Лента новостей
0

Юридическое заключение

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 15.06.2011 04:50 Фото: zakon.kz

Настоящая аналитическая справка подготовлена на предмет правового анализа в сфере деятельности исполнительного производства и частного судебного исполнителя и дана в качестве рекомендации (дополнений) к Закону «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей».

Для подготовки аналитической справки было изучено действующее законодательство других стран, а именно Молдовы, Латвии, Литвы по деятельности частных судебных исполнителей.

Юридическое заключение

 

Настоящая аналитическая справка подготовлена на предмет правового анализа в сфере деятельности исполнительного производства и частного судебного исполнителя и дана в качестве рекомендации (дополнений) к Закону «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей».

Для подготовки аналитической справки было изучено действующее законодательство других стран, а именно Молдовы, Латвии, Литвы по деятельности частных судебных исполнителей.

 

Содержание

1. Основные принципы частного судебного исполнителя

2. Задача частных судебных исполнителей

3. Система функционирования и контроля частного судебного исполнителя

4. Организация деятельности частного судебного исполнителя (получение лицензии для организации работы частного судебного исполнителя)

5. Выводы для улучшения качества работы системы частного судебного исполнителя

 

Глава 1. Основные принципы частного судебного исполнителя

 Принципы

1. Принцип свободного профессионала.

2. Принцип взаимодействия с государственными органами. Содействие государственных органов и должностных лиц в получении информации по запросам, направляемым частным судебным исполнителем.

3. Принцип неприкосновенности. Данный принцип предусматривает невмешательство в деятельность частного судебного исполнителя при осуществлении им своей деятельности.

4. Принцип беспрепятственного осуществления исполнения судебных актов, то есть совершение необходимых действий для своевременного надлежащего исполнения решения (постановления, определения и т.п.) суда.

Частная система принудительного исполнения характеризуется тем, что судебный исполнитель является свободным профессионалом, самостоятельно организующим свою деятельность и несущим при этом полностью имущественную ответственность за результаты своей работы. Частный судебный исполнитель получает полномочия от государства в лице органов юстиции и действует от имени государства на основании лицензии. Доступ к профессии регулируется законом и осуществляется, как правило, на конкурсной основе. Государство регулирует компетенцию частного судебного исполнителя, процедуры деятельности, размер тарифов и иного вознаграждения, взимаемого в качестве вознаграждения за труд частного судебного исполнителя. Государство контролирует работу частного судебного исполнителя, осуществляет проверки профессиональной деятельности, а также выдает и отзывает лицензии на право деятельности. Несмотря на проводимые в последние годы реформы, значительного улучшения дел в сфере исполнительного производства не произошло. Частноправовая организация системы принудительного исполнения заслуживает пристального внимания, так как это обусловлено неэффективностью государственной системы принудительного исполнения и неспособностью ее в полной мере обеспечить исполнение судебных актов.

 

Положительные стороны частных судебных исполнителей

К числу положительных, несомненно, можно отнести то, что государство снимает с себя бремя финансирования системы органов принудительного исполнения, и оно ложится исключительно на должников, что служит стимулирующим фактором для добровольного исполнения судебных и иных актов. Данная система ставит оплату деятельности частного судебного исполнителя в прямую зависимость от ее результатов, что существенно влияет на эффективность принудительного исполнения, а также повышение престижа профессии частного судебного исполнителя и приток квалифицированных кадров в систему частного принудительного исполнения. При составлении данной аналитической справки было проанализировано законодательство, регулирующее исполнение судебных актов в других странах. Данный анализ показал, что существуют и отрицательные стороны частного судебного исполнителя. Поскольку стимулом их деятельности будет стремление к получению большего дохода, возможны будут злоупотребления со стороны частных судебных исполнителей.

 

Глава 2. Задача частных судебных исполнителей

В задачу по организации частного судебного исполнителя входят следующие условия своевременного исполнения (исполнительных) документов, выдаваемых на основании судебных решений, определений и постановлений по гражданским и административным делам, приговоров и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий.

 

Задача частных судебных исполнителей

1. Обеспечение 100% исполнения судебных актов.

2. Оказание помощи физическим и юридическим лицам по исполнению судебных актов (решения, определения, постановления и т.п.) в защите их имущественных прав и законных интересов в рамках исполнительного производства.

3. Своевременность перечисления в государственный бюджет налоговых сборов от деятельности частных судебных исполнителей.

