Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Август, № 8,2011
Конференция

Интернет-конференция с Премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым

 

ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ С ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОМ КАЗАХСТАНА КАРИМОМ МАСИМОВЫМКиселев С.: Здравствуйте, уважаемая  Интернет-аудитория! Я, Киселев Сергей, представляю информационный портал Zakon.kz. Сегодня мы проводим Интернет-конференцию с Премьер-Министром Республики Казахстан Каримом Масимовым. Здравствуйте, Карим Кажимканович! Я хочу представить своего коллегу, соведущего, это известный журналист Сраил Смаил. Пожалуйста.

Смайыл С.: Сәлеметсізбе, Кәрім Қажымқанұлы! Біздің конференциямыз Астанада Үкімет Үйінде өтіп жатыр. Бүгін ғаламтордағы қалың аудиторияның сізге көкейдегі көптеген сұрақтарын қоюына мүмкіндігі бар.

Масимов К.: Рахмет!

Киселев С.: Два слова о формате нашей Интернет-конференции. В течение недели на портале Zakon.kz собирались вопросы. Приходили многочисленные вопросы от Интернет-аудитории, и на сегодня собрано более двух тысяч вопросов, многие из которых повторяются, и мы постарались эти вопросы объединить по темам. Мы предлагаем Вам, господин Премьер-Министр, ответить на три большие группы вопросов. Первая – это вопросы, собравшие большинство голосов в рейтинговом голосовании. То есть это те вопросы, которые на сегодня интересуют Интернет-сообщество, и они считают их наиболее актуальными и значимыми
Смайыл С.:
Вторая – это вопросы, которые мы отобрали с Сергеем, и мы надеемся, Карим Кажимканович, какие-то вопросы выберете Вы сами и ответите на них.

Киселев С.: Первый вопрос, с которого я хочу начать: «Читает ли Премьер-Министр сайт Zakon.kz, комментарии и форум на этом сайте?».

Масимов К.: Ну, во-первых, я хотел поблагодарить вас за то, что у меня есть возможность сегодня на вашей площадке Zakon.kz отвечать на те вопросы, которые интересуют Интернет-аудиторию. Хотел бы напомнить, что два месяца назад я объявил открытое, честное Интернет-голосование, и ваша площадка выиграла, что говорит о том, что она пользуется популярностью. И, признаюсь вам, я читаю Интернет сам. Это сейчас, наверное, известно, через различного рода устройства. И я читаю Zakon.kz, и читаю все комментарии, которые там происходят. Ну, наверное, у меня 1,5-2 часа в день уходит в среднем на просмотр Интернета. Как правило, это в нерабочее время происходит. Хотел бы обратить внимание на то, что для меня это тоже новая форма, я впервые провожу он-лайн-конференцию в Интернете. Я считаю, что в целом Интернет – это ближайшее будущее развития всех стран и развития Казахстана в том числе. И возможность отвечать на вопросы в он-лайн-режиме – это конкурентная среда, это живые ответы, и реально можно и услышать вопросы, которые на самом деле интересуют сообщество наше, казахстанцев, и также реально ответить на эти вопросы. Сможем ли мы на все вопросы ответить, которые были заданы – более двух тысяч? Наверное, это будет сложно сделать, но я хочу пообещать, что на все вопросы, которые сегодня были заданы, и на которые у нас не будет возможности ответить – обязательно ответы будут даны. На все эти ответы будет моя точка зрения по этому вопросу.

Киселев С.: Мы опубликуем в Интернете эти вопросы.

Масимов К.: Ну, естественно, они будут выложены в Интернете, у всех будет возможность их прочитать. И второй вопрос. Обычно я всегда хожу с ipadом или у меня под рукой находится компьютер.

Киселев С.: А вот как раз на эту тему есть вопрос, который задает Юрий из Алматы. Он спрашивает, что это – всеобщее увлечение вашего Кабинета, потому что все министры ходят с планшетками, и увлечение Твиттером – это забава, или они действительно помогают, эти инструменты, Вам в работе? И если помогают, то каким образом?

Масимов К.: Вы знаете, я на этот вопрос немножко шире хотел бы ответить. Я вот только что вернулся из Москвы, и у меня была возможность пообщаться с таким очень великим, большим человеком – это академик Велихов, который занимался и занимается по сегодняшний день развитием термоядерных исследований, термоядерного синтеза. Вот очень интересную историю он мне рассказал. В какой-то момент, в середине 80-х годов, было понятно, что ни одна страна в одиночку не сможет развивать такие большие исследования, как Токамак или термоядерный синтез. И впервые, еще до появления Интернета, в 4 центрах – Соединенных Штатах,  Европе, Советском Союзе, Японии – были четыре группы, которые работали по 24 часа в сутки. И тогда у них был создан некоторый прообраз Интернета. И они между собой обменивались информацией в реальном режиме времени, и только благодаря этому можно было продвинуться очень сильно. Переводя это на сегодняшний язык, у нас на сегодняшний день появилась такая возможность при современных средствах коммуникаций через Интернет и так далее, все это, соединяя вместе, концентрировать усилия разных людей, которые находятся не только в разных точках города или в разных точках страны, но также в разных точках мира. То есть у нас есть возможность в моментальном режиме получать самую свежую, самую оперативную информацию, которая только в мире существует. И реально на сегодня уже, наверное, месяца три в таком плотном режиме работаем на заседаниях Правительства, когда каждый находится в доступе, в реальном режиме времени и для того, чтобы решить какой-то вопрос, нет необходимости перемещаться физически или приходить куда-то, или проводить то или иное совещание, а ты моментально можешь обменяться своей точкой зрения с любым членом Кабинета, любой член Кабинета может пообщаться со своим специалистом. Даже вот сегодня, проводя то или иное заседание Правительства, задавая вопрос министру, на который он, может быть, моментально не имеет возможности ответить, он может задать своему специалисту прямо в пределах совещания. Тот выбирает тот или иной ответ, или находит необходимую информацию, и ответ такой дается. Я считаю, что это новый уровень развития не только нашего Правительства, это уровень развития движения, по которому сегодня движется все человечество, которое влияет на все аспекты нашей деятельности. На образование, потому что в современной системе образования нет необходимости помнить все вещи. В современной системе образования гораздо важнее критическое мышление, потому что любую информацию ты моментально, раз, раз и находишь. На здравоохранение, потому что современная медицина без этого существовать не может. И мы, как Правительство Казахстана, как передовой прогрессивной страны, должны показать пример и задать этот стандарт. Это не дань моде, это не какие-то внешние эффекты, это насущная необходимость, без которой общество и Казахстан развиваться не могут. Вопрос такой: а почему я сегодня без ipodo, и почему сейчас передо мной ничего не лежит? Я хотел показать, что то, что я сегодня говорю, это моя личная точка зрения, что на все эти вопросы отвечаю я сам, а не читаю с какого-то планшета. И на казахском я сам отвечу.
Смайыл С.:
Кәрім Қажымқанұлы, Үкіметтің байланыс жүйесіндегі жаңа технологияларды енгізуге көп жұмыс істеп жатқаны белгілі. Соған орай, оқырмандардан сұрақ бар. Астанадан Бекзат былай деп жазады. Қазақстанда цифрлық хабар тарату жүйесін дамытудың болашағын сұрайды? Бұл мәселенің Елбасының халыққа арнаған Жолдауында да көрініс тапқанн болатын.

Мәсімов К.: Менің ойымша, осы сұрақ өте маңызды, бізге өте пайдалы. Былайша айтқанда, цифрлық жүйе, цифрлық телеарна бізге өте керек. Бізде нақты бағдарлама бар, нақты іс-шараларды қазіргі кезде қолданып жатырмыз. Алматыда Инфрокоммуникация Академиясы бар, осында біз жаңа мамандар дайындаймыз, келешекте олар шетелге барады. Менің ойымша, осы салалардың болашағы кемел деп ойлаймын.

Смайыл С.: Сондай ақ, тағы бір сұрақ бар. Бүгінгі заманда ақпараттық технологиясыз кино өнерін көзге елестету мүмкін емес. Біз Сіздің киноға жақын екеніңізді білеміз. Осыған орай, сұрақ бар. Астана тұрғыны Жапал деген азамат қазақ киносының болашағына алаңдайды. Ол Қазақстанның ЕҚЫҰ-ға төрағалық еткенін қамтитын бір жоба әзірлепті. Сол жобаға Сізден қолдау бола ма? – деп сұрайды

Мәсімов К.: Өте маңызды сұрақ. Елге рахмет! Бұл мәселе бойынша мен жауапты министр Мұхтар Құлмұхамедке нақты тапсырма беремін. Отандық кино мен мәдениетіміз – біздің болашағымыз. Ал нақты сұраққа келсек, Құлмұхамед мырза ол кісімен кездеседі
Киселев С.:
Предлагаю вернуться к топу вопросов, топ 50. Вопрос, который стал лидером рейтинга, больше всего собрал голосов, и больше всех волнует сегодняшнюю Интернет-аудиторию, – это вопрос производства и цены на ГСМ. Дмитрий из Астаны, Мажит и Данияр из Алматы, Булат Мустафин из Астаны, Сапар из Шымкента и многие другие задают подобные вопросы, суть которых, если коротко, такова: Казахстан богат нефтью. Существуют три нефтеперерабатывающих завода. Правда, они построены в советское время, и их мощности явно не хватает. Почему не строятся новые заводы? Почему постоянно повышаются цены на бензин? Когда повышение цен связано с ростом цены на нефть, тогда все вроде бы понятно. А когда цена на нефть падает, а цена на бензин повышается, не понимают, почему так происходит. Пользователи спрашивают, когда же будет наведен порядок на рынке ГСМ?

