени судейский корпус будут представлять наиболее достойные люди, моральный облик которых не будет вызывать кривотолков. Нельзя не отметить и то, что все больший вес в нашем обществе набирают адвокаты, все больше людей обращаются к их услугам.

 

- Говоря о трагических событиях в Кыргызстане, Роза Отунбаева подчеркнула, что «главная сила, приведшая к народным волнениям и революции, - стремление к справедливости, к истине. Всяческое попрание законов и привело к тому, что народ дважды восстал против произвола». Что сейчас делается в вашей стране для того, чтобы законы не попирались, а соблюдались, чтобы исключить возвращение авторитаризма и семейно-кланового правления? Поможет ли этому проводимая в Кыргызстане конституционная реформа?

 

- Первое, что было сделано для того, чтобы исключить семейно-клановое правление, - была принята новая Конституция, которая установила новый политический порядок. В ней была установлена система гарантий, препятствующих превращению Президента Кыргызстана в авторитарного правителя. Вернуть доверие народа к власти, к закону - это, пожалуй, одна из главных составляющих конституционной реформы. Поэтому в целях осуществления системной правовой политики, утверждения принципов верховенства права, а также эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина распоряжением Президента Кыргызской Республики от 25 февраля 2011 года была образована рабочая группа по разработке проекта Концепции правовой политики. В нее вошли представители органов государственной власти, международных организаций, высших учебных заведений и гражданского сообщества. В соответствии с вышеназванным распоряжением рабочей группе поручено в трехмесячный срок разработать и внести на рассмотрение правительства проект Концепции правовой политики.

 

- Некоторые юристы считают, что при разработке законов Казахстан больше ориентируется на Россию, а Кыргызстан - на Казахстан. Вы разделяете это мнение?

- Нет, конечно.На чем основаны их предположения, я не знаю. Но мне представляется, что законодатели должны ориентироваться прежде всего на интересы своего государства, своего народа. Это что касается философии законопроектов.

Если вы под «ориентированием на Казахстан» имеете в виду написание законопроектов, то, насколько я знаю, уже давно изжита практика слепого копирования законопроектов, что имело место на заре становления независимости. Сегодня законопроекты пишутся отечественными юристами, причем очень часто в их создании принимают участие представители гражданского общества. В то же время нельзя исключать того, что за основу этих законопроектов принимаются модельные законы, рекомендуемые, к примеру, Межпарламентской Ассамблеей СНГ или ЕврАзЭС. Кроме того, в процессе создания законопроекта всегда имеет место изучение законодательства зарубежных стран, и в этом, полагаю, нет ничего предосудительного.

 

- В начале этого года Президент Роза Отунбаева заявила, что многие законопроекты, направленные на приведение в соответствие с действующей Конституцией Кыргызской Республики, остаются не тронутыми. По ее словам, «правительство парламентского большинства, как и все общество, остро нуждается в принятии законов и нормативных актов. «ЖогоркуКенешу необходимо принять более сотни законов, то есть надо принимать по несколько законов в день, причем в ключевых областях. Страна не может жить в правовом вакууме», - отметила глава государства. Что с тех пор изменилось? Какиезаконопроектыв Кыргызстане являются сейчас приоритетными ирассматриваются в первую очередь? Решен ли один из главных вопросов - приведение национального законодательства в соответствие с принятыми международными обязательствами?

- В Кыргызстане сегодня происходят судьбоносные события. Происходит исторический переход от одной формы государственного устройства к другой, который подразумевает системные изменения в законодательстве, затрагивающие практически все сферы правоотношений. По требованиям новой Конституции необходимо привести в соответствие с ней большой пласт законодательства.

Что касается текущего момента, то постановлением правительства Кыргызской Республики был утвержден план мероприятий «Экономика и безопасность» на 2011 год. Согласно этому плану Министерству юстиции поручено подготовить и внести предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты в части усиления ответственности за нарушение права собственности до 1 сентября 2011 года. В данное время в Министерстве юстиции создана рабочая группа, которая занимается разработкой проектов этих нормативных правовых актов.

Относительно приведения национального законодательства в соответствие с принятыми международными обязательствами следует отметить, что нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызстана. Все внутригосударственные процедуры для их выполнения проведены. Так, в настоящее время правительством внесены в парламент для ратификации международные договоры, подписанные в рамках ЕврАзЭС, членами которого мы являемся.

Кстати, согласно требованиям Гаагской конвенции Кыргызстан обязан ввести апостиль. Конвенция была ратифицирована законом от 16 ноября 2009 года и начинает действовать с 31 июля этого года.

 

-Какие новшества внесены в уголовное законодательство Киргизии после трагических событий прошлого года? Ужесточена ли уголовная ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе запреступления с использованием огнестрельного оружия, за незаконное приобретение и хранение оружия и боеприпасов? Насколько известно, на руках у киргизского населения находится еще много огнестрельного оружия.

