Реализация
права на информацию в редакциях проектов законов
«О противодействии коррупции» и «Об общественном контроле»
Р. Дайырбеков, член Международной ассоциации медиа-юристов (IMLA)
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что повышение информационной открытости всех ветвей и уровней власти, прозрачности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также установление действенного общественного контроля за этой деятельностью являются, пожалуй, главными средствами защиты от коррупции и злоупотребления властью.
В этой связи рассмотрение вопроса реализации права на доступ к информации в редакциях проектов законов «О противодействии коррупции» (по состоянию на июнь 2013 года) и «Об общественном контроле» (по состоянию на июнь 2013 года), закрепляющих институты доступа к информации и общественного контроля, преследует собой цель закрепить в национальном законодательстве действенные инструменты противодействия коррупции. Следует отметить, что в настоящее время не разработана единая и комплексная система нормативного обеспечения права на информацию в Республике Казахстан, а также отсутствует специальный закон, регламентирующий универсальный порядок доступа к информации и обязанность органов государственной власти по его обеспечению. Отдельные положения, в той или иной мере регулирующие право на информацию, рассредоточены в самых разных законах. При этом вышеуказанные положения фрагментарны, бессистемны, носят отсылочный характер, и самое главное – не содержат конкретного механизма реализации и ответственности. Существующая практика регулирования вопросов, связанных с предоставлением информации гражданам Республики Казахстан, указывает на необходимость не только единообразной правовой регламентации этого вопроса, но и закрепление действенных механизмов обеспечения данного конституционного права в отдельных нормативных правовых актах, в том числе и в рассматриваемых законопроектах. Кроме этого, следует отметить обязательства Казахстана по имплементации положений Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции, принятой резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года, статья 10 которой гласит, что «с учетом необходимости борьбы с коррупцией каждое Государство-участник принимает в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, меры по принятию процедур или правил, позволяющих населению получать в надлежащих случаях, информацию об организации, функционировании и процессах принятия решений публичной администрации и, о решениях и юридических актах, затрагивающих интересы населения».
Также не стоит забывать об исполнении рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) для Казахстана, полученных в рамках Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией, к которым, среди прочего, относятся: «обеспечить как можно быстрее принятие закона о доступе к публичной информации, который будет соответствовать международным стандартам и рекомендациям. Пересмотреть положения об ответственности за непредставление или неполное (несвоевременное) представление информации на запрос физических и юридических лиц».
Законопроект «О противодействии коррупции»
В пояснительной записке к законопроекту «О противодействии коррупции» сказано, что особенностью законопроекта является его ориентированность на сферу формирования и реализации антикоррупционной политики, и что для достижения этой цели законопроект должен включать решение на законодательном уровне задач по «обеспечению открытости и прозрачности деятельности государственных органов» и усиления контроля за ними. Вышесказанное отражено в статье 1 проекта закона, которая гласит, что одной из задач закона является «содействие реализации конституционного права человека и гражданина на доступ к информации о деятельности субъектов коррупционных правонарушений».
Кроме этого, разработчики закрепили один из основных принципов правового регулирования в информационном праве, как принцип «свободного доступа к информации о деятельности субъектов коррупционных правонарушений» (статья 6 законопроекта «О противодействии коррупции»). Хотелось бы отметить отдельно в перечне принципов законопроекта принципы «недопустимости ограничения доступа к информации» и «сотрудничества государства с институтами гражданского общества».
Наряду с этим в статье 8 законопроект предусматривает такую меру по предупреждению коррупции, как «обеспечение прозрачности, открытости и доступности информации о деятельности субъектов коррупционных правонарушений».
На этом нормы, посредством которых строятся правотворческие рассуждения составителей о важности права на информацию, как составляющей правовой системы противодействия коррупции, не заканчиваются. Содержательная сторона права на информацию представлена правом физических лиц (а также объединениям граждан и их членам и их уполномоченным представителям), в рамках деятельности по предупреждению, выявлению и противодействию коррупционных правонарушений, «получать доступ к документам, материалам и иной информации о деятельности субъектов коррупционных правонарушений» (статья 14 законопроекта «О противодействии коррупции»). А также обязанностью должностных лиц и государственных органов «принимать предусмотренные законом меры по публикациям в средствах массовой информации материалов, содержащих сведения о правонарушениях коррупционного характера» (статья 12 законопроекта «О противодействии коррупции»).
Наряду с этим, законопроект закрепляет систему общественного контроля в сфере антикоррупционной политики. Так, согласно статье 9 «общественные организации, иные некоммерческие организации и физические лица вправе, среди прочего, получать доступ к документам, материалам и иной информации (за исключением материалов и информации, доступа к которым ограничен законом) и знакомиться с ними».
Однако законодатель сразу оговаривается и существенно сужает последующее применение данного положения следующим ограничением: «если они легли в основу принятия коррупционных актов и решений, в тех случаях, когда подобные акты и решения приняты относительно их обращений, жалоб и заявлений», что делает настоящую норму крайне не эффективной. Следует также особо отметить, регламентированный законопроектом механизм по предупреждению коррупции – «антикоррупционный мониторинг». При проведении которого решается задача по «созданию условий для повышения открытости деятельности органов государственной власти» (статья 51 законопроекта «О противодействии коррупции»). В рамках рассматриваемой темы настоящий механизм интересен тем, что наделяет «участников антикоррупционного мониторинга» (которыми согласно статье 54 могут быть: «институты гражданского общества, в том числе научные и экспертные организации, объединения, средства массовой информации, а также иные лица и организации») правом осуществлять проведение антикоррупционного мониторинга по своей инициативе и за счёт собственных средств. Информационное обеспечение антикоррупционного мониторинга осуществляется посредством сбора, обобщения, анализа и оценки необходимых сведений, в том числе «информации о практике деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе о результатах рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (статья 51 законопроекта «О противодействии коррупции»).
Однако говорить о том, что вышеуказанный правовой механизм (как и весь законопроект в целом) обеспечивает поиск (сбор) и получение искомой информации, а также обеспечивает реализацию права ее искать и обязанность держателя этой информации ее предоставить не приходится. Вышеуказанное утверждение связано с отсутствием в законопроекте процессуальных аспектов правового оформления права на информацию, к которым относятся процедура запроса информации от государственных органов и процедура по обеспечению права на доступ к информации, такая как административное обжалование и ответственность. Процессуальная сторона отношений, связанных с реализацией права на информацию, требует детального урегулирования порядка получения необходимой информации, а также обеспечение эффективной ответственности, в противном случае задача законопроекта в содействии реализации конституционного права человека и гражданина на доступ к информации о деятельности субъектов коррупционных правонарушений говорит лишь о декларативности рассматриваемого нормативного акта.
Законопроект «Об общественном контроле»
С целью решения задачи по повышению потенциала гражданского общества концепцией к проекту Закона Республики Казахстан «Об общественном контроле в Республике Казахстан» декларировано, что казахстанское общество должно располагать современными и эффективными инструментами независимого контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, в целях снижения коррумпированности этих институтов. Вышесказанное также находит свое подтверждение в Конвенции ООН против коррупции. Статья 13 гласит: «Государство-участник принимает надлежащие меры для содействия активному участию отдельных лиц и групп, таких как гражданское общество и неправительственные организации в предупреждении коррупции и борьбе с ней. Это участие следует укреплять, среди прочего, с помощью таких мер, как обеспечение для населения эффективного доступа к информации». Законопроект «Об общественном контроле в Республике Казахстане, в свою очередь, устанавливает государственную гарантию «на доступ субъектов общественного контроля к документам и материалам, необходимым для полноценного осуществления общественного контроля».
Важно отметить, что согласно концепции авторы законопроекта «Об общественном контроле в Республике Казахстан» поставили перед собой задачу закрепить, среди прочих, принцип «доступности информации о деятельности объектов общественного контроля» не только в форме норм-деклараций, но и в форме реально работающих юридических конструкций! Таким образом, основываясь на общих правилах формирования содержания нормативных актов, составители должны регламентировать настоящим законопроектом все элементы общественного отношения в области доступа к информации о деятельности объектов общественного контроля для его последующего применения. Стоит отметить, что отсутствие хотя бы одного элемента приводит к разрушению юридической конструкции и, соответственно, сводит на нет последующую правоприменительную практику, связанную с рассматриваемым предметом.
Настоящий законопроект, на первый взгляд, отвечает требованиям системно-структурного построения правового материала в области доступа к информации. Во-первых, в законопроекте прописаны субъекты и объекты общественного контроля, к которым согласно законопроекту относятся физические и юридические лица, обладающие правом осуществлять общественный контроль, и лица, за которыми соответственно осуществляется общественный контроль. Во-вторых, закреплены права субъектов общественного контроля: «на доступ к информации о деятельности контролируемых субъектов» и на «обращение лично с запросами к государственным органам» (статья 15 законопроекта «Об общественном контроле в Республике Казахстан»), а также закреплены обязанности объектов общественного контроля: «обеспечить доступ к информации о своей деятельности» и «предоставлять информацию по запросу объекта общественного контроля» (статья 16 законопроекта «Об общественном контроле в Республике Казахстан»).
В-третьих, авторы законопроекта позаботились и об условиях исполнения вышеуказанных прав посредством закрепления следующих «механизмов осуществления общественного контроля» (статья 12 законопроекта «Об общественном контроле в Республике Казахстан»):
1) доступа к информации о деятельности объекта общественного контроля в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в сфере доступа к информации;
2) подачи запросов.
И, наконец, составители закрепили самый важный «процессуальный» элемент правового оформления права на информацию, провозглашенный в законопроекте, как «процедуры осуществления общественного контроля» (статья 13 законопроекта «Об общественном контроле в Республике Казахстан») который, как отмечено выше, к большому сожалению, отсутствует в законопроекте «О противодействии коррупции». Настоящие процедуры делятся законопроектом на «общие» (общественные слушания, общественный мониторинг), а также на «специальные» (общественная экспертиза, общественные проверки и общественные расследования). Однако вышеуказанные процедуры представляют собой нормы, многие из которых на практике будет очень сложно применить, так как они предполагают, среди прочего, действия по сбору информации (пункты 7, 8 статьи 1 законопроекта «Об общественном контроле в Республике Казахстан»). Действие по «сбору» информации предполагает, среди прочего, обращение к объектам общественного контроля за информацией. Из-за отсутствия в национальном законодательстве, как и в рассматриваемом законопроекте, четкого правового механизма обеспечения доступа к информации, включающего в себя такие элементы, как порядок регистрации запросов и сроки предоставления информации и т.д., осуществление данного действия во многих случаях представляется невозможным. Суммируя вышеизложенное, следует констатировать факт, что в существующей редакции настоящего законопроекта юридические конструкции в области права на доступ к информации представлены не в полном составе и свидетельствуют о неполноценном правовом регулировании.
В заключение хотелось бы отдельно остановиться на отсылочной норме в законопроекте «Об общественном контроле в Республике Казахстан», проходящей красной нитью через весь текст, представленной в следующей редакции: «в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в сфере доступа к информации».
В силу отсутствия системообразующего нормативного акта в области доступа к информации и присутствия «невнятных», «осколочных» положений в различных законах, ссылаться на несуществующие требования законодательства Республики Казахстан в сфере доступа к информации, на мой взгляд, представляется, как минимум, излишним. Более того, в соответствии со статьей 46 рассмотренного законопроекта «О противодействии коррупции» наличие бланкетных и отсылочных норм в проектах нормативных правовых актов, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются сами по себе коррупциогенными факторами.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на journal.zakon.kz обязательна.
Комментарии, не относящиеся к теме сообщения, оскорбительные по отношению к другим читателям или героям публикаций и содержащие нецензурную лексику запрещены и удаляются.
ТОО «Компания ЮрИнфо», Республика Казахстан, 050004, г. Алматы, ул. Рыскулова 43-в. Многоканальный тел. (727) 380 60 61