Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Сентябрь, №9,2013
Комментарий

Обзор законодательных новелл при лицензировании в сфере архитектуры, градостроительства и строительства

 

Е. Еремеев, начальник отдела правового, кадрового и документационного обеспечения ТОО «КазтеплоСПЕЦСТРОЙ», РК, ВКО, г. Усть-Каменогорск

 

На данный момент сфера строительства является одним из самых перспективных и развивающихся видов предпринимательской деятельности. Также неоспорима её высокая социальная значимость для общества и государства.

 

Сфера строительства охватывает широкий спектр услуг, в том числе строительно-монтажные работы, проектирование сооружений, изыскательская деятельность. Однако для осуществления указанной деятельности необходимо получить лицензию, разрешающую выполнение работ, подпадающих под категорию повышенной опасности. В результате принятия Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования разрешительной системы» от 15 июля 2011 года № 461 в статью 32 Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» от 16 июля 2001 года № 242 были внесены изменения в результате которого, физические и юридические лица для осуществления проектной деятельности и строительно-монтажных работ в сфере архитектуры, градостроительства и строительства (далее по тексу – деятельность) были поделены на три категории:

I категория – осуществляет проектную деятельность и строительно-монтажные работы, на объектах всех уровней ответственности в рамках имеющейся лицензии;

II категория – осуществляет деятельность на объектах второго и третьего уровней ответственности, а также работы на объектах первого уровня ответственности в рамках имеющейся лицензии по договорам субподряда;

III категория – осуществляет деятельность на объектах второго технически несложного и третьего уровней ответственности, а также работы на объектах первого и второго уровней ответственности в рамках имеющейся лицензии по договорам субподряда.

При этом в части 3 статьи 2 Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования разрешительной системы» было установлено, что Лицензиаты, осуществляющие проектную деятельность и строительно-монтажные работы в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, обязаны в течение двенадцати месяцев со дня введения в действие настоящего Закона переоформить лицензии. В последствии Правительством РК было издано Постановление от 25 января 2012 года № 162 «Об утверждении квалификационных требований, предъявляемых к отдельным видам (подвидам) лицензируемой деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан» и статьей 9-1 Закона РК от 11 января 2007 года «О лицензировании». На данный момент уже приняты новые квалификационные требования «О некоторых вопросах лицензирования деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства» утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2013 года № 89. Согласно пункту 2 данных квалификационных требований, уполномоченный орган в сфере архитектуры, градостроительства и строительства определен лицензиаром по осуществлению деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства. При этом каких-либо других кардинальных изменений в квалификационных требованиях не произошло. На первый взгляд можно проследить логическую цепочку и цель принятия нормативно-правовых актов законодателем. Целью принятия указанных нормативных актов, является – повышение качества строительства, защита и стимулирование добросовестных строительных организаций. Однако правоприменительная практика законодательных новелл оказалась далека от совершенства. Так при анализе, части 2 статьи 32 Закона РК «Об архитектурной и градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» видно, что уровень категории Лицензии ставиться в зависимость от уровня ответственности объекта строительства, т.е. технической сложности. Под технической сложностью объекта в свою очередь, согласно подпункту 44) статьи 1 Закона понимается – уровень ответственности объекта строительства по степени технических требований к надежности и прочности оснований и конструкций, устанавливаемых государственными и (или) межгосударственными (международными) нормативами в зависимости от функционального назначения объекта, особенностей его несущих и ограждающих конструкций, количества этажей (конструктивных ярусов), сейсмической опасности или иных особых геологических, гидрогеологических, геотехнических условий места (района) строительства, которые подразделяются на:

– первый уровень ответственности – повышенный; 

– второй уровень ответственности – нормальный; 

– третий уровень ответственности – пониженный.

Также данные положения дублируются в «Правилах отнесения зданий и сооружений к технически сложным объектам», утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 23.10.2009 г. № 1656. При этом, согласно Правилам отнесение зданий и сооружений к технически сложным объектам осуществляется на этапе пред-проектных процедур, проектировании, проведении экспертизы и утверждении проектов, а также их реализации (строительстве). И ничего не говорится об отнесении к технически сложным объектам уже существующих объектов, на которых будут проводиться строительно-монтажные работы. При том, что перечня зданий и сооружений с установленными для них уровнями ответственности в РК не существует. Следовательно, возникает вопрос, как быть заказчику при проведении конкурса (тендера) на закупку строительно-монтажных работ, для объекта уровень ответственности для которого не определён в технической документации на объект. Что может возникнуть вследствие того, что Правила об отнесении зданий и сооружений к технически сложным объектам были утверждены только 2009 г. Однозначного ответа в нормативных актах не содержится. Полагаем, что в случае отсутствия в технической документации на объект информации об уровне ответственности Заказчику следует учесть, что подпунктом 44) статьи 1 Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» предусмотрены следующие критерии отнесения объектов строительства к уровням ответственности:

1) функциональное назначение объекта;

2) особенности его несущих и ограждающих конструкций;

3) количество этажей (конструктивных ярусов);

4) сейсмической опасности или иных особых условий места строительства;

5) иных внешних воздействий (ветровых или снеговых нагрузок и тому подобное).

Также, следует обратить внимание на пункт 5 Правил, согласно которому к технически сложным объектам (комплексам) производственного назначения относятся все здания и сооружения первого (повышенного) и второго (нормального) уровней ответственности. Следовательно, строительно-монтажные работы на таких объектах обязаны осуществлять лицензиаты I и II категории. При этом к технически сложным объектам (комплексам) жилищно-гражданского назначения относятся все здания и сооружения первого (повышенного) уровня ответственности, а также здания и сооружения второго (нормального) уровня ответственности (согласно пункта 5 Правил). В свою очередь, пункт 7 Правил к сооружениям второго (нормального) уровня ответственности относит конкретные здания и сооружения, такие как жилые дома (здания) и общежития, гостиничные комплексы (мотели, туристические базы), детские дошкольные учреждения и др. При том, что к технически сложным объектам (комплексам) жилищно-гражданского назначения не относятся все строения третьего (пониженного) уровня ответственности. Также пункт 5.1 ГОСТа 27751-88 напрямую предусматривает что, уровень ответственности I следует принимать для зданий и сооружений, отказы которых могут привести к тяжелым экономическим, социальным и экологическим последствиям (резервуары для нефти и нефтепродуктов вместимостью 10000 м и более, магистральные трубопроводы, производственные здания с пролетами 100 м и более, сооружения связи высотой 100 м и более, а также уникальные здания и сооружения). Таким образом, при выборе Подрядчика, полагаем правильной будет позиция того Заказчика, который обращает внимание на наличие категории лицензии у Потенциального подрядчика не зависимо от наличия или отсутствия в технической документации на объект ссылки на уровень ответственности, и берет во внимание такие характеристики объекта, как функциональное назначение, особенности несущих и ограждающих конструкций и др. Также, следует не забывать, что категория лицензии присваивается на основании квалификационных требований, которые представляют собой совокупность количественных и качественных нормативов и показателей, характеризующих способность заявителя и лицензиата заниматься отдельным лицензируемым видом деятельности и (или) подвидом лицензируемого вида деятельности (подпункт 1 статьи 3 Закона РК «О лицензировании»).

 

Здесь должны быть комментарий