Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Июль, № 7,2012
Аспект

К вопросу освобождения от уплаты импортных таможенных платежей по контрактам на проведение нефтяных операций

 

В настоящей статье авторы юристы Р. Мухаммедов и А. Оспанов проводят анализ нормативных правовых актов в сфере таможенного регулирования и иностранных инвестиций на предмет правомерности наличия освобождения от уплаты импортных таможенных пошлин ввозимых товаров для собственных нужд недропользователей в контрактах на недропользование, заключенных в период c 1991 до 1998 гг.

 

С момента обретения независимости Республика Казахстан была заинтересована в привлечении иностранных инвестиций, в первую очередь в развитие нефтедобывающего комплекса страны. В этот период интенсивно создавались предприятия с иностранным участием, заключались контракты с государством на проведение нефтяных операций. С целью поддержки привлечения иностранных инвестиций государством были приняты соответствующие нормативные правовые акты об иностранных инвестициях (Закон Казахской Советской Социалистической Республики от 7 декабря 1990 года № 383-XII «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР», Закон Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях» от 27 декабря 1994 года № 266-XIII), которые предоставляли инвесторам различные гарантии и льготы, в частности, в сфере таможенных платежей. В соответствии с данными актами иностранные инвесторы закрепляли предоставляемые льготы в заключаемых с государством контрактах на проведение нефтяных операций. Впоследствии, с развитием таможенного законодательства Республики Казахстан, подобные льготы стали закрепляться непосредственно в законодательстве в сфере таможенного регулирования. Так, 15 апреля 1998 года Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 20 июля 1995 года № 2368 был дополнен положением, согласно которому освобождались от обложения таможенными пошлинами товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан для собственных нужд недропользователей (без дальнейшей продажи) в соответствии с контрактами, предусматривающими проведение нефтяных операций /Закон Республики Казахстан от 15 апреля 1998 года № 217-1 «О внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О таможенном деле в Республике Казахстан»/. Однако в настоящее время таможенные органы начали оспаривать легитимность положений контрактов на проведение нефтяных операций в части освобождения товаров от уплаты импортных таможенных пошлин для собственных нужд недропользователей.

При этом в качестве обоснования такой позиции таможенные органы заявляют, что поскольку вышеуказанного условия об освобождении в таможенном законодательстве до 1998 года не имелось, положения контрактов на недропользование, освобождающие от обложения таможенными пошлинами товары, ввозимые для личных нужд недропользователей, не соответствуют (императивным) нормам таможенного законодательства, действовавшим на момент их заключения в период до 1998 года. В связи с чем такие положения в контрактах на недропользование, по мнению таможенных органов, являются недействительными. При этом особо следует отметить, что до настоящего времени правомерность наличия таких льгот в условиях контрактов на недропользование никем не ставилась под сомнение.

На наш взгляд, такая позиция таможенных органов представляется неправомерной по следующим основаниям. 24 декабря 1991 года был принят Закон Республики Казахстан № 1049-XII «О таможенном тарифе и пошлине», в статье 1 которого предусматривалось, что данный закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа, представляющего собой систему таможенных пошлин, применяемых при ввозе на таможенную территорию Республики Казахстан и вывозе за пределы этой территории товаров и иных предметов, а также правил обложения таможенной пошлиной этих товаров и предметов. Согласно статье 3 вышеуказанного закона ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан и вывозимые за пределы этой территории товары и иные предметы облагаются таможенной пошлиной, если не предусматривается иное. Вместе с тем подпункт и) статьи 17 данного закона устанавливает, что от «оплаты таможенной пошлины освобождаются другие товары и иные предметы, определяемые актами законодательства Республики Казахстан». Таким образом, таможенное законодательство предусматривало возможность регулирования отдельных вопросов таможенного дела иными актами Республики Казахстан. Одним из таких нормативных актов, действовавших на тот период, являлся Закон Казахской Советской Социалистической Республики от 7 декабря 1990 года № 383-XII «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР», в статье 16 которого было прямо предусмотрено, что «имущество, ввозимое в республику в качестве инвестиций иностранных инвесторов и не предназначенное для продажи, а также личное имущество иностранных специалистов, занятых на предприятиях с иностранным участием, не облагается таможенными пошлинами».

При этом под иностранными инвестициями понимались все виды имущества, ввозимые в республику иностранным инвестором и предназначенные для производства товаров и услуг, а также валютные средства, ввозимые в этих же целях. Таким образом, из вышеизложенного следует, что если контракты на недропользование, заключенные в период действия вышеуказанных нормативных актов, содержат нормы об освобождении от уплаты импортных таможенных пошлин на товары, предназначенные для собственных нужд недропользователей, то такие положения закреплены в контрактах правомерно. Вместе с тем аналогичная ситуация сохраняется и после вступления в силу Указа Президента РК «О таможенном деле». Так, согласно статье 148 данного указа «льготы по таможенным платежам в отношении товаров предоставляются в порядке внесения изменений и дополнений в настоящий Указ и не могут носить индивидуального характера, за исключением случаев, предусмотренных статьями 149 и 150 настоящего Указа». При этом в соответствии с подпунктом 7) статьи 149 Указа от обложения таможенными платежами освобождаются товары в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях Республики Казахстан.

В свою очередь, пунктом 2 статьи 22 принятого 27 декабря 1994 года Закона Республики Казахстан № 266-XIII «Об иностранных инвестициях» устанавливалось освобождение от импортных таможенных пошлин имущества, предназначенного для собственных нужд предприятий с иностранным участием, а также личного имущества иностранного персонала этих предприятий (впоследствии Законом Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 165-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях» из редакции статьи 22 слова «имущество, предназначенное для собственных нужд предприятия с иностранным участием» были исключены). Из смысла обозначенных норм следует, что положения контрактов на недропользование об освобождении от уплаты таможенных платежей на импорт товаров, предназначенных для собственных нужд недропользователей, заключенных в период действия указанных нормативных правовых актов, также являются правомерными. В этой связи позиция таможенных органов о неправомерности освобождения от уплаты импортных таможенных пошлин, указанного в контрактах на недропользование, заключенных в период до 1998 года, является несостоятельной, поскольку таможенное законодательство Республики Казахстан не ограничивалось Законом РК № 1049-XII «О таможенном тарифе и пошлине» и Указом Президента «О таможенном деле», а включало в себя также иные нормативные акты, в частности, об иностранных инвестициях.

 

Здесь должны быть комментарий