Масимов К.: Вопросы, связанные с горюче-смазочными материалами, по понятной причине волнуют всех. Наверное, нет ни одного человека, которого бы этот вопрос не волновал. Поскольку в той или иной мере кто-то владеет автомобилем, кто-то пользуется городским транспортом, кто-то занимается сельским хозяйством и т.д., поскольку первопричиной всего этого является рынок горюче-смазочных материалов. У этого вопроса есть несколько составляющих. Первый вопрос: почему мы не строим собственно новый нефтеперерабатывающий завод. Я хотел напомнить, у нас три завода. Один находится в Атырау, два другие – в Павлодаре и Шымкенте.
Два года назад мы заказывали специальные исследования и рассматривали вопрос, что нам выгоднее в рамках индустриальной программы, которая сейчас по поручению главы государства проходит, – построить новый завод либо вложить ресурсы и модернизировать существующие заводы. Я хотел бы сказать, что строительство нового завода, современного, это примерно порядка 6 млрд. долларов. Реконструкцию существующих трех заводов, которые необходимы для того, чтобы удовлетворить все потребности по ГСМ внутри Казахстана, – это порядка 2,5-3 млрд. долларов. То есть, сопоставив эти суммы, долго изучая этот вопрос, мы приняли решение, что все три существующих завода должны быть реконструированы для того, чтобы мы могли закрыть все существующие потребности. Сейчас этот процесс идет. Ресурсы выделены, на два завода уже точно, в Атырау уже реконструкция идет. В Шымкенте подготовка технико-экономического обоснования находится на финише. И в Павлодаре тоже идут соответствующие работы. Не позже 1 января 2015 года все это будет закончено, и с этого момента Казахстан на сто процентов может своими собственными ресурсами удовлетворить потребность в горюче-смазочных материалах. Это ответ на первый вопрос. Ответ на второй вопрос относительно колебания цен на горюче-смазочные материалы. В 2009 году, осенью, главе нашего государства Нурсултану Абишевичу Назарбаеву во время телеконференции был задан этот вопрос, и он поставил перед Правительством очень четкую задачу и поручение. До какого момента мы будем смотреть? Мы – нефтяная страна, почему цены колеблются, почему в одном регионе такое, в другом регионе сякое, и когда вы, наконец, наведете порядок?
После этого поручения у нас была создана специальная рабочая группа, и мы приняли несколько таких важных принципиальных решений. Мы определили группы, будем так говорить, социальные: это 92-й бензин и ниже – 92, 90, 80 и так далее, по которым государство берет на себя ответственность и начинает регулировать ценообразование на этом рынке. 92 и выше, 95-й – для более богатого населения, там чистый рынок, и мы не вмешиваемся в ценообразование на этом рынке. В какой-то момент, может быть, мы иногда превышали свои полномочия над министерствами, в то время министерство энергетики, сейчас это министерство нефти и газа. По поручению Президента был подготовлен соответствующий законопроект, который прошел уже сейчас все палаты Парламента и находится на подписи у главы государства, где определяется, каким образом будет регулироваться цена на эти виды продуктов. Для того чтобы, с одной стороны, обеспечить единообразие и исключить недобросовестную конкуренцию на этом рынке. А с другой стороны, для того чтобы добывающие компании имели соответствующую прибыль, в частности, заводы, поскольку сейчас идет реконструкция, они должны окупаться. Я думаю, что в ближайшую неделю, 10 дней, этот закон будет подписан и вступит в силу.
Буквально сегодня, перед тем как я пришел сюда, к вам, я проводил соответствующее совещание с Министерством нефти и газа, с Агентством по защите конкуренции относительно ситуации вот этих дней. С 1 июля у нас вступил в полную меру Таможенный союз, и таможенной границы между Казахстаном и Российской Федерацией нет. Если мы увидим, что цена на горюче-смазочные материалы в Казахстане, она одна из самых низких в мире, на низкооктановые продукты, и гораздо ниже, чем в Российской Федерации. То есть появились люди, которые, может быть, были заинтересованы в том, чтобы раскачать эту ситуацию, и начали товар придерживать. Вот мне сейчас показали цифры, что находится на складах, то есть в ожидании того, что, может быть, произойдет скачок на ГСМ, или Правительство недосмотрит, или акимы недосмотрят, и можно будет необоснованно заработать прибыль. Я конкретное поручение дал Агентству по защите конкуренции вместе с правоохранительными органами, они, я думаю, до конца дня сегодня решат эту проблему. То есть ГСМ будет в наличии.
С другой стороны, мы не можем заставлять продавать вне рынка, поскольку есть определенные законы рыночной экономики: если ты заставляешь продавать вне рынка, то потом эта компания обанкротится. Здесь мы должны находить баланс между всеми этими вопросами, и мы его найдем, будьте уверены. Думаю, сегодня к концу дня ситуация кардинально поменяется.

Киселев С.: Это видно и по вопросам, которые задают автомобилисты, будем так говорить. Они говорят, почему цены растут, а продавцы ГСМ говорят, почему нас Правительство заставляет регулировать нерыночными методами. Но, с другой стороны, вопрос такой же, что же это за сезонные колебания, они из года в год происходят.

Масимов К.: Я хочу сказать, что с того момента, если не ошибаюсь, с посевной 2010 года, сезонных колебаний на низкооктановые продукты нет. Это было, поскольку в момент, когда шла посевная или уборочная, эти цены уходили вверх, независимо от ценообразования, и я же вот сейчас ответственный человек, эти цифры можно проверить. Колебания есть, связанные с ценообразованием на мировом рынке. Это да, потому что зависит цена от рыночных цен. Но ценообразование в период посевной и уборочной – его нет. Два года уже как нет, и это мне сельхозники могут подтвердить. Поскольку, несмотря ни на что, мы по сегодняшний день обеспечиваем пониженную цену во время уборочной и посевной. Иногда даже не совсем рыночными методами. Может быть, вот этого нам нужно избегать, и мы должны все-таки больше на рынке работать. Но сезонных колебаний, еще раз повторяю, нет. Есть рыночные колебания, связанные с мировой ценой на нефть

Киселев С.: Спасибо. Предлагаю перейти к следующему блоку вопросов, потому что у нас вопросов еще очень много. Большую группу читателей – и этот вопрос стал вторым по популярности – волнует вопрос получения жилья по госпрограмме. Даурен из Астаны спрашивает, что в начале действий жилищной программы, которую проводил «Самрук – Казына», официальные лица заявляли о том, что программа предназначена для той категории граждан, которые не могут обеспечить первоначальный взнос для ипотеки. Но в итоге квартиры получили, как пишут наши читатели, сотрудники нацкомпаний, госслужащие и депутаты. И вот задают вопрос: почему госслужащие с доходом в три млн. тенге в год не могут взять ипотеку и получают по этой программе, и зачем депутатам квартиры? И вообще, что в этом направлении делается, и как происходит эта госпрограмма? Реализация ее.

Масимов К.: Значит, я думаю, что это конкретно сейчас вопрос задают по конкретной одной программе, которой занимался «Самрук – Казына».

Киселев С.: Да, по одной.

Масимов К.: И есть у нас другой вопрос – это в целом программа арендного жилья, которым занимается Правительство. Я хотел напомнить, что в 2008-2009 годах, когда разразился мировой финансовый кризис, у нас было два направления, которые сильно пострадали, которые были задеты в результате мировой экономики. Это финансовый сектор и строительный сектор. Если вы помните, осенью 2007 года финансовый сектор оказался отрезанным от рынка финансов. Строительный сектор вдруг оказался не способным финансироваться и достраивать существующее, поскольку не было денег, и вот мы в такой ситуации оказались. Глава государства дал Правительству и мне конкретно очень четкие поручения для того, чтобы эту ситуацию решить. Были выделены определенные ресурсы. И я считаю, что мы неплохо справились, поскольку вот в этот период, когда казалось, все вокруг рушилось, сейчас это, может быть, уже многими забывается, но тогда ситуация была не такая спокойная. И программа, о которой сейчас идет речь – по достройке этих зданий «Самрук – Казына» – она в первую очередь решала не задачу обеспечения арендным жильем и решение социальных вопросов, а она решала задачу достройки всех существующих зданий и помощи строительным компаниям.

Киселев С.: И решение проблем дольщиков?
Масимов К.:
 И решение проблем дольщиков, и решение проблем ипотечников. Конечно, еще недовольные остались, и я не буду говорить, что на сто процентов все решено, но в целом задача, на мой взгляд, была решена. В том числе и по этому проекту, поскольку нужны были механизмы для того, чтобы это все достроить и довести до логического конца. Поэтому по этим конкретным зданиям – это в первую очередь задача была достройки. А поскольку ресурсы выделялись из Национального фонда, и в Национальный фонд эти деньги должны быть возвращены, поэтому это больше коммерческая программа. Поэтому по этим конкретным проектам принимают участие те, кто может доплатить, чтобы деньги вернулись, и деньги должны быть возвращены в Национальный фонд. Второй вопрос. Сейчас Правительством по поручению Президента рассматривается новая программа по развитию арендного жилья. Определенные ресурсы уже будут выделены в этом году, и в проекте бюджета на 2012 год будут выделены еще дополнительные ресурсы. Там как раз будет нацелено на арендное жилье и на ту категорию людей, которая хочет пользоваться арендным жильем. Конечно, за период кризиса переоценка вообще, в целом вопроса отношения к ипотеке, вопроса отношения к банку сбережений и вопросу арендного жилья, произошло некоторое переосмысление. То есть мы видим, я сам был ярый сторонник развития вот таких сильных рыночных отношений в области ипотеки. Банк выделяет ресурсы, получается ипотечный кредит. Человек идет, покупает на эту ипотеку квартиру. Все вроде бы красиво, то есть Правительство никакого отношения к этому не должно иметь. Но когда возникает период кризиса, когда все это обваливается, приходят в Правительство, приходят к власти, и Правительство, ну, как бы вполне логично, должно отвечать за этот вопрос. Поэтому это такой урок кризиса, через который мы прошли и на который мы должны обратить особое внимание? Это вопросы регулирования жилищно-строительных отношений. Поэтому акцент сейчас во многом будет переноситься именно на арендное жилье, и в наших программах в этом направлении будет больше движения. Потому что ипотеку может обслуживать только…

Киселев С.: Не каждый…
Масимов К.:
Далеко не каждый. Это только человек с очень высоким уровнем дохода, чтобы покрывать эти проценты. Вопрос такой, что в залог берется эта квартира или имущество. Мы видим, что потом в реальной практике, несмотря на то, что законодательно может быть это все хорошо урегулировано, но потом это не всегда все правильно решается. Ипотека – это для более состоятельной категории населения. Арендное жилье, которым будет заниматься Правительство, – это для людей с меньшими доходами.

