Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Июль, № 7,2012
Законотворчество

В  Парламенте РК

 

22.06.2012 г. в Парламенте РК состоялось совместное заседание палат высшего представительного органа страны с участием Премьер-министра РК Карима Масимова, руководителей центральных и государственных органов, непосредственно подчиненных главе государства, и судебной ветви власти, представителей средств массовой информации.  

В Президиуме - Председатель Сената Кайрат Мами, Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин. Председательствовал на совместном заседании палат Парламента спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин.

Обсуждались вопросы «О состоянии  конституционной законности в Республике Казахстан»; отчеты правительства и Счетного комитета об исполнении бюджета-2011.

 

С докладом по первому вопросу «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» перед депутатами выступил председатель Конституционного Совета И. Рогов

2011 год для нашей страны был ознаменован 20-летием государственной независимости. Под руководством Первого Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, Казахстан стал одним из динамично развивающихся государств мира.

Парламентом принят знаковый документ, отражающий политические, экономические, социальные, правовые и иные достижения республики - Декларация 20-летия государственной независимости Казахстана.

Народ Казахстана 3 апреля 2011 года на внеочередных выборах Президента Республики Казахстан оказал Нурсултану Абишевичу Назарбаеву высочайшее доверие, избрав его вновь главой государства.

В результате состоявшихся 16 января 2012 года внеочередных выборов в Мажилис Парламента Республики Казахстан избраны представители трех политических партий. Тем самым досрочно реализованы цели конституционной реформы 2007 года в части обеспечения принципа многопартийности высшего представительного органа - Парламента Республики Казахстан.

Во исполнение Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» и поручений главы государства, высказанных на XIX сессии Ассамблеи народа Казахстана, существенно усиливается социальная составляющая государственной политики и конституционные гарантии социально-экономических прав граждан.

С июля прошлого года в государствах - членах Таможенного союза - Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации действуют правила единой таможенной территории, завершается оформление единого экономического пространства.

Казахстан стал признанным в мире постоянным центром обсуждения глобальных инициатив, от которых зависит мирное и благополучное развитие всего человечества, что подтвердили недавно проведенные V Астанинский экономический форум и IV съезд лидеров мировых и традиционных религий.

Президентом Республики Казахстан издан Указ от 13 марта 2012 года № 283 «О членстве Республики Казахстан в Европейской Комиссии за демократию через право» (Венецианская Комиссия) и о присоединении Казахстана к Уставу Венецианской комиссии, что является составной частью Государственной программы «Путь в Европу». Это свидетельствует о постоянном наращивании уровня признания международным сообществом достижений Республики в сфере реализации общепринятых гуманитарных ценностей демократии, укрепления конституционной законности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с Концепцией правовой политики на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858, продолжает развиваться национальное законодательство. Так, Парламентом Республики Казахстан принят Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 518-IV «О браке (супружестве) и семье» и ряд других важных законов, в том числе от 28 декабря 2011 года № 521-IV «Об амнистии в связи с двадцатилетием государственной независимости Республики Казахстан», от 6 января 2012 года № 527-IV «О национальной безопасности Республики Казахстан», от 9 января 2012 года № 534-IV «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», от 13 февраля 2012 года № 552-IV «О специальных государственных органах Республики Казахстан» и другие.

Проекты законов и иных нормативных правовых актов проходят правовую, лингвистическую, экологическую, финансовую экспертизы. Законодательно закреплена обязательность антикоррупционной экспертизы. В целом это благоприятно сказывается на качестве законов.

В 2011 году Парламентом, Правительством Республики Казахстан и другими государственными органами принят ряд важных мер по укреплению правовых механизмов исполнения итоговых решений Конституционного Совета и совершенствованию его деятельности.

В целях создания эффективной системы обеспечения конституционной законности целесообразно дальнейшее последовательное совершенствование действующего законодательства в направлении установления верховенства и авторитета закона, повышения качества законодательства и эффективности его правоприменения. Конституционный Совет полагает, что своевременное решение вопросов, указанных в настоящем послании, будет способствовать укреплению режима конституционной законности, повышению правосознания граждан и уважения к Конституции республики в обществе и государстве.

Заслушав доклад Игоря Рогова, Парламент принял постановление, в соответствии с которым послание Конституционного Совета принято к сведению.  

