Rambler's Top100
Журнал ЮРИСТ

Авторы журнала «Юрист» – специалисты в различных областях юриспруденции, руководители ведомств, ученые и практики. Здесь публикуются статьи отечественных и зарубежных экспертов; консультации и интервью; исторические материалы и многое другое. Публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной юриспруденции. По вопросам, которые могут быть интересны широкому кругу юридической общественности, на страницах «ЮРИСТа» можете выступить и Вы. Среди наших читателей – юристы, работники правоохранительных органов, финансисты и экономисты, депутаты, промышленники и предприниматели Республики Казахстан.

Новости на Zakon.kz

Юридический форум

Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»
В настоящее время юридические статьи публикуются в Библиотеке Параграфа
Август, № 8,2005
Анализ
Информационно-аналитический отдел Аппарата Сената

Информационно-аналитический отдел Аппарата Сената


Сектор государственного строительства

 

Информация к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» по вопросам совершенствования нормотворческой деятельности»

 

Правительством Республики Казахстан в Мажилис Парламента Республики Казахстан представлен проект Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» по вопросам совершенствования нормотворческой деятельности».

Основная цель законопроекта - совершенствование законотворческой деятельности и восполнение некоторых существующих пробелов в определении понятий действующего Закона.

Казахстан, одним из первых государств на постсоветском пространстве, в марте 1998 года принял Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах». Изменения в Закон вносились в 2001, 2002 и 2004 годах.

Если проследить за динамикой поправок в действующий Закон, то несложно увидеть, что внесенные изменения и дополнения были продиктованы объективной общественной необходимостью на основе правоприменительной практики.

Особенностью изменений, внесенных в Закон в 2001 году, явилось установление статуса кодифицированного акта (кодекса) в иерархии нормативных правовых актов. Кодекс - не просто закон, а закон, объединяющий систему норм определенной отрасли права.

Одним из основных положений Закона 2002 года были изменения, направленные на обязательность проведения научной экспертизы по проектам конституционных законов и кодексов, а также законодательных актов по внесению изменений и дополнений в них.

В новой редакции статьи 18, предложенной изменениями в действующий Закон в марте 2004 года, были предусмотрены более жесткие требования к содержанию и стилю текста Закона.

Огромное количество действующих законодательных актов, как правило, разрабатываются различными государственными органами. Процесс законотворчества последних лет характеризовался, в основном, активным внесением изменений и дополнений в принятые законодательные акты. Это было вызвано стремлением устранить отдельные недоработки и недостатки действующего законодательства.

Необходимость внесения изменений и дополнений объясняется тем, что принятые в последние несколько лет отдельные законодательные акты не согласуются, вступают в противоречие с ранее принятыми, страдают повторами, а отсутствие единообразия в применяемой терминологии усложняет работу правоприменителя.

Так, одной из причин внесения дополнений в статью 1 является то, что по используемым в действующем Законе терминам «эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан» и «Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан» в свое время не были даны определения.

Нередко в качестве разработчиков законопроектов, используя право законодательной инициативы, выступают сами депутаты. Зачастую, из-за нехватки времени проекты, разработанные депутатами, отражают узкогрупповой или корпоративный интересы, не подкреплены заключением Правительства, а их качество оставляет желать лучшего. Реализация отдельных законов, инициируемых депутатами, невозможна из-за отсутствия финансовых ресурсов. В этой ситуации, предлагаемое дополнение в статью 14 «Порядок разработки проекта нормативного правового акта» о включении в рабочую группу по подготовке законопроектов депутатов Парламента и представителей общественных объединений, представляется актуальным.

Кроме того, принятие данного предложения позволило бы Правительству, как основному инициатору законопроектов, избежать обвинений в свой адрес со стороны народных избранников в необоснованном торможении законодательной инициативы депутатов. Такой упрек о нереализованных возможностях в сфере депутатской законодательной инициативы прозвучал в докладе Председателя Мажилиса на закрытии очередной сессии Парламента Республики Казахстан. В этом плане были названы проекты законов, инициированные депутатами, «О защите прав потребителей», «Об охране материнства и детства», «О ветеранах».

Изменение в статью 17 действующего Закона вызвано терминологическим несовершенством законодательства и направлено на упорядочение правовой терминологии, что позволит избежать разночтения терминов в различных законодательных актах.

С учетом правоприменительной практики внесены изменения и дополнения в статьи 19, 28 и 47 действующего Закона. Данные поправки направлены на устранение отдельных пробелов (ст.19), конкретизацию нормы (ст.28), а также на установление порядка учета и ведения Государственного реестра нормативных правовых актов (ст.47).

Таким образом, данным законопроектом предложено:

• для единообразия терминологии законодательства Республики Казахстан ввести требование о соответствии терминов и определений, используемых в нормативных правовых актах, терминам и определениям, применяемым в вышестоящих нормативных правовых актах одного уровня, введенных в действие ранее;

• во избежание дублирования норм ввести требование о недопущении воспроизведения отдельных положений нормативных правовых актов одного уровня;

• предоставлять право депутатам Парламента участвовать в рабочих группах по подготовке нормативных правовых актов на любой стадии.

Принимая во внимание, что создание механизма правового обеспечения стратегических целей и задач развития общества взаимосвязано с совершенствованием нормотворческой деятельности, можно предположить, что законодатель еще не раз будет вынужден возвратиться к Закону «О нормативных правовых актах».

Здесь должны быть комментарий