Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Октябрь, № 10,2011
Основной закон

ОСНОВА ЛЕГИТИМНОСТИ ГОСУДАРСТВА

 

Рогов.jpgИ. Рогов, председатель Конституционного совета РК

 

Казахстану удалось добиться сопряженности «юридической» и «фактической» конституций, претворив в жизнь ряд конституционных положений

 

С 16 декабря 1991 года началась новейшая история Казахстана, 20-летний юбилей которой мы отмечаем в нынешнем году. В принятом в этот поистине судьбоносный день Конституционном законе «О государственной независимости Республики Казахстан» Верховный Совет республики, выражая волю народа, торжественно провозгласил государственную независимость страны. Справедливо будет отметить, что правовую основу независимости заложила Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР», принятая 25 октября 1990 года, которая впервые объявила о верховенстве Конституции и законов республики на территории Казахской ССР, за исключением вопросов, добровольно делегированных ею Союзу ССР.

 

В начале 90-х годов прошлого столетия указанные государственные акты исполняли роль своеобразной «временной Конституции», о чем свидетельствует предмет их правового регулирования: действующее право, гражданство, правовой статус человека и гражданина, органы государственной власти, принципы внутренней и внешней политики, государственные символы, территория, вооруженные силы, столица и т.д.

В ст. 18 упомянутого Конституционного закона говорилось, что он наряду с Декларацией о государственном суверенитете Казахской ССР служит основой для разработки новой Конституции республики. В последующем многие положения этих документов легли в основу первой Конституции страны 1993 года, а затем и действующего Основного закона, который юридически окончательно оформил казахстанскую государственность и положил начало повсеместным преобразованиям в стране. Сегодня Казахстан состоялся как суверенное и равноправное государство со всеми атрибутами государственности, стал полноправным и уважаемым членом международного сообщества и почитаемой Родиной для его граждан. Рассматривая этапы становления нашей государственности, необходимо затронуть вопросы обеспечения легитимности этого процесса. В специальной литературе под легитимностью (лат. legitimus - законный) в широком смысле понимаются признание и объяснение социального порядка, действия, действующего лица или события, а в теории государства легитимность - это обязательный признак любого цивилизованного государства, обозначающий признание его как внутри страны, так и на международной арене.

Обеспечение легитимности государственности - сложнейшая задача, особенно если учесть, что на заре суверенитета для того или иного государственного образования подчас характерны системный хаос и беспорядок во всех сферах жизнедеятельности. С другой стороны, очередная эпоха предоставляет новые шансы для укрепления и развития страны, правильное определение стратегии которого является непременным условием дальнейшего прогресса и процветания. Как показывает мировая практика, в большинстве случаев международное и внутригосударственное признание нового государства связывается с принятием Основного закона. В литературе даже выделяют специальную разновидность легитимности государства - легальную (рациональную) легитимность, которая имеет своим источником рационально установленные законы и правила.

В демократических странах это основной тип легитимности, опирающийся на конституцию и принятое на ее основе текущее законодательство. Можно привести несколько примеров из зарубежного опыта. Так, Декларация независимости США была принята 4 июля 1776 года. Она объявила об отделении колоний от Англии и образовании нового самостоятельного государства - Соединенных Штатов Америки. В последующем, 17 сентября 1787 года, была принята действующая Конституция США.

Во Франции важнейший документ Великой французской революции - Декларация прав человека и гражданина была принята Национальным учредительным собранием 26 августа 1789 года, а первая Конституция Франции - в 1791 году.

После распада СССР возникшие на постсоветском пространстве независимые государства также первым делом приняли свои конституции: Узбекистан - в 1991 году, Туркменистан - в 1992-м, Кыргызстан и Российская Федерация - в 1993-м, Беларусь, Молдова и Таджикистан - в 1994-м, Азербайджан, Армения и Грузия - в 1995 году, а Украина - в 1996-м.

Во всех этих странах конституция имела ключевое значение для легализации и легитимации той системы государственного и общественного устройства, которая была избрана в результате событий, явившихся предпосылкой образования этих государств. Как писал известный американский политик Томас Пейн, «Конституция есть вещь, предшествующая государству, а государство - это всего лишь детище Конституции».