 

 

тезисы

На заседании Парламент рассмотрел также вопрос об утверждении отчетов Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2011 год. С докладом и ответами на депутатские вопросы выступил Министр финансов Болат Жамишев (мажилисмены: Азат Перуашев, Гульнар Сейтмаганбетова, Владислав Косарев, Глеб Щегельский, Ерген Дошаев и сенаторы: Орынбай Рахманбердиев, Юрий Кубайчук, Юрий Цхай, Михаил Бортник). Доклад сделал также  председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев, а содоклад - член Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Татьяна Яковлева.

 

Мажилисом Парламента Республики Казахстан рассмотрены отчеты Правительства Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, а также дополнительные материалы, представленные Министерством финансов Республики Казахстан, с учетом заключений комитетов.

Главными критериями, по которым оценивается деятельность Правительства, являются прежде всего экономический рост и повышение уровня жизни  населения, а также достижение конечного результата в ходе исполнения бюджетов всех уровней.

В целом, в ходе исполнения республиканского бюджета за 2011 год Правительство Республики Казахстан обеспечило выполнение  основных макроэкономических показателей социально-экономического развития страны,  а также поручений, вытекающих из посланий Президента Республики Казахстан.

Предыдущие выступающие доложили об основных показателях исполнения бюджета, поэтому нет необходимости повторяться. Разрешите мне остановиться на некоторых недостатках разработки и исполнения бюджета, чтобы подобные ошибки и просчеты в дальнейшем не повторялись.

Во-первых, качество бюджетного планирования продолжает оставаться не на должном уровне. Ежегодно занижаются прогнозы макроэкономических показателей, что приводит к уточнению основных параметров республиканского бюджета, влияющих на качество исполнения как доходной, так и расходной частей бюджета.

Становится традиционным  уточнение республиканского бюджета, за отчетный год их было произведено два, помимо этого, бюджет 25 раз корректировался. Планирование прогнозных показателей продолжает осуществляться  очень «осторожно».

Во-вторых, депутаты Парламента неоднократно на различных уровнях поднимали вопрос о своевременном и полном освоении бюджетных средств и усилении ответственности должностных лиц, допустивших некачественное и неполное освоение средств.

Как и в прошлые годы, в 2011 году Правительству не удалось обеспечить полное исполнение бюджета (99,2%), не помогло и двухкратное уточнение бюджета, неиспользованными остались 42,9 млрд. тенге.

Основные причины неосвоения выделенных средств носят «хронический» характер, так, в 2009 году полное освоение обеспечили 11 администраторов из 41, в 2010 году - 15 из 41, а за отчетный год - 13 из 42 администраторов бюджетных программ.

В-третьих, из года в год суммы кредиторской и дебиторской задолженности продолжают оставаться значительными. Чтобы не быть голословной, приведу динамику по дебиторской задолженности: 2006 г. - 16,6 млрд. тг., 2007 г. - 34,6 млрд. тг., 2008 г. - 53,7 млрд. тг., 2009 г. - 74,4 млрд. тг., 2010 г. - 120,3 млрд. тг. и 2011 год - 74,1 млрд. тенге.

Причинами образовавшейся дебиторской задолженности, как правило,  являются предоплата за товары и услуги, затягивание претензионной исковой работы и исполнения судебных решений, нарушение договорных обязательств, отсутствие актов выполненных работ за оказанные услуги и т.д.

Проще говоря, не качественное администрирование бюджетных средств.

В-четвертых, сохраняется практика неправильного помесячного распределения годовых сумм, то есть некачественное составление плана финансирования по месяцам, когда основная часть средств администраторами бюджетных программ планируется на конец финансового года.

Перечисление администраторам бюджетных программ средств республиканского бюджета в конце отчетного года свидетельствует о том, что большая часть из них не будет освоена и возвращена в бюджет либо увеличит дебиторскую задолженность. 

В-пятых, как и в предыдущие годы, трансферты не в полном объеме освоены местными исполнительными органами. В отчетном периоде недоосвоенными остались средства по целевым трансфертам в размере 38,7 млрд. тенге, или исполнение составило 95,2%.

