Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Ноябрь, №11,2012
Парламент

СЕМИНАР В МАЖИЛИСЕ:
Законодательство республики Казахстан в области обеспечения охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав граждан в свете выполнения программы действий международной конференции по народонаселению и развитию

 

Астана, 29 октября, Дом Мажилиса. В Парламенте Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан и Комитет Мажилиса по социально-культурному развитию при технической и финансовой поддержке Фонда ООН в области народонаселения в Казахстане (ЮНФПА) провела семинар для депутатов высшего представительного органа. 

 

 

Вступительным словом семинар открыла Советник Президента Республики Казахстан - Председатель Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан Гульшара Абдыкаликова, приветствовали участников семинара - председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Дарига Назарбаева и Исполнительный директор ЮНФПА, заместитель Генерального секретаря ООН господин Бабатунде Осотимехин.

Тема семинара: «Законодательство Республики Казахстан в области обеспечения охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав граждан в свете выполнения Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию». 

Цель - привлечь внимание депутатов к осуществлению Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию в Казахстане. 

На семинаре рассмотрены вопросы:

- гарантии обеспечения охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав граждан в законодательных актах Республики Казахстан;

- обзор проекта рамок законодательства о репродуктивном здоровье и репродуктивных правах граждан для стран СНГ в свете Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию;

- неудовлетворенные нужды подростков Казахстана в области охраны репродуктивного здоровья: обзор результатов социологического обследования. 

Участники семинара ознакомились с опытом законотворчества в Российской Федерации, Литовской Республике и Республике Корея в деле обеспечения законодательных гарантий доступа населения к охране репродуктивного здоровья и соблюдению репродуктивных прав граждан.

Наряду с другими выступлениями на семинаре прозвучал также доклад депутата Мажилиса Надежды Петуховой. 

«Позвольте мне в начале своего выступления провести еще раз краткий обзор международных подходов и законодательных актов в области охраны репродуктивного здоровья.

Права, связанные с осуществлением репродуктивной деятельности человека  были признаны в решениях ООН еще в 1968 году. Концепция права на репродуктивный выбор  сформулирована на Международной конференции по правам человека, прошедшей в Тегеране  в этом же году. В пункте 16 Воззвания Тегеранской конференции определено неотъемлемое право родителей свободно и с чувством ответственности определять число детей и сроки их рождения. 

Дальнейшее развитие репродуктивных прав имело место в итоговых документах трех международных конференций по народонаселению и развитию (Бухарест, 1974 г.; Мехико, 1985; Каир, 1994 г.), а также Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.).

Программы действий и Платформы указанных конференций определили, что репродуктивные права являются неотъемлемой частью прав человека  и признаны национальными и международными юридическими документами. 

Обязанности стран мира соблюдать репродуктивные права закреплены в Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» от 18 декабря 1979 г., членом которой является Казахстан.

В целях ускорения прогресса в  достижении международных целей и задач в области развития в мае 2004 г. была принята Глобальная стратегия по репродуктивному здоровью, которая призывает мировое сообщество уделять сексуальному и репродуктивному здоровью приоритетное место в пакетах основных услуг в рамках реформ сектора здравоохранения и межсекторальных подходов.  Стратегия призывает принимать действия в следующих пяти ключевых областях:

укрепление потенциала систем здравоохранения;

улучшение информации для установления приоритетов;

мобилизация политической воли;

создание благоприятной законодательной и регламентарной основы;

укрепление мониторинга, оценки и отчетности.

По каждой из основных областей деятельности предлагаются подробные мероприятия для осуществления их на политическом  уровне.

Глобальная стратегия ВОЗ  подчеркивает значение законодательных основ, поддерживающих и облегчающих всеобщий и справедливый доступ к службам охраны сексуального и репродуктивного здоровья.

Всеобъемлющий подход к ускорению прогресса в охране сексуального и репродуктивного здоровья начинается с четкой национальной базовой политики, которая охватывает многочисленные уровни, начиная от президентских посланий и национальных законов и заканчивая рабочими инструкциями, стандартами и протоколами.

Что же такое репродуктивные права? 

Это основное право всех супружеских пар и отдельных лиц свободно принимать ответственное решение относительно количества своих детей и интервалов между их рождением и располагать для этого необходимой информацией, образовательной подготовкой и средствами (принято и закреплено в документах Каирской конференции ООН)

Что же такое репродуктивное здоровье? 

Это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней репродуктивной системы.

Поэтому репродуктивное здоровье подразумевает, что у людей есть возможность иметь безопасную половую жизнь, возможность воспроизводить себя и что они вольны принимать решение о том, делать ли это, когда делать и как часто.

Доступ к услугам репродуктивного здоровья обеспечивает женщинам право определять число и время рождения детей и создает больше возможностей женщинам, поскольку благодаря этому доступу осуществляется профилактика инфекций, передающихся половым путем (ИППП), профилактика абортов. Аборты и ИППП являются причинами бесплодия и невынашивания беременности, чем страдает 1/6 часть женщин страны. Поэтому особая роль принадлежит планированию семьи, которое включает доступ к контрацепции, профилактике и лечению ИППП, в том числе ВИЧ, доступ к безопасному материнству и лечению бесплодия. 

В соответствии с п. 2 статьи Закона «О правах ребенка» государство создает условия только матери по охране ее здоровья для обеспечения рождения здорового ребенка. Между тем, как показывает практика, все более актуализируется проблема здоровья  мужчин, и в том числе репродуктивного. Причиной ухудшения репродуктивного здоровья является распространенность ИППП, ВИЧ. Так, на 1 октября 2012 года зарегистрировано 19330 ВИЧ-инфицированных и 1654 больных СПИДом, большая доля случаев заражения приходится на мужчин.

В Казахстане существует политика и программа,  направленная на решение вопросов сексуального репродуктивного здоровья и репродуктивных прав. Основополагающим документом является Стратегия развития государства 2030, Кодекс РК о здоровье народа и системе здравоохранения и Государственная программа развития «Саламатты Казахстан на 2011-2015 гг.», в рамках  которых государством  выделяются значительные бюджетные средства. Эти программы находятся в процессе исполнения, а ответственным по исполнению является МЗРК. 

Государство гарантирует принятие мер по сохранению репродуктивного здоровья мужчин и женщин. Многое делается в республике по снижению материнской и младенческой смертности, по вопросам передачи ВИЧ от матери к ребенку и лечению ВИЧ-позитивных матерей. Большим достижением является то, что в последние годы отсутствует инфицирование детей от ВИЧ-инфицированной матери (Доклад о выполнении программы действий Международной каирской конференции по народонаселению и развитию, Байшина Л.А., национальный консультант ЮНФПА)

Большое внимание уделяется профилактике и лечению последствий небезопасного аборта. Для достижения целей развития тысячелетия разработана программа «дорожная карта», внедрены протоколы, проводится обучение специалистов, создаются кабинеты планирования семьи.

Правоотношения в области охраны здоровья регулируются Кодексом «О здоровье народа и системе здравоохранения».  Аспекты в области семейного права регулируются Кодексом «О браке (супружестве) и семье». Трудовым кодексом регулируются все отношения, возникающие в процессе производства: ограничение привлечения беременных женщин  к сверхурочной работе, запрет  на использование труда  работающих беременных женщин, и несовершеннолетних на вредных производствах, право на неполный рабочий день и представление оплачиваемого отпуска по беременности и родам. 

Далее этот перечень можно продолжить примерами законов по социальной защите и обеспечению субъектов правоотношений. 

Что касается собственно законодательного обеспечения репродуктивного здоровья, в национальном законодательстве заложены:

- государственные гарантии осуществления репродуктивных прав граждан (свобода репродуктивного выбора; охрана репродуктивного здоровья и соблюдение репродуктивных прав);

- доступность, преемственность, бесплатность медицинской помощи в пределах гарантированного объема;

- невмешательство в вопросах осуществления репродуктивных прав;

- принятие решения о деторождении без дискриминации, угроз и насилия; неприкосновенность частной жизни, личная семейная тайна, сохранение сведений, составляющих врачебную тайну и государственное регулирование в области репродуктивных прав граждан (развитие системы охраны репродуктивного здоровья граждан);

- обеспечение просвещения граждан по вопросам половой жизни и деторождения, отрицательного влияния психоактивных веществ, неблагоприятных экологических факторов на состояние их репродуктивного здоровья;

- формирование сознательного отношения граждан к рождению детей;

-  обеспечение доступности услуг по консультированию, просвещению, планированию семьи, оказанию медицинской помощи, включая медицинские услуги по искусственному оплодотворению и иным возможностям родить ребенка;

- поддержка научных исследований в области охраны репродуктивного здоровья граждан);

- существует средство судебной и несудебной защиты прав в области сексуального и репродуктивного здоровья и репродуктивных прав.

Если обобщить сказанное выше, то основные правовые отношения демонстрируют отсутствие дискриминационных мер, налицо единый гуманистический принцип  формирования общественных отношений.

Хочется отметить, что принцип участия молодежи в охране своего здоровья, в том числе репродуктивного, в международной практике признан как основополагающий.

Подростки составляют ближайший экономический, репродуктивный, оборонный, интеллектуальный и политический потенциал общества. Качество этого потенциала, в первую очередь, будет определяться уровнем рождаемости, состоянием здоровья и развития детей и подростков. Поэтому состояние здоровья детей и подростков должно рассматриваться как фактор национальной безопасности государства. Эта позиция полностью разделяется основными законодательными и программными документами Республики Казахстан (Закон Республики Казахстан «О здоровье  народа и системе здравоохранения»,  Государственная программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2011-2015 годы «Саламатты Қазақстан», Национальный план действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009-2012 годы.

Ежегодно Президент Республики Казахстан в своем Послании народу уделяет большое внимание репродуктивному здоровью подростков и молодежи, как будущему нашей нации.  Вместе с тем состояние здоровья подростков, особенно его репродуктивного компонента, как последствия широкого вовлечения молодежи в рискованное поведение остаются тревожными. Правительство Республики Казахстан обеспокоено высоким уровнем  абортов,  инфекций, передаваемых половым путем, не имеющим тенденции к снижению, а также нарастающим количеством ВИЧ-инфицированных молодых людей.

Правительство РК, в частности, МЗ РК совместно с неправительственными организациями осуществляет реализацию социальных проектов по улучшению  информированности граждан нашей страны в вопросах охраны репродуктивного здоровья.  Хочется сказать несколько слов о Казахстанской ассоциации по половому и репродуктивному здоровью (КМПА). Впервые вопрос о необходимости нравственно-полового воспитания был поднят ассоциацией  1996 году.  КМПА, начав практически с нуля,  добилась принятия решения на самом высоком уровне. Выражая серьезную озабоченность ситуацией по репродуктивному здоровью подростков был разработан План мероприятий, в котором предусматривалось ввести в программу  полового воспитания несовершеннолетних в общеобразовательных учебных заведениях специальный предмет. 

К сожалению, до настоящего времени данный предмет так и не включен в программу школ. И подростки не имеют возможности получать знания по охране репродуктивного здоровья в общеобразовательных учреждениях, и как следствие в стране наступает ежегодно более 22 тысяч случаев подростковой беременности. 

Международный опыт показывает, что улучшение ситуации с репродуктивным здоровьем  подростков и молодежи, можно достичь только повышением доступности молодых людей к информации и медицинским услугам - созданием по всей стране широкой сети молодежных центров здоровья и наделение несовершеннолетнего (с 16 лет) правом самостоятельно давать добровольное информированное согласие на медицинские услуги. До тех пор, пока за здоровье ребенка будут отвечать только его родители, сам несовершеннолетний будет оставаться только пассивным потребителем медицинских услуг. Напротив, предоставление ему права самостоятельно обращаться за медицинской помощью будет способствовать формированию у подростка активной гражданской жизненной позиции и отношению к здоровью как жизненной и общественной ценности. 

Важное совместное решение Европейской комиссии и Европейского юношеского форума (2009 г.) состоит в переносе ответственности за свое здоровье на самих молодых людей при финансовой поддержке со стороны взрослых. 

Таким образом, ответственность за свое здоровье и снижение возраста информированного согласия являются взаимосвязанными. 

Изменение ситуации в области репродуктивного здоровья, имеющиеся  при этом проблемы, такие как бесплодие, аборты, рост ИППП, ВИЧ, демонстрируют потребность в регулярном пересмотре законодательной базы, касающейся доступа  к медицинским услугам по репродуктивному здоровью и средствам контрацепции, в том числе для подростков и молодежи. 

Мы, парламентарии РК, опираясь на принципы Каирской конференции по народонаселению, для достижения Целей развития тысячелетия, должны играть ведущую роль  в следующих областях:

1. Мобилизация необходимых ресурсов, включая частный сектор,  для обеспечения доступа к услугам по планированию семьи, информированию и всестороннему просвещению молодежи по вопросам касающихся половой жизни, а также охране материнского здоровья.

2. Задействовать органы исполнительной власти для обеспечения выделения ресурсов на закуп современных контрацептивных средств и добиваться,  чтобы финансирование осуществлялось последовательно, скоординированно и транспарентно.

3. Включать в план работы комитета Парламента обсуждение результатов выполнения программ по репродуктивному здоровью и планированию семьи и усилить Парламентский надзор.

4. Принять обновленную Концепцию государственной молодежной политики и, соответственно, внести изменения в закон о государственной молодежной политике. Законопроект в настоящее время в работе.

5. Пересмотреть возраст молодых людей на право самостоятельно давать добровольное информированное согласие на медицинские услуги (изменить на 16 лет с нынешних 18 лет).

6. Считать приоритетным предоставление услуг по планированию семьи, расширению прав и возможности женщин, ликвидацию вредных обычаев (воровство девочек) и защиту репродуктивных прав.

7. Пересмотреть систему преподавания предмета «Самопознание» в общеобразовательных школах, с целью всестороннего полового воспитания подростков и молодежи. 

8. Рассмотреть вопрос целесообразности разработки пакета социальных стандартов по репродуктивному здоровью населения.

9. Разработать нормативно-правовые акты, обеспечивающие  доступ к медицинским услугам, необходимым для устранения последствий насилия (экстренная контрацепция, профилактика ВИЧ, тестирование на беременность,  акушерско-гинекологическая и психологическая помощь), поскольку они могут в значительной мере способствовать улучшению сексуального и репродуктивного здоровья. (к сожалению, в МЗ до сих пор отсутствуют стандарты оказания помощи жертвам насилия)

10. Содействовать использованию СМИ для обеспечения социальной рекламы в целях повышения информированности граждан РК по вопросам соблюдения репродуктивных прав и гарантий их осуществления.

Уважаемые участники, в заключение хочу сказать, что выполнение поставленных задач  потребует участия политиков, профессионалов и гражданского общества».   

 

Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК

С. Бапакова, Ж. Байтелесов

 

Здесь должны быть комментарий