В качестве одного из основных средств легитимации суверенитета и независимости появившегося на карте мира молодого государства выступает способ принятия его конституции. Мы с гордостью можем констатировать, что действующая Конституция Казахстана была принята самым демократическим путем - на республиканском референдуме, следовательно, является продуктом творения самого народа. До референдума ее проект дважды был опубликован для всенародного обсуждения. С 30 июня по 30 июля 1995 года состоялось около 33 тыс. коллективных обсуждений и поступило более 30 тыс. предложений, по результатам анализа которых в проект было внесено более 1100 поправок и дополнений. 28 июля 1995 года был принят Указ Президента «О проведении 30 августа 1995 года республиканского референдума». В нем говорилось о том, что в целях реализации принадлежащего народу права непосредственно решать наиболее важные вопросы государственной жизни страны 30 августа 1995 года проводится республиканский референдум. Согласно требованию указа 1 августа 1995 года проект Конституции, дополненный и измененный с учетом его всенародного обсуждения, был официально опубликован в СМИ. 30 августа 1995 года состоялся высочайший акт непосредственного волеизъявления казахстан-цев, подавляющее большинство которых сказало «да» новому Основному закону. Результаты референдума общеизвестны. Еще раз напомню, в нем приняло участие более 8 млн. граждан Казахстана (или 90,6% от числа всех граждан, внесенных в списки для голосования). В поддержку проекта Конституции высказались свыше 7 млн. казахстан-цев (или 89,14%). Тем самым идеи, принципы, положения и нормы Конституции получили полное признание, были приняты сердцем и душой каждого, отдавшего за нее свой голос.

Легитимация государства зависит не только от способов подготовки и принятия конституции, но и от ее характера и содержания. Основной закон должен базироваться на учете интересов широких слоев населения, демократических принципах организации государственной власти и управления, верховенстве права, общепризнанных международных стандартах и др. Действующая Конституция Казахстана полностью удовлетворяет этим требованиям.

Согласно ст. 1 Основного закона Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством. Конституция закрепила идеологическое и политическое многообразие, территориальную целостность страны, принцип народовластия, государственные символы, неприкосновенность частной собственности, высшую юридическую силу и прямое действие норм Основного закона, международно признанные права и свободы человека и гражданина, президентскую форму правления, новую систему государственной власти. Высокую оценку нашей Конституции дают не только внутри государства, но и за его пределами. Вместе с тем для достижения полной легитимности государства одно лишь принятие «хорошей» конституции, пусть и самым демократическим путем, само по себе не является достаточным. На бумаге может существовать любой текст Основного закона, но если его содержание не соответствует политикоправовым и социально-экономическим реалиям, конституция превращается в пустую декларацию.

За 20 лет Казахстану удалось добиться сопряженности так называемых «юридической» и «фактической» конституций, то есть реализации в значительной мере конституционных положений на практике. Благодаря правильной и четко выверенной конституционной политике, проводимой Президентом страны - Лидером нации Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, с первых лет независимости государственность Казахстана была не просто провозглашена и окончательно закреплена в Конституции 1995 года, но и признана как внутри страны, так и международным сообществом. Этому во многом способствовала и способствует жесткая установка Главы государства на обеспечение всемерной реализации потенциала Конституции во всех сферах жизни.

В Концепции правовой политики, одобренной Указом Президента от 20 сентября 2002 года, отмечалось, что правовые идеи Конституции должны воплощаться в законодательных, организационных и других мерах, направленных на утверждение в Казахстане институтов демократического, светского, правового и социального государства.

В действующей Концепции правовой политики до 2020 года, утвержденной Главой государства в августе 2009 года, этот курс сохранен. В качестве основной задачи конституционного права определено полнокровное претворение в жизнь правовых ценностей, идей и принципов Конституции, в первую очередь в деятельности органов государственной власти и ее должностных лиц, обеспечение при этом как прямого действия норм Основного закона, так и реализации его потенциала через текущее законодательство и правоприменительную практику. В соответствии с Конституцией была проведена широкомасштабная работа по формированию новой системы госорганов, основанной на разделении единой государственной власти на ветви, взаимодействующих между собой с использованием механизма сдержек и противовесов. Сегодня успешно работает двухпалатный Парламент, эффективно действуют органы исполнительной власти во главе с Правительством, развита и постоянно совершенствуется независимая судебная система. Деятельность Конституционного совета, органов прокуратуры, уполномоченного по правам человека, адвокатуры, нотариата и других институтов направлена на охрану конституционных прав и свобод человека и гражданина. Защиту суверенитета страны обеспечивают органы национальной безопасности. Глава государства выступает интегрирующим элементом системы обеспечения защиты прав и свобод человека, символом и гарантом незыблемости Конституции, народного единства, согласованного функционирования всех ветвей государственной власти и их ответственности перед народом. Гражданство Казахстана стало олицетворять не просто политико-правовую связь человека с государством, но и ощущение наличия у него благополучной Родины, гордость за ее достижения и труд на ее благо.

Закрепление в Конституции положений о неприкосновенности человеческого достоинства, прав каждого на пользование родным языком и культурой, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, установление жесткого запрета на какую-либо дискриминацию по любым мотивам, пропаганду социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства явилось залогом обеспечения одной из главных конституционных ценностей страны, удивляющих сегодня весь мир, - межнационального и межконфессионального согласия.

