Введение нового Уголовно-процессуального кодекса повысит доверие граждан к судебной системе
Сегодня наш собеседник - начальник 1-го Управления
Генеральной прокуратуры РК старший советник юстиции Алмаз Оралович
Мухаметжанов.
В профессию его привело стремление к справедливости. Именно эта задача - установление справедливого общества, основанного на демократических принципах, конкурентоспособного и социально ориентированного, где каждый законопослушный и трудолюбивый гражданин будет приносить пользу себе и обществу - стояла и перед разработчиками новых Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, в числе которых был и Алмаз Мухаметжанов. Поэтому тема нашей беседы с ним - особенности и новации этого нового законопроекта, призванного кардинальным образом изменить наше правосудие.
Беседу ведет Елена Брусиловская, фото Владимира Алябьева
- Алмаз Оралович, недавно в Комитете Мажилиса Парламента РК по законодательству и судебно-правовой реформе Генеральная прокуратура презентовала проекты новых Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Скажите, пожалуйста, чем была вызвана необходимость создания этих документов?
- Дело в том, что за прошедшие 16 лет, как действуют нынешние Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, многие их положения неоднократно подвергались изменениям.
Вы только представьте: за эти годы только по Уголовному кодексу было принято свыше 60 законов, которыми внесены поправки более чем в 300 его статей! Причем, как правило, коррекция уголовного законодательства являлась ответом и на возникавшие проблемы в практике его применения, и на новые общественно-опасные криминальные угрозы.
И это естественно, ведь наша страна проводит активную социально-экономическую политику. В Казахстане сложился рынок, при этом экономическая преступность максимально приспособилась к условиям рыночных отношений, и новый УК должен это учитывать. В обществе произошло немало и других изменений. Поэтому действующий Уголовный кодекс уже перестает отвечать реалиям дня.
Президент страны Нурсултан Назарбаев в своем Послании «Стратегия «Казахстан-2050» отметил необходимость разработки новых Уголовного и Уголовно-процессуального кодекса РК. На это нацеливает и Концепция правовой политики Казахстана на период с 2010 до 2020 года, утвержденная Президентом страны, где указано, что эффективная уголовная политика государства невозможна без оптимальной модели уголовного судопроизводства, учитывающей особенности современного состояния общества и мировые правовые тенденции.
- И какова была основная задача при подготовке новой редакции Уголовно-процессуального кодекса?
- Главной целью новой редакции кодекса является упрощение и повышение экономичности уголовного процесса, приведение его в соответствие с международными стандартами, ну и, конечно, максимально полная защита конституционных прав граждан.
- А теперь давайте поговорим более конкретно, какие же изменения ждут правоведов, из чего будет складываться новый УПК?
- Проект Уголовно-процессуального кодекса состоит из 16 разделов, 72 глав, которые включают в себя 677 статей. Что же касается знаковых инноваций в совершенствовании уголовного судопроизводства, то я перечислю наиболее значимые из них.
Кардинально изменяется первоначальная стадия уголовного процесса путем исключения стадии доследственной проверки и возбуждения уголовного дела. Началом расследования будет являться регистрация заявления и сообщения об уголовном правонарушении, либо первое неотложное следственное действие, предшествовавшее регистрации.
Мы считаем, что это положительно отразится на соблюдении конституционных прав граждан и исключит проведение большого объема мероприятий, предшествующих возбуждению уголовного далее. Ведь не секрет, что сейчас стадия доследственной проверки несет в себе значительный коррупционный потенциал. Уголовное дело официально еще не возбуждено, но уже проводятся осмотры и досмотры, арестовываются счета и имущество, вывозятся из офисов компьютеры, и изымаются другие документоносители, назначаются специальные исследования и судебные экспертизы и так далее. То есть практически уже ведется расследование и сбор доказательств, но лица, в отношении которых эти так называемые «доследственные мероприятия» проводятся, не имеют никакого процессуального статуса, и, соответственно, никаких процессуальных прав и гарантий у них нет. Они не имеют прав на защитника, в т.ч. на бесплатного адвоката, не могут заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела и т.п. Дублируются показания, то есть граждане сначала подробно опрашиваются до возбуждения дела, а затем они повторно вызываются в органы уголовного преследования для оформления этих показаний в протоколах допроса.
После таких доследственных проверок иногда остается только предъявить обвинение и направить дело в суд. Кроме того, материалы доследственных проверок нередко по объему превышают материалы, собранные после возбуждения уголовного дела. Исключается предъявление следователем обвинения подозреваемому на стадии следствия. Вместо этого прокурор, получив и тщательно изучив материалы расследования, представленные следователем, будет утверждать обвинительный акт и затем квалифицированно поддерживать обвинение в суде.
Вводится термин «разумный срок», и исключается институт приостановления уголовного дела в стадии досудебного расследования. В соответствии с европейской практикой это даст возможность гражданам обжаловать необоснованное затягивание расследования в суд, требовать завершения его в конкретные сроки и выплаты соответствующей компенсации за необоснованную волокиту. Кстати, такой закон уже действует в России.
Исключается возвращение судом дел на дополнительное расследование. Знаете ли вы, что только за последние пять лет судами возвращены дела в отношении примерно 5 тысяч лиц. Часто дела направляются на дополнительное расследование после того, как рассматривались в суде по нескольку месяцев! При этом каждый раз их судебное рассмотрение начинается вновь. Лица, которые участвовали в деле, вынуждены повторно являться в суд для дачи показаний, что порой настолько изматывает их, что вызывает у них естественное недовольство. Отсутствие доследования позволит суду сразу выносить окончательное решение в виде обвинительного либо оправдательного приговора. В уголовный процесс вводится понятие «процессуальное соглашение» или так называемая «сделка».
- Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. Не будет ли такая сделка рассматриваться как своего рода подкуп?
- Надо сказать, что «сделка» или, выражаясь юридическим языком, институт достижения соглашения между органами уголовного преследования или судом с обвиняемым о признании им вины, широко распространен в различных мировых правовых системах.
Ведь при этом существенно сокращаются сроки проведения предварительного расследования и судебного разбирательства, тем самым обеспечивается экономия и упрощение уголовного процесса. В итоге сокращаются бюджетные затраты на правоохранительную систему, потому что отпадает необходимость в проведении большого объема следственных и судебных действий, экспертиз и приглашения в суд свидетелей, экспертов, переводчиков.
Следует отметить, что предлагаемая нами модель «сделки» в отличие от американской не предусматривает изменение квалификации деяния, а предполагает лишь снижение меры наказания наполовину от максимального санкции за содеянное. Для заключения «сделки о признании вины», в отличие от практики многих государств, мы предусмотрели обязательное согласие потерпевшего.
Полагаем, что введение в уголовный процесс Казахстана такой сделки усиливает социальную направленность законопроекта и определенно положительно повлияет на общественное мнение о защищенности прав граждан в стране со стороны органов правопорядка. В некоторых странах в таком порядке рассматривается значительное количество уголовных дел, к примеру, в США и Грузии до 90% дел заканчиваются заключением сделки. Такой институт также используется в России и Украине. Второй формой сделки является «сделка о сотрудничестве», которая предусматривает такое же снижение наказания и может заключаться на любой стадии уголовного процесса, в том числе на стадии исполнения наказания, но с условием, что она будет способствовать раскрытию и расследованию преступлений, совершенных организованной преступной группой, особо тяжких преступлений, совершенных иными лицами, а также экстремистских и террористических преступлений.
Эта новелла повысит в целом правоохранительный потенциал государства в борьбе с преступностью, в том числе с её организованными формами, положительно повлияет на снижение индекса «тюремного населения». «Сделка» будет оформляться в письменном виде между прокурором и подозреваемым, и будет утверждаться судом с вынесением соответствующего судебного акта, что исключит возможные злоупотребления и нарушения законодательства.
- Насколько я знаю, в уголовный процесс намереваются ввести институт следственного судьи. Прокомментируйте, пожалуйста, это нововведение.
- Действительно, с целью расширения судебного контроля за досудебным производством в уголовный процесс вводится фигура следственного судьи. Он будет решать вопросы санкционирования ареста в качестве меры пресечения, его продления, и предполагается передача следственному судье права санкционирования ареста имущества, объявления международного розыска, эксгумации трупа, помещения несовершеннолетнего обвиняемого в специальное детское учреждение, принудительного помещения не содержащегося под стражей лица в медицинское учреждение для производства судебно-медицинской экспертизы и ряда других следственных действий, проводимых органами расследования. Кроме того, в его обязанности также будет входить рассмотрение жалоб и ходатайств на этапе досудебного производства. А в целях оперативного реагирования на факты применения органами уголовного преследования незаконных методов регламентирована процедура реагирования судьи на обращение о пытках.
Надо отметить и то, что в целях более широкого применения альтернативных мер пресечения, не связанных с изоляцией от общества и снижения количества тюремного населения, по аналогии с УПК Украины в проекте закреплена норма, обязывающая следственного судью при санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей, за исключением дел об особо тяжких преступлениях, определять размер залога для освобождения лица из-под стражи, который может быть внесен в любое время
- А в каких случаях этот залог не будет применяться?
- Он не будет применяться к лицам, совершившим деяния, повлекшие смерть потерпевшего, а также деяния в составе преступной группы, террористические и экстремистские и т.д., а также к тем, кто ранее уже нарушил условия внесения залога.
- Вы сказали, что при работе над проектом новых УК и УПК учитывался международный опыт, а каких именно стран?
- При разработке нового Уголовно-процессуального кодекса использовался опыт Германии, Франции, Италии, Турции, Эстонии, Латвии, Литвы, России, Беларуси, Украины, Грузии, Молдовы, Азербайджана и других. То есть мы постарались максимально учесть и при возможности использовать все самое лучшее, что было наработано зарубежными правоведами, в т.ч. на постсоветском пространстве.
- В проекте УПК предусмотрено «Правило Миранды». Откуда оно пришло? Прокомментируйте, пожалуйста, его основные положения.
- Действительно, в проекте предусмотрено такое правило. Оно введено по аналогии с американской нормой.
«Правило Миранды» - это юридическое требование, предусмотренное в Соединённых Штатах Америки, согласно которому во время задержания задерживаемый должен быть уведомлен о своих правах, а задерживающий его сотрудник правопорядка обязан получить положительный ответ на вопрос, понимает ли он сказанное.
- Но, как я понимаю, эта юридическая норма получила имя конкретного человека?
- Да, был когда-то в Америке такой преступник латиноамериканского происхождения по имени Эрнесто Артуро Миранда. Его дело рассматривалось в суде Аризоны в середине 60-х годов прошлого века. Миранда был обвинен в грабежах и насилии, был осуждён, но вскоре полностью оправдан, так как адвокат обратил внимание апелляционного суда на то, что при задержании его подзащитному не были должным образом зачитаны его права. С этих пор и появилось «Правило Миранды» - обязательное разъяснение подследственному его прав перед допросом. Правда, потом дело Миранды было пересмотрено, и благодаря наличию неопровержимых доказательств, в том числе и свидетельских показаний, он был приговорён к тюремному заключению сроком от 20 до 30 лет. В 1972 году был условно-досрочно освобождён. И что интересно - он зарабатывал на жизнь автографами на табличках с текстом предупреждения. Но все равно плохо кончил - был убит во время драки в баре четыре года спустя.
Возвращаясь к «Правилу Миранды», надо сказать, что в целях соблюдения прав задержанных в проекте УПК предлагается обязать должностное лицо, производящее задержание, незамедлительно разъяснять права задержанного на использование любых средств связи для приглашения защитника, а в случае невозможности его приглашения, обеспечения его органом уголовного преследования, дачи показаний только в присутствии защитника, отказа от дачи показаний, право хранить молчание и то, что сказанное им может быть использовано против него в суде. Причем разъяснение указанных прав будет отражаться в протоколе задержания.
- В адвокатской среде сейчас поднимается вопрос о введении в в уголовный процесс свидетелей под псевдонимом, анонимных. Ваше мнение по этому поводу?
- Проектом нового Уголовно-процессуального кодекса расширены основания для применения к участникам процесса, в том числе и свидетелей, мер безопасности. Меры безопасности применяются по заявлению участника процесса либо по собственной инициативе органа, ведущего уголовный процесс, в случае если имеются данные о возможной угрозе в адрес лица, проходящего по делу, поэтому из материалов уголовного дела изымаются сведения об анкетных данных такого лица и хранении их отдельно от основного производства, а также использовании этим лицом псевдонима. О применении этой меры лицо, осуществляющее досудебное расследование, выносит постановление, в котором излагаются причины принятого решения о сохранении втайне данных о личности, указывается псевдоним и образец подписи защищаемого лица, которые оно будет использовать в протоколах следственных действий с его участием. Процессуальные действия с участием защищаемого лица в необходимых случаях могут производиться в условиях, исключающих его узнавание. Постановление и отделенные от основного производства материалы помещаются в опечатанный конверт, который в дальнейшем хранится в органе, расследовавшем уголовное дело, и с содержимым которого, кроме лица, осуществляющего досудебное расследование, могут ознакомиться прокурор и суд. В судебном заседании такой свидетель может допрашиваться без оглашения данных о личности защищаемого лица с использованием псевдонима. А также в условиях, исключающих узнавание защищаемого лица для остальных присутствующих по голосу и внешним данным: акценту, полу, национальности, возрасту, росту, телосложению, осанке, походке. Кроме того, он может допрашиваться без визуального наблюдения его другими участниками судебного разбирательства, в том числе с помощью видеосвязи.
- В новый УПК предлагается ввести еще одну новую процессуальную фигуру - «свидетеля, имеющего право на защиту». Насколько это оправдано, на Ваш взгляд?
- Эта новелла имплементирована в проект после международной конференции в Алматы в марте нынешнего года, где о введении ее в казахстанский процесс настоятельно высказались все участники, в том числе зарубежные эксперты Венецианской комиссии. На ее введении также категорично настаивали представители адвокатского сообщества. Подобный опыт «ассистированного» или «специального» свидетеля имеется во Франции, Латвии и других странах. Это лицо, которое еще официально не объявлено следователем подозреваемым, но на которое в заявлении, сообщении об уголовном правонарушении, указывается как на лицо, совершившее криминальное деяние.
Введение новой процессуальной фигуры продиктовано необходимостью наделения этого лица определенными правами, которые отсутствуют у свидетеля, но есть у подозреваемого. В том числе право отказаться от дачи показаний, которые могут повлечь для него самого, его супруга (супруги) или близких родственников преследование за совершение уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, давать показания в присутствии избранного им адвоката, участвующего в качестве защитника до начала допроса, на ознакомление с материалами дела, подавать на них замечания и представлять доказательства, заявлять ходатайства о производстве экспертизы и применении мер безопасности, очной ставки с тем, кто свидетельствует против него, заявление отводов и т.д. Такой подход обезопасит лицо, ввергнутое в уголовное преследование, от такого произвола, о котором высказывали свои опасения представители Республиканской коллегии адвокатов, когда в отношении человека, на которого поступило заявление, полным ходом будут проводиться следственные мероприятия, но следователь будет умышленно затягивать с вынесением постановления о признании подозреваемым, чтобы лишить его права на защитника, в т.ч. на бесплатного адвоката, и не допустить его к материалам дела и к ходу расследования.
Кстати, для того чтобы лицо по уголовному делу было подвергнуто каким-то мерам принуждения, ограничивающим его права, необходимо, чтобы следователь вынес мотивированное постановление о квалификации деяния подозреваемого. Соответственно, эта новелла также защитит наших граждан от случайного произвола, т.к. для того, чтобы «мотивировать» такое постановление, необходимы веские основания, которые проверит и прокурор, и следственный судья, и если они оказались надуманными, права гражданина будут восстановлены, а недобросовестный следователь будет наказан. Также проектом УПК предусмотрено, что все доказательства, добытые в результате незаконного задержания либо непосредственно после него, будут признаваться недопустимыми по делу. Данная мера отобьет охоту тем, кто захочет использовать подобные меры принуждения для оказания давления на подследственного. Соответственно, усиливаются гарантии деятельности стороны защиты.
- Не секрет, что сейчас уголовные дела иногда волокитятся, рассматриваясь слишком долго. Как эта проблема будет решаться в новом УПК?
- Как я уже сказал, согласно проекту Уголовно-процессуального кодекса кардинально меняется первоначальная стадия уголовного процесса путем исключения стадии доследственной проверки и возбуждения уголовного дела. Эти меры позволят избавиться от необходимости проведения большого объема проверочных мероприятий, предшествующих возбуждению уголовного дела, повторных опросов и т.д., тем самым снизится нагрузка на следователей и дознавателей. При поступлении и регистрации заявления, сообщения об уголовном правонарушении сразу будут проводиться необходимые следственные действия, незамедлительное проведение которых в свою очередь повысит эффективность процесса. Правильность данного подхода подтверждается на опыте большинства европейских стран.
Предусмотрено снижение документооборота в уголовном деле, заложена возможность введения электронного уголовного дела, предусмотрено производство следственных действий по видеосвязи, в т.ч. между разными населенными пунктами, а также с использованием средств видеофиксации.
Сохранена медиация, и значительно расширены действующие примирительные процедуры.
Во-первых, расширена категория виновных лиц, которым разрешается примиряться, в том числе по тяжким уголовным делам для несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих малолетних детей и др.
Во-вторых, расширение полномочий адвокатов, связанных со сбором доказательств и назначением экспертиз, что также благоприятно повлияет на следственную нагрузку и исключит необходимость в проведении отдельных следственных мероприятий.
- Мы знаем, что сейчас в наших тюрьмах содержится огромное количество заключенных. В то же время новый УПК предполагает широкое использование залогового механизма. Каким может быть его эффект, и не позволит ли это оказаться на свободе опасным преступникам?
- Проектом действительно расширяются основания для применения мер пресечения, не связанных с изоляцией от общества. Например, как я выше сказал, при санкционировании содержания под стражей следственный судья будет обязан в своем постановлении сразу определить сумму залога, после внесения которой подозреваемый или обвиняемый должен быть незамедлительно выпущен на свободу. Но эта процедура не предусмотрена для лиц, совершивших особо тяжкие, террористические и экстремистские деяния, деяния, повлекшие смерть потерпевшего, совершенные организованной группой и т.п.
Надеемся, что эта новелла увеличит удельный вес применения залога и, соответственно, снизит нагрузку на учреждения пенитенциарной системы. В частности, только за 6 месяцев применения подобной нормы в новом УПК Украины (он введен в действие в ноябре 2012 года) число лиц, содержащихся под стражей в стране, снизилось с почти сорока тысяч до двадцати тысяч, т.е. в два раза, и, как говорят, это еще не предел.
По аналогии с УПК Украины предусмотрено введение во всех райпрокуратурах фигуры «процессуального прокурора» (на базе штатной единицы помощника прокурора), полномочия которого будут значительно расширены, в том числе по утверждению решений органа уголовного преследования, направлению дела в суд, обеспечению дальнейшего гособвинения, апелляционному опротестованию судебных актов и др. На наш взгляд, указанный порядок ускорит в прокуратуре процедуру изучения уголовных дел, усилит и поднимет качество прокурорского надзора.
- А какие изменения произойдут в части судебного производства по уголовным делам?
- В этой части значительно упрощена процедура рассмотрения дел в рамках процессуального соглашения (отсутствие необходимости непосредственного исследования материалов дела, отсутствие судебных прений) и других форм ускоренного производства. Кроме того, исключен институт дополнительного расследования, то есть дела в суде без излишней волокиты будут завершаться либо обвинительным, либо оправдательным приговором. По предложению Верховного Суда установлено ограничение на обжалование судебных актов в кассационном порядке без предварительного их рассмотрения в апелляционной инстанции, и, соответственно, судебный акт не может быть обжалован в надзорную инстанцию без предварительного его рассмотрения в кассационной инстанции.
- Как новый УК намерен бороться с пытками и издевательствами над заключенными, которые сейчас еще, к сожалению, имеют место быть?
- В проекте нового Уголовного кодекса статья, предусматривающая уголовную ответственность за пытки, приведена в соответствие с Конвенцией против пыток и других жестких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В частности, в ней криминализированы действия должностных и других лиц, с ведома, молчаливого согласия или подстрекательства которых в отношении подозреваемых, обвиняемых органами уголовного преследования применяются незаконные методы следствия, пытки. При разработке проекта нового Уголовно-процессуального кодекса, детализирован механизм разрешения обращений подозреваемых, обвиняемых, в том числе содержащихся под стражей, на противоправные действия органов уголовного преследования прокурором, а также в суде.
Характеризуя в целом проект нового УК, можно было бы отметить, что в нем заложены основы для борьбы со всеми новыми видами преступности, особенно в тех сферах, где активизировался криминал, особо строго будут наказываться любые посягательства на детей и подростков. Например, в новом кодексе появится норма о пожизненном запрете работать с детьми лицам, совершившим преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних. В то же время тем, кто впервые оступился, для социально уязвимых слоев населения, в первую очередь для подростков, женщин, пенсионеров и инвалидов, закон максимально смягчит ответственность.
Новеллой можно назвать и выделение специальной главой в проекте всех медицинских преступлений. Этим реализуются задачи, поставленные Президентом в Послании «Стратегия «Казахстан-2050» об усилении ответственности за преступления против материнства и детства. В частности, с учетом положения Кодекса о здоровье, в новом УК предусмотрена уголовная ответственность за клонирование человека. Выделена отдельной главой и ответственность за киберпреступления, в том числе за несанкционированный доступ к компьютерной информации, ее незаконный перехват, модификацию и уничтожение, а также распространение программ либо деструктивных материалов, представляющих общественную опасность. Выполнено также поручение Главы государства о необходимости наказывать провокаторов трудовых конфликтов.
Усилится ответственность за распространение информации оскорбительного или клеветнического характера посредством компьютерных систем, предусмотрены наказания провокаторам трудовых конфликтов. Теперь такая норма предусматривает от года до 3 лет лишения свободы.
- А что нового предусматривается в плане борьбы с коррупцией?
- В рамках реализации статьи 54 Конвенции ООН против коррупции введен институт конфискации имущества по решению суда, но до вынесения приговора, когда подозреваемый либо обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования, либо его место пребывания не установлено по другим причинам, нахождение его вне пределов Казахстана и т.д. В проекте УК предусмотрен пожизненный запрет на доступ к государственной службе лицам, привлеченным к уголовной ответственности за совершение коррупционного деяния. Совместно с учеными и практиками значительно снижен коррупциогенный потенциал тех положений закона, который позволяет органу, ведущему уголовный процесс, поступать по своему усмотрению.
- Действительно, судя по всему, новый Уголовно-процессуальный кодекс будет значительно отличаться от ныне действующего. А когда он начнет действовать, и какой эффект ожидается от его введения?
- Введение в действие нового Уголовно-процессуального кодекса предполагается с 1 января 2015 года. Мы ожидаем, что в результате его введения повысится уровень защиты прав граждан, приближенный к европейским стандартам процесс станет намного эффективнее и экономичнее, значительно снизится индекс тюремного населения. В то же время в рамках программных установок Главы государства в новом УПК будет сохранен курс на либеральную уголовную политику в отношении экономических преступлений. При этом одним из важных условий развития рыночной экономики предполагается обеспечение надежной защиты собственности от преступных посягательств. В общем, как видите, изменения в новом Уголовно-процессуальном кодексе в отличие от ныне действующего будут весьма существенные.
- Алмаз Оралович, давайте немного отойдем от проблем нового УПК. Скажите, почему Вы пошли по юридической стезе?
- Всегда занимал активную жизненную позицию, стремился быть справедливым и с детства легко улаживал конфликты между сверстниками, вероятно, это стремление и повлияло на выбор профессии.
- Вы ездили за рубеж изучать опыт своих коллег. Законодательство какой страны Вам показалось наиболее интересным, и почему?
- Ездить действительно приходилось немало. Что же касается зарубежного законодательства, то наиболее интересным и полезным мне показалось законодательство Германии, Эстонии, Литвы и, конечно же, совершенно новый УПК Украины, который введен в действие только в ноябре прошлого года. На мой взгляд, мы по духу и менталитету где-то очень близки с украинцами, нас объединяет и наше советское прошлое, и наши стремления соответствовать высоким мировым стандартам, наш Глава государства - Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев в молодости учился в Украине.
А если вернуться к проекту нового УПК, то по многим новеллам он похож на УПК Украины, при этом следует отметить, что их кодекс был одобрен Венецианской комиссией Совета Европы.
- Расскажите немного о себе, своей семье.
- У меня два сына - Адильбек и Алимбек, жена Алия тоже юрист, успешно окончила в этом году Академию государственной службы при Президенте и продолжает работать в Верховном Суде. Маму зовут Тлеухор, она врач, сейчас на пенсии, и уже прабабушка, воспитывает внуков, правнук у нее появился буквально на днях, с чем ее и старшую племянницу - молодую мамочку Айгерим - особо поздравляю! Мама всегда требует от детей и внуков, чтобы мы все продолжали учиться и изучали иностранные языки. Наверное поэтому две мои родные сестры - Индира и Светлана - и племянница Енлик обучаются по программе «Болашак» за рубежом, при этом сестра Светлана в этом году тоже на отлично окончила Академию государственной службы при Президенте, племянник Санжар недавно приехал из Москвы, где окончил МГУ, младшая племянница Малика - выпускница школы имени нашего Первого Президента, победительница нескольких международных олимпиад за рубежом - напрямую, вне программы «Болашак», завоевала грант престижного Чикагского университета в США и сейчас там учится на первом курсе. Могу похвалиться, что я тоже в прошлом году становился обладателем гранта по программе «Болашак», но с учетом поручения руководства о разработке нового УПК мною были пересмотрены личные приоритеты, и я отказался от гранта, хотя ему предшествовали трудные вступительные экзамены и длительные хлопоты по оформлению необходимых документов. Но, думаю, у меня впереди есть еще время и для интересной работы, и для учебы, и для совершенствования собственного профессионализма.
- Спасибо за беседу!
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на journal.zakon.kz обязательна.
Комментарии, не относящиеся к теме сообщения, оскорбительные по отношению к другим читателям или героям публикаций и содержащие нецензурную лексику запрещены и удаляются.
ТОО «Компания ЮрИнфо», Республика Казахстан, 050004, г. Алматы, ул. Рыскулова 43-в. Многоканальный тел. (727) 380 60 61