Киселев С.: Ну, это обычная мировая практика, по-моему, больше 60% населения Европы не имеет в собственности квартир, все арендуют.

Масимов К.: Вы знаете, здесь две разных модели. Если посмотреть на американскую модель – это больше ипотека. У них вся система – и финансовая и строительная – она была нацелена, так сказать, заточена под ипотеку. К чему все это привело, это все очень хорошо знают. А европейская модель – это больше арендное жилье. Мы до кризиса больше ориентировались на американскую модель. Сейчас мы больше вводим элементы европейской модели

Смайыл С.: В продолжение этого вопроса. Мирас, учитель из Атырау, интересуется, какие шаги предпринимаются Правительством для обеспечения молодых специалистов жильем в сельских регионах.

Масимов К.: Знаете, есть несколько вопросов, которые любого человека интересуют, вне зависимости от того, при капитализме мы живем, при социализме, или, может, еще какой-то там строй выдумают. Это где жить, как жить, как дать образование своим детям, где лечиться, как здравоохранение получать, и какова стоимость на продукты питания. Любая власть, вне зависимости, в какой системе мы находимся, должна давать ответы на эти первые четыре насущных вопроса. Все остальные должны быть этому подчинены. В рамках той программы, которую мы сейчас рассматриваем, в рамках конкретных шагов, которые сейчас проводятся по поддержке села, адресации на обеспечение жильем молодых специалистов на селе будет уделено особое внимание. То есть это должно в пакете вместе проходить. На все ли вопросы мы моментально даем ответы, можем ли мы всех удовлетворить? Наверное, нет. Потому что есть возможности государства, и есть возможности бюджета, на которые мы должны обращать внимание. Должны ли мы это поставить во главу угла? Да. Мы должны, и определенные шаги сейчас делаются, в том числе и на тот вопрос, который сегодня поставлен.

Смайыл С.: Это в рамках программы «С дипломом – в аул», да?

Масимов К.: Это в рамках программы и по развитию сельского хозяйства, и в рамках развития жилья в целом.

Киселев С.: Карим Кажимканович, еще один из очень популярных вопросов задали Ержан из Шу и Жанна из Алматы. Эти вопросы касаются хиджаба. Ержан говорит, что Конституция Казахстана и Закон «О свободе вероисповедания» не препятствуют ношению хиджаба в учебных заведениях, несмотря на все заявления представителей Минобразования. И он спрашивает, следует ли ожидать от Правительства каких-либо законодательных ограничений в отношении ношения хиджаба? С этими вопросами пересекаются вопросы, заданные Анатолием и господином М., так он подписался в Интернете, из Астаны. Они говорят, что Казахстан – светское государство, и в последнее время активизировались различные религиозные секты, которые усиливают свое влияние. Какие меры предполагает принять Правительство, чтобы предупредить религиозный экстремизм в любых его проявлениях?

Масимов К.: Ну, во-первых, я хотел всем напомнить, что Казахстан является светским государством. Религия отделена от светской власти. Это первое. Второе. Мы являемся многонациональным, многоконфессиональным государством, и все конфессии и традиционные религии, которые находятся на территории Казахстана, они равны, и у власти отношение ко всем одинаковое. Другой вопрос, что какие-то религии больше распространены, какие-то меньше, в том числе ислам и православная церковь. Это, наверное, два таких наиболее многочисленных представителя в стране. С этими вопросами сам я лично столкнулся достаточно давно. Я учился в университете Дружбы народов в Москве. Тогда в Советском Союзе эти вопросы были совсем далеко отодвинуты, и мы все воспитывались атеистами, будем так говорить, ну, все практически без исключения, за редким исключением. Я учился на арабском отделении, и со мной училось много студентов из арабских стран. Вот я впервые тогда для себя столкнулся с молодыми людьми из арабских стран. Что такое ислам? Что такой современный светский ислам? Что такой ислам экстремальный, будем так говорить. В середине 80-х годов я для себя это познал. Я хочу заявить свою позицию. Религия, и в частности, ислам, имеет право быть, и мы должны с уважением относиться к религиозным верованиям любого человека. С другой стороны, к экстремальным формам, которые ничего общего не имеют с реальным вероисповеданием, мы должны относиться достаточно жестко, Правительство и государство должны проводить свою соответствующую политику. Знаете, у главы государства принято решение, создано специальное Агентство по делам религии. Сейчас оно прорабатывает шаги для того, чтобы, с одной стороны, обеспечить право всем верующим свободно исповедовать свою веру. А с другой стороны, поставить препоны для того, чтобы это не переходило в другие формы экстремизма. К сожалению, и во всем мире, и в соседних с нами странах, и в нашей стране появляются такие признаки, что этому нужно уделять особое внимание. Конкретно хиджаба по этому вопросу. Этот вопрос очень политизируется не только в Казахстане, но и во многих других странах мира. Вот я недавно был с визитом во Франции, так это вообще там поставлено на самую высшую точку. Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев высказывался по вопросу ношения хиджаба. Я хочу свою позицию по этому вопросу сказать. Во-первых, я считаю, что наш Президент абсолютно прав, высказав свою точку зрения. С одной стороны, поскольку у казахов такой давней традиции, исторической, ношения хиджаба не было. Другое было. Другие совершенно формы головных уборов для этого были. Но я считаю, что запрещать ношение хиджаба власть не должна.

Киселев С.: Правительство не будет принимать никаких законодательных ограничений?

Масимов К.: Я считаю, что каких-либо мер законодательных или нормативного порядка для того, чтобы это запретить, мы проводить не будем. Другой вопрос, мы должны объяснять, что это такое, мы должны проводить беседы, в том числе и представители соответствующих, ответственных за это ведомств, должны очень правильно объяснять все, что происходит, но насильно запрещать, я считаю, это неправильно.

Киселев С.: Мне кажется, эти опасения пересекаются с религиозным экстремизмом и зачастую неправильным пониманием в обществе, что человек в хиджабе ассоциируется с террористом. Это, может быть, задача СМИ – разъяснять, что это не так.

Масимов К.: Это задача и власти, и СМИ, и самих представителей этих религиозных конфессий – очень правильно все объяснять. К сожалению, в средствах массовой информации, в первую очередь в западных средствах массовой информации, и то, что сейчас транслируется из некоторых других стран, такой образ исламиста-террориста – он превалирует, хотя это абсолютно не так. Это абсолютно другая у нас ситуация.

Киселев С.: Предлагаю вернуться к нашим рейтинговым вопросам. Ринат из Алматы и Евгений из Костаная задают вопрос о поддержке малого, среднего бизнеса. Но в контексте наружной рекламы они говорят о том, что малому и среднему бизнесу очень сложно рекламировать свои товары и услуги, потому что цены на рекламу высоки. Наружная реклама, получение ее, размещение связано с большим количеством административных препон и дополнительным налогообложением.

Смайыл С.: И это только одна из многих проблем данного сектора. Как ваше Правительство решает вопрос поддержки малого и среднего бизнеса?

Масимов К.: Ну, о поддержке развития малого и среднего бизнеса, его поддержки и с той и с другой стороны, наверное, только ленивый не говорил на эту тему. Я бы хотел обратить внимание на конкретные шаги и конкретные факты. С первых дней независимости глава нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев уделял особое внимание развитию малого и среднего бизнеса. Есть несколько направлений, на которые мы обращаем внимание. Я буду говорить, может быть, о последних тенденциях, которые сейчас происходят. Если до 2007-2008 годов позиция представителей малого и среднего бизнеса была такая, вы нам, пожалуйста, не мешайте, давайте, мы сами будем работать, сокращайте барьеры, то в период, когда система немножко зашаталась, то возникла идея – давайте, помогайте деньгами через банки. У нас в период кризиса, считаю, был накоплен неплохой опыт, у нас был создан Антикризисный комитет, который я сам лично возглавлял, в который входили представители малого и среднего бизнеса, государственные органы, банки, и мы предприняли ряд шагов для того, чтобы помочь как-то в этот период, ресурсы выделялись, еще какие-то шаги. Я думаю, что в этот кризисный период мы работали вместе с бизнесом и с банками неплохо. Этот антикризисный опыт, который мы наработали, мы трансформировали и создали единый Координационный совет по вопросам предпринимательства, который я возглавляю, в который входят представители органов «Атамекен», Форума предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, Конгресса финансистов и так далее. Буквально вчера я проводил очередное заседание совета, для того чтобы проработать следующие шаги по взаимодействию и по партнерству между властью и бизнесом. Там такие программы связаны с развитием экспорта, экспорт 2020, развитие предпринимательства, то есть ряд конкретных шагов, есть ресурсы, которые на это выделены. Вот сейчас эти шестеренки притираются, поскольку мы считаем, что от малого и среднего бизнеса очень многое зависит. Вот конкретно по рекламе,  я думаю, что дам соответствующие поручения, мы на очередном совете этот вопрос рассмотрим.

