Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Май, № 5,2011
Практика

Налогообложение юридических лиц - резидентов
Российской Федерации при оказании услуг на территории Республики Казахстан

 

Тему настоящей статьи автор консультант департамента налогового консультирования ТОО «OlympexAdvisers» А. Буркитбаев выбрал не случайно. Вопрос налогообложения доходов юридических лиц - резидентов Российской Федерации в Республике Казахстан в последнее время становится все более актуальным в связи с началом функционирования Таможенного союза и, как следствие, увеличением товарооборота между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. В настоящее время все больше казахстанских предприятий в процессе осуществления своей деятельности заключают контракты (договора) с партнерами из России для выполнения определенных видов работ (оказания услуг).

 

У нерезидентов, получающих доход из источников в Республике Казахстан, возникают обязательства по уплате подоходного налога у источника выплаты.

Действующим Налоговым кодексом определен перечень доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан, к которым, в частности, относятся:

- доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания различного рода услуг;

- доходы от деятельности в Республике Казахстан по индивидуальным трудовым договорам (контрактам);

- доходы от оказания транспортных услуг в международных перевозках, одной из сторон которых является Республика Казахстан, и т.д.

При этом обязанность по исчислению, удержанию и уплате подоходного налога у источника выплаты в государственный бюджет возложена на лицо, выплачивающее доходы, которое в соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса Республики Казахстан признается налоговым агентом.

Однако при налогообложении корпоративным и индивидуальным подоходными налогами доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан существуют особенности, о которых необходимо знать и помнить.

Нерезидент может осуществлять деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение либо без образования постоянного учреждения.

При этом постоянным учреждением нерезидента в Республике Казахстан признается постоянное место деятельности в Республике Казахстан, через которое он осуществляет предпринимательскую деятельность, включая деятельность через уполномоченное лицо, в частности:

1) любое место осуществления деятельности, связанной с производством, переработкой, комплектацией, фасовкой, упаковкой, поставкой товаров;

2) любое место управления;

3) любое место осуществления деятельности, связанной с добычей природных ресурсов, включая любое место добычи углеводородов;

4) любое место осуществления деятельности (в том числе контрольной или наблюдательной деятельности), связанной с трубопроводом, газопроводом, разведкой природных ресурсов;

5) любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, монтажом, сборкой, наладкой, пуском и (или) обслуживанием оборудования, за исключением монтажа энергетического и технологического оборудования;

6) любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, наладкой и эксплуатацией игровых автоматов (включая приставки), компьютерных сетей и каналов связи, аттракционов, а также связанной с транспортной или иной инфраструктурой.

Необходимо отметить, что постоянное учреждение, в целях налогообложения, может возникнуть автоматически, по истечении определенного периода времени. Согласно Налоговому кодексу этот срок составляет 183 календарных дня, а согласно конвенции -12 месяцев.

Нерезиденты, у которых имеется постоянное учреждение на территории Республики Казахстан, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Особенность заключается лишь в том, что данный нерезидент дополнительно производит исчисление и уплату налога с чистого дохода по ставке 15%. При этом под чистым доходом нерезидента понимается налогооблагаемый доход по КПН за минусом суммы начисленного корпоративного подоходного налога.

Доходы из источников в Республике Казахстан, полученные нерезидентами, осуществляющими деятельность без образования постоянного учреждения, подлежат налогообложению по ставкам, определенным статьей 194 Налогового кодекса. Доходы от выполнения различных работ (оказания услуг) облагаются в 2010 году по ставке 20% без осуществления вычетов. Доходы от оказания транспортных услуг в международных перевозках облагаются по ставке 5%. Доход от прироста стоимости и роялти - по ставке 15%.

Однако согласно конвенции дивиденды, проценты и роялти облагаются по ставке, не превышающей 10%, несмотря на установленные Налоговым кодексом ставки. При этом следует отметить, что согласно положениям пункта 5 статьи 2 Налогового кодекса, если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, в частности, конвенции, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, применяются правила указанного договора.