 

Полномочиями частного судебного исполнителя являются

1. Взыскания денежных средств по решению (постановления, определения) суда.

2. Получения любой информаций от госорганов о должнике и его имуществе касательно исполнительного производства.

3. Привлечения местных органов власти к сотрудничеству в случае неподчинения должника распоряжениям.

4. Начисление пени за несвоевременное и ненадлежащее исполнение судебного акта.

5. Принятие иных мер к должнику в связи с неисполнением решений суда (направление в территориальный отдел материалов для привлечения к административной ответственности).

6. Налагать арест на имущество и, в случае необходимости, продавать его, обращать взыскание на доходы должника, налагать арест на его счета, объявлять в розыск, просить суд запретить должнику выезд из страны и т.п. 

 

Частный судебный исполнитель не правомочен и обязан отказаться от выполнения своих обязанностей в случае:

1. Если он является родственником должника или его супруги.

2. Если он является попечителем, опекуном или усыновителем должника.

3. Если между исполнителем и взыскателем существует конфликт интересов.

 

Организация деятельности частного судебного исполнителя

 1. Получение лицензии на деятельность частного судебного исполнителя.

2. Открытие юридического лица.

3. Открытие офиса.

4. Набор сотрудников.

5. Реклама по освещению деятельности частного судебного исполнителя в местах общественного назначения (размещение объявлений в акимате, ЦОНе, управлении юстиции, земельном комитете, центре по недвижимости и т.д.).

6. Обращения граждан к частному судебному исполнителю регистрируются в журнале учета заявлений и обращений граждан (лицо, в чью пользу было вынесено решение о взыскании суммы, подает заявление на имя государственного судебного исполнителя о возврате исполнительного листа для обращения к частному судебному исполнителю).

7. Частный судебный исполнитель получает заявления взыскателя и выносит постановление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа. Возбуждается дело об исполнительном производстве. Постановление частного судебного исполнителя должно быть оформлено согласно законодательству РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей».

8. Работа частного судебного исполнителя для получения информации (направление запросов в различные государственные организации, необходимые для исполнения).

9. Установление имущества должника.

10. В случае неисполнения должником в добровольном порядке решения суда применять меры по обеспечению исполнения исполнительных документов, а именно налагать арест на имущества должника, производить взыскание на имущества, запрещать должнику, совершать определенные действия.

11. Окончание исполнительного производства.

 

Глава 3. Система функционирования и контроля работы частного судебного исполнителя

Органом, осуществляющим контроль за деятельностью частного судебного исполнителя, является региональная коллегия частных судебных исполнителей, которая является некоммерческой организацией, созданной для защиты прав и законных интересов частных судебных исполнителей, а также для осуществления контроля над соблюдением законодательства об исполнительном производстве при совершении исполнительных действий. В случае допущения нарушений Закона при исполнении судебных актов частным судебным исполнителем предлагаются следующие виды взысканий в зависимости от тяжести допущенных нарушений.

1. Штраф.

2. Приостановление исполнения должностных обязанностей на полгода.

3. Лишение лицензии.

 

Формирование бюджета частного судебного исполнителя

Денежные средства, которые получает частный судебный исполнитель, состоят из сборов, оплаты издержек и гонораров. Сборы и издержки оплачиваются авансом, гонорары - после исполнения решения. Бюджет формируется на основании налогов, удержанных при заключении договоров (для осуществления принудительного исполнения судебного акта). В случае допущения нарушений частным судебным исполнителем граждане имеют право обратиться в суд и обжаловать действия частного судебного исполнителя. Одним из сложных вопросов организации деятельности работы частного судебного исполнителя является подбор кадров. Законом РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» предусмотрены высокие требования к кандидатам на должность частного судебного исполнителя. Им будет назначаться гражданин Республики Казахстана, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование. Кандидат должен пройти двухгодичную стажировку у судебного исполнителя, сдать квалификационный экзамен, получить лицензию, пройти конкурс на занятие вакантной должности.

Также согласно вышеуказанному законодательству имеется категория лиц, которые имеют право получить лицензию судебного исполнителя без прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена

1. Постоянные судьи.

2. Лица, работавшие в исполнительном производстве не менее трех лет, за исключением уволенных по отрицательным мотивам.

3. Прокуроры, имеющие стаж работы, в органах прокуратуры не менее десяти лет.