-За указанные преступления в нашем уголовном законодательстве предусмотрено достаточно суровое наказание. Но это не значит, что уголовное законодательство не будет совершенствоваться. Министерством юстиции при содействии Проекта Европейского союза и ПРООН по поддержке конституционной и парламентской реформы, в целях приведения законодательства в соответствие с новой Конституцией, разработаны проекты законов «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Кыргызской Республики» и «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики». Сейчас эти законопроекты находятся на стадии рассмотрения в парламенте. В этой связи следует отметить, что наше уголовное законодательство идет по пути гуманизации. Так, в рамках указанных законодательных инициатив предлагается исключить из Уголовного кодекса статьи, предусматривающие уголовную ответственность за клевету, оскорбление и так далее.

 

- К слову, привлечены ли к уголовной ответственности должностные и гражданские лица, допустившие захват оружия, боеприпасов и боевой техники, Министерства обороны Кыргызской Республики, Пограничных войск ГКНБ, МВД во время кровавых столкновений между лицами кыргызской и узбекской национальности в прошлом году?

- В отношении этих лиц возбуждено много уголовных дел, и сейчас по ним идет следствие. Степень их вины и меру ответственности установит суд.

 

- В Кыргызстане не за горами президентские выборы. По этому поводу Роза Отунбаева сказала: «Мы должны продемонстрировать, что власть должна передаваться исключительно путем открытых и прозрачных выборов». Что служит гарантом того, что предстоящие президентские выборы в Кыргызстане будут проведены честно, справедливо, будут отражать волю народа? Принял ли ЖогоркуКенеш закон о выборах?

- Парламентские выборы, проведенные в Кыргызстане в 2010 году, показали всему миру политическую зрелость нашего электората и общества в целом. Это были действительно открытые и прозрачные за всю историю суверенного Кыргызстана выборы. Замечу, они проходили в экстремальных условиях, когда фактически не было ни законодательной, ни судебной власти, а исполнительную власть представляло Временное правительство.

Сегодня у нас функционируют все ветви власти, но самое главное - наш электорат понял, что и от его осмысленного волеизъявления зависит его будущее, будущее его детей. Это и есть гарантия честных и справедливых предстоящих выборов президента. Поправки в избирательное законодательство сегодня широко обсуждаются на «круглых столах», общественных и парламентских слушаниях. Активность и вовлеченность в этот процесс гражданского общества - тоже гарантия честности предстоящих политических событий.

 

- Реформа судебной системы должна стать общенациональной кампанией - такой клич бросили ваши парламентарии и подготовили соответствующий законопроект, в котором предлагается полностью обновить судейский корпус. По их словам, он направлен на то, чтобы вырвать Кыргызстан из тисков коррупции. Будет ли принят и реализован такой закон, а также ряд других законопроектов, связанных с деятельностью судов? Какие изменения ожидаются в судебной системе и в целом в обществе с их принятием?

- Реформа судебной системы - это не кампания, а составная часть конституционных преобразований, изаконопроекты разработаны в реализацию положений Конституции Кыргызской Республики. Закрепив основные принципы организации и деятельности судов, Конституция оставила много важных моментов на их дальнейшее развитие уже в текущем законодательстве. Принятые парламентом в первом чтении законы «О конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики», «О Совете по отбору судей» и другие направлены на осуществление кардинальной реформы судебной системы.

Да, положение судебной власти в системе государственных органов было противоречивым, и такое его положение не является особенностью только кыргызского государственного устройства. Она была самой слабой и самой коррумпированной ветвью власти, опять же не только в Кыргызстане, но и во многих постсоветских республиках. Судебная власть должна стать сильной, независимой и занимать достойное место в системе сдержек и противовесов государственной власти. Без сильной судебной власти построить правовое государство будет невозможно, поэтому сегодня к реформированию судебной власти приковано общественное внимание.

Предполагается, что в процессе отбора судей будет задействовано гражданское общество. Будет уделяться большое внимание профессиональным и моральным качествам кандидата в судьи. Процесс очищения судейского корпуса, думается, позитивно скажется на авторитете судебной власти.

В то же время и среди действующего судейского корпуса есть много честных, порядочных, высококвалифицированных судей, которые всегда дорожили своей честью, своим статусом и имели свою точку зрения.

 

- АбылайЖумакадырович, сможет ли правительство Кыргызстана обеспечить на законодательном уровне безопасность и надежную защиту инвестиций казахстанских предпринимателей, работающих у вас в различных сферах экономики? К слову, на этот вопрос особое внимание обратил и наш Президент при обсуждении торгово-экономического сотрудничества между нашими странами с Премьер-Министром Кыргызстана АлмазбекомАтамбаевым.

