Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Июнь, № 6,2011
Разъяснения

О государственных закупках

 

В данной статье автор председатель специализированного межрайонного экономического суда Алматинской области З. Малдыбаева раскрывает некоторые основные положения и требования указанного закона и обращает внимание на то, как следует исполнять этот закон и не допускать его нарушений.

 

Закон РК «О государственных закупках» принят 21 июля 2007 года и введен в действие с 1 января 2008 года.

С этого времени потенциальные поставщики участвуют в государственных закупках.

Государственные закупки - это приобретение заказчиками на платной основе товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика, осуществляемое в порядке, установленном настоящим законом, а также гражданским законодательством Республики Казахстан, за исключением услуг, приобретаемых у физических лиц по трудовым договорам либо у физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, по договорам возмездного оказания услуг, а также внесения вносов (вкладов), в том числе в уставный капитал вновь создаваемых юридических лиц.

Организатор государственных закупок - юридическое лицо либо структурное подразделение, действующее от имени создавшего его юридического лица, осуществляющее организацию и проведение государственных закупок.

Поставщик - физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, юридическое лицо (за исключением государственных учреждений, если иное не установлено законами Республики Казахстан), временное объединение юридических лиц (консорциум), выступающее в качестве контрагента заказчика в заключенном с ним договоре о государственных закупках.

Заказчик - государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилиированные с ними юридические лица, осуществляющие приобретение товаров, работ, услуг в соответствии с настоящим законом, а также гражданским законодательством Республики Казахстан, за исключением национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных управляющих компаний, национальных компаний и аффилиированных с ними юридических лиц.               

Законом предусмотрены ограничения, запрещающие поставщику участвовать в государственных закупках.

Так, потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:

1.  Близкие родственники, супруг(а) или свойственники руководителей данного потенциального поставщика и (или) уполномоченного представителя данного потенциального поставщика обладают правом принимать решение о выборе поставщика либо являются представителем заказчика или организатора государственных закупок в проводимых государственных закупках.

2.  Потенциальный поставщик и (или) его работник оказывал заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные и (или) иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок.

3.  Руководители потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, имели отношения, связанные с управлением, учреждением, участием в уставном капитале юридических лиц, включенных в реестр недобросовестных участников государственных закупок.

4.  Потенциальный поставщик состоит в реестре недобросовестных участников государственных закупок.

5.  На имущество потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя), балансовая стоимость которого превышает десять процентов от стоимости соответствующих основных средств, наложен арест. 

6.  Финансово-хозяйственная деятельность потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) приостановлена в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Потенциальный поставщик и аффилиированное лицо потенциального поставщика не имеют права участвовать в одном конкурсе (лоте).

Заказчик, в интересах которого осуществляются государственные закупки, не имеет права участвовать в таких закупках в качестве потенциального поставщика.

Если такие сведения имеются, то потенциальный поставщик не вправе участвовать в государственных закупках. В случае если потенциальным поставщиком допущены нарушения этих требований, то он подлежит включению в реестр недобросовестных участников государственных закупок.

В соответствии с Законом о государственных закупках, потенциальный поставщик должен соответствовать следующим общим квалификационным требованиям.

1. Он должен обладать правоспособностью (для юридических лиц), гражданской дееспособностью (для физических лиц).

2. Должен быть платежеспособным, то есть не иметь налоговой задолженности сроком, превышающим три месяца.

3. Не должен подлежать процедуре банкротства либо ликвидации.

Кроме общих квалификационных требований, перечисленных выше, он должен соответствовать специальному квалификационному требованию в части обладания материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках.

В подтверждение соответствия его квалификационным требованиям потенциальный поставщик должен представить организатору государственных закупок соответствующие документы, предусмотренные правилами осуществления государственных закупок.

Законом «О государственных закупках» предусмотрено:

1) проведение государственных закупок способом конкурса;

2) способом запроса ценовых предложений;

3) способом из одного источника;

4) на организованных электронных торгах;

5) через товарные биржи.

Государственные закупки способом запроса ценовых предложений проводятся на товары, работы, услуги, спецификация которых не имеет для заказчика существенного значения, при этом решающим условием является цена.

Организатор государственных закупок не позднее пяти рабочих дней до окончания срока представления ценовых предложений обязан разместить на интернет-ресурсе заказчика либо на любом другом интернет-ресурсе следующую информацию:

- о количестве товара, об объемах выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок, с указанием сумм, выделенных для государственных закупок;

- краткое описание закупаемых товаров (с указанием технических условий), работ, услуг;

- место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

- требуемые сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

- о сроке начала и окончания представления потенциальными поставщиками ценовых предложений;

- проект договора о государственных закупках с указанием существенных условий.