Киселев С.: Следующий вопрос задает Антон из Алматы. Вопрос касается трудоустройства молодых специалистов. Антону пришлось уйти из государственного предприятия, так как на те деньги, которые он там получал, он не мог прокормить семью, хотя работа ему нравилась, и он работал по специальности. А вот Ерсултан из Алматы поднимает вопрос трудоустройства стипендиатов «Болашака». Он учился на инженера-химика нефтегазовой сферы в Великобритании и не может сейчас найти работу по специальности. Как вообще решается в стране вопрос трудоустройства выпускников? И вопрос так называемых социальных лифтов, чтобы молодежь имела ясную перспективу своего карьерного и профессионального роста.

Масимов К.: Буквально несколько дней назад на заседании Правительства мы рассматривали конкретные вопросы прохождения программы по занятости населения. В том числе внутри этой программы есть несколько подразделов, на которые мы обращаем особое внимание. Начнем с вопроса выпускников «Болашака». Конечно, выпускники программы «Болашак» – это те люди, на которых государство уже затратило достаточно большие ресурсы, и, конечно, государство хочет получить отдачу от этого человека, который будет работать. Поэтому внутри этой программы у нас есть подпрограмма, связанная конкретно с трудоустройством выпускников «Болашака». Вопрос трудоустройства всех выпускников вузов стопроцентно, наверное, ни одна страна такой задачи перед собой не ставит, может быть, только Советский Союз при плановой системе это строил. Конечно, у нас в этом власть и Министерство образования должно программы по подготовке специалистов внутри страны сближать между собой, с потребностями экономики, которые потенциально будут необходимы через 10 лет для того, чтобы молодой человек в выборе специальности очень четко понимал, где можно получить ту или иную специальность. Но это уже тоже оскомину набило, мы говорим, что много экономистов, много юристов. Это была такая дань моде, наверное, в 90-х – начале 2000-х годов, когда хотели все получить ту или иную специальность, и у нас получился переизбыток этих специалистов, и они потом вынуждены были уже по жизни менять свою специальность. Поэтому здесь какие-то основные тенденции, это тоже наша ответственность, в первую очередь Министерства образования, показать тенденцию будущего движения вперед. В целом вопрос о «социальных лифтах» – это, конечно, важный вопрос. В тех странах, которые этот вопрос не решают, потом жизнь сама решает в той или иной степени. Думаю, здесь взаимодействие с гражданским обществом, гражданская активность, в т.ч. молодежи, в общем необходимы. Сейчас много вопросов идет относительно молодежной политики. Думаю, власть во взаимодействии с гражданским обществом должна находить решения, и мы находим такие решения, там трудоустройство молодежи, обеспечение жильем молодежи. Сейчас ряд законопроектов рассматривается. Вот недавно у меня на приеме была депутат Сыздыкова, она как раз эти вопросы передо мной поднимала, и мы в рамках предстоящего бюджета ряд некоторых финансовых вопросов будем решать. Молодежи нужна справедливость, молодежи нужны будущее, движение вперед, ориентиры, которые нужно ставить. Даем ли мы все ответы? Наверное, еще не даем, но должны давать.

Смайыл С.: Шағын қалалардағы жастарды жұмыспен қамтуға қатысты бір сұрақ бар. Қарағанды облысы Ұлытау ауданындағы Шыңғыс есімді оқырман: «Жезді кентіндегі кен байыту фабрикасы қазір тоқтап тұр. Аталған фабриканы іске қосып, ауыл жастарын жұмыспен қамтамасыз етуге мүмкіндік бар ма?», – деп сұрайды сізден

Мәсімов К.: Бұл мәселені мен жақсы білемін, оған қатысты бірнеше мәжіліс те өткіздім. Мен әкімге нақты тапсырма бердім, Құдай қаласа алдағы уақытта ол жер үлкен кентке айналады.

Киселев С.: Карим Кажимканович, Вы затронули проблемы образования. И вот я смотрю, у нас на первой странице, в первой двадцатке буквально семь или десять вопросов касаются одной школы. То есть разные люди задавали вопросы, и все они вышли в рейтинг. Это школа-лицей в Темиртау. Обращаются люди и говорят, что в этой школе обучаются дети разных национальностей на русском языке. 30 мая этого года гороно принимает решение о реформации, переориентации школы на обучение на казахском языке. Люди протестуют, подают судебные иски и просят вмешаться в эту ситуацию. Девочка какая-то пишет: помогите, пожалуйста, Карим Кажимканович, отстоять мою любимую школу.

Масимов К.: В целом я хотел сказать, что у нас принята специальная программа образования до 2020 года, где приоритеты очень конкретно определены, и мы будем строго следовать тем направлениям, по которым будем двигаться. Вопрос образования стоит в целом перед любым обществом и перед любым правительством, он должен стоять на первом месте, поскольку образование – это будущее. Конкретно по тому вопросу, который сейчас задается, я даю поручение министру образования вместе с акимом области и акимом Темиртау, для того чтобы разобраться, доложить мне, и я сам приму соответствующее решение. Я думаю, что до конца дня какое-то решение мы примем.

Киселев С.: И мы его опубликуем.

Масимов К.: Естественно.

Киселев С.: Еще одна очень чувствительная тема, которая интересует вообще все общество, не только Интернет-аудиторию, – это тема языков, языковой политики. Едиге из Алматы говорит, что стоимость качественных занятий по казахскому языку в Алматы выше, чем по английскому, а бесплатные курсы не выдерживают никакой критики. Женя из Алматы говорит, что очень мало рекламы этих бесплатных курсов и найти их очень сложно. Данияр из Астаны говорит, что недостаточно детской литературы и мультфильмов на казахском языке. А Дмитрий из Алматы говорит о том, что согласно Конституции русский язык используется в госорганах наравне с казахским, но не везде это происходит. То есть вопросы языка очень сильно волнуют наших граждан. Что делает Правительство для решения языковых вопросов?

Масимов К.: Вопрос языка, языкознания, использование государственного языка – это всегда очень чувствительные вопросы. В нашем многонациональном обществе этот вопрос, может быть, «в квадрате» более чувствительный. Глава государства в конце прошлого месяца подписал государственную программу по развитию языков, где определенные приоритеты и направления развития очень четко обозначены. Я свою позицию по этому вопросу хотел сказать. Во-первых, все те задачи, которые обозначены, они, несомненно, будут исполнены. Если говорить в практическом смысле, то для всех казахов знание казахского языка должно быть обязательным. По этому вопросу, наверное, двух мнений быть не может. Взрослых людей неказахской национальности заставлять изучать язык, наверное, нет необходимости, то есть они должны жить в той комфортной среде, в которой они живут. Для молодых людей, которые сейчас учатся в школе, институте, независимо от национальности, я думаю, им надо изучать этот язык, и, я думаю, это естественно, и это не так сложно. Начиная с детского сада у нас принята программа «Балапан». Вот я только что вернулся из Москвы, там у нас было заседание по Таможенному союзу. Я специально свою позицию по этому вопросу высказал в Москве публично в присутствии Премьера Путина и Премьера Мясниковича из Беларуси. Казахстан – это независимая страна. В нашей стране государственный язык является казахским. Внутри страны мы будем в этом направлении двигаться. Но мы не должны забывать и русский язык, потому что и с россиянами, и с белорусами мы будем говорить на русском языке. И вообще мы всю свою культуру, а во многом и мировую культуру постигали через русский язык. Мы также должны изучать английский язык, потому что в научно-техническом прогрессе английский язык вне конкуренции. То есть 95% открытий, они все исходят от английского языка. Вот я по своему примеру хотел сказать. Я родился в Целинограде, тогда это практически русскоязычный город был. Образование получил в Алматы, потом в Москве учился. Все это проходило на русском языке, и у меня были определенные проблемы с казахским языком. То есть я на своем примере хотел показать, что это не так сложно, что если этим заниматься, то можно выучить любому человеку любой язык, в том числе казахский. Конечно, правильные вопросы, что казахских курсов может быть мало, мультфильмов мало, программ каких-то может быть недостаточно. Я хотел бы сказать, что мы этим занимаемся, в предстоящие бюджеты государство будет выделять дополнительные ресурсы. 3-4 года назад мы могли сказать, что методик нет хороших по изучению языка. Я вам со всей ответственностью заявляю, что методик изучения казахского языка на лучших примерах изучения языков английского, французского и другого сейчас достаточно. Сейчас есть возможность и преподавательский состав, и через Интернет это можно изучать, и мы еще ресурсы будем дополнительно выделять для того, чтобы овладеть, по крайней мере, бытовым элементарным уровнем

Киселев С.: Я бы не очень согласился с человеком, который говорит, что нет мультфильмов. Недавно открылся детский канал «Балапан», который вещает круглосуточно, постоянно на казахском языке.

Смайыл С.: Да, с других переводится. Я думаю, что сейчас кто хочет изучать – он его выучит.

Сізді мемлекеттік тілдің үлкен жанашыры ретінде жақсы білеміз. Тілге қатысты сауалдар да көптеп келіп жатыр. Алматылық Берік былай деп сұрайды: «Қаладағы жарнама мен қазақша атаулар неге қате жазылады? Тіл тазалығын қадағалайтын жауапты мекемелер бар ма?» – дейді. Мысалыға, тіл полициясы сияқты?