- Сегодня наша страна заинтересована в привлечении иностранных инвестиций. Ясно, что без уверенности предпринимателей в гарантиях надежности и безопасности своих инвестиций они вряд ли будут вкладывать свои средства в экономику Кыргызстана. Поэтому, как я уже сказал выше, в целях усиления ответственности за нарушение права собственности рабочей группой ведется разработка соответствующих нормативных правовых актов. Эти законодательные инициативы позволят еще больше улучшить инвестиционный климат в нашей стране как для отечественных, так и для всех зарубежных инвесторов. Хотя и сейчас казахстанские бизнесмены, работающие в Кыргызстане на законных основаниях и не нарушающие наше законодательство, вряд ли имеют какие-то проблемы.

 

- Подготовка законопроекта - очень сложная, ответственная задача, от нее зависят судьбы сотен тысяч, а то и миллионов людей, зависят будущее страны, уровень жизни, образование, здоровье, безопасность... Поэтому принимаемые законы должны быть эффективными, но этот процесс практически не поддается контролю. Значит, единственным фильтром законодательства является экспертиза. Сколько видов специализированных экспертиз существует в Кыргызстане, и насколько качественно они проводятся? Есть ли у вас проблемы с экспертами в области законотворчества? Разработаны ли у вас критерии оценки эффективности законодательства, проводится ли мониторинг законов?

- Хочу особо подчеркнуть, что одним изглавных направлений деятельности Министерства юстиции является проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов, инициированных государственными органами в целях повышения их качества.

Необходимость такого рода экспертизы предусмотрена законами «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», «О Регламенте ЖогоркуКенеша», «Об основах государственных гарантий обеспечения гендерного равенства» и так далее.

В рамках экспертной деятельности министерства осуществляется проведение следующих видов экспертиз проектов нормативных правовых актов: правовой, гендерной, правозащитной и антикоррупционной. Всего же Законом «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» предусмотрено проведение пяти видов экспертиз проектов НПА. Существует еще экологическая экспертиза, которую проводят профильные ведомства.

В 2008 году, в целях повышения качества принимаемых законов путем единообразного проведения экспертиз проектов законов, постановлением ЖогоркуКенеша были утверждены стандарты по проведению отдельных видов специализированных экспертиз проектов законов в ЖогоркуКенеше. И очень символично, что орган, определяющий правовые ориентиры в стране, принял эти стандарты и рекомендовал всем субъектам законодательной инициативы придерживаться их.

Кроме того, в целях выработки унифицированных стандартов по проведению специализированных видов экспертиз проектов подзаконных актов, под руководством Министерства юстиции с привлечением соответствующих экспертов разработана Инструкция о порядке проведения правовой, правозащитной, гендерной, экологической, антикоррупционной экспертиз проектов подзаконных актов Кыргызской Республики, которая была утверждена постановлением правительства. В настоящий момент нами разрабатываются соответствующие руководства к обозначенной инструкции.

Что касается мониторинга законодательства, то здесь хотелось бы отметить, что мониторинг есть своего рода контроль над реализацией принятого нормативного правового акта. Мониторинг может осуществляться гражданским обществом. Если говорить о контроле над реализацией законов, то согласно статье 76 Конституции Кыргызской Республики комитеты ЖогоркуКенеша контролируют проведение в жизнь законов и решений, принятых ЖогоркуКенешем.

Кроме того, существует процедура мониторинга последствий регулятивного воздействия нормативных правовых актов на развитие предпринимательства и общества. Ее устанавливает методика анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденная постановлением правительства.

 

- Насколько я знаю, в Киргизии разработана и утверждена Концепция правовой пропаганды. Что это дает простым людям? Многие наши граждане не верят в законы, концепции, они свыклись с мыслью, что для чиновников законы не существуют. У вас так же?

- Правовой нигилизм характерен для большей части стран Содружества. Где-то его уровень выше, где-то ниже. Получив широкое распространение в так называемые лихие 90-е годы, он довольно прочно засел в умонастроениях наших граждан. Поэтому неудивительно, что граждане и Казахстана, и Кыргызстана не очень-то верят в законы, концепции.

Сегодня у нас, как я уже упоминал в нашей беседе, создана рабочая группа по разработке Концепции правовой политики, заместителем председателя которой являюсь я. Предполагается, что в ней  особое внимание будет уделено прогнозно-аналитическому обеспечению правотворческой деятельности, основанной на постоянном мониторинге тенденций развития отраслей права, анализе правоприменительной практики, а также правообучающей и правообразовательной составляющей правовой политики. Люди должны знать законы, должны уметь защитить свои интересы с помощью закона. Нужно вернуть доверие граждан к законам.

Что касается Концепции правовой пропаганды, то вы, наверное, имели в виду наш ведомственный документ, который тоже стал своеобразным ответом на вопросы о низкой правовой культуре населения, стремлением министерства научить граждан решать проблемы в правовом русле, а не путем уличных митингов. Важно утвердить верховенство права, и правовая пропаганда - достаточно эффективный инструмент в этом деле.

 

- АбылайЖумакадырович, благодарю Вас за беседу.

 

Алматы - Бишкек

 

Здесь должны быть комментарий