Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Март, № 3,2012
Практика

Об обязанности субъектов недропользования в сфере обеспечения экологической безопасности в Республике Казахстан и Российской Федерации

 

Законодательная регламентация обязанностей субъектов правовых отношений в сфере недропользования должна базироваться на прогнозировании возможности устойчивого развития общества, основанного на обеспечении баланса экономической, социальной и экологической составляющей указанной деятельности. Старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Костанайского инженерно-экономического университета им. М. Дулатова Г. Абдрахманова обратилась к вопросу законодательного регулирования обязанностей субъектов правовых отношений.

 

Обращаясь к вопросу законодательного регулирования обязанностей субъектов правовых отношений, связанных с правом собственности на недра и недропользование, следует заметить, что оно является производным от более общего регулирования отношений собственности. В Республике Казахстан основы такого регулирования определены на конституционном уровне и фактически устанавливают социальную ответственность собственника: «Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу» (п. 2 ст. 6 Конституции РК).

Конституция РФ не содержит подобной нормы; однако, исходя из общего смысла конституционного регулирования, можно утверждать, что социальные обязанности собственника являются неотъемлемой составляющей базиса, на котором строится социальное государство с рыночной экономикой. О. Лухтерхандт оценивает значение социальных предписаний, связанных с обладанием собственностью, как одну из опор экономического устройства государства и как функциональное условие хозяйствования при доминировании частной собственности /1/.

Статья 22 Закона РФ «О недрах», регламентирующая обязанности недропользователя, устанавливает как ряд «специальных» обязанностей, непосредственно обусловленных спецификой недропользования как вида деятельности, так и более «общие» обязанности, направленные на обеспечение режима законности и формирование правопорядка.

Во-первых, пользователь недр в процессе своей деятельности обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья. К законодательству о недрах необходимо прежде всего отнести положения Конституции РФ в части разграничения предметов ведения РФ и ее субъектов; нормы ст. 9, устанавливающей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; положения ч. 2 ст. 36, согласно которым владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.   

Аналогичную обязанность недропользователя устанавливает ст. 76 Закона РК «О недрах и недропользовании» от 24.06.2010 г. /2/, которая предусматривает, что недропользователь обязан «проводить операции по недропользованию в соответствии с контрактом и законодательством Республики Казахстан, соблюдать требования, установленные законодательством Республики Казахстан к операциям по недропользованию».

Указанное положение направлено на реализацию всеобщего принципа законности, который «в отдельных сферах правовой деятельности общества и государства конкретизируется различным образом, с учетом специфики правового статуса субъектов права», и в сфере реализации права проявляется в действиях и поступках субъектов правовых отношений, осуществляемых в рамках предоставленных правомочий либо обеспечивающих надлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законом, иными нормативными правовыми актами либо договором /3/. Одновременно, как представляется, достигается и реализация конституционного принципа справедливости, проявляющегося согласно мнению Конституционного Суда РФ в необходимости обеспечения баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия. КС РФ указал, что «свобода, признаваемая за лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, и гарантируемая им защита должны быть уравновешены обращенным к этим лицам требованием ответственного отношения к правам и свободам тех, кого затрагивает их хозяйственная деятельность» /4/.

Во-вторых, Закон РФ «О недрах» и Закон РК «О недрах и недропользовании» содержат ряд положений, направленных на обеспечение рационального и максимально щадящего режима пользования недрами, а также сохранение окружающей природной среды.

Так, в российском Законе о недрах к ним могут быть отнесены следующие основные обязанности недропользователя: соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ; недопущение сверхнормативных потерь и выборочной отработки полезных ископаемых; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; обеспечение сохранности разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; наличие у недропользователя или привлекаемых ими для пользования недрами других юридических и физических лиц наличия специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.

Закон РК устанавливает в указанном контексте следующие обязанности недропользователя: обеспечение безопасности окружающей среды при проведении операций по недропользованию; использование контрактной территории только в целях, предусмотренных контрактом; использование наиболее эффективных методов и технологий проведения операций по недропользованию, основанных на положительной практике использования недр; соблюдение согласованных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, положений проектных документов и технологических схем проведения операций по недропользованию, обеспечивающих рациональное и комплексное использование недр и охрану окружающей среды; предоставление необходимых документов, информации и обеспечение беспрепятственного доступа к местам работ должностным лицам контролирующих органов Республики Казахстан при выполнении ими служебных обязанностей; своевременное устранение выявленных ими нарушений; восстановление участков земли и других природных объектов, нарушенных вследствие проведения операций по недропользованию, до состояния, пригодного для дальнейшего использования, в соответствии с законодательством Республики Казахстан; прогнозирование экологических последствий своей деятельности на стадии проектирования; заключение договора об обязательном экологическом страховании; обязанность принятия на баланс всех ранее пробуренных скважин, находящихся на контрактной территории, проведение по ним мониторинга; обеспечение организации проведения мониторинга за состоянием недр и контроля за разработкой месторождения.