Мәсімов К.: Мен қазір осы сауалға орыс тілінде жауап бердім. Бірақ, тағы да қазақ тілінде осы мәселелер бойынша өз пікірімді айтқым келеді. Біріншіден, біздің Елбасымыз Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаев тіл байлығымыз туралы нақты мемлекеттік бағдарламаға қол қойды. Осы бағдарламаға сәйкес Үкімет бірнеше нақты іс шаралар қолданып жатыр. Менің ойымша, Қазақстанда біз қазақ тілінде сөйлеуіміз керек. Ең алдымен қазақтар бір-бірімен қазақ тілінде сөйлесу керек. Қазіргі кезде Үкімет мәжілісін қазақ тілінде өткіземіз, менің өзімнің сайтым бар. Осы сайттың ішінде мен қазақ тілінде жазамын. Үкімет Елбасының тапсырмасына сәйкес нақты қаржы бөліп жатыр, тағы да келесі жылы бөлінеді. Менің ойымша, қазіргі кезде Қазақстанда жақсы методикалар бар. Өткен жылы біз мемлекеттік «Балапан» бағдарламасын бастадық. Осы жылы «Мәдениет» телеарнасы ашылды, биыл 1-қыркүйектен бастап біз «Қазақстан» телеарнасында таза қазақ тілінде хабар тарата бастаймыз. Менің ойымша, қазақ тілінде жақсы бағдарлама енгізу керек.

Киселев С.: Карим Кажимканович, так совпало, что завтра будет сто дней Вашего очередного утверждения Парламентом. Вы являетесь национальным рекордсменом по срокам пребывания на посту Премьер-Министра. Обычно политики в первую стодневку подводят итоги своей работы. Наш посетитель Виктор из Алматы просит Вас назвать пять самых важных достижений на посту Премьера, которые стали очевидным благом для народа и страны, и назвать ошибки, которые были совершены Вами за период премьерства, о которых Вы сегодня сожалеете.

Масимов К.: Оценку самому себе достаточно сложно давать. Оценку своей работе, работе Правительства в первую очередь дает глава государства, поскольку мы являемся Правительством, которое формируется Президентом, и я, как Премьер-Министр, утверждаюсь его указом, поэтому о положительных моментах мне достаточно сложно говорить, пусть об этом скажут другие. Я скажу о тех проблемах и тех вызовах, которые перед нами стоят, которые, на мой взгляд, окончательно решить нам до конца не удалось за эти пять лет и на которые, я считаю, нужно обратить особое внимание. Поскольку мы живем в рыночно-конкурентной экономике, то вопросы конкурентоспособности стоят на первом месте. И вот первая цель, которая пока не достигнута, но по которой мы должны работать – это вхождение в 50 конкурентоспособных государств. К сожалению, в период кризиса мы продвинулись не в сторону 50-ти, а, наоборот, отодвинулись, для этого есть ряд объективных и субъективных причин. Вот это, наверное, первый вопрос. И наша работа сейчас нацелена на то, чтобы мы могли двигаться дальше. Второе направление, я считаю, на которое мы должны обратить большее внимание, это вопрос огосударствления экономики. Я когда приходил в Правительство, я очень сильно стремился к тому, чтобы больше отдать в конкурентную среду, больше отдать в частный сектор. Тут, конечно, наложились и субъективные причины – кризис, банки немножко захромали, сам бизнес чуть-чуть захромал, и мы вынуждены были некоторые секторы обратно покупать в государственную собственность, что мы хотим несколько сейчас изменить, вторая возможность волны приватизации, это было возвращение в конкурентную среду. Мы уже отличны от того, что мы делали в середине 90-х годов. То есть сейчас, и вы знаете, мы разрабатываем специальную программу по так называемому народному IPO для того, чтобы в конце этого года население в полной мере вовлечь в собственность, владение государственными ресурсами, чтобы миллионы людей в этом процессе находились. Это очень сложная задача. Поскольку мы должны правильно подобрать объекты, которые потом будут дорожать, чтобы потом в нашу сторону камни не кидали. С другой стороны, дать возможность людям получить, пусть небольшую, но какую-то часть этого пирога от государственной собственности для того, чтобы в будущем иметь возможность дальше развиваться. Не все могут быть предпринимателями. Это особый дар у человека, брать на себя риск, ответственность, потом выигрывать или проигрывать. А дать возможность поучаствовать в собственности, на профессиональном языке это портфель-инвестор называется, такую возможность мы должны дать. Мы сейчас внимательно изучаем мировой опыт. Есть положительные, есть отрицательные моменты.

Киселев С.: Это, наверное, даст толчок развитию фондового рынка в Казахстане.

Масимов К.: Это несомненно, вот мы сейчас с председателем Национального банка Григорием Александровичем Марченко очень часто об этом говорим, он этим вопросом начал заниматься достаточно давно. Еще один момент, на который, я считаю, мы должны и дальше обращать внимание – это развитие собственной индустрии, поскольку надеяться только на то, что невидимая рука рынка расставит все по своим местам, и индустрия появится сама по себе – практика показала, что это не так, и государство может и должно играть некоторую роль для того, чтобы стимулировать развитие собственной индустрии. Ответственно заявляю, не будет собственной индустрии – не будет собственного государства. Удалось нам все это решить на сегодняшний день? Нет. Важный это вопрос? Несомненно, важен этот вопрос. Еще два вопроса – образование и здравоохранение, хотя, я считаю, мы делали очень многое, и направление правильное. Достигли ли мы всех результатов? Пока еще не достигли, но мы будем над этим дальше работать.

Киселев С.: Ну что ж, полный ответ, и красивый. Я хочу поздравить Вас от лица всех посетителей, и тех, кто сегодня нас смотрит, с очередными сто днями Вашего премьерства и пожелать Вам больших успехов, исполнения тех вызовов и задач, о которых Вы сегодня говорили.

Следующий вопрос относится к сельскому хозяйству, мы сегодня о нем не говорили. Малик из Одессы пишет, что он, как бывший гражданин Казахстана, не теряющий связь с родиной, интересуется снижением объемов производства молока из-за снижения поголовья КРС. Этот вопрос был очень популярный и набрал много голосов. Малик пишет, что племенного стада практически не осталось, а восстановление его путем покупки и завоза очень затратно. И вот интересуется, как же мы, Карим Кажимканович, будем восстанавливать производство молока в стране?

Масимов К.: Вы знаете, вообще развитие сельского хозяйства, животноводства, в частности, и конкретный вопрос, который связан с развитием молочной промышленности, молока, в последние два года очень обострился. И мы для его решения выделяем достаточно много ресурсов и принимаем конкретные решения, на мой взгляд. Во-первых, для развития животноводства и конкретно развития крупного рогатого скота и внутри развития молочной промышленности выделены, выделяются, я считаю, огромные ресурсы – порядка 150 миллиардов тенге, больше миллиарда долларов США для того, чтобы мы могли стартовать и помочь в развитии инфраструктуры. Там целый комплекс проблем. Сейчас мы очень предметно с этим разбираемся с акимами, начиная со строительства ферм. Второй вопрос – это развитие кормовой базы для этих коров, поскольку здесь у нас еще не все вопросы решены. Во многом это не всегда зависит от нас, а зависит от природы в целом. Дождей много – корма достаточно, дождей мало – корма недостаточно. Мы должны нивелировать все эти процессы. Наверное, до 2008 года за счет сильного субсидирования со стороны Правительств Европейского союза, ни в одной практически стране мира не было возможности конкурировать с сухим молоком из Европейского союза – она была настолько высока, что порошок, привезенный из Европейского союза, был на порядок более конкурентоспособным, чем производство собственного молока в стране. Эта ситуация резко изменилась в 2008 году. Я думаю, мы с вами уроки из этого извлекли, что, несмотря только на чисто рыночные механизмы, есть вопросы национальной безопасности, на которые нужно обращать внимание, в том числе и вопрос развития молочной промышленности. Вот сейчас есть специальная программа, развитие продовольственных поясов вокруг крупных городов и развитие молочной промышленности. Я получаю тысячи вопросов от работников этой сферы. Здесь что-то не решено, там что-то не решено, но шаг за шагом мы решаем. Конкретно этот вопрос в Правительстве курирует первый заместитель Премьер-Министра Шукеев У. Е. Основная его задача – развитие программы животноводства.

Смайыл С.: Астаналық Нұрлыбек деген кәсіпкер ауылға барып мал өсірсем, халал ет өндірумен айналыссам, дейді. Осыған орай ол: «Үкімет қандай көмек көрсете алады?», – деп сұрайды. Меніңше, бұл жерде ол ауылға барып, мал шаруашылығымен, егін шаруашылғымен айналысқандарға Үкімен 20 мың доллар көлемінде көмек бере ме? – деп жатыр

Мәсімов К.: Мен ауылға баруға ниетті ер-жігіттің бар екеніне қуанып отырмын. Бірақ біріншіден, ол кісі ауылға бару керек. Егер ол ауылға барса, Үкіметте нақты бағдарлама бар гой. Несие, микрокредит беріледі, пәтер алады осы сынды бірнеше шаралар бар.

Киселев С.: Вернемся к Таможенному союзу, очень много вопросов. Я знаю, что Вы лично занимаетесь всеми этими вопросами. Ибрагим, Игорь Макиенко из Алматы, Жулдыз из Астаны интересуются, что на сегодняшний день Казахстан и граждане Казахстана приобрели от вступления Казахстана в Таможенный союз? Пока только наблюдается, с их точки зрения, рост цен на продовольствие, рост цен на ГСМ и рост цен на автомобили.