В нашей стране в мире и согласии живут и трудятся представители свыше ста тридцати народностей, действуют более сорока конфессий, интересы которых представлены на самых высоких уровнях (Ассамблея народа Казахстана, квоты депутатских мандатов в Парламенте и др.). Конституционный принцип экономического развития на благо всего народа (п. 2 ст. 1 Основного закона) дал мощный толчок формированию в стране принципов рыночной экономики с социально ориентированной направленностью, включая пенсионную, жилищную, в области образования, здравоохранения и других жизненно важных сферах. С целью вхождения в число ведущих конкурентоспособных государств и наращивания имеющихся достижений осуществляются долгосрочные программные документы -«Казахстан-2030», Программа форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР), Стратегический план развития Казахстана до 2020 года, уже упоминавшаяся Концепция правовой политики до 2020 года и другие. В соответствии с закрепленными в ст. 8 Конституции основополагающими принципами осуществляется внешнеполитическая деятельность республики. Уважение принципов и норм международного права, проведение политики сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров позволили Казахстану добиться справедливой международной оценки как миролюбивого и стабильного государства, надежного и предсказуемого партнера, достойного члена мирового сообщества. Сегодня Казахстан является активным членом авторитетных международных организаций - ООН, ОБСЕ, ОИС, СНГ, ШОС, СВМДА, ОДКБ, ЕврАзЭС. Международные инициативы страны находят поддержку на самом высоком уровне. Так, в декабре 2009 года по предложению Казахстана Генеральная Ассамблея ООН объявила дату закрытия Семипалатинского ядерного полигона - 29 августа - Международным днем действий против ядерных испытаний. В нынешнем году исполняется 20 лет данному беспрецедентному и мужественному решению Нурсултана Абишевича Назарбаева, благодаря которому сейчас весь мир говорит о Казахстане как о безъядерном государстве. В прошлом году республика с честью выполнила свою высокую и ответственную миссию по председательству в ОБСЕ. В декларации, принятой 3 декабря 2010 года в Астане главами государств и правительств стран - участниц ОБСЕ, было закреплено созвучное с Конституцией республики положение о поддержании мира с соблюдением прав человека и основных свобод. В нынешнем году Казахстан приступил к исполнению обязанностей председателя Организации исламского сотрудничества (переименована в Астане), которая объединяет 57 стран с населением около 1,5 млрд. человек. Как отметил в своем Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе!» Президент республики Н.А. Назарбаев, председательство в ОИС должно усилить азиатский вектор внешней политики республики. Думаю, в настоящее время и эта задача последовательно решается. Конституция установила прочную основу для прогрессивного нормотворчества. За эти годы в стране создана стабильная законодательная база во всех сферах жизнедеятельности государства и общества, что обеспечило эффективное функционирование и развитие национальной правовой системы страны. Как специализированный орган конституционного контроля, обеспечивающий верховенство Основного закона, Конституционный совет внес серьезный вклад в становление государственной независимости республики. С момента своего образования Конституционным советом даны официальные разъяснения конституционных норм о независимости и суверенном праве государства; конституционных основах государственности; территориальной целостности; неприкосновенности границ и неотчуждаемости территории; об унитарности государства и президентской форме правления; единстве народа и государственной власти; гражданстве; государственном языке и многих других.

В последующем его правовые позиции стали основополагающими при разработке нормативных правовых актов и принятии важнейших государственных решений. Таким образом, можно твердо сказать, что Основной закон является фундаментом конституционной легитимности государственной независимости Казахстана. Деятельность органов государственной власти, общественных институтов и граждан, достигнутые страной успехи, мирная и спокойная жизнь, наша уверенность в завтрашнем дне, рост авторитета Казахстана на международной арене базируются на правовых основах, определенных Конституцией, а это значит, что эти достижения отражают волю народа как автора Основного закона. Причина нашего прогресса очень проста. Мы не только провозгласили в Конституции базовые элементы государственности, но и кропотливо работали для наполнения их реальным содержанием. В итоге принятая на всенародном референдуме 30 августа 1995 года Конституция стала прочной основой институтов государства и гражданского общества, гарантией надежной защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечила условия для динамичного развития экономического, социального и культурного потенциала республики на благо всего народа. Все наши последующие усилия, как неоднократно говорит Глава государства, должны быть направлены на обеспечение верховенства Конституции, всемерное раскрытие ее потенциала, что одновременно будет означать дальнейшее укрепление состоявшейся казахстанской государственности.

 

 

 

Здесь должны быть комментарий