 

Глава 4. Организация деятельности частного судебного исполнителя (получение лицензии для организации работы частного судебного исполнителя)

Частный судебный исполнитель будет обязан открыть юридическое лицо, нанять персонал для работы в ней, то есть стать работодателем. В фирме могут работать от двух до нескольких десятков человек. Обязательное индивидуальное страхование профессиональной ответственности частного судебного исполнителя даст ему возможность возместить гражданам нанесенный по его вине ущерб. Предусмотрено, что в случае недостаточности средств, выплачиваемых по индивидуальному договору страхования, дополнительные выплаты будет производить Республиканский комитет частных судебных исполнителей. Важным свойством Института частного судебного исполнения является его самоокупаемость. Доход судебного исполнителя будет состоять исключительно из процентов от взысканных сумм. Тариф услуг будет устанавливаться государством, и любое отклонение от них грозит частному судебному исполнителю самыми серьезными последствиями. Государство не только не будет нести затраты на содержание частного судебного исполнителя, но станет еще и получать от него поступления в виде налогов. Параллельно будет поднят статус частного судебного исполнителя.

 

Получение лицензии для частного судебного исполнителя

Лицензию на право занятия деятельностью частного судебного исполнителя получают лица, отвечающие установленным законным квалификационным требованиям. Квалификационные требования, предъявляемые для осуществления деятельности частного судебного исполнителя: 

1) гражданство Республики Казахстан;

2)наличие высшего юридического образования;

3) прохождение аттестации в аттестационной комиссии юстиции;

4) прохождение стажировки у судебного исполнителя сроком не менее одного года.

Для получения лицензии необходимы следующие документы:

1. Нотариально заверенные копии учредительных документов.

2. Заявление установленного образца.

3. Копия документа, удостоверяющего личность директора и учредителя ТОО, копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе.

4. Документ, подтверждающий уплату в бюджет лицензионного сбора за право занятия  деятельностью частного судебного исполнителя. (Размер данного сбора будет определяться уполномоченным органом Министерства юстиции РК согласно Налоговому кодексу РК.)

5. Копия договора о прохождении стажировки у государственного судебного исполнителя.

6. Копия или выписка из приказа о назначении руководителя стажировки у судебного исполнителя.

7. Заключение руководителя-стажера судебного исполнителя о результатах прохождения  стажировки, оформленное в установленном законодательством порядке.

8.Медицинские справки из наркологического и психиатрического диспансеров, выданные  по местожительству заявителя, не ранее, чем за месяц до их представления лицензиару.

9. Справка об отсутствии судимости, выданная по местожительству заявителя не ранее,  чем за месяц до ее представления лицензиару.

10. Нотариально удостоверенная копия трудовой книжки.

Также имеется категория лиц, освобожденных от прохождения стажировки и квалификационного экзамена.

 1. Постоянные судьи.

2. Лица, работавшие постоянными судьями, за исключением судей, освобожденных от должности судьи за порочащие поступки и нарушения законности при исполнении своих обязанностей.

3. Лица, работавшие в уполномоченном органе и в его территориальных органах в сфере исполнительного производства не менее пяти лет, за исключением уволенных по отрицательным мотивам.

4. Прокуроры, имеющие стаж работы в органах прокуратуры не менее десяти лет, вправе получить лицензию судебного исполнителя без прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена.

 

Лицензия

 1. Лицензия является генеральным документом и выдается заявителю без ограничения срока.

2. Лицензия действует на всей территории Республики Казахстан.

3. Лицензиар проверяет полноту и достоверность документов, приложенных заявителем к заявлению.

4. Документы, необходимые для получения лицензии, представляются лично заявителем либо представителем по доверенности.

5. Документы, представленные лицензиару для выдачи лицензии, принимаются по описи, копия, которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов указанным органом.

По результатам рассмотрения заявления лицензиар принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче. Решение лицензиара о выдаче лицензии оформляется приказом Министерства юстиции Республики Казахстан.

В выдаче лицензии заявителю может быть отказано, если:

1. Не представлены все документы, требуемые в соответствии с настоящими правилами. При устранении заявителем указанных препятствий заявление рассматривается на общих основаниях.

2. Не внесен лицензионный сбор при подаче заявления на выдачу лицензии.

3. Заявитель не соответствует квалификационным требованиям.