Масимов К.: Я буквально два дня назад вернулся из Москвы, где проходила встреча бизнесов трех стран, и Премьер-Министров, и членов Правительств трех стран, связанных с развитием Таможенного союза. Я хотел еще раз повторить, я это сказал в Москве с трибуны в присутствии всех. Во-первых, Казахстан останется политически независимым государством. Тәуелсіз Қазақстан ең алдымен – прежде всего, независимость Казахстана. Второй вопрос – вопрос языка. Этот вопрос очень чувствительный, поэтому я сказал это там, с трибуны: государственным языком Казахстана будет казахский язык – Қазақ тілі – мелекеттік тіл. Третий вопрос – выигрывают ли бизнес Казахстана и казахстанская экономика в целом от создания Таможенного союза? Однозначно хочу сказать, что выигрывают. В чем этот выигрыш состоит? Хотел бы сказать, что, начиная с первого июля 2011 года, то есть две недели назад, таможенной границы между Казахстаном и Россией не стало, бизнес имеет возможность свободно, не заполняя никаких таможенных деклараций, перемещать свою продукцию. Ну, большая страна, с точки зрения экономики, казахстанская экономика относительно небольшая. И для того чтобы индустриализацию мы могли полноценно проводить, мы могли привлекать иностранные инвестиции в несырьевые сектора, нужен больший рынок, нужны покупатели. В нашем случае рынок и покупатели Российской Федерации и Беларуси вместе – это очень даже неплохой рынок. Сейчас мы видим интересы со стороны иностранных инвесторов, которые приходят, будут создавать предприятия, будут создавать рабочие места для того, чтобы мы могли двигаться дальше, и быть ближе прогрессу. Я считаю, что это ключевой вопрос и ключевая возможность, которая дается Казахстану и казахстанскому бизнесу, и в целом это для всего казахстанского общества плюс. Еще один момент, я тоже это говорю публично, и свою позицию говорю, что вопрос о единой валюте в рамках Таможенного союза не стоит. Центральный банк, Национальный банк Казахстана остается отдельным, и валюта в Казахстане остается наша, национальная. Я считаю, что это наша конкурентная возможность, и мы видим, какие проблемы, например, сейчас есть в Европейском союзе, в некоторых странах от того, что все решения до конца не были продуманы и приняты. Я думаю, что этот вопрос вызрел, это вопрос продуманный, это вопрос, дающий возможность для казахстанского бизнеса и для граждан Казахстана еще больше получить от нашей независимости. Это позиция нашего Президента, который говорил, начиная с 1994 года, выступая со своей лекцией в МГУ. Во многом этот вопрос сильно политизируется, по-другому интерпретируется, переводится в другую плоскость. Мы должны очень четко и ясно разъяснять и объяснять свою позицию. Можем ли мы закрыться от всего остального мира и полноценно развиваться? Нет. Ни одна страна в современном мире этого сделать не может. Должны ли мы быть частью мира и вовлекаться во все торговые интеграционные процессы? Мы должны. Следующий шаг – это наше вступление во Всемирную торговую организацию. Еще более амбициозные задачи, которые Президент перед нами поставил, – это приблизиться к стандартам ОСР – Организации по экономическому сотрудничеству и развитию. Этот шаг, который мы сделаем вместе со странами Таможенного союза, это очень хорошая наша подготовка к этому движению.

Киселев С.: Можем ли мы сказать нашим слушателям, нашим читателям, что Таможенный союз – это, по большому счету, игра в долгую? И если сейчас, как и в любом деле, есть плюсы и минусы, и вот то, о чем говорят наши читатели, а они говорят как раз о минусах, но те плюсы, которые даст Таможенный союз, они неизмеримо больше для страны и для граждан, чем те минусы, которые есть.

Масимов К.: Я со всей ответственностью заявляю, что в долгую, и те возможности, которые нам даются, они очень большие. Все ли идеально, есть ли какие-то проблемы? Несомненно, они есть. Когда что-то получаешь, обязательно что-то нужно отдавать. Противоположная точка зрения россиян – а зачем нам это нужно, зачем мы все казахам отдаем? У них там налоги ниже, весь бизнес уйдет, на порядок ниже налоги, по многим направлениям, барьеров намного меньше, российские компании некоторые начинают переходить туда. Ну, знаете, это позиция, это долгосрочное, дальновидное политическое решение.
Киселев С.:
Вот как раз с Таможенным союзом, с переходом в Таможенный союз связан вопрос с растаможкой автомобилей и с тем, что завезли автомобили. Алмас из Астаны и Алексей из Павлодара рассказывают конкретные ситуации. Говорят, что по той или иной причине форс-мажора – поломка ж/д транспорта, банкротство перевозчика – застряли их машины. Будет ли Правительство каким-то образом вмешиваться в эту ситуацию и решать вопросы этих людей?

Масимов К.: Хотел бы кое-что напомнить. До июля 2010 года у нас такого льготного режима по ввозу автомобилей не было. Это был предмет договоренности между правительствами трех стран, что Казахстану и Беларуси на один год, до 1 июля 2011 года, дается такая возможность – завозить для граждан по льготной цене автомобили. Год назад я сам лично со всеми моими коллегами били во все барабаны для того, чтобы сказать, что у вас остался только год. Завозите, потом такой возможности не будет, если вы хотите это делать. Первый момент. Второй момент. 1 июля все равно настало. В пределах этого 1 июля прямо был большой ажиотаж. Думаю, в основной своей массе проблемы были решены. По данному конкретному случаю – это уже не компетенция Правительства, а компетенция единого органа – Таможенного союза. Но я дам соответствующее поручение, чтобы эти конкретные случаи были рассмотрены. И если законодательная возможность существует, то мы постараемся решить. Если ее нет, то это уже все, проехали. Для чего это нужно? Вы знаете, 10 дней назад глава государства при принятии программы по индустриальному развитию, в т.ч. принимал проект по развитию автомобилестроения. В Костанае корейские автомобили, в Усть-Каменогорске у нас есть, может быть, еще какие-то появятся. Если бы не было защиты Таможенного союза для автомобильной промышленности, то этих бы заводов никогда не возникло. Я считаю, что автомобилестроение – это важный вопрос. Вот недавно было подписано соглашение о развитии вертолетостроения вместе с французской компанией, европейской компанией «Еврокоптер». И такого рода крупные индустриальные проекты были бы невозможны без развития Таможенного союза. Еще раз подчеркну, индустриализация любой страны – это ключевой вопрос ее суверенитета и независимости. Мы должны подчинять все остальные вопросы для того, чтобы промышленные объекты, высокотехнологичные, конкурентоспособные промышленные объекты появлялись в нашей стране. Под это мы будем сосредотачивать свою образовательную программу. Мы приняли решение и создали специальный холдинг «Кәсіпкор», где готовятся специалисты, мамандар техниктер дайындаймыз. То есть специальные программы для того, чтобы они соответствовали современным требованиям. Вот мы сейчас ставим вопрос перед нефтяным сектором, перед инвесторами: привлекайте нашу казахстанскую рабочую силу, чтобы они работали. Они говорят, мы готовы принять, но пусть у них квалификация будет соответствующая. Вот эту функцию подготовки технических специалистов мы берем на себя. И вот в программе занятости, в программе профессионально-технической подготовки мы будем помогать готовить специалистов, чтобы они там работали. Вот такому человеку мы готовы помогать и двигаться, т.е. мы ему должны создать условия. Если человек не готовится и делать ничего не хочет, и учиться не хочет, хотя мы готовы оплатить ему обучение, а просто дайте мне все и сразу – это совершенно другая категория людей. Мы должны давать возможности для того, чтобы человек самосовершенствовался, тогда и все общество в целом, и государство в целом будут конкурентоспособными. Именно такую задачу наш Президент ставит перед нами.

Киселев С.: То есть мы не легли под российский автопром? Мы создали условия для развития своего автопрома и увеличили рынок продажи этих машин, включая Россию и Белоруссию, тех, которые у нас будут выпускаться. Можем так сказать?

Масимов К.: Во-первых, автопром российский существует и выпускает свою продукцию и, несомненно, будет конкурировать с нами. Должны ли мы что-то этому противопоставить? Единственное, создать для инвесторов наиболее лучшие условия, чтобы им было более выгодно приходить в Казахстан, развивать наш казахстанский автопром и завоевывать российский рынок. Это сейчас происходит, и это была цель, ради которой мы движемся.

Смайыл С.: Если мы вступим в ВТО, это не будет противоречить нормативным актам ТС?

Масимов К:. Значит, принципиальная позиция была с самого начала создания Таможенного союза. Мы договорились, все три страны между собой, что все принципы Таможенного союза должны соответствовать нормам Всемирной торговой организации. Сейчас все страны в той или иной степени, в том числе и Казахстан, может быть, в первую очередь Казахстан, находится на финишной стадии вступления во Всемирную торговую организацию. Мы приняли для себя такое решение, по договору с ВТО, что если есть противоречия между нормами ВТО и ТС, то нормы ВТО выше, чем нормы ТС. Этим самым мы как бы ушли от вопроса, чтобы ВТО просматривала все эти десятки, сотни соглашений и договоренностей, которые внутри ВТО существуют. Изначально еще раз хочу сказать, что переговорная экспертная группа именно под эту задачу была нацелена и заточена.

