Информационно-аналитический
отдел Аппарата Сената
Сектор государственного строительства
Информация
к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в Закон
Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» по вопросам
совершенствования нормотворческой деятельности»
Правительством
Республики Казахстан в Мажилис Парламента Республики Казахстан представлен проект
Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в
Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» по вопросам
совершенствования нормотворческой деятельности».
Основная цель законопроекта - совершенствование законотворческой
деятельности и восполнение некоторых существующих пробелов в определении
понятий действующего Закона.
Казахстан, одним из первых государств на постсоветском пространстве, в
марте 1998 года принял Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых
актах». Изменения в Закон вносились в 2001, 2002 и
2004 годах.
Если проследить за динамикой поправок в действующий Закон, то несложно
увидеть, что внесенные изменения и дополнения были продиктованы объективной
общественной необходимостью на основе правоприменительной практики.
Особенностью изменений, внесенных в Закон
в 2001 году, явилось установление статуса кодифицированного акта (кодекса) в
иерархии нормативных правовых актов. Кодекс - не просто закон, а закон,
объединяющий систему норм определенной отрасли права.
Одним из основных положений Закона 2002 года были изменения, направленные на обязательность проведения
научной экспертизы по проектам конституционных законов и кодексов, а также
законодательных актов по внесению изменений и дополнений в них.
В новой редакции статьи 18, предложенной
изменениями в действующий Закон в марте 2004 года, были предусмотрены более
жесткие требования к содержанию и стилю текста Закона.
Огромное количество действующих законодательных актов, как правило,
разрабатываются различными государственными органами. Процесс законотворчества
последних лет характеризовался, в основном, активным внесением изменений и
дополнений в принятые законодательные акты. Это было вызвано стремлением
устранить отдельные недоработки и недостатки действующего законодательства.
Необходимость внесения изменений и дополнений объясняется тем, что
принятые в последние несколько лет отдельные законодательные акты не
согласуются, вступают в противоречие с ранее принятыми, страдают повторами, а
отсутствие единообразия в применяемой терминологии усложняет работу
правоприменителя.
Так, одной из причин внесения дополнений в статью
1 является то, что по используемым в действующем Законе терминам «эталонный
контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан» и
«Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан» в свое
время не были даны определения.
Нередко в качестве разработчиков законопроектов, используя право
законодательной инициативы, выступают сами депутаты. Зачастую, из-за нехватки
времени проекты, разработанные депутатами, отражают узкогрупповой или
корпоративный интересы, не подкреплены заключением Правительства, а их качество
оставляет желать лучшего. Реализация отдельных законов, инициируемых
депутатами, невозможна из-за отсутствия финансовых ресурсов. В этой ситуации,
предлагаемое дополнение в статью 14 «Порядок
разработки проекта нормативного правового акта» о включении в рабочую группу по
подготовке законопроектов депутатов Парламента и представителей общественных
объединений, представляется актуальным.
Кроме того, принятие данного предложения позволило бы Правительству,
как основному инициатору законопроектов, избежать обвинений в свой адрес со
стороны народных избранников в необоснованном торможении законодательной
инициативы депутатов. Такой упрек о нереализованных возможностях в сфере
депутатской законодательной инициативы прозвучал в докладе Председателя
Мажилиса на закрытии очередной сессии Парламента Республики Казахстан. В этом
плане были названы проекты законов, инициированные депутатами, «О защите прав
потребителей», «Об охране материнства и детства», «О ветеранах».
Изменение в статью 17 действующего Закона
вызвано терминологическим несовершенством законодательства и направлено на
упорядочение правовой терминологии, что позволит избежать разночтения терминов
в различных законодательных актах.
С учетом правоприменительной практики внесены изменения и дополнения в
статьи 19, 28 и 47 действующего Закона. Данные поправки направлены на
устранение отдельных пробелов (ст.19), конкретизацию нормы (ст.28), а также на
установление порядка учета и ведения Государственного реестра нормативных
правовых актов (ст.47).
Таким образом, данным законопроектом предложено:
• для единообразия терминологии законодательства Республики Казахстан
ввести требование о соответствии терминов и определений, используемых в
нормативных правовых актах, терминам и определениям, применяемым в вышестоящих
нормативных правовых актах одного уровня, введенных в действие ранее;
• во избежание дублирования норм ввести требование о недопущении
воспроизведения отдельных положений нормативных правовых актов одного уровня;
• предоставлять право депутатам Парламента участвовать в рабочих
группах по подготовке нормативных правовых актов на любой стадии.
Принимая во внимание, что создание механизма правового обеспечения
стратегических целей и задач развития общества взаимосвязано с
совершенствованием нормотворческой деятельности, можно предположить, что
законодатель еще не раз будет вынужден возвратиться к Закону
«О нормативных правовых актах».