Так как в большинстве случаев доходы, полученные за границей, подлежат налогообложению и в стране резидентства, во избежание возникновения двойного налогообложения  Республикой Казахстан заключены конвенции (соглашения) об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (имущество) с рядом государств. Так, между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации заключена Конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (Москва, 18 октября 1996 года).

Таким образом, в некоторых вопросах необходимо ориентироваться на конвенцию, например, при определении срока автоматического возникновения постоянного учреждения. Согласно Налоговому кодексу этот срок составляет 183 дня, а согласно конвенции - 12 месяцев.

Обязательно следует обратить внимание на то, что этот срок может прерываться на срок, когда персонал нерезидента выезжает из Республики Казахстан. Например, если компания-нерезидент оказывает услуги в области установки и настройки какого-нибудь программного обеспечения, то 12-месячный период будет исчисляться только за дни физического пребывания сотрудников компании-нерезидента на территории Республики Казахстан и прерываться, когда сотрудники компании-нерезидента будут по тем или иным причинам покидать Республику Казахстан.

В целях упрощения процедуры получения льгот определен порядок применения международного договора в отношении налогообложения доходов нерезидента, полученных из источников в Республике Казахстан. К сфере применения порядка относятся следующие выплаты: дивиденды; вознаграждения (проценты); роялти; комиссии за доверительное управление и кастодиальное обслуживание; доходы, полученные от оказания услуг на территории Республики Казахстан; прочие доходы, полученные из источников в Республике Казахстан, предусмотренных статьей 192 Налогового кодекса.

При выполнении работ (оказании услуг) на территории Республики Казахстан налоговый агент может самостоятельно применить нормы конвенции при условии, если сроки оказания услуг (работ) не превышают двенадцатимесячного срока, указанного в конвенции.

При этом нерезидент должен представить налоговому агенту документ, подтверждающий его резидентство, копии учредительных документов, список акционеров, других документов в зависимости от вида дохода нерезидента, по которому применяется конвенция.

Документ (сертификат) выдается федеральной налоговой службой. 

При этом нерезидентам не обязательно осуществлять дипломатическую или консульскую легализацию подписи и печати органа, заверившего резидентство нерезидента.

Но если налог у источника выплаты все-таки был удержан, то в соответствии с конвенцией нерезидент имеет право на возврат удержанных и уплаченных в бюджет у источника выплаты налоговым агентом сумм подоходного налога. Для этого нерезиденту необходимо выполнить ряд процедур, предусмотренных законодательством. В налоговый орган по месту налоговой регистрации налогового агента подается заявление установленной формы с приложением необходимых документов.

Если по каким-либо причинам возврат налога невозможен, нерезидент в целях получения в стране резидентства зачета налогов, уплаченных в Республике Казахстан, имеет право получить в налоговом органе справку о суммах полученных доходов из источников в Республике Казахстан и удержанных (уплаченных) налогов.

Для получения справки нерезидент обязан представить в налоговый орган налоговое заявление установленного образца.

Как правило, возврат подоходного налога, осуществляемый самостоятельно, сопряжен с рядом трудностей. На практике это связано с необходимостью личного присутствия в Республике Казахстан или с наличием доверенного лица, которое будет заниматься всеми вопросами, связанными с возвратом налога. Вместе с тем может возникнуть потребность в налоговом и юридическом консультировании и правовой поддержке соответствующих специалистов, что также сопряжено с временными затратами на поиск квалифицированных юристов и консультантов по налогообложению.

При выборе консультанта следует обратить внимание на предоставление полного пакета услуг по сопровождению всего процесса возврата подоходного налога - подготовку и оформление необходимых документов для осуществления возврата уплаченного налога, направление их в налоговые органы Республики Казахстан, организацию и проведение необходимых переговоров.

 

Информация подготовлена

 на основании законодательства РК

 по состоянию на 22 февраля 2011 года

 

Здесь должны быть комментарий