Киселев С.: Еще один вопрос, который касается глобализации, глобальной экономики, которая в последнее время в сети у нас очень обсуждается и политизирована – это вопрос относительно китайских инвестиций, китайских компаний и взаимоотношений в целом с Китаем. Ербол из Казахстана предполагает, что существует некая стратегическая программа экспансии капитала КНР в промышленность Казахстана. Вот он спрашивает, существует ли такая программа, и кто является идеологом? Какая текущая оценка активов, контролируемых китайским капиталом? А Нурлан из Астаны просит разъяснить слухи о передаче в аренду КНР части земель Казахстана. Было ли подписано какое-либо соглашение между нашими странами или уполномоченными органами?

Масимов К.: Вы знаете, эта тема достаточно давно муссируется, политизируется, и, может быть, кому-то даже это выгодно, политизировать для того, чтобы создать такой ажиотаж вокруг этого вопроса. Со всей ответственностью заявляю: Казахстан – это независимое государство со своими национальными интересами, с интересами национального бизнеса. Можем ли мы существовать вне контекста мировой экономики? Однозначно могу сказать, что нет. Поэтому мы должны проводить многовекторную политику как по развитию торговли, так и по развитию, привлечению инвестиций. Хочу сказать, самым крупным инвестором в Казахстане является компания США. Самым крупным торговым партнером Казахстана является Европейский союз. Китай занимает важное место, но мы должны балансировать и в первую очередь проходить через призму взаимодействия с казахстанским бизнесом по существующим нормам Всемирной торговой организации, Таможенного союза и так далее. Со всей ответственностью заявляю, что никакой секретной программы, которая не была бы известна общественности, нет, никакой программы по передаче земли китайским компаниям – тоже нет, поскольку это по закону и невозможно. Согласно нашему законодательству землей может владеть только гражданин Казахстана, и это принципиальная позиция, и меняться она не будет. Я об этом уже неоднократно говорил и еще раз это подтверждаю. Будут ли продолжаться спекуляции на эту тему? Несомненно, будут, поскольку мы живем в конкурентной среде, каждый человек имеет право высказывать свою точку зрения. Интернет – это вообще свободная среда. Я, пользуясь случаем, хотел сказать, что я принципиально пришел сейчас на Интернет-площадку, поскольку Интернет никем не регулируется, никак не контролируется. И это сила и преимущество, поскольку в конкурентной среде не только у оппонента власти есть возможность что-то высказать, но и власть может через Интернет донести свою точку зрения, и каждый человек имеет возможность сам судить и принимать соответствующее решение.

Киселев С.: Еще большой блок вопросов посвящен правоохранительной системе, в той или иной редакции эти вопросы задает множество наших граждан. Бауржан из Шымкента рассказывает, как сотрудники дорожной полиции прячутся в кустах и за деревьями, и что из них получились бы шикарные разведчики. Ерлан из Астаны предлагает сократить дорожную полицию, вместо нее снабдить все дороги камерами слежения и оставить только мобильную группу для нахождения правонарушителей. Данияр из Астаны предлагает провести в Казахстане переаттестацию сотрудников дорожной полиции, говорит, что ему стыдно за наших полицейских и за правовую неграмотность. И он предлагает это сделать по примеру России. В общем, те или иные претензии к сотрудникам УВД высказывают многие задававшие вопросы. А вот Тимофей из Алматы рассказывает о грузинских реформах в правоохранительной системе, об искоренении коррупции в правоохранительной системе, и говорит, что в результате этих реформ доверие к полиции в Грузии выросло до 84 процентов. Будут ли такие реформы и вообще реформы МВД и всей правоохранительной структуры проводиться у нас в Казахстане?

Масимов К.: Начну с грузинского опыта. В 2007 году, когда я только стал Премьер-Министром, по поручению главы государств, я был с визитом в Грузии. Тогда у меня была возможность пообщаться с Президентом Грузии господином Саакашвили и с профильными министрами. И они рассказывали о тех намерениях, которые собираются проводить по реформе правоохранительной системы, по системе исполнения наказаний. Рассказывали с очень большим энтузиазмом и говорили свои планы. Честно признаюсь, если сейчас меня кто-то в Грузии слышит или смотрит, у меня были большие сомнения, что это удастся, что это получится. Я хочу сказать, что у них это получилось. Глава государства отправлял несколько визитов и делегаций, которые ездили в Грузию, изучали грузинский опыт. Я хочу сказать, что это, наверное, один из немногих положительных примеров реформы правоохранительной системы на постсоветском пространстве, который дал такой положительный результат. Я считаю, что мы можем и должны, с учетом национальной специфики, многие элементы внимательно изучить и применить на своей практике. Глава государства создал специальную комиссию во главе со мной, которая проводит изучение и, может быть, внедрение некоторых моментов на казахстанскую почву. Конечно, Грузия Грузией, Казахстан Казахстаном, но есть некоторые универсальные принципы, которые можно применить, и мы сейчас над этим работаем, и когда будут соответствующие результаты, мы доложим Президенту, и после этого он будет принимать соответствующие решения. Доверие общества к правоохранительным органам нужно повышать, и искоренение коррупции, доверие – все это необходимо. Но, с другой стороны, пользуясь сегодняшней площадкой, хотел сказать, что сотрудники правоохранительных органов  должны быть уверены, что они, исполняя правосудие, исполняя правоохранительные функции, должны быть защищены со стороны государства. И в том случае если они принимают те или иные решения, что государство, власть их в этом случае не бросит и не оставит один на один. И такие гарантии, социальное обеспечение работникам правоохранительных органов власть, Правительство должны давать. И мы такие функции должны дать. Конечно, возникает много вопросов – заработная плата, денежное содержание, пенсионное обеспечение, конечно, это необходимо повышать по мере возможности, может быть, за счет сокращения численности, но увеличение денежного пособия… Вот мы сейчас изучаем российский опыт, что там происходит, и какие-то конкретные шаги, думаю, до конца года будут приняты.

Смайыл С.: Как Вы смотрите на внедрение института универсального полицейского? Такой вопрос часто встречается.

Масимов К.: Мы этот вопрос обсуждали – универсальный полицейский. Министру внутренних дел соответствующие поручения даны – изучить. В идеале это, конечно, правильное решение. Как это будет в нашей действительности? Не окажутся ли все универсальные полицейские с радаром на дороге в конечном итоге? Вот здесь нужно все точки зрения по этому вопросу учесть. Сейчас этот вопрос рассматривается и обсуждается

Смайыл С.: Следующий вопрос касается внешнего долга. Канат из Астаны называет сумму 120 миллиардов долларов, это наш внешний долг. Есть читатели, которые пишут, что за внешний долг Казахстана будут расплачиваться наши дети. Разъясните, как обстоят дела на самом деле, чтобы прекратить спекуляции на эту тему.

Масимов К.: Вопрос внешнего долга с учетом всех тех событий, которые происходят в мире, то в Греции происходят, сейчас в Италии, во многих других странах, когда внешний долг государства достигает, превышает сто процентов, сто двадцать процентов, в Японии двести процентов почти, он, конечно, волнует общество. И абсолютно правильно волнует, поскольку есть вопросы финансовой стабильности и безопасности, когда выше внешний долг повышаться не может. Поэтому вопрос сокращения государственного долга последние 15 лет, обеспеченного государством долга, ему уделялось очень большое внимание. И внешний долг в Казахстане за последние годы никогда не превышал десяти процентов – 4, 6, 8, 10 процентов. Это предел той стабильности, в которой мы должны существовать, и даже, по возможности, мы должны его сокращать. Иногда очень соблазнительно решить там какие-то социальные проблемы или инфраструктурные проблемы за счет внешнего долга, но потом это все, история показывает, выходит боком. Значит, первое – это государственный долг, который под правительственной гарантией, который должен очень жестко контролироваться и вычисляться. Второе направление – до 2007 года мы, честно скажу, несколько упустили – это задолженность финансовых институтов-банков и обеспечение государством перед внешними кредиторами. До этого момента у нас были споры со многими банкирами, некоторые из них в стране, некоторые в бегах. Они были публичными, все говорили, а почему Правительство должно вмешиваться в наши займы на внешних рынках? Это наш личный заем, мы занимаем, мы потом даем, а где вы, Правительство? В хорошие времена, да. Но когда возникают проблемы, то это все равно сваливается на Правительство. И приходилось нам это решать. И пришлось очень много и моральных, и физических, и даже финансовых ресурсов вложить для того, чтобы урегулировать эти проблемы. Поэтому, несмотря на то, что государственный долг у нас маленький, но все остальные долги мы должны очень внимательно смотреть, и, несмотря на то, что за это государство не отвечает, мы должны регулировать, на мой взгляд, этот процесс. И мы сейчас этим занимаемся для того, чтобы упорядочить этот процесс и сократить его. Третье направление – это так называемая межфирменная задолженность, ну, на таком профессиональном языке, это когда дочерняя компания занимает у своих материнских компаний за рубежом. Ну, например, нефтяной сектор, там дочерняя компания «Тенгизшевройл», он занимает у своей головной компании, которая тоже считается как внешний долг, но реально таковым не является. В рамках новой стратегии национальной безопасности, которая сейчас рассматривается и будет внесена на рассмотрение главе государства, все эти вопросы рассматриваются и будут поставлены индикаторы и потолки, выше которых мы подниматься не можем. Со всей ответственностью заявляю, что сейчас эта красная черта не перейдена в Казахстане, и ситуация в Казахстане на порядок лучше, чем в любой другой стране Европейского союза.

Киселев С.: Карим Кажимканович, Вы сказали в начале нашей беседы, что прочитали все вопросы, которые поступили Вам на этой Интернет-конференции. Может быть, Вас какой-то вопрос задел, зацепил, и Вы хотите сами на него ответить, выбрать?

Масимов К.: Вы знаете, я постарался все вопросы посмотреть. Вот там было два-три вопроса, связанные с помощью детям, конкретные вопросы. Если можно...