Потенциальный поставщик вправе представить только одно ценовое предложение, вносить изменения или дополнения в него не допускается.

Необходимо потенциальным поставщикам иметь в виду, что если они представили ценовое предложение, то это означает, что они выразили свое согласие осуществить поставку товара, выполнение работ, оказание услуг с соблюдением существенных условий, предусмотренных в проекте договора о государственных закупках.

Ценовое предложение поставщик представляет в запечатанном конверте.

Не позднее одного рабочего дня после того, как срок предоставления ценовых предложений истечет, организатор государственных закупок должен вскрыть конверты с ценовыми предложениями и определить потенциального поставщика, предложившего наименьшее ценовое предложение. Если наименьшее ценовое предложение представлено несколькими потенциальными поставщиками, то победителем признается тот поставщик, ценовое предложение которого поступило ранее ценовых предложений других поставщиков.

Ценовое предложение потенциального поставщика подлежит отклонению в том случае:

- когда оно превышает сумму, выделенную для приобретения данных товаров, работ, услуг;

- если потенциальный поставщик не согласен либо предлагает изменить или дополнить существенные условия проекта договора о государственных закупках;

- если потенциальный поставщик предоставил более одного ценового предложения.

 По другим основаниям отклонение ценовых предложений не допускается.

Если после отклонения ценовых предложений осталось менее двух ценовых предложений потенциальных поставщиков, то в этом случае государственные закупки признаются несостоявшимися, и организатор государственных закупок объявляет о повторных государственных закупках.

Не позднее трех рабочих дней со дня окончания срока представления потенциальными поставщиками ценовых предложений, должностным лицом организатора государственных закупок должны быть утверждены итоги государственных закупок способом запроса ценовых предложений, и не позднее одного рабочего дня со дня утверждения итогов государственных закупок они должны быть размещены организатором на том же интернет-ресурсе, на котором была размещена информация о государственных закупках.

После утверждения итогов государственных закупок способом запроса ценовых предложений в течение пяти рабочих дней заказчик подписывает и направляет потенциальному поставщику, предложившему наименьшее ценовое предложение, проект договора о государственных закупках.

Данный проект договора о государственных закупках должен быть подписан потенциальным поставщиком, предложившим наименьшее ценовое предложение и определенным победителем, в течение пяти рабочих дней со дня предоставления ему организатором государственных закупок подписанного проекта договора о государственных закупках.

Внесение изменений или дополнений в существенные условия проекта договора о государственных закупках не допускается.

Если в установленные сроки потенциальный поставщик не представит заказчику подписанный договор о государственных закупках, то заказчик вправе:

а) заключить договор о государственных закупках с потенциальным поставщиком, предложившим такое же ценовое предложение, а при отсутствии такого потенциального поставщика - с потенциальным поставщиком, ценовое предложение которого является наименьшим после цены, предложенной потенциальным поставщиком, уклонившимся от заключения договора;

б) осуществить повторные государственные закупки способом запроса ценовых предложений.

Потенциальные поставщики, предоставившие недостоверную информацию по квалификационным требованиям, включаются в реестр недобросовестных участников государственных закупок.

Если потенциальный поставщик уклонится от заключения договора о государственных закупках, то он вносится в реестр недобросовестных участников государственных закупок в порядке, установленном Законом о государственных закупках.

Формирование и ведение реестра недобросовестных участников государственных закупок осуществляется уполномоченным органом.

Реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень:

- потенциальных поставщиков, представивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям;

- потенциальных поставщиков, допустивших нарушение требований ст. 6 настоящего закона;

- потенциальных поставщиков, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках;

- поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ним договорам о государственных закупках.

Реестр недобросовестных участников государственных закупок формируется на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Потенциальные поставщики, включенные в реестр недобросовестных участников государственных закупок по основаниям, изложенным выше в пунктах 1-3, не допускаются к участию в государственных закупках в течение восемнадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о признании их недобросовестными участниками государственных закупок.

Поставщики, не исполнившие или ненадлежащим образом исполнившие договор о государственных закупках, не допускаются к участию в государственных закупках в течение тридцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о признании их недобросовестными участниками государственных закупок.

Заказчик в случаях, когда ему стало известно о том, что потенциальный поставщик не должен был участвовать в государственных закупках, однако он участвовал в них, а также в случаях, когда ему стало известно о невыполнении или ненадлежащем выполнении поставщиком своих обязательств по заключенным с ним договорам о государственных закупках, обязан не позднее десяти рабочих дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения потенциальным поставщиком законодательства РК о государственных закупках, направить в уполномоченный орган сведения о таком потенциальном поставщике и обратиться в суд с иском о признании такого потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

Анализ судебной практики показывает, что, в основном организаторы государственных закупок обращались в суды с исками о признании потенциальных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок по мотивам того, что потенциальные поставщики подавали заявку со своим ценовым предложением, а после того как они были признаны победителем госзакупок, отказывались от заключения договора, мотивируя тем, что повысились цены на товары, либо они не могут поставить товар в сроки, указанные в договоре.

Были дела, по которым потенциальные поставщики объясняли свой отказ тем, что их попросили отказаться от заключения договора, мотивируя тем, что суммы небольшие, и заказчику выгоднее работать с одним поставщиком, чем с несколькими.

Некоторые поставщики объясняли свой отказ тем, что заказчик потребовал до заключения договора предоставить образцы товара, а когда они его предоставили, то отказались заключать договор, так как данный товар их не удовлетворяет.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона «О государственных закупках» государственные закупки способом запроса ценовых предложений проводятся на товары, работы, услуги, спецификация которых не имеет для заказчика существенного значения, при этом решающим условием является цена.

Требование заказчика предоставить образцы товара для просмотра после вынесения решения по подведению итогов государственных закупок способом запроса ценовых предложений, является незаконным.

Однако данное обстоятельство, что заказчик вынудил потенциального поставщика отказаться от заключения договора, в суде не представлялось возможным доказать, так как по указанным делам были отказные письма потенциальных поставщиков, в которых они указывали иные причины, чем те, которые были на самом деле.

Такое поведение потенциальных поставщиков объясняется слабым знанием ими Закона о госзакупках, невнимательным изучением объявления о государственных закупках, не ознакомление с технической характеристикой закупаемого товара, работ, услуг, а кроме того, введением их в заблуждение заказчиками.

Необходимо каждому потенциальному поставщику тщательно изучить сделанное объявление, изучить прикрепленный проект договора, правильно оценить свои возможности по поставке товара или оказания услуг в сроки, указанные в договоре, так как чаще всего государственные закупки должны быть произведены в кратчайшие сроки.

Поставщик, признанный победителем, начинает объяснять свой отказ тем, что он не мог привезти товар в сроки, указанные в договоре, так как он проживает в другом городе, или ему его не доставили, и т.д.

В таких случаях эти обстоятельства не могут служить оправданием отказа поставщика, так как все эти обстоятельства он должен был учесть, прежде чем подавать заявку на участие в конкурсе.

Если возникли какие-то форс- мажорные обстоятельства, не зависящие от воли поставщика, то об этом поставщик незамедлительно должен уведомить заказчика в письменном виде.

Судом был рассмотрен ряд дел, по которым в связи с размытием железнодорожного моста, вызвавшего несвоевременное доставление грузов, отсутствием движения в связи с событиями в с. Кызыл-Агаш, были отказы от заключения договоров о государственных закупках.

Так как судом было установлено, что эти отказы были вызваны непредвиденными обстоятельствами, произошедшими не по вине потенциальных поставщиков, то в удовлетворении исковых требований о признании таких поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок было отказано.

При рассмотрении конкретных дел, изучая отказные письма поставщиков, приходилось убеждаться в том, что основания отказа или причины, побудившие написать отказ, в этих письмах не раскрываются, поэтому хотелось бы обратить внимание на то, что следует конкретно указывать эти причины.

В случае понуждения написать отказ, не следует соглашаться на это, а необходимо требовать подписания договора на основании решения об итогах государственных закупок.

Так как договор заключается в письменной форме, то в случае отказа заказчика заключить договор, потенциальный поставщик должен потребовать от него письменный отказ, и обращение с требованием заключить договор должно быть также совершено в письменном виде, которое должно быть, в случае направления почтовой связью, подтверждено квитанцией о направлении почтового отправления, а если непосредственно сдано в орган заказчика, то должны потребовать проставления даты принятия и входящий номер.

Анализ рассмотренных дел показывает, что на практике все эти действия совершаются устно, поэтому при таких обстоятельствах подтвердить те или иные действия не представляется возможным.

С целью избежать всех этих ошибок, необходимо тщательно ознакомиться с Законом «О государственных закупках» и неукоснительно выполнять его требования. 

 

 

Здесь должны быть комментарий