Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Апрель, № 4,2012
Законотворчество

В ПАРЛАМЕНТЕ

 

Мы продолжаем знакомство с нашим депутатским корпусом.

Р. Мукашев, председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан

 

В ПАРЛАМЕНТЕ /Р. Мукашев/Визитная карточка

1956 года рождения, казах, образование высшее, Карагандинская высшая школа МВД СССР, юрист, Адъюнктура Академии МВД СССР (г. Москва), кандидат юридических наук, доцент, депутат Верховного Совета Республики Казахстан XII и XIII созывов, Мажилиса Парламента Республики Казахстан II, IV и V созывов,

член политического совета народно-демократической партии «Нур Отан», избран по партийному списку. Ранее занимал должность руководителя представительства Президента Республики Казахстан  в Парламенте Республики Казахстан.

Награждён орденами «Құрмет» (2001 г.), «Парасат» (2010 г.). Заслуженный работник МВД РК, Почётный сотрудник ГСК РК. Воинское звание - полковник.

Женат. Имеет сына Даурена (1978 г.р.) и дочь Алию (1988 г.р.).

 

- Рахмет Желдыбаевич, какие законодательные  акты на сегодня готовит Ваш комитет, и в каких изменениях они  нуждаются?

- В четвертом созыве Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе, будучи головным, рассмотрел 99 законопроектов, большая часть которых - 78 - вступили в силу. При этом за период работы четвертого созыва проведено около 1300 заседаний комитета и иных рабочих органов Парламента.

 

- Можно остановиться на самых важных, рассмотренных Вашим комитетом, и коротко прокомментировать предлагаемые изменения?

- Закон «О внесении дополнения в Конституцию Республики Казахстан» установил конституционные основы назначения и проведения внеочередных выборов Президента Республики Казахстан. В целях реализации этих норм внесены изменения и дополнения в ряд конституционных законов.

Конституционный закон по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности Первого Президента Республики Казахстан - Лидера нации закрепил статус Лидера нации, по праву принадлежащего Первому Президенту Республики Казахстан, предусмотрел гарантии обеспечения его деятельности. Соответствующие поправки внесены также в УК и ряд иных законов.

Поправки в Конституционный Закон «О выборах в Республике Казахстан» позволили ввести правовой механизм, гарантирующий формирование Мажилиса Парламента  Республики  Казахстан  с  участием  не   менее   двух   политических  партий.

Согласно поправкам в Закон «О политических партиях» до 40 тыс. человек снижено количество членов политической партии для их регистрации, решены вопросы организационно-партийной деятельности.

Закон по вопросам оперативно-розыскной деятельности усовершенствовал оперативно-розыскную деятельность и усилил гарантии соблюдения прав граждан при осуществлении специальных оперативно-розыскных мероприятий.

Закон по вопросам применения меры пресечения в виде ареста привел существующее уголовно-процессуальное законодательство в части санкционирования ареста в соответствие с Конституцией Республики Казахстан, согласно которой санкционирование ареста и содержание под стражей допускается лишь с санкции суда.

Закон «О противодействии бытовому насилию» установил правовые основы для предупреждения и пресечения бытового насилия, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере семейно-бытовых отношений. Урегулированы вопросы деятельности организаций по оказанию помощи пострадавшим от бытового насилия.

Закон по вопросам смертной казни привел уголовное, уголовно-процессуальное законы в соответствие с нормами Основного закона об установлении  смертной казни только за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.

Закон «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» наряду с государственной системой исполнения внедрил институт частных судебных исполнителей. Введение института частных судебных исполнителей позволило разгрузить государственную систему исполнения без дополнительных бюджетных затрат.

Закон по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства сузил вариативность в санкциях конкретных статей, гуманизировал  уголовный закон в части либерализации экономических преступлений.

Согласно Закону «Об амнистии в связи с двадцатилетием государственной независимости Республики Казахстан» проводится амнистия в отношении граждан, осужденных за преступления небольшой и средней тяжести.

Нельзя не сказать о рассмотренных нашим Комитетом 15 законах, разработанных во исполнение Указа Президента «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» от 17 августа 2010 года.  В рамках интервью нет возможности подробно останавливаться на каждом, поэтому ограничусь их перечислением:

- поправки в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», законы «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» и «О судебных приставах» и Закон по вопросам исполнения исполнительных документов, организации работ по учету, хранению, оценке и дальнейшему использованию имущества, обращенного (поступившего) в республиканскую собственность;

- законы «О правоохранительной службе» и по вопросам правоохранительной службы;

- Закон по вопросам совершенствования деятельности органов прокуратуры;

- Закон по вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности;

- Закон по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе;

- Закон по вопросам противодействия неправомерному захвату бизнеса и собственности (рейдерству);

- Закон «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» и сопутствующие поправки в законодательные акты;

- Закон «О медиации» и сопутствующий закон;

- Закон по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

 

- А какие проекты сегодня лежат в Вашей неотложной  папке?

- На данный момент Комитет рассматривает следующие проекты законов:

- законопроект «О лоббировании» и соответствующие поправки в ряд законов. Разработать такой законопроект Лидер нации поручил еще в ноябре 2008 года на Антикоррупционном форуме. Законопроект направлен на реализацию конституционного права граждан на участие в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей.

Несомненно, что данный законопроект активно обсуждается бизнес-сообществом, которое поднимает ряд спорных вопросов. Среди них - вопросы аккредитации лоббистов, сужение перечня общественных отношений, по которым законом разрешается осуществлять лоббирование;

- законопроект по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств. Этот документ позволит реализовать задачу, поставленную в апреле 2011 года Президентом страны - предоставить полную свободу бизнесу по принципу «разрешено все, что не запрещено». Существующий разрешительный порядок регистрации юридического лица будет заменен уведомительным, и соответственно, упрощаются регистрационные и разрешительно-лицензионные процедуры. Все это позволит снизить финансовые и, главное, временные затраты предпринимательства на создание бизнеса;

Следующий законопроект по вопросам введения  уголовной ответственности юридических лиц разработан в целях предупреждения, выявления и пресечения преступлений со стороны руководителей и менеджеров компаний в интересах юридического лица.  Вместе с тем, этот законопроект неоднозначно воспринят депутатским корпусом и общественностью. Отдельные его положения законопроекта спорны, депутаты и общественность высказывают сомнения в своевременности введения данного института.

Здесь хочу отметить, что данный законопроект в  ближайшем будущем будет отозван;

- законопроект по вопросам закрепления компетенции государственных органов на законодательном и (или) подзаконном уровнях разработан в целях реализации нормативного постановления Конституционного Совета Республики Казахстан. Согласно постановлению компетенция государственных органов может устанавливаться не только Конституцией и иными законами, но и подзаконными актами.

Поэтому из действующих законов исключаются нормы, регулирующие функции государственных органов, которые не относятся к важнейшим общественным отношениям, в контексте пункта 3 статьи 61 Конституции;

- законопроект по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, разработан в целях реализации Концепции правовой политики Республики Казахстан на 2010-2020 гг. Концепцией отмечена необходимость освобождения действующего законодательства от устаревших и дублирующих норм, восполнения пробелов в правовом регулировании, устранения внутренних противоречий в действующем праве;

- проект закона «Об удостоверяющих личность документах» совместно с сопутствующим законопроектом определяет правовые основы документов, удостоверяющих личность. Устанавливается требования к оформлению, выдаче, замене, сдаче, изъятию и уничтожению документов, удостоверяющих личность;

- проект Закона по вопросам реализации статьи 78 Конституции Республики Казахстан инициирован депутатами Мажилиса  Парламента и вносит соответствующие поправки в УПК, ГПК и КоАП.

При реализации названной статьи Конституции возникают проблемы процессуального характера касательно прекращения уголовного дела,  приостановления производства по уголовному делу и пересмотра в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов. Аналогичные проблемы имеются и по делам об административных правонарушениях.

 

- Спасибо.

 

Здесь должны быть комментарий