Наличие указанных норм в законодательстве РФ и РК о недрах в первую очередь направлено на эффективную реализацию конституционно обусловленной экологической функции государства. Значимость указанной функции неоднократно подчеркивалась в ряде исследований /5/. Однако в настоящее время она приобретает повышенную актуальность в связи с необходимостью обеспечения экономических интересов государства и столкновением при этом экологического и «технократического» сознания субъектов правовых отношений. В связи с этим современный период развития Российской Федерации и Республики Казахстан характеризуется усилением функций государственного контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды и природопользования, созданием оптимальной системы государственных органов, управляющих охраной окружающей среды и природопользованием с максимальной эффективностью.

По мнению М. Пономарева, период доминирования экологического правосознания над экологическим нигилизмом и потребительским подходом в природопользовании характеризуется законодательным ужесточением экологических требований, усилением государственного экологического контроля и централизацией государственной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В свою очередь, господство экономических интересов государства ведет к «децентрализации» государственной власти в области охраны окружающей среды и природопользования и ослаблению государственного экологического контроля.

Таким образом, отмечает исследователь, «именно экономика и политика, будучи взаимосвязанными и движущими общественное развитие силами, зачастую являются одновременно разрушающим для окружающей человека среды фактором» /6/.

Тем не менее, по мнению Э.В. Гирусова, нельзя рассматривать экономику только как разрушающую силу, а экологию как сохраняющую: экономика должна быть не только экономической, но и экологической, а это возможно только в том случае, когда субъекты общественных отношений отказываются от противопоставления законов социального развития законам природного развития /7/. Такой подход свидетельствует о необходимости дополнения приоритетов экономической политики в сфере отношений собственности на недра и недропользования приоритетами экологической политики. При этом, с точки зрения М.И. Васильевой, важная роль в организации правового регулирования, согласующего интересы экологической безопасности и экономического развития, отводится институтам государственного принуждения к выполнению экологических требований, включающих в первую очередь действенный экологический контроль и применение мер юридической ответственности за экологические правонарушения /8/. В целом же государство является основным субъектом обеспечения экологической безопасности.

Исходя из сказанного, в качестве стратегической цели государственной политики в области экологии рассматривается сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Достижение этой цели возможно только посредством обеспечения рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей, а также благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.

Это позволяет говорить о том, что законодательная регламентация обязанностей субъектов правовых отношений в сфере недропользования должна базироваться на прогнозировании возможности устойчивого развития общества, основанного на обеспечении баланса экономической, социальной и экологической составляющей указанной деятельности.

 

Литература

1. Цит. по: Карпова И.Н. Права и обязанности в конституционном измерении (на примере двух конституций). Гражданин и право. 2007. № 9.

2. «Казахстанская правда» от 25.06.2010 г., № 159-160 (26220-26221); 26.06.2010 г., № 161-162 (26222-26223).

3. Там же.

4. По делу о проверке конституционности положений абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в связи с жалобой гражданина В.В. Михайлова: Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2008 г. № 10-П. Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2008 г. № 31. Ст. 3763.

5. Теория государства и права. Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юрайт-издат, 2005. С. 154, 155; Хабриева Т.Я. Охрана окружающей среды как функция государства. Сб. докладов научно-практ. конф. «Правовые проблемы охраны окружающей среды». М.: Наука и кооперативное образование, 2003. С. 9-13 и др.

6. Пономарев М. О роли экологических интересов общества в развитии системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Право и экономика. 2006. № 12.

7. Гирусов Э.В. Понятие экологических общественных отношений: философский аспект. Экологическое право: Сб. материалов научно-практ. конференций. Юбилейный выпуск. 1995-2004 гг.  Под ред. А.К. Голиченкова. М.: ТИССО, 2004. В 3-х т. Т. 1. С. 341.

8. Васильева М.И. Возможности правовой гармонизации экологически безопасного развития. На пути к устойчивому развитию России. 2004. № 26. С. 13.

 

Здесь должны быть комментарий