Киселев С.: Да, есть такие вопросы, и действительно, за них проголосовало много народа, они вошли в топ 50. Вот Саутова Люция Фритовна из Петропавловска, сыну Данияру 2 года 4 месяца, ему требуется операция в Германии, более 1300 голосов поступило. Диагноз очень редкий, ребенок может дышать только через специальный аппарат. И второй – это Андрей и Карлыгаш из Семея. Савинова Диана 2008 года. Врожденный порок развития лимфосистемы. Тоже требуется операция, просят помочь. Наверное, об этом Вы говорите?

Масимов К.: Да. Я думаю, что по тем вопросам, по помощи детям, я сейчас даю поручение министру здравоохранения, в этом случае рассмотреть и в ближайшие дни мы примем положительное решение для того, чтобы помочь. Если какие-то нужны решения, я готов их принять и помочь. И я считаю, что это правильно, по таким вопросам решать. В целом, конечно, министру здравоохранения надо более внимательно смотреть, и, может быть, провести аналогичную он-лайн-конференцию по подобным случаям для того, чтобы в целом, не только по этим конкретным случаям, но в целом посмотреть обратную связь в тех вопросах, которые у нас в области здравоохранения накопились, и в похожих вопросах можно было бы принимать конкретные решения.

Киселев С.: Ну а мы, если позволите, осветим этот процесс и решение.

Масимов К.: Да, я постараюсь до конца дня, чтобы это решение было принято.

Киселев С.: Еще один вопрос, который задают явно госслужащие. Вот Куантай из Астаны говорит, что в марте работники госорганов обратились лично к Вам с просьбой изменить график рабочего дня, что было такое предложение – с 7.30 до 17.30 сделать рабочий день. Каково решение по этому вопросу? И еще Лейла из Астаны говорит, что во всех госорганах ненормированный рабочий день, мы ночуем на работе, а у нас дети, мы не имеем возможности уделять им время. Молодые люди не могут создать семьи, потому что все время работают. Можно ли заставить госорганы, Карим Кажимканович, соблюдать законодательство о труде, и в случае задержки на работе доплачивать?

Масимов К.: Во-первых, все должны соблюдать законодательство, и работать в рамках законодательства. Полностью исключить ненормированный труд госорганов, наверное, практически невозможно, но к этому приближаться и двигаться… Я сам, честно говоря, трудоголик, и, может быть, это ко мне в первую очередь вопрос. Иногда приходится решать такие задачи, и быстро решать, и по времени это бывает долго. С другой стороны, в Европейском союзе во многих странах, например, в Германии, это сделать смогли. То есть вопрос более эффективной работы в трудовые часы – это тоже вопрос, над которым стоит работать. Более эффективно работать в рабочее время, тогда это позволяет не продлевать дольше рабочее время. Я позанимаюсь этим вопросом еще, посмотрю, в том числе и по перенесению времени. Действительно, такое предложение получал, но вы же знаете, мы унитарная, центральная страна, и у нас все друг на друге завязаны, то есть конкретно для Астаны мы это сделать не можем. Если это делать, то это надо делать по всей стране, поскольку у нас и казначейство по всей стране, и налоговая служба и так далее. Пока моментального ответа нет.

Киселев С.: А вот у Вас бывает свободное время? Каирхан из Костаная спрашивает, есть ли у Вас свободное время, или Вы тоже, как Ваши подчиненные, ночуете на работе? И как Вы проводите это свободное время, если оно бывает? Есть ли у Вас хобби, есть ли у Вас домашние питомцы? Каким спортом Вы занимаетесь? Употребляете ли Вы алкоголь, спрашивают наши читатели?

Масимов К.: Ну, свободного времени, может быть, у меня не так много. Мое основное хобби – это моя работа, и я получаю от этого удовольствие. Ну, конечно, ночую я дома, честно скажу, не на работе, может быть, чуть раньше прихожу и чуть позже ухожу, чем это определено трудовым законодательством. Но если я скажу, что мне не нравится моя работа, то скажу неправду. Она мне нравится, и я считаю, что на сегодняшний день столько, сколько будет определено главой государства, я буду работать, и буду работать от всего сердца и от всей души. Свободное время, конечно, бывает. В первую очередь, если можно, я его провожу с семьей. С детьми, которые меня очень редко видят. Если есть возможность, я с ними общаюсь. Если есть возможность, я стараюсь заниматься спортом, но уже не так активно, может быть, как я это делал в молодые годы. Но я стараюсь себя поддерживать в форме. Алкоголь иногда употребляю, но в разумных пределах, то есть не выхожу за существующие рамки. Домашних питомцев нет, поскольку смотреть за ними я не могу. Иногда дети такие пожелания высказывают, но пока мы с супругой дальше этого не пошли.

Киселев С.: А музыку слушаете?

Масимов К.: У меня с музыкой особые отношения, поскольку я не очень музыкальный человек. Где-то дается, а где-то не дается, но слушать люблю. И очень люблю национальную музыку.

Смайыл С.: Кітапті көп оқисыз ба?

Мәсімов К.: Кітапті мен өзім көп оқимын. Мен күнде жаңа кiтаптар көріп отырамын; бірақ қазыргі кезде интернетте көп жаңа кітаптар болады.
Сейчас в Интернете очень быстро можно получить любую информацию, через App Store, на английском языке я много читаю, на русском, на казахском языке. Сейчас информации столько, сколько есть свободного времени – столько можно эту информацию и получать. Иногда даже раньше своих помощников читаю некоторые книги.

Киселев С.: Вот в связи с музыкой вопрос. Покупали ли Вы билет на концерт Стинга? Если да, то вернули ли Вам деньги за билеты, и когда их вернут всем, купившим эти билеты?

Масимов К.: Первое – я сам билет Стинга не успел купить. Во-вторых, понятно, мне деньги не вернули, поскольку билет не покупал. Аким города Тасмагамбетов докладывал мне по этому вопросу, что все те, кто покупал, всем им деньги будут возвращены. И он сам персонально этот вопрос курирует. Кстати, хотел сказать, сейчас на телеканале «Казахстан» прошел очень интересный цикл передач, называется «100 әні», то есть сто песен. Он вызвал очень большой ажиотаж. «Қазақтың 100 әні», то есть 100 самых лучших песен. Я считаю, что это очень важный проект, поскольку, если посмотреть в Интернете, например, в App Store, можно получить 100 лучших песен французских, 100 лучших английских, а 100 казахских не было. И вот теперь они появились. Это как национальный проект, который честным голосованием выбран. И это наш золотой фонд. Я прослушал все эти сто песен.

Киселев С.: Не все участники задавали серьезные вопросы, были и смешные вопросы. Я вот выбрал один, который мне понравился. Господин Лохматый говорит, что Вы известны как человек, продвинутый в Интернет-технологиях, и отлично ориентируетесь в КазНете. А известно ли Вам, кого там принято называть Масяней?

Масимов К.: Я в Интернете провожу немало времени, и кого как называют в свободном Интернете, я знаю. И в том числе знаю, что и ко мне прилипло на некоторых сайтах. Вот этот ник.

Киселев С.: Уважаемые участники Интернет-конференции. Конференция Карима Масимова продолжается уже более полутора часов, и пришло время ее завершать. И прежде чем ее закончить, мне хотелось бы извиниться перед тысячами посетителей сайта Zakon.kz, которые не услышат сегодня ответы на свои вопросы. Это просто физически невозможно, хотя многие рейтинговые вопросы, как, например, вопрос по аэропортам, по вопросам гражданской авиации, вопросы работы Мегалайна, вопросы проснувшегося Птуху. Вопросы задавались по проблемам проституции – эти вопросы остались без ответа. Но, как сказал Карим Кажимканович, на все вопросы будут даны ответы, и мы их разместим в Интернете. Может, Карим Кажимканович, Вы еще каким-то вопросом  закончите нашу конференцию?

Масимов К.: Я не помню точно, кто этот вопрос задал, но там был вопрос, связанный с тем, а зачем вообще такие конференции нужны.

Киселев С.: Этот вопрос задавал господин Гуголбул, 99 лет.

Масимов К.: Ну, если ему на самом деле 99 лет, я, конечно, перед ним снимаю шляпу. Но я думаю, что, скорее всего, это больше такой Интернет-афоризм. Конечно, если только конференция ради конференции, просто посидели, поговорили, там болтает что-то, сидит, а результатов никаких нет, то в такого рода конференциях нет никакого смысла. Но если по результатам такой конференции будут приниматься конкретные действия мной или любым другим членом Правительства, которые в этом отношении будут работать, то в этом смысл очень большой.

Тем более что большинство вопросов были о том, что волнует общество, и по ним власть, Правительство в моем лице должны давать конкретные ответы. Может быть, где-то что-то подкорректировать, может быть, посмотреть, где требуется более тонкая настройка, или принять какое-то конкретное действие мне, членам Правительства, акиму, национальной компании по каким-то вопросам. Вот если это так, через эту призму рассматривать, то такая он-лайн-конференция имеет очень большое и практическое значение.

Киселев С.: Спасибо, Карим Кажимканович, за Ваше время и за Ваши ответы. От лица всей Интернет-аудитории скажу, что мы всегда готовы Вам помогать в Вашей работе, задавать острые и неудобные вопросы и подсказывать, на какие направления надо обратить особое внимание.

Масимов К.: Ну только на вашей площадке я не могу это проводить, то есть я берусь это проводить на разных площадках. Второй за вами в очереди – это «Азаттык». Я им обещал, я это сделаю. Спасибо всем! До встречи!

 

 

 

Здесь должны быть комментарий