Некоторые
вопросы, связанные с арбитражными соглашениями
в международном коммерческом арбитраже
«Арбитражное (третейское) разбирательство является широко признанным механизмом альтернативного разрешения споров». Это утверждение, содержащееся в регламенте Казахстанского международного арбитража, вряд ли может быть сегодня оспорено. Однако с одним из основных понятий, относящихся к арбитражу вообще и международному коммерческому арбитражу, в частности, а именно с арбитражным соглашением, связан ряд дискуссионных вопросов, изучал которые начальник юридического отдела ТОО «Алрун» Е. ЕСИМХАНОВ.
А. ДИДЕНКО, доктор юридических наук, профессор, Е. НЕСТЕРОВА, старший преподаватель КазГЮУ
Вопрос о влиянии изменений законодательства на права и обязанности участников гражданских правоотношений не был предметом комплексного научного рассмотрения. Подвергались анализу центральные блоки этой проблемы: об обратной силе гражданского законодательства, о соотношении договора и законодательства и о принципе стабильности законодательства. Между тем развивающаяся рыночная практика показала, что отдельные, казалось бы, периферийные вопросы приобрели актуальное звучание, и то, что ранее было малозначимым, стало затрагивать серьезные интересы участников правоотношений. Все это заставляет более широко посмотреть на зависимость гражданского правоотношения от законодательства с учетом не заметных или не замеченных прежде деталей.
Анатолий Алексеевич Матюхин, ректор Академии юриспруденции - Высшей школа права «Аділет»
Доктор юридических наук, профессор АЮ - ВШП «Аділет». Является одним из видных казахстанских специалистов в области философии и методологии права, теории права и государства, истории политических и правовых учений. Награжден Почетной грамотой Республики Казахстан, юбилейной медалью «Казакстан Конституциясына «10 жыл», отмечен Благодарностью Президента РК.
Тематика исполнительного производства стала актуальной в связи с проводимыми в общественных кругах Казахстана дебатами, которые практически способствовали тому, что и исполнительная система Республики Казахстан уже соответствует (но еще не в полной мере) меняющимся общественным отношениям, правовым, социальным, политическим и культурным реформам, проводимым в республике. Точка зрения магистранта АЮ «Высшая школа права «Адилет» Е. ГОРЯЕВОЙ.
Принцип
состязательности при пересмотре судебных актов
в порядке надзорного производства
Старший преподаватель Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева Е. ЕГЕМБЕРДИЕВ, проанализировав действующее законодательство и теоретические положения института надзорного производства по гражданским делам, выявил, насколько возможна реализация принципа состязательности на этой стадии гражданского процесса, что является одним из показателей составляющих развитие демократической и правовой основы любого государства.
Субъекты
и объекты прав хозяйственного ведения
и оперативного управления
Юрист К. РАЗИЕВ
Как известно, право собственности в системе гражданского права является одним из определяющих и главенствующих среди вещных прав. Институт права хозяйственного ведения является одним из институтов гражданского права, и поэтому понятие, значение и роль этого института определены статьями 102-103, главой 10 Гражданского кодекса РК, в специальном Законе РК от 19.06.1995 г. № 2335 «О государственном предприятии» и в ряде подзаконных актов.
Право собственности - центральный институт юриспруденции; своеобразный краеугольный камень всей правовой системы, основанной на рыночных отношениях. Трудно переоценить значимость данного института. Практически существующая модель права собственности функционирует без каких-либо явных проблем. Между тем, возможно, данная модель не является полным и адекватным отражением идеи права собственности. Настоящая статья - попытка поставить некоторые вопросы о сущности права собственности. Цель настоящей статьи - не критика ради критики, а обозначение и решение возможных проблем. Автор юрист Б. КАДЫРОВ считает, что это даст больший эффект, чем простое формулирование некоторых теоретических положений.
Система государственного управления
в Великобритании
В настоящее время в республике продолжается масштабное реформирование системы государственного управления, успешное завершение которого позволит создать эффективно функционирующую систему государственного управления на всех уровнях власти, определить их функции и полномочия, обеспечить системную и слаженную работу различных ведомств.
С этого номера редакция журнала и Казахстанский институт стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК намерены опубликовать серию материалов о зарубежном опыте функционирования системы государственного управления с целью систематизировать, изучить и обобщить мировой опыт. Авторами этой статьи являются первый заместитель директора Института современной экономики и политики при Фонде первого Президента РК А. ШОМАНОВ, зав. отделом КИСИ при Президенте РК А. МОРОЗОВ, ведущий научный сотрудник КИСИ при Президенте РК А. ТАСТЕНОВ.
Короткая справка.
Конституция Китая действует с 4 декабря 1982 года.
Форма государственного устройства Китая - республика.
Глава государства Китая - председатель, избирается Всекитайским собранием народных представителей на 5 лет.
Глава правительства Китая - премьер Государственного совета, назначается председателем.
Законодательный орган Китая - Всекитайское собрание народных представителей (2979 мест), избирается всенародно на 5 лет.
Административно-территориальное деление Китая:
Вопросы
приватизации и реституции
в практике Конституционного суда Российской Федерации
В последнее время вопросы приватизации достаточно часто обсуждаются на страницах периодической печати. Полемика ведется примерно в двух направлениях - возможна ли отмена или пересмотр итогов приватизации 1993-2003 годов, каким образом могут быть задействованы в этом механизмы реституции. На страницах специальной юридической литературы довольно часто в сферу обсуждения вовлекается вопрос о возможности деприватизации (т.е. о возвращении имущества, перешедшего в порядке приватизации в частную собственность, обратно в государственную и муниципальную собственность). Среди возможных способов такой деприватизации упоминается, в частности, признание сделок приватизации недействительными и применение последствий их недействительности - двусторонней реституции /1/ (статьи 167, 168, 181 ГК РФ). Об этом статья Л. КРАСАВЧИКОВА.
Развитие
нормативно-правовой базы в области обращения с отходами
в Республике Казахстан
Известно, что в результате деятельности предприятий горно-металлургического комплекса на территории Казахстана скопилось более 20 млрд. тонн промышленных отходов при ежегодном поступлении около 1 млрд. тонн, зачастую чрезвычайно токсичных, размещенных в неприспособленных для хранения местах. Годовой объем образования токсичных отходов в республике составляет 84,4 млн. тонн, из них 63% - отходы цветной металлургии. Они сосредоточены преимущественно в Карагандинской - 29,4%, Восточно-Казахстанской - 25,7%, Костанайской - 17% и Павлодарской - 14,6% областях (см. портал UNDP. Environment and sustainable development in Centra Asia - Казахстан). Совершенствование экономических механизмов управления отходами в Казахстане обсуждали участники «круглого стола», проходившего в октябре в Алматы. Целью обсуждений стало содействие разработке экологического кодекса и программы управления отходами в РК. В ходе дебатов участники определили экономические рычаги стимулирования и управления промышленными и муниципальными отходами. А по итогам были приняты рекомендации Правительству РК для дальнейшего совершенствования экологического законодательства. Эксперты по законодательству проекта ПРООН в области отходов менеджер ЦУПП В. БАТУРА, д.ю.н., профессор Э. МУХАМЕДЖАНОВ, к.ю.н, доцент Л. ЕРКИНБАЕВА считают, что комплексное решение данной проблемы возможно лишь при условии последовательного развития всей нормативно-правовой базы в области обращения с отходами. Однако их мнение может и не совпадать с точкой зрения ПРООН.
ПРИМЕНЕНИЕ
СУДАМИ
ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В казахстанской судебной практике постоянно растет число споров, объектом которых является земля. Это вызвано активным вовлечением земли в товарооборот, изменением жилищной политики государства, коренным обновлением земельного законодательства. Указанные процессы сопровождаются возникновением новых конфликтных ситуаций, разногласий и споров о правах на землю. Сложившуюся судебную практику обобщает судья Уральского городского суда С. ЯКОВЛЕВА.
Информационно-аналитический
отдел
аппарата Сената
Сводно-аналитический сектор
Правительством Республики Казахстан в Мажилис Парламента Республики Казахстан представлен проект закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам субсидий, компенсационных и антидемпинговых мер». Законопроект разработан в целях приведения Закона Республики Казахстан «О субсидиях и компенсационных мерах» в соответствие с Соглашением Всемирной торговой организации по субсидиям и компенсационным мерам и Закона Республики Казахстан «Об антидемпинговых мерах» в соответствие с Соглашением Всемирной торговой организации по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
Информационно-аналитический
отдел
аппарата Сената
Сводно-аналитический сектор
Правительством Республики Казахстан в Мажилис Парламента Республики Казахстан представлен проект закона Республики Казахстан «О государственной монополии».
Проект закона направлен на совершенствование правовых основ государственного контроля и регулирования деятельности, отнесенной к сфере государственной монополии. Законопроект позволит разграничить неоднозначное толкование понятий сфер государственной монополии и исключительного права, относящегося к функции государства в Республике Казахстан.
Законопроектом предлагается установить порядок осуществления контроля и регулирования деятельности в сфере государственной монополии уполномоченным органом, а также закрепить функции уполномоченного органа при его осуществлении.
Информационно-аналитический
отдел аппарата Сената
Сводно-аналитический сектор
Правительством Республики Казахстан в Мажилис Парламента Республики Казахстан представлен проект закона Республики Казахстан «О внесении изменения и дополнений в Закон Республики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан». Законопроект разработан в целях приведения национального законодательства Республики Казахстан в соответствие с требованиями Международной организации гражданской авиации (International Civil Aviation Organisation, далее - ИКАО).
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на journal.zakon.kz обязательна.
Комментарии, не относящиеся к теме сообщения, оскорбительные по отношению к другим читателям или героям публикаций и содержащие нецензурную лексику запрещены и удаляются.
ТОО «Компания ЮрИнфо», Республика Казахстан, 050004, г. Алматы, ул. Рыскулова 43-в. Многоканальный тел. (727) 380 60 61