Подводя итоги аналитической справки касательно механизма исполнения деятельности частного судебного исполнителя для улучшения качества работы системы частного судебного исполнителя необходимо: в целях организации деятельности частных судебных исполнителей на территории Республики Казахстан дополнить Закон «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» пунктами для осуществления деятельности частного судебного исполнителя.

Ведение регистра судебных исполнителей уполномоченным органом - Министерством юстиции Республики Казахстан и его структурными подразделениями.

Регистр судебных исполнителей

 1. Министерство юстиции и его структурные подразделения ведут Регистр судебных исполнителей.

2. Регистр судебных исполнителей ведется на государственном языке в электронной форме, на бумажных носителях и содержит:

a) идентификационные данные судебного исполнителя;

б) место расположения бюро;

в) серию и номер лицензии, а также дату ее выдачи;

г) данные о приостановлении деятельности;

д) данные о прекращении деятельности;

е) другие данные.

ж) в случае исключения судебного исполнителя из Регистра судебных исполнителей он обязан вернуть заинтересованной стороне документы и суммы, выплаченные за несовершенные им процессуальные действия.

3. В случае изменения данных, указанных в части (2), лицо, включенное в Регистр судебных исполнителей, обязано сообщить об этом Министерству юстиции в течение не более 10 (десяти) рабочих дней.

В целях надлежащего контроля за деятельностью частных судебных исполнителей необходимо заведение личного дела ЧСИ.

Личное дело частного судебного исполнителя хранится в Министерстве юстиции и его структурных подразделениях. В личном деле содержатся копия лицензии на осуществление деятельности судебного исполнителя, текст присяги, а также копии решений Лицензионной комиссии и Дисциплинарной коллегии.

Необходимо создание Дисциплинарной коллегии судебных исполнителей.

Дисциплинарная коллегия создается при Республиканской коллегии судебных исполнителей и преследует цель рассмотрения случаев привлечения к дисциплинарной ответственности судебных исполнителей по требованию министра юстиции, Региональной коллегии судебных исполнителей, сторон исполнительного производства, а также по заявлению других лиц.

1. Дисциплинарная коллегия создается приказом Председателя Республиканской коллегии судебных исполнителей на четырехлетний срок и состоит из 16 членов, включая представителей региональных коллегии судебных исполнителей.

2. Судебные исполнители, на которых в течение последних 3 лет были наложены дисциплинарные взыскания, не могут быть членами Дисциплинарной коллегии.

3. Решения Дисциплинарной коллегии принимаются в присутствии всех членов и являются недействительными в случае неисполнения этого требования.

4. Члены Дисциплинарной коллегии обязаны хранить тайну совещаний и не разглашать информацию, ставшую им известной в ходе дисциплинарных процедур или выраженные в ходе этих процедур мнения.

5. Положение о деятельности Дисциплинарной коллегии утверждается Министерством юстиции.

Ведение архива судебного исполнителя. Архив судебного исполнителя.

 1. Архив судебного исполнителя является собственностью государства.

2. Порядок учета архивных материалов, подготовки, хранения и передачи архива устанавливается положением, согласованным с Государственной архивной службой и утвержденным Министерством юстиции.

3.Контроль за ведением архива ведется территориальным уполномоченным органом Министерства юстиции.

Кроме того, для надлежащего выполнения решений суда необходимо введение в Закон ряда мер принудительного исполнения. 

1. Приостановление действия лицензии на осуществление определенного вида деятельности.

2. Приостановление действия водительского удостоверения.

3. Ограничение в пользовании платежной карточки.

4. Отказ в регистрации заключения брака в случае наличия задолженности по алиментам.

Таким образом, на сегодняшний день не сложилась окончательная картина об организации работы частного судебного исполнителя. Однако в настоящее время проводится работа, направленная на улучшение деятельности в сфере исполнительного производства и в работе частного судебного исполнителя. В дальнейшем в результате проделанной работы будут положительные изменения. Судебные решения будут исполняться своевременно и надлежащим образом, число жалоб, как со стороны взыскателей, так и со стороны должников, на действия (бездействия) судебных исполнителей уменьшится, повысится квалификация работников, в связи с чем повысится престиж профессии исполнителя. Более того, увеличится перечисление налогов в бюджет государства.

 

Адвокат, к.ю.н., MCIArb

Меркушева Ж.,исп. Баймуханова Д.

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: