Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Ноябрь, №11,2013
Анализ

Правовая и психологопедагогическая характеристика средств исправления осужденных и их соотношение с международными правовыми нормами (стандартами)

 

 

Правовая и психологопедагогическая характеристика средств исправления осужденных и их соотношение с международными правовыми нормами (стандартами) /В. Жамулдинов/В. Жамулдинов, Павлодарский государственный педагогический институт, доцент, к.ю.н.

 

 

Как известно, Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан, принятый в 1997 году, определил перечень средств исправления осужденных. Что, на наш взгляд, является принципиальной особенностью уголовно-исполнительного законодательства, определившего их как основные. Это явилось результатом обобщения многолетнего опыта применения в исправительных колониях различных форм, методов и способов воздействия на осужденных, которые, как нам представляется, в своей совокупности способствовали созданию своеобразной системы. Следует заметить, что средства исправления осужденных до сих пор еще не подвергались системному анализу.

Несмотря на научную ценность ряда исследований средств исправления осужденных, им, как правило, присущ один общий недостаток, который А.С. Макаренко называл ошибкой уединенного средства /1/. Беспредметными являются дискуссии относительно воспитательных свойств того или иного средства исправления, если оно рассматривается изолированно от других средств. «Никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний, – писал А.С. Макаренко. – Наказание может воспитывать раба, а иногда может воспитывать и очень хорошего человека, и очень свободного и гордого человека. Представьте себе, что в моей практике, когда стояла задача воспитывать человеческое достоинство и гордость, то я достигал этого и через наказание» /1, с. 116/.

Успешному решению поставленной задачи способствовало то, что А.С. Макаренко использовал наказание как воспитательное средство именно в системе других средств, в условиях которых оно раскрывает свои большие педагогические возможности.

В связи с этим представляется весьма актуальным системный анализ средств исправления осужденных, предполагающий их правовую, психологическую и педагогическую характеристику.

Прежде всего следует отметить, что вопрос о критериях деления средств исправления осужденных на основные и неосновные еще не поднимался в юридической и специальной литературе. Сама идея постановки теоретической проблемы обусловлена тем, что уголовно-исполнительное законодательство Республики Казахстан имеет одну из задач определения средств исправления осужденных, а также тем, что в статье 7, часть 2 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РК определен перечень средств исправления осужденных. Данная статья так и называется – «Основные средства исправления осужденных» /2, с. 4/. В названной статье законодатель перечисляет следующее: «Основными средствами исправления осужденных являются: режим, воспитательная работа, общественно-полезный труд, получение среднего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие» /3, с. 616/. Заметим, что в то же время законодатель, говоря об основных средствах, не называет другие средства исправления осужденных. Следовательно, если законодатель говорит об основных средствах, то логически можно предполагать, что имеются и неосновные средства исправления.

Если обратиться к законодательству других стран, то мы также видим те же проблемы. В частности, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в статье 9 основными средствами исправления осужденных называет: режим, воспитательная работа, общественно-полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие /4, с. 5/.

Заметим, что общественное воздействие как средство исправления осужденных впервые было включено в законодательство РК и РФ. Однако, до сих пор механизм реализации и использования данного средства не понятны. Правда, мы сделали попытку и в своих работах дали свое понятие и перечислили субъекты общественного воздействия, а также отметили их особенности /5, с. 10/. Мы же, не претендуя на полноту, все же кратко отметим, что 11 октября 1819 года в России было учреждено Попечительное о тюрьмах общество и утвержден его Устав. Правила для Попечительного общества о тюрьмах предписывали следующее:

1. В Санкт-Петербурге учреждается Общество Попечительное о тюрьмах, предметом которого будет нравственное исправление содержащихся преступников, улучшение состояния заключенных.

2. Обязанностью общества сего будет стараться о том, чтобы в тюрьмах и местах заключения вводимы были по удобности 5 средств исправления:

-   ближайший и постоянный надзор за заключенными;

-   размещение их по роду преступлений или обвинений;

-   наставление их в правилах Христианского благочестия и доброй нравственности, на оном основанной;

-   занятие их приличными упражнениями;

-   заключение провинившихся или буйствующих из них в уединенное место /5/. Мы считаем, что данный опыт работы следует использовать в процессе исправления осужденных, в особенности в закрытых исправительных учреждениях.

Что касается других стран СНГ, то большого различия в них нет. Это мы объясняем тем, что в странах СНГ общая история, ведь мы вышли из лона сталинских лагерей и тюрем, где не практиковалось решение подобных задач. К примеру, в статье 8 УИК Кыргызской Республики дано определение исправления и его основные средства. В данной статье также перечислены средства исправления осужденных, известные нам по законодательству РК и РФ /6/.

Таким образом, в процессе воспитательной работы в исправительных учреждениях могут применяться и другие, не основные средства исправления осужденных, не указанные в нормах уголовно-исполнительных кодексов вышеуказанных стран СНГ. В плане обсуждения, на наш взгляд, следует отметить, что при определении оснований деления следует принимать во внимание следующие некоторые обстоятельства и факторы.

Во-первых, следует учитывать особенности психолого-педагогического воздействия того или иного средства на сознание и поведение осужденных.

Во-вторых, необходима достаточная правовая основа, дающая практическую возможность применить и реализовать данное средство в условиях исправительных учреждений.

В-третьих, необходим высокий уровень организаторской работы, обеспечивающий практическое применение средства исправления в воспитательной работе с осужденными.

В-четвертых, постоянно учитывать и уделять внимание созданию соответствующих бытовых условий для осужденных.

В-пятых, все средства имеют общую цель – исправление осужденных, и они же выступают средством достижения этой цели.

Следовательно, поскольку основные средства исправления осужденных преследуют единую общую цель, то отмеченное обстоятельство и предопределяет ее целостный характер. Поскольку все элементы рассматриваемой системы применятся с одной главной целью – исправление осужденных, но, как мы уже отмечали ранее, достичь ее самостоятельно отдельное средство не может.

Как юрист-практик, могу заметить, что на практике в процессе применения средств исправления наблюдается некоторая специализация тех или иных средств исправления, что в процессе достижения цели исправления осужденных является необходимой предпосылкой их взаимодействия. А это опять-таки является убедительным аргументом, свидетельствующим о целостности системы средств исправления осужденных. Далее хотим отметить, что эта система является открытой и носит открытый характер. Поскольку мы считаем, по мере необходимости и возможности в будущем в нее могут включаться и другие элементы.

Такова краткая характеристика некоторых особенностей системы средств исправления осужденных.

А теперь посмотрим что об этом говорят международные правовые нормы (стандарты).

В Международном пакте о гражданских правах, в статье 10 параграф (3) указывается, что «пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание».

А Европейские тюремные правила,а именно Правило 65 параграф (г) предусматривает, что режим в тюрьме должен: «предоставлять заключенным возможность развивать навыки и умения, которые будут способствовать их успешному социальному восстановлению после освобождения».

Теперь что касается работы в тюрьме.

Об этом Правило 71 параграф (1) Минимальных стандартных правил ООН указывает, что «труд заключенных не должен приносить им страдания».

Далее следует отметить, что право заключенных на образование установлено в Основных принципах для содержания заключенных, принятых ООН в 1990 году: «Все заключенные имеют право принимать участие в культурной деятельности и получать образование для развития своей личности» /7, с. 60/.

А в Европейских тюремных правилах также указывается необходимость обеспечения заключенных возможностью учиться.

Анализ международных договоров предусматривает пять основных механизмов для поддержания контактов с внешним миром:

1. перспектива,

2. свидание,

3. телефонные разговоры,

4. отпуск с проведением дома или временное условное освобождение,

5. книги, газеты, радио и телевидение /7, с. 60-71/.

Однако самый главный вывод, который должен сделать персонал тюремной системы, – это то, что все механизмы для поддержания этих контактов лучше работают, если тюремная система организована таким образом, как подразумевается в Принципе 20, чтобы заключенных размещали в учреждениях, расположенных вблизи от их места жительства. Что, на наш взгляд, для уголовно-исполнительной системы Казахстана является трудноразрешимой проблемой /8, с. 80/. Что касается действующего Уголовно-исполнительного кодекса, то он учитывает основные принципы норм международного права, касающихся правил обращения с осужденными.

Таким образом, Казахстан, как и любая страна, стремится следовать международным правовым нормам (стандартам), при этом сохраняя индивидуальные особенности своего национального законодательства.

Представляется, что научный подход к анализу этой проблемы является весьма перспективным и актуальным и, безусловно, требует дальнейшего исследования.  

 

 

Литература

1. Макаренко А.С. Соч., М.: Просвещение, 1958. Т. 5. 511с.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан. Алматы: ЮРИСТ, 2010. 84 с.

3. Victor Nikolayevich Zhamuldinov and Oirat Tleubergenovich Kabzhamitov. Some Words about the Correctional Education Problems of Prisoners. Middle-East Journal of Scientific Research 13(5):616-620, 2013.

4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М.: «Проспект», 2010. 112 с.

5. Жамулдинов В.Н. Общественное воздействие как одно из средств исправления осужденных (теория и практика). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Алматы. 2010 г. 30 с.

6. Дело об учреждении Комитета общества попечительного о тюрьмах. РГИА.1819, фонд 1287, опись 11, дело 1858.

7. Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики от 13 декабря 1999 г. г. Бишкек.

8. Тюрьмы и Права Человека. Справочник издан Международной организацией «Penal Reform International», Главное управление исполнения наказаний Министерства внутренних дел Российской Федерации и Рязанский институт права и экономики МВД РФ. 1996 г. 127 с.

 

References

1. Makarenko A.S. Sochi, M.: Prosveshchenie, 1958. T. 5. 511s.

2. Ugolovno-ispolnitel’nyy Kodeks Respubliki Kazakhstan. Almaty: URIST, 2010. 84s.

3. Victor Nikolayevich Zhamuldinov and Oirat Tleubergenovich Kabzhamitov.Some Words about the Correctional Education Problems of Prisoners. Middle-East Journal of Scientific Research 13(5):616-620, 2013.

4. Ugolovno-ispolnitel’nyy Kodeks Rossiyskoy Federatsii. M.: “Prospect”, 2010. 112s.

5. Zhamuldinov V.N. Obshchestvennoe vozdeistvie kak odno iz sredstv ispravleniya osuzhdennyh (teoriya I praktika). Avtoref. Dis. … kand. urid. nauk. Almaty, 2010. 30 s.

6. Delo ob uchrezhdenii Komiteta obshchestva popechitel’nogo o tur’mah. RGIA. 1819, fond 1287, opis’ 11, delo 1858.

7. Ugolovno-ispolnitel’nyy Kodeks Kyrgyzskoy Respubliki ot 13 dekabrya 1999g. g. Bishkek.

8. Tur’my I Prava Cheloveka. Spravochnik izdan Mezhdunarodnoy orfanizachiey «Penal Reform International», Glavnoe upravlenie ispolneniya nakazaniy Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii I Ryazanskiy institute prava i economiki MVD RF. 1996. 127 s.

 

 

Здесь должны быть комментарий