На республиканском уровне целевые текущие трансферты перечислены регионам своевременно и в полном объеме. Таким образом, местные исполнительные органы не обеспечили эффективного использования трансфертов. В результате несвоевременно реализовывались инвестиционные проекты, соответственно, отдельные объекты социального и производственного назначения в установленные сроки не введены в эксплуатацию.

Основные причины неосвоения средств все те же: невыполнение подрядчиками договорных обязательств, отставание от графика производства работ, длительное проведение конкурсных процедур по государственным закупкам, позднее утверждение ПСД.

Недостаточно отрегулирован механизм реализации инвестиционных проектов в регионах и отсутствует ответственность администраторов бюджетных программ на республиканском и местном уровне.

Здесь нужно отметить, что это серьезные просчеты и недостатки в работе по управлению бюджетными средствами администраторами республиканских бюджетных программ, при этом нет должного контроля с их стороны за ходом освоения целевых трансфертов.

В-шестых,  субъектами квазигосударственного сектора неэффективно используются средства, выделенные из республиканского бюджета.

В 2011 году на формирование и увеличение уставного капитала юридических лиц из республиканского бюджета выделена значительная сумма - 338,3 млрд. тенге.

Согласно Закону Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния» основными целями и задачами деятельности фонда является повышение национального благосостояния, конкурентоспособности  и устойчивое развитие национальной экономики. В условиях глобализации экономики и роста международной экономической конкуренции первостепенное значение приобретает создание конкурентоспособных национальных отраслей и производств.

Однако вопрос эффективности вложения значительных средств в квазигосударственный сектор остается открытым, кроме того, вызывает опасение участившаяся практика перечисления значительных средств в последние дни отчетного бюджетного года, что ставит под угрозу выполнение отдельных программ.

В-седьмых,  продолжают иметь место финансовые нарушения.

В представленных отчетах Правительства и Счетного комитета имеется предостаточно данных о количестве проведенных контрольных мероприятий, о суммах выявленных нарушений, о неэффективности использованных средств.

Вместе с тем сумма средств, возвращенных в бюджет, незначительна в сравнении с суммой выявленных нарушений.

Все вышеобозначенные вопросы тщательно обсуждались на заседании  палаты,  на расширенном заседании комитета и заседаниях рабочей группы.

В связи с этим Правительству Республики Казахстан необходимо учесть замечания и предложения, высказанные депутатами в ходе обсуждения отчетов об исполнении республиканского бюджета за 2011 год.

В заключение хотелось бы отметить, что оба отчета об исполнении республиканского бюджета за 2011 год, представленные Правительством Республики Казахстан и Счетным комитетом, выполнены с учетом рекомендаций депутатов, данных в предыдущие годы, а именно приняты меры по совершенствованию бюджетной системы, по укреплению финансовой дисциплины участников бюджетного процесса и повышению эффективности бюджетных процедур, расширена расчетно-аналитическая база, детально представлены обоснования исполнения бюджетных программ и причины их неисполнения, проведен объективный анализ достижения по бюджетным программам конкретных результатов.

С учетом вышеизложенного предлагается обсужденные отчеты  Правительства Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета за 2011 год  утвердить и поддержать в целом предложенный проект постановления Парламента Республики Казахстан».

 

С содокладом на совместном заседании выступил также член Комитета Сената по финансам и бюджету Ерболат Мукаев. Затем выступил ряд парламентариев (мажилисмены Куаныш Султанов, Светлана Ферхо:

«Я поддерживаю отчеты Правительства РК и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении его за 2011год.

В 2011 году в экономике Казахстана  продолжают сохраняться положительные тенденции развития. Но расходы республиканского бюджета, превысив изначально запланированный объем на 10,7%, выявили отсутствие единого четкого и прозрачного механизма формирования отчетности по распределяемым бюджетным программам.

По данному отчету в очередной раз показано, что не исследованы причины неисполнения бюджета.

Не выяснив причин, мы не можем принять правильного решения. В чем причины?

- Поздно выделены средства?

- Отсутствует ПСД?

- Несовершенна процедура закупа? И ряд других проблем?

По неэффективному использованию бютжетных средств наиболее уязвима социальная сфера: практически, до сего времени, правительство не смогло реализовать формирование бюджета ориентированного на результат.

У депутатов нет четкой формулировки «эффективности» «целевого», «нецелевого» исполнения. Где критерии эффективности?

В очередной раз прослеживается: необходим глубокий анализ причин неисполнения бюджета, а не констатация фактов. Ведь действенный аудит позволяет Парламенту получить информацию не только о законности и целевом использовании средств бюджета, но и делать выводы об эффективности финансовых вложений с точки зрения решения общегосударственных задач.

Мы с вами, Карим Кажымканович, в прошлом году говорили о том, что можно купить дороже и будет долго служить, и наоборот - купить дешево, много, но служит мало. Это касается приобретения и медицинского оборудования, и школьного, и другого. То есть нет взаимоувязки стратегических планов и бюджетного финансирования - и это надо совершенствовать в законодательном поле.

Президент страны Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев на открытии 1-й сессии Парламента РК 5-го созыва определил приоритеты по использованию бюджетных средств, и одной из главных задач: улучшение и повышение жизненного уровня казахстанцев. Это значит качественно и своевременно строить и вводить больницы, школы, студенческое  жилье, объекты культуры, решать проблемы дворовых клубов, которые ютятся в подвальных помещениях, развивать массовый спорт, и чтобы были доступны стадионы, хоккейные коробки, теннисные корты, и чтобы детские театры получали развитие не на арендных площадях.

Нелишним будет заострить внимание и на решение реформирования пенсионной системы, которая давно назрела в обществе.

Наверное, все это возможно только благодаря слаженной работе всех структур власти, заинтересованных в бюджетном процессе: Парламент, Правительство (в лице Минфина, казначейства), акиматов.

Следовательно, недостаточная регламентация и методическое обеспечение подходов к оценке эффективности использования бюджетных средств в целом препятствуют получению оптимальных результатов от работы Счетного Комитета».

 

На совместном заседании выступили также депутат Мажилиса Асхат Бекенов, сенаторы Светлана Джалмагамбетова, Гани Касымов.

После этого Парламент, рассмотрев отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2011 год, принял постановление. В документе, в частности, отмечается:

1. Утвердить отчет Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета за 2011 год в следующих объемах:

1) доходы - 4 451 683,1 млн. тенге, в том числе:

налоговые поступления - 3 001 212,3 млн. тенге;

неналоговые поступления - 108 942,4 млн. тенге;

поступления от продажи основного капитала - 16 087,8 млн. тенге;

поступления трансфертов - 1 325 440,6 млн. тенге;

2) затраты - 4 605 079,7 млн. тенге;

3) чистое бюджетное кредитование - 84 613,9 млн. тенге, в том числе:

- бюджетные кредиты - 183 852,6 млн. тенге;

- погашение бюджетных кредитов - 99 238,7 млн. тенге;

4) сальдо по операциям с финансовыми активами - 337 961,8 млн. тенге, в том числе:

- приобретение финансовых активов - 338 320,5 млн. тенге;

- поступления от продажи финансовых активов государства - 358,7 млн. тенге;

5) дефицит - (-) 575 972,4 млн. тенге;

6) финансирование дефицита бюджета - 575 972,4 млн. тенге.

2. Утвердить отчет Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета за 2011 год.

В принятом постановлении даны рекомендации правительству:

1) совершенствовать бюджетные отношения по пересмотру структуры и содержания бюджетных программ развития в части их взаимодействия со стратегическими планами государственных органов;

2) принять меры по эффективному взаимодействию центральных и местных исполнительных органов и усилению ответственности их руководителей при реализации целевых трансфертов и усовершенствовать механизм межбюджетных отношений, отвечающий современным реалиям и эффективному развитию экономики;

3) принять меры по совершенствованию налогового администрирования, в том числе по косвенным налогам;

4) создать прозрачную систему управления активами государства, провести инвентаризацию финансово-хозяйственной деятельности субъектов квазигосударственного сектора.

4. Рекомендовать Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета повысить эффективность контрольных мероприятий путем увеличения охвата бюджетных средств за отчетный период.  
  На ряд депутатских вопросов соответствующие пояснения дали Премьер-Министр Карим Масимов, вице-премьер Кайрат Келимбетов. После утверждения бюджетов глава Правительства поблагодарил парламентариев за совместную работу, выразив пожелания на дальнейшее сотрудничество.

 

Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК

 

Здесь должны быть комментарий