Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Март, №3,2013
Соискатель

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

 

 

И. Давыдова, соискатель кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), ведущий специалист отдела по работе с предприятиями промышленности, малого, среднего бизнеса и перспективного развития администрации города Орска

Качественное оказание государственных и муниципальных услуг начинается с получения заявителем полной достоверной информации об услуге. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в качестве одного из прав заявителей при получении государственных и муниципальных услуг закрепляет право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

 

В современной России местное самоуправление составляет важнейшую часть механизма управления, позволяющего оптимально сочетать интересы населения с интересами муниципалитета. Приоритетным развитием местного самоуправления сегодня является эффективное и рациональное устройство власти на местах и удовлетворение основных жизненных потребностей населения. Деятельность муниципальных образований характеризуется поиском новых форм взаимодействия с жителями, направленных на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления и создания положительного имиджа муниципалитета.

В свете принятия и введения в действие Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ) одной из «новых форм взаимодействия с жителями» является предоставление органами местного самоуправления услуг населению.

Органы местного самоуправления оказывают следующие виды услуг:

1. Муниципальные услуги;

2. Государственные услуги (в случае делегирования на местный уровень отдельных государственных полномочий).

Оказание муниципальных услуг осуществляется в пределах вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется на основании части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации и сопровождается передачей для этого осуществления материальных и финансовых ресурсов.

Наделяя органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, государство доверяет их выполнение органам местной власти как уровню наиболее приближенному к населению, ведь для гражданина государство начинается с муниципалитета. Решение жизненно важных вопросов на местном уровне обеспечивает удовлетворение потребностей населения и повышение качества его жизни.

Предоставление органами местного самоуправления государственных услуг соотносится с принципом субсидиарности, согласно которому все вопросы, которые можно решить на местах, не должны передаваться на вышестоящий уровень. Статья 4 Европейской хартии местного самоуправления гласит: «При делегировании полномочий центральными или региональными органами местным органам самоуправления последние должны, насколько это возможно, обладать свободой применять их в соответствии с местными условиями».

Подобная новая форма взаимоотношений власти и населения требует модернизации и преобразования института местного самоуправления, способного отвечать ожиданиям, потребностям и запросам населения. Особую актуальность приобретает изучение вопроса, связанного с информационным обеспечением предоставления услуг властными органами и реализации нормы Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, согласно которой в качестве одного из прав заявителей при получении государственных и муниципальных услуг выступает право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке их предоставления, в том числе в электронной форме.

Под информацией согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следует понимать сведения, независимо от их предоставления. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ не раскрывает содержание информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг. Однако на законодательном уровне закреплено более широкое понятие - «информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», к которой относится информация, созданная в пределах полномочий властных органов, их территориальных структур или подведомственных организаций.

Представляется, что вышеприведенное определение необходимо дополнить информацией о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, так как она имеет непосредственное отношение к деятельности властных органов и подведомственных им организаций.

В связи с тем, что законодателем не определено содержание информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, можно предположить, что к указанной информации относятся следующие сведения:

1. Наименование услуги;

2. Наименование органа, ответственного за оказание услуги;

3. Сведения о должностных лицах, в чьи полномочия входит организация предоставления услуг;

4. Сведения о порядке получения консультаций и справочных материалов об услуге;

5. Перечень нормативных правовых актов, на основании которых предоставляется услуга;

6. Сведения о размере платы за оказание услуги и способах ее взимания;

7. Сроки предоставления услуги;

8. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения услуги;

9. Основания для отказа в предоставлении услуги;

10. Перечень административных процедур, их порядок и сроки прохождения;

11. Сведения о досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц и органов, ответственных за предоставление услуги.

Представляется, что данный перечень сведений не является исчерпывающим и может быть дополнен.

Информация о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг является открытой и общедоступной, что обеспечивает реализацию важнейшего принципа - принципа открытости деятельности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг.

Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и формируемых ими информационных ресурсах реализуется в способах получения информации.

Выделим основные способы:

1. Размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;

2. Размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, на информационных стендах;

3. Размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации.

Отдельного внимания заслуживает возможность получения информации о государственных и муниципальных услугах в электронном виде. Речь идет о Портале государственных услуг, который представляет собой государственную информационную систему, обеспечивающую предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям об услугах.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» Россия перешагнула III этап перехода на предоставление услуг в электронном виде и обеспечила возможность для заявителей представлять документы, необходимые для оказания государственных услуг посредством Портала государственных услуг.

Следующим этапом, который должен будет реализоваться в срок до 1 января 2013 года, станет осуществление заявителями мониторинга хода предоставления услуги. Завершающей стадией перехода на предоставление услуг в электронной форме должно стать обеспечение возможности получения результатов услуги в электронном виде на Портале государственных услуг (до 1 января 2014 года).

Безусловно, наличие единой базы, содержащей сведения о государственных и муниципальных услугах и органах, ответственных за их оказание, оптимизирует процесс поиска необходимой информации. Однако необходимо отметить, что зачастую на практике на территориальном уровне используются наименования услуг, отличные от соответствующих наименований, установленных вышестоящими нормативными правовыми актами. Это обстоятельство служит препятствием на пути быстрого поиска информации о той или иной услуге и подлежит устранению. Поэтому в целях быстрого и удобного поиска информации о государственной или муниципальной услуге на портале государственных услуг очевидна необходимость унификации наименований услуг на федеральном уровне.

В настоящее время в России создан портал методической поддержки реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, на котором размещается вся актуальная информация - техническая, нормативная, справочная, которая необходима регионам и органам местного самоуправления. Портал является востребованным. Ежедневно на него заходят в среднем 1500 пользователей.

Практика создания и функционирования такого рода порталов на уровне муниципалитетов могла бы оказать положительное влияние на процесс реформирования системы оказания услуг населению, а также обеспечить доступ заинтересованных лиц к информации об услугах и порядке их оказания.

Говоря об информации о порядке оказания государственных и муниципальных услуг, нельзя не упомянуть об административных регламентах, которые представляют собой основные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок оказания государственной или муниципальной услуги и стандарт их предоставления.

Разработчики административных регламентов (федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации и иные органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительные полномочия, а также организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг) должны обеспечивать всем заинтересованным лицам возможность ознакомиться с содержанием административных регламентов. Так, в электронном виде доступ к административным регламентам обеспечивается за счет соблюдения разработчиками регламентов требований пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, согласно которому проект административного регламента подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента.

«Размещение в свободном доступе информации о деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также формируемых ими информационных ресурсах позволяет сделать деятельность указанных органов более понятной и предсказуемой для граждан и организаций, а также уменьшить нагрузку на указанные выше органы за счет снижения количества поступающих обращений».

К информационному обеспечению предоставления государственных и муниципальных услуг следует относить не только способы получения информации об услугах, но и организацию межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и их предоставление в электронном виде.

Межведомственное информационное взаимодействие представляет собой осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, подведомственными им организациями, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами.

Переход на межведомственное взаимодействие позволит упростить взаимодействие граждан с органами власти, избавит заявителей от материальных затрат на их получение, сократит сроки оказания услуги.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде также является разновидностью обеспечения доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, в том числе к сведениям о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде значительно ускорит и упростит их получение, расширит доступ к ним для граждан и организаций.

Правовое регулирование организации межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг имеет ряд недостатков. Так, на федеральном уровне отсутствует единый перечень документов и сведений, которые подлежат получению посредством межведомственного взаимодействия. В целях совершенствования системы оказания услуг предлагается внести изменения в нормативные правовые акты на федеральном, региональном и местном уровнях путем установления единого перечня сведений и документов, подлежащих получению посредством системы межведомственного взаимодействия. Что касается перехода на предоставление услуг в электронном виде, то следует отметить, что до настоящего времени в законодательстве отсутствует план перехода на предоставление услуг в электронной форме, что затрудняет процесс правоприменения на местах. В этой связи представляется необходимым разработать и утвердить поэтапный план перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, содержащий исчерпывающий перечень мероприятий и сроки их выполнения.

Таким образом, важнейшей задачей органов, оказывающих услуги населению, является обеспечение удовлетворенности всех слоев населения качеством их оказания. Первоочередным критерием качества предоставления услуги является наличие достоверной и доступной информации о ней.

В настоящей статье был проведен анализ способов получения информации об услугах, а также проблемы, связанные с информационным обеспечением предоставления государственных и муниципальных услуг, на основании чего были сформулированы следующие предложения по совершенствованию правовой основы обеспечения заинтересованных лиц доступной и достоверной информацией об услугах:

1. Пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» дополнить словами «информация о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг» и изложить в следующей редакции:

1) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относится также информация о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

2. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ дополнить исчерпывающим перечнем сведений, составляющих информацию о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг.

3. Утвердить унифицированный перечень государственных и муниципальных услуг, подлежащих размещению на портале государственных услуг.

4. Внедрить в практику работы муниципалитетов создание и функционирование порталов, содержащих сведения о порядке оказания услуг населению.

5. Внести изменения в нормативные правовые акты на федеральном, региональном и местном уровнях путем установления единого перечня сведений и документов, подлежащих получению посредством системы межведомственного взаимодействия.

6. Разработать и утвердить поэтапный план перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, содержащий исчерпывающий перечень мероприятий и сроки их выполнения.

 

 

Литература

1. Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.). Собрание законодательства Российской Федерации от 07 сентября 1998 г., № 36, ст. 4466.

2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). Российская газета от 25 декабря 1993 г., № 237.

3. Федеральный закон от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. № 7 ст. 776.

4. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Собрание законодательства Российской Федерации от 02 августа 2010 г., № 31, ст. 4179.

5. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации от 06 октября 2003 г., № 40, ст. 3822.

6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г., № 31 (часть I), ст. 3448.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 1021-р. Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июня 2011 г., № 26, ст. 3826.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р. Собрание законодательства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г., № 52 (часть II) ст. 6626.

9. Пак О.Б. Методическое и нормативное обеспечение межведомственного информационного взаимодействия на региональном уровне. Руководитель бюджетной организации, № 7, июль 2012 г.

10. Портал методической поддержки реализации Федерального закона № 210-ФЗ. http://210fz.ru (дата последнего посещения 12.11.2012 г.)

 

Здесь должны быть комментарий