Лента новостей
0

Концепция проекта Предпринимательского кодекса Республики Казахстан

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 26.08.2011 16:59 Фото: zakon.kz
Концепция

Концепция
проекта Предпринимательского кодекса Республики Казахстан

Концепция проекта Предпринимательского кодекса подготовлена во исполнение поручения Заместителя Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан Т.С. Донакова от 13.01.2011 года № 51-11.30 в целях выполнения пункта 10 Плана мероприятий на 2011 год по реализации Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2010 года № 1468 (далее - План мероприятий).


проекта Предпринимательского кодекса Республики Казахстан

 

1. Название законопроекта

Предпринимательский кодекс Республики Казахстан.

 

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Концепция проекта Предпринимательского кодекса подготовлена во исполнение поручения Заместителя Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан Т.С. Донакова от 13.01.2011 года № 51-11.30 в целях выполнения пункта 10 Плана мероприятий на 2011 год по реализации Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2010 года № 1468 (далее - План мероприятий).

Коренные преобразования в экономике всегда вызывают существенные перемены в социальной сфере. В первую очередь эти изменения затронули систему законодательства, и проявилось это в том, что одни отрасли законодательства пришли на смену другим (например, вместо хозяйственного законодательства появилось предпринимательское законодательство, а вместо колхозного и совхозного - аграрное или сельскохозяйственное и пр.).

В настоящее время предпринимательское законодательство представляет собой огромный массив нормативных правовых актов различной отраслевой принадлежности. В частности, предпринимательское законодательство составляют Конституция, ГК и другие нормативные правовые акты, которые можно попытаться условно объединить в следующие группы.

В первую группу входят специальные нормативные правовые акты, устанавливающие основные начала осуществления предпринимательской деятельности: это Закон «О хозяйственных товариществах»; Закон «О производственном кооперативе»; Закон «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»; Закон «О естественных монополиях и регулируемых рынках»; Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; Закон «Об акционерных обществах»; Закон «О частном предпринимательстве»; Закон «О лицензировании»; Закон «О конкуренции» и др.

Вторую группу составляют акты о государственной поддержке инновационной деятельности: Закон «О науке»; Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности» и др.

Третью группу составляют нормативные правовые акты о защите прав потребителей: Закон «О потребительском кооперативе»; Закон «О сельском потребительском кооперативе водопользователей»; Закон «О безопасности пищевой продукции»; Закон «О защите прав потребителей» и др.

В четвертую группу входят нормативные правовые акты о поддержке отечественных товаропроизводителей: Закон «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров»; Закон «Об антидемпинговых мерах»; Закон «О субсидиях и компенсационных мерах»; Закон «О государственном оборонном заказе» и др.

Пятую группу образуют нормативные правовые акты, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:Закон «О транспорте в Республике Казахстан»; Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»; Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»; Закон «Об аудиторской деятельности»; Закон «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»; Закон «О страховой деятельности»; Закон «О туристской деятельности в Республике Казахстан»; Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»;Закон «Об инвестициях»; Закон «О рынке ценных бумаг»; Закон «О регулировании торговой деятельности»; Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»; Закон «О товарных биржах»; Закон «О недрах и недропользовании» и др.

Шестую группу составляют нормативные правовые акты, посвященные отдельным предпринимательским договорам: Закон «О государственных закупках»; Закон «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге); Закон «О долевом участии в жилищном строительстве» и др.

В седьмую группу могут быть объединены нормативные правовые акты общего характера, регулирующие отдельные аспекты предпринимательской деятельности:Уголовный кодекс; Кодекс об административных правонарушениях; Кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс); Кодекс «О таможенном деле в Республике Казахстан»; Закон «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»; Закон «Патентный закон Республики Казахстан»; Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и др.

К части системы законодательства также можно отнести и подзаконные акты, принятые в реализацию вышеуказанных законодательных актов.

В систему законодательства о предпринимательской деятельности также входят международные договоры (поскольку общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы).

Совершенно очевидно, что в Предпринимательском кодексе нет необходимости объединять все указанные нормативные правовые акты, тем более нормы международных договоров.

 

3. Цели принятия законопроекта

Цель законопроекта заключается в систематизации предпринимательского законодательства Республики Казахстан, устранении пробелов в правовом регулировании предпринимательства.

 

4. Предмет регулирования законопроекта

Общественные отношения в сфере предпринимательства: 1) предпринимательские имущественные отношения (частноправовые отношения); 2) предпринимательские управленческие отношения (публично-правовые отношения); 3) предпринимательские внутрифирменные отношения (корпоративные отношения).

 

5. Структура законопроекта

Предлагается следующая структура Законопроекта, состоящая из двух частей - Общей и Особенной и 10 разделов.

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Раздел I. ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(предлагается отразить понятие предпринимательства и его общие положения)

Раздел II. СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(предлагается раскрыть правовую основу организационно-правовых форм юридических лиц, в которых может осуществляться предпринимательская деятельность, а также правовое положение индивидуального и совместного предпринимательства, их возникновение, реорганизация и прекращение)

Раздел III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(предлагается отразить общие положения государственного регулирования предпринимательской деятельности, его способы и виды)

Раздел IV. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ИНЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(предлагается предусмотреть общие положения права собственности в сфере предпринимательства и его формы)

Раздел V. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(предлагается предусмотреть общие положения об имуществе в сфере предпринимательства, особенности основных видов, оснований его возникновения и др.)

Раздел VI. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

(предлагается отразить положения о предпринимательских обязательствах и договорах)

Раздел VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(предлагается раскрыть общие положения об ответственности в сфере предпринимательства, а также ее особенности)

 

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Раздел VIII. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(предполагается отражение норм, касающихся государственного регулирования различных видов предпринимательской деятельности)

Раздел IX. СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ДОГОВОРОВ

(предлагается раскрыть особенные режимы предпринимательства и особенности некоторых договоров, заключаемыми предпринимателями)

Раздел X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Порядок введения в действие настоящего Кодекса

 

6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта

В результате принятия Предпринимательского кодекса произойдет систематизация предпринимательского законодательства.

Вместе с тем ввиду отсутствия однородных общественных отношений в сфере предпринимательства, в Предпринимательском кодексе будут объединены нормы не по отраслевому признаку, а по сфере регулируемых отношений, что неизбежно повлечет столкновение норм различной отраслевой принадлежности, приведет к дублированию норм законодательных актов в различных сферах правового регулирования, включая гражданские правоотношения.

Наряду с принятием Предпринимательского кодекса по-прежнему останется необходимость в существовании многих других специальных законов. А это означает, что процесс правоприменения еще более усложнится: придется устанавливать соотношение не только Гражданского кодекса со специальными законами в сфере предпринимательства, но и каждого из них — с Предпринимательским кодексом как специальным кодифицированным законом, связывающим Гражданский кодекс и другие специальные законы в сфере предпринимательства.

 

7. Необходимость одновременного/последующего приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

С принятием Предпринимательского кодекса предполагается пересмотр или исключение из ГК РК следующих норм: ст. ст. 10-11, 19, 21, 51-88, 91-104, 156, 196-208, 224-226, 360, 458-477, 493-500, 565-580, 896-909, 1017- 1037.

С принятием Предпринимательского кодекса необходимо будет признать утратившими силу следующие законодательные акты:

Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»;

Закон «О конкуренции»;

Закон «О регулировании торговой деятельности»;

Закон «О товарных биржах»;

Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»;

Закон «О хозяйственных товариществах»;

Закон «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»;

Закон «Об акционерных обществах»;

Закон «Об инвестициях»;

Закон «О лицензировании»;

Закон «О банкротстве»;

Закон «О производственном кооперативе»;

Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности»;

Закон «О страховой деятельности»;

Закон «О частном предпринимательстве»;

Закон «О естественных монополиях и регулируемых рынках»;

Закон «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров»;

Закон «Об антидемпинговых мерах»;

Закон «О субсидиях и компенсационных мерах»;

Закон «О государственных закупках»;

Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

Закон «Об аудиторской деятельности»;

Закон «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»;

Закон «О туристской деятельности в Республике Казахстан»;

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»;

Закон «О недрах и недропользовании»;

Закон «О транспорте в Республике Казахстан»;

Закон «О связи»;

Закон «О защите прав потребителей»;

Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

Закон «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан»;

Закон «О концессиях»;

Закон «О финансовом лизинге»;

Закон «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)»;

Закон «Об электроэнергетике»;

Закон «О долевом участии в жилищном строительстве»;

Закон «О техническом регулировании»;

Закон «О трансфертном ценообразовании».

 

8.  Регулируется ли предмет законопроекта другими нормативными правовыми актами, и какими именно

В настоящее время вопросы, входящие в предмет регулирования Предпринимательского кодекса, регулируются некоторые положениями ГК, которые предполагается исключить, и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими осуществление предпринимательской деятельности. Данные нормативные правовые акты предполагается признать утратившими силу.

 

9. Имеется ли по рассматриваемому вопросу зарубежный опыт

Что касается опыта стран дальнего зарубежья в принятии Торговых (Коммерческих, Предпринимательских) кодексов, то он имеет давнюю историю.

Во Франции в 1673 г. принимается Торговый кодекс (Ордонанс о сухопутной торговле); в 1681 г. - Морской кодекс (Ордонанс о морской торговле), вошедшие в историю как ордонансы Кольбера (главного инициатора их принятия, занимавшего должность министра при дворе Людовика XIV). Следовательно, первоначально было кодифицировано торговое законодательство, а гражданское законодательство - только спустя 130 лет. Гражданский кодекс Франции 1804 г. (известный как Гражданский кодекс Наполеона) и Торговый кодекс Франции 1807 г., заложили основу дуализма гражданского и торгового права, то есть дуализма частного права.

В Австрии в 1811 г. принимается Общий гражданский кодекс, а в 1897 г. - Торговый кодекс. В Германии, так же как и во Франции, унификация торгового законодательства произошла раньше, чем гражданского, а спустя 20 лет в 1896 г. был издан Гражданский кодекс (Гражданское уложение (ГГУ), а в 1897 г. - Торговый кодекс (Торговое уложение (ГТУ), которые вступили в силу одновременно - с 1 января 1900 г. В Японии в 1896 г. принимается Гражданский кодекс, а в 1899 г. - Коммерческий кодекс.

Не вдаваясь в дальнейшие детали и обобщая сложившийся за рубежом опыт правового регулирования рыночных отношений, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, дуализм частного права характерен только для стран континентального права (романо-германской правовой системы), в которых одновременно действуют Гражданский и Торговый кодексы. Дуализм частного права, в частности, в Германии проявляется в том, что Торговое уложение существует наряду с Гражданским уложением в качестве специального законодательства. Это означает, что нормы торгового права применяются только в том случае, когда соответствующие отношения не урегулированы нормами гражданского права.

Во-вторых, во Франции и в Германии торговое законодательство кодифицировано задолго до гражданского. Причем за истекшее время торговые кодексы этих государств были значительно сокращены, особенно во Франции, по причине исключения необоснованного дублирования ввиду того, что правоотношения, отнесенные к сфере действия торговых кодексов, были урегулированы нормами гражданских кодексов и других нормативных правовых актов. В Австрии и Японии, наоборот, сначала было принято гражданское, а затем торговое законодательство.

В-третьих, во многих европейских государствах нет торговых (предпринимательских или коммерческих) кодексов, а в некоторых государствах (например, в Италии) ранее действовавшие торговые кодексы утратили силу.

Касательно опыта стран ближнего зарубежья по данному вопросу следует отметить, что из всех стран СНГ только Украина приняла в 2003 г. Хозяйственный кодекс, действующий наряду с Гражданским кодексом. При этом нормы общей части украинского Хозяйственного кодекса при регулировании хозяйственных отношений имеют приоритет перед нормами Гражданского кодекса, а в регулировании Хозяйственным кодексом обязательственных и договорных хозяйственных отношений, наоборот, приоритет имеют нормы Гражданского кодекса. Построенный на принципиальной основе отрицания гражданско-правового регулирования имущественных и иных отношений в сфере предпринимательства Хозяйственный кодекс Украины неизбежно приводит к конкуренции с нормами Гражданского кодекса, регулирующего одни и те же либо сходные с ним правоотношения.

Ученые-цивилисты России и Казахстана критически отнеслись к содержанию Хозяйственного кодекса Украины (ХКУ).

Вопрос о возможности разработки и принятия Кодекса стал предметом неофициального обсуждения членов Рабочей группы Совета министров юстиции государств - членов ЕврАзЭС по гармонизации гражданского законодательства (14 октября 2010 года, г. Астана), в ходе которой представители белорусской, кыргызской, российской сторон высказали отрицательное мнение относительно разработки коммерческих, предпринимательских или хозяйственных кодексов в своих государствах.

Таким образом, дуализм частного права не получил широкого распространения. При этом в тех странах, в законодательстве которых имеет место дуализм (двойственность) в регулировании имущественных отношений частно-правового характера, наметилась тенденция его устранения, проявляющаяся в усилении роли гражданского кодекса.

 

10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта

Реализация законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.

 

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: