Сегодня гость номера - профессор гражданского права Тартуского университета и руководитель Института частного права Пауль Варул. Крупный специалист по гражданскому праву, он активно участвовал в создании правовой системы Эстонии, будучи в 1992-2001 годах председателем головной комиссии по разработке гражданского законодательства, а в 1995-1999годах министром юстиции. В 2003-2009 участвовал в разработке DCFR («Draft Common Frame of Reference. Principles, Definitions and Model Rules of European private Law»), являясь членом-учредителем Европейского Юридического института и членом Международного института права несостоятельности. Кроме того, Пауль Варул руководит рабочей группой, которая составляет комментарии к гражданскому кодексу, а надо сказать, что их вышло уже четыре тома - около 3000 страниц!
«Мой научный интерес связан, прежде всего, с гражданским правом (общие вопросы, договорное право, вещное право) и правом несостоятельности, - уточняет г-н Варул. - Одновременно я являюсь партнёром и присяжным поверенным Адвокатского бюро VARUL, которое имеет офисы в Эстонии, Латвии и Литве. Таким образом, стараюсь объединить теорию с практикой».
12 июля 2013 года в г. Алматы под председательством Министра юстиции Республики Казахстан г-на Имашева Б.М. состоялся «круглый стол» на тему «Перспективы создания Международного центра арбитража в рамках Таможенного союза Единого экономического пространства». В «круглом столе», организованном Министерством юстиции совместно с Национальной экономической палатой «Союз «Атамекен», приняли участие представители государственных органов, бизнес-сообщества, арбитражных и третейских органов, а также ученые. Предметом рассмотрения были вопросы эффективной защиты интересов казахстанского бизнеса в рамках создаваемого экономического интеграционного союза. Участники обсудили проект Концепции создания Международного Третейского суда, представленный российской стороной на заседании Совета Евразийской экономической комиссии 16 мая 2013 года. По итогам мероприятия была выработана консолидированная позиция относительно перспектив создания предложенного международного органа по разрешению споров. Предлагаем вашему вниманию несколько интересных докладов, прозвучавших в ходе конференции.
М. Сулейменов, директор НИИ частного права Каспийского общественного университета, академик НАН РК, доктор юридических наук, профессор
Е. Нестерова, к.ю.н., доцент КОУ, ведущий научный сотрудник Института законодательства РК
Прежде всего мне хочется выразить слова благодарности организаторам «круглого стола» за приглашение для участия в обсуждении столь актуального вопроса, связанного с организацией эффективного механизма разрешения экономических споров и созданием арбитражного центра, который бы пользовался равным авторитетом и доверием среди предпринимателей из разных стран. В своем выступлении я попытаюсь проанализировать заявленные в рассматриваемой концепции конкурентные преимущества предполагаемого Арбитражного центра с позиций казахстанской правовой действительности.
Дм. Братусь, к.ю.н., ведущий научный сотрудник Института законодательства Министерства юстиции Республики Казахстан
Появлению нового авторитетного надгосударственного института, обеспечивающего эффективное разрешение споров, можно только радоваться. Поэтому планируемое создание Международного центра арбитража под эгидой Беларуси, Казахстана и России - отрадная перспектива. Есть ряд принципиальных и технических вопросов, решение которых, думается, будет способствовать большему взаимопониманию и скорейшему достижению намеченных целей. Принципиальное уточнение - одно. Не вполне понятно стремление разработчиков проекта ограничить институциональную основу арбитража рамками Таможенного союза (ТС). Не вполне понятно даже с учетом оговорки: «Международный договор должен быть открыт для подписания другими государствами» (абз. 3 части III Концепции /2/). Напомню: если в Таможенный союз на сегодняшний день входит только три государства, то участниками, например, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), кроме Беларуси, Казахстана и России, являются также Кыргызстан и Таджикистан, а наблюдателями - Армения, Молдова и Украина. В качестве объективной потребности декларируется и доказывается необходимость Единого экономического пространства ЕврАзЭС. Тогда почему общее правовое пространство - законодательство и правоприменительная практика - моделируется ограниченно: Международный центр арбитража Таможенного союза, но не ЕврАзЭС? Почему? Конечно, представители уполномоченных государственных органов и специалисты, работающие в названных наднациональных структурах, лучше понимают динамику интеграционных процессов, инвестиционную привлекательность объединяющихся регионов, степень готовности отдельных государств постсоветского пространства к сотрудничеству.
Ж. Жакупов, президент ОО «Международный правозащитный центр», председатель правления ОО «Реформа в уголовно-исправительной системе», член-корреспондент Международной академии информатизации, тренер-медиатор
Одной из целей организации Содружества Независимых Государств является мирное разрешение споров и конфликтов между государствами - участниками организации. Заключение и принятие государствами СНГ Договора о зоне свободной торговли требует рассмотрения и решения вопросов практической реализации порядка разрешения споров.
Все большую актуальность и важность приобретают альтернативные способы разрешения споров, среди которых особое место занимают примирительные процедуры с участием посредника. Необходимо изучение и анализ порядка разрешения споров в примирительной процедуре в странах СНГ и зарубежных странах для разработки и применения международных инструментов.
Ж. Онлашева, Мажилис Парламента РК, кандидат юридических наук
Большим шагом можно назвать запуск Министерством юстиции сайта, на котором представлены тексты всех действующих нормативных правовых актов Казахстана. Однако применение законов невозможно без уяснения смысла, что делает вопрос толкования законодательной властью, органом-разработчиком или же учеными-правоведами одним из самых актуальных в законотворческой и правоприменительной практике.
В этой сфере можно констатировать, что в Казахстане не прижилась ни практика аутентического толкования, даваемого законодательною властью, ни традиция доктринального толкования, которое осуществляется учеными правоведами в виде комментариев действующего законодательства. При этом пробелом в законодательстве остается вопрос - кто из государственных органов должен толковать законы для граждан сразу же после вступления его в силу, поскольку прокуратура разъясняет содержание закона только при наличии достаточных оснований полагать, что незнание или неправильное понимание законов физическими либо юридическими лицами может повлечь нарушения законов либо прав и свобод гражданина. Кроме того, возникает вопрос - на основании какого толкования дается разъяснение законов прокурорами? На этом фоне государство должно поддержать и развивать практику написания комментариев к законам с размещением их на сайтах уполномоченных государственных органов.
Материал подготовлен для выступления на Международной научно-практической конференции в рамках ежегодных цивилистических чтений «Гражданское право и корпоративные отношения», посвященной 90-летию Юрия Григорьевича Басина.
С. Климкин, к.ю.н., академический профессор КОУ
24 декабря 2012 г. принят Закон РК № 60-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств». Всего этим законом внесены поправки в пятьдесят три законодательных акта. При этом многие из них не имеют сколько-нибудь серьезного юридического значения и связаны, например, лишь с изменением используемой терминологии. Например, слова «Государственный реестр юридических лиц» заменены словами «Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров», или слова «Свидетельство о государственной регистрации» - на слова «Справка о государственной регистрации».
К международной научно-практической конференции на тему «Административная юстиция: специализация и упрощение судопроизводства, повышение эффективности правовой защиты».
К. Дуйсембиев, председатель специализированного межрайонного административного суда города Астаны
М. Ахметбекова, судья Шахтинского городского суда Карагандинской области
Брак как социальное явление на протяжении всего существования человечества является феноменом, не поддающимся однозначному восприятию, это всегда компромисс между природой и обществом. Тем не менее брак по-прежнему востребован, какова бы ни была его форма, супружеский союз высоко ценится во всех обществах. Необходимо отметить, что все общества проводят различие между супружеским союзом и внебрачным сожительством, а юридические последствия брака намного превосходят юридические последствия внебрачной связи.
Целью брачного союза по-прежнему считается продолжение рода, во многих традиционных обществах брак считается действительным лишь с момента рождения первого ребенка.
Согласно Закону Республики Казахстан «О браке и семье» брак - равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном и полном согласии сторон в установленном законом порядке, с целью создания семьи, порождающий имущественные и личные неимущественные отношения между супругами. Отрицательный подход к нормативному закреплению понятия брака был характерен на протяжении длительного времени. В современной юридической литературе неоднократно высказывались мысли о том, что отсутствие законодательно установленного определения брака связано с тем, что брак является сложным комплексным социальным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту определения брака только с позиций права, тем более что духовные и физические элементы брака не могут регулироваться правом.
О. Сушкова, ст. преподаватель кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, к.ю.н.
Давно известная позиция, согласно которой система интеллектуальной собственности работает только на пользу развитым странам и зарубежным компаниям и может лишь помешать экономическому росту развивающихся или менее развитых стран, продолжает находить отклик в ряде стран и сообществ. В частности, интеллектуальная собственность способствует инновациям и создает благоприятную среду для прямых иностранных инвестиций и международной торговли товарами и услугами. Интеллектуальная собственность также играет важную роль в развитии экономики, предоставляя основу для передачи технологий и развития местной промышленности. Все вышеупомянутое необходимо для устойчивого экономического роста и производства сопутствующих благ в областях, затрагивающих общественные интересы, в том числе в здравоохранении, охране окружающей среды, сфере продовольственной безопасности. Роль интеллектуальной собственности в экономическом росте и развитии не до конца еще понята и оценена в некоторых отраслях и государствах, в особенности в развивающихся странах. Такая недооцененность - результат низкой осведомленности о значении инноваций и интеллектуальной собственности в среде бизнеса, науки и государственного управления.
Л. Махметова, директор департамента экологического права ТОО «Юридическая фирма «GRATA»
Одним из важнейших направлений охраны окружающей среды является рациональная организация процесса управления отходами производства и потребления. Важную роль в этом процессе играет экономическое стимулирование внедрения малоотходных и безотходных технологий, переработки отходов в целях их обезвреживания и утилизации. В настоящее время в законодательстве РК предусмотрены механизмы, направленные на решение указанных задач, однако они недостаточно эффективны. Причины, на наш взгляд, заключаются в отсутствии последовательности в правовом регулировании, а также в наличии множества коллизий, которые в конечном итоге приводят к неопределенности правовых норм и возникновению дополнительных рисков для природопользователей. Такая неопределенность, помимо прочего, является и серьезным коррупциогенным фактором. В этой связи мы попытались разработать свои рекомендации по совершенствованию законодательства РК в части обращения с отходами производства и потребления.
А. Уромбаева, старший преподаватель кафедры гражданского права Казахского гуманитарно-юридического университета, магистр юриспруденции
Перечень юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, является исчерпывающим. Их всего четыре. Это государственное предприятие, хозяйственное товарищество, акционерное общество и производственный кооператив (см. п. 2 ст. 34 ГК). Государственное предприятие подразделяется на два вида: основанное на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (см. п. 1 ст. 102 ГК).
Понятия коммерческой и некоммерческой организации даны в п. 1 ст. 34 ГК: «Юридическим лицом может быть организация, преследующая извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности (коммерческая организация) либо не имеющая извлечение дохода в качестве такой цели и не распределяющая полученный чистый доход между участниками (некоммерческая организация)».
Из этой нормы попытаемся выделить отдельно понятие коммерческой организации и некоммерческой организации. Коммерческая организация - юридическое лицо, преследующая в качестве основной цели своей деятельности, извлечение дохода. Некоммерческая организация - юридическое лицо, не имеющее в качестве основной целью своей деятельности извлечение дохода и не распределяющий чистый доход между участниками.
Е. Хамидуллина, магистрант юридического факультета Казахского национального университета им. аль-Фараби, помощник юриста ТОО «Юридическая фирма «AEQUITAS»
Для понимания особенностей корпоративного права очень важным представляется вопрос определения юридического термина «корпорация», понимание специфических свойств и признаков данного вида юридического лица. В науке гражданского права существует большое количество мнений ученых в отношении понятия «корпорации». Данный термин в Казахстане стал употребляться сравнительно недавно, поскольку «корпорации» в качестве правовой категории больше известны в англосаксонской системе права. Поэтому считаем целесообразным обратиться к истории вопроса для того, чтобы проанализировать и осмыслить этапы зарождения корпорации как юридического лица, а также понять сущность самого понятия «корпорация».
Г. Туленова, старший научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан»
Статья 25 Конституции Республики Казахстан гарантирует гражданам неприкосновенность их жилища, а также устанавливает, что не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда. В этой связи гражданин может быть выселен из жилища в судебном порядке лишь при наличии оснований, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. Проблема принудительного выселения из жилища в Республике Казахстан стала предметом изучения специального докладчика Организации Объединенных Наций по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный уровень в период с 6 по 13 сентября 2010 года.
А. Кужербаев, руководитель управления ведомственного контроля Налогового департамента по Актюбинской области, магистрант Казахско-русского международного университета по специальности «юриспруденция»
Залог как один из гражданско-правовых институтов имеет многовековую историю со времен римского права. Согласно римскому праву имущество должника (например, закладываемое имение) передавалось по манципации в собственность залоговому кредитору, при этом между сторонами заключалось соглашение, по которому залоговый кредитор принимал на себя обязанность в случае своевременной уплаты долга возвратить предмет залога должнику. Должник обеспечивал долговое обязательство, передавая в собственность кредитору свое имущество. Учитывая, что такие отношения могли строиться только на доверии (fides), этот вид залога получил наименование фидуции. Фидуциарные договоры залога сохранили свое значение и в настоящее время, например в англо-американском праве. Залог в форме фидуции продолжал существовать и в классическую эпоху римского права, но преобладающее развитие получили такие формы залога, как пигнус (pignus) и ипотека (hypotheca) /1/. При залоге в форме пигнуса должник передавал свое имущество не в собственность, а во владение кредитора, сохраняя за собой право пользования вещью, например, в качестве арендатора.
Т. Андреева, заместитель председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации, к.ю.н.
Конституция Российской Федерации (статья 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в том числе право на обжалование в суд любых решений и действий (бездействия) органов публичной власти.
Реализация конституционного права на обращение в суд в целях защиты прав граждан и организаций (частных лиц) в их отношениях с органами публичной власти (администрацией) осуществляется путем судебного контроля за решениями и действиями администрации, что является сутью административной юстиции как механизма реальной защиты и восстановления нарушенного права частных лиц.
При этом каждая правовая система сама решает, каким образом организовать защиту прав частных лиц в их отношениях с администрацией, создавать ли для этого специализированные органы (например, административные суды) или нет, какие уровни защиты устанавливать. Но, безусловно, значимым для любой правовой системы является требование об эффективности и действенности такой защиты.
М. Смокович, судья Высшего административного суда Украины, секретарь пленума Высшего административного суда Украины, научный секретарь Научно-консультационного совета при Высшем административном суде Украины, кандидат юридических наук
Вот уже в течение почти двадцати двух лет в Украине происходит постепенная переоценка, переосмысление идейных ценностей и правовых положений, а также реформирование правовых отношений и институтов, созданных еще во времена бывшего СССР.
Как свидетельствует анализ положений Конституции Украины, наша страна взяла на себя обязанность соблюдать требования, предъявляемые к государству, которое признает себя «связанной правом» /1/. Главным же признаком такого государства является гарантированность и способность обеспечения защиты прав человека от возможных неправомерных действий субъекта, наделенного властными полномочиями.
Важное значение в этой связи приобретает деятельность судов по защите прав граждан от нарушений их в публично-правовой сфере.
Обсуждение вопроса о создании в Украине судов, способных взять на себя такую защиту, имело очень длительную стадию дискуссий, прежде чем необходимость в создании системы административных судов получила официальное признание: сначала на уровне концепции, а впоследствии и на законодательном уровне.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на journal.zakon.kz обязательна.
Комментарии, не относящиеся к теме сообщения, оскорбительные по отношению к другим читателям или героям публикаций и содержащие нецензурную лексику запрещены и удаляются.
ТОО «Компания ЮрИнфо», Республика Казахстан, 050004, г. Алматы, ул. Рыскулова 43-в. Многоканальный тел